По данным ФФОМС в 2016 году в целом по Российской Федерации проведено 5.1 млн. экспертиз качества медицинской помощи. Основным нарушением условий договоров об оказании медицинской помощи при проведении экспертизы является оказание медицинской помощи ненадлежащего качества. Анализ данных за отчетный период показал, что в структуре основных нарушений это имеет наибольший удельный вес (67,6 %), из них нарушения при выполнении необходимых мероприятий в соответствии с порядками и стандартами оказания медицинской помощи, составили 96,7 %.
В 2015 году по досудебной защите удовлетворено около 45 000. случаев, из них 18 600 случаев с материальным возмещением (около 8 000 рублей на 1 случай), по судебной защите 1580 случаев с материальным возмещением до 100 000 рублей на 1 гражданский иск.
В стране никто не считает количество так называемых врачебных ошибок, а эксперты традиционно называют, что не менее 50 тысяч пациентов в год умирают от неверных диагнозов или лечения. Официальной статистики нет, однако, по некоторым источникам, за 2015 год потерпевшими по преступлениям, связанным с врачебными ошибками, были признаны 888 человек, 700 из которых погибли. В 2016 году только за первое полугодие погибли 352 человека.
Согласно ст.98 Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинские организации и медицинские работники несут ответственность за причинение вреда жизни и(или) здоровью гражданам при оказании медицинской помощи. В зависимости от природы правонарушения в медицине существуют следующие виды ответственности: административная, дисциплинарная, гражданская или гражданско-правовая, уголовная [3].
Ежегодно количество уголовных и гражданских дел по медицинским делам не уменьшается. По данным Следственного Комитета Российской Федерации количество сообщений о преступлениях в отношении медицинских работников с 2012 года ежегодно возрастает. В 2012 году зарегистрировано 2100 сообщений о преступлениях в отношении медицинских работников. В 2013 году — 2391. В 2016 году количество еще возросло — 2512.
В Следственном комитете хотят внести изменения изменения в УК РФ и ввести ответственность за преступления, совершенные медиками. Подобные преступления правоохранители чаще всего квалифицируют как «причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения профессиональных обязанностей» — статья 109 УК РФ. Это достаточно общая формулировка, и часто возникает сложный выбор между несколькими нормами уголовного закона, которые соответствовали бы совершенному деянию и наступившим последствиям.
Выделение врачебных ошибок, приведших к тяжелым последствиям, в отдельную статью УК позволит объективно вести статистику подобных преступлений, а также своевременно делать выводы, почему в том или ином регионе медицинская халатность распространена больше, чем в других.
Привлечение к уголовной ответственности в случае причинения тяжкого вреда здоровью или смерти пациента — один из способов восстановления прав. Другим, ощутимым способом является адекватная компенсация.
Право возмещения материального ущерба и морального вреда, нанесенного пациенту во время оказания ему некачественной медицинской помощи, закреплено ст.1064–1101 ГК РФ, гл.13 Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
В последнее время значительно возросло количество исковых заявлений, содержащих наряду с требованием возмещения материального ущерба, причиненного ненадлежащим оказанием медицинской помощи, требование о компенсации морального вреда. Как правило, такие требования объединены в одном иске. Интерес к данной теме обусловлен не только большим количеством судебных исков с требованиями компенсации морального вреда, но и тем, что в случае причинения вреда здоровью некачественными медицинскими услугами физические и нравственные страдания закономерны. Вред, причиненный здоровью пациента не качественными медицинскими услугами, выражается в повреждении здоровья пациента и расходах, вызванных таким повреждением. Кроме того, вред выражается в физических и нравственных страданиях, что в соответствии со ст. 151 ГК РФ и объединяется в понятие «моральный вред»
Но иногда некачественная медицинская услуга не приводит к нарушению здоровья, в этом случае обязанность по возмещению вреда не возникает. Но если при этом пациенту причиняется сильная боль, он испытывает эмоциональные переживания, то в таких случаях следует говорить о причинении морального вреда пациенту, который подлежит компенсации. Таким образом, требование о компенсации морального вреда может быть самостоятельным [1].
ГК РФ регулирует способы компенсации морального вреда, под которым понимают причиненные физические или нравственные страдания, подлежащие возмещению в денежной или иной материальной форме в размере, определенном судом. Моральный вред взыскивается независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред. |
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего. Из закона четко не вытекает, что понимать под требованиями «разумности и справедливости [6].
В 2015 году Санкт-Петербургский городской суд постановил выплатить беспрецедентную компенсацию морального вреда пациентке, пострадавшей от действий врачей. Петербургский госуниверситет имени Павлова выплатит 15 млн. рублей. Ирине Разиной «за неправильную тактику ведения родов и последующий вред здоровью». Эксперты указывают, что количество исков о компенсации морального вреда растет с каждым годом, однако суды редко удовлетворяют требования пострадавших в полном объеме.
Дело не имеет аналогов по сумме заявленной и присужденной компенсации, хотя количество исков о взыскании морального вреда ежегодно растет. За 2012 год только в Санкт-Петербурге и Ленинградской области было рассмотрено около 1,5 тыс. требований о взыскании морального вреда. В 2015 году количество таких требований возросло до 1,8 тыс. в год. Суды все еще редко удовлетворяют такие требования в полном объеме, но сумма, на которую снижают заявленные требования, постепенно уменьшается.
Таким образом, суммы компенсаций, предъявляемые медицинским учреждением, не имеющим финансовой возможности для их покрытия, растут с каждым годом, создавая колоссальную кредиторскую задолженность, арест счетов судебными приставами.
В связи с этим, назрела ситуация создания юридического механизма для разрешения конфликтов между медицинскими работниками и пациентами. Введение обязательного страхования актуально в настоящее время еще и потому, что позволит гарантировать выплаты по возмещению вреда в случае его причинения; снизит расходы медицинских организаций, обусловленные возмещением; уменьшит риск банкротства медицинских организаций, если этот риск обусловлен невозможностью погашения задолженности из-за отсутствия денежных средств; снизить убытки государств, на которое может быть возложена как на собственника ответственность, повысить качество оказываемых услуг. Проблема недостатка средств у медицинских учреждений на оплату страховых взносов, а также проблема обеспечения страховой защитой персонала медицинских учреждений была бы разрешена принятием федерального закона, устанавливающего обязательное страхование профессиональной ответственности медицинских работников. Нормативно-правовая база в современных условиях несовершенна, поэтому необходимо введение механизма страхования профессиональной ответственности с целью защиты имущественных интересов исполнителей медицинских услуг — необходимо принятие Федерального закона «О профессиональной ответственности медицинских работников» [5].
В 2007 году Общественным советом по защите прав пациентов при Росздравнадзоре было принято решение № 2 от 12.03.07 г. «О рисках обязательного страхования профессиональной ответственности врачей», в котором были сформулированы основные требования к введению в РФ обязательного страхования профессиональной ответственности. Эти положения вошли в новый проект закона РФ от 2 сентября 2010 года «Об обязательном страховании гражданской ответственности медицинских организаций перед пациентами».
Основной идеей этого закона являлось возложение финансовой ответственности на медицинский учреждения, таким образом, государство не участвует финансово в таком страховании, та как не определяет себя источником финансирования страхования. Государство ограничивается исключительно созданием правил страхования. Представленный общественности законопроект не отвечал своим заявленным целям, не защищал интересы и права ни пациента, ни учреждения здравоохранения, ни страховщика, выставляя его в двусмысленном свете: неприглядность финансового монстра и незащищенность прав при навязывании решения о выплате [4].
В 2012 году на сайте Минздрава РФ появился новый законопроект для обсуждения Федеральный закон«Об обязательном страховании пациентов при оказании медицинской помощи».
Согласно этому закону, основными целями обязательного страхования пациентов являются: гарантия возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованных лиц; 100 % обязательность страхования пациентов при обращении за медицинской помощью; недопустимость осуществления медицинской деятельности медицинскими организациями, которые не соблюдают установленную настоящим законом обязанность по страхованию пациентов; экономическая заинтересованность медицинских организаций в повышении качества и безопасности оказываемой медицинской помощи [2].
К сожалению, данный законопроект не имел дальнейшего движения.
Резюмируя вышесказанное, на сегодняшний день назрела острая необходимость доработки и принятия Федерального закона о профессиональной ответственности медицинских работников. Учитывая практику зарубежных стран, стоило также внести отдельную главу о возмещении морального вреда, причиненного жизни и здоровью при оказании медицинской помощи. Это необходимо, так как в структуре заявляемых исков данный вид компенсации значительно преобладает над материальным ущербом.
Литература:
- Анучин П. М. Первичный обзор системы страхования гражданской ответственности в связи с Проектом Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности медицинских организаций перед пациентами» от 01.09.2010 // Менеджер здравоохранения. 2010. N 12. С. 22–31.
- Ковалевский С. М. Правовые проблемы страхования пациентов от несчастных случаев при оказании медицинской помощи // Главврач. 2010. N 11. С. 11–15.
- Некоторые дискуссионные правовые проблемы ответственности за медицинский вред и его возмещения (Ковалевский С. М.) Дата размещения статьи: 22.05.2015/ Отрасли права (аналитический портал), http://отрасли-права.рф/article/5438
- Русецкая Э. А., Аксененко Е. В. Страхование профессиональной ответственности медицинских работников в России и за рубежом //Страховое дело.- 2010.- № 3.- С.3–11.
- Турбина К. Е. Способы защиты интересов медицинских организаций и медицинских работников на случай причинения вреда при оказании медицинской помощи (пробелы и противоречия законопроекта «Об обязательном страховании пациентов при оказании медицинской помощи») // Страховое право. 2013. N 1–2. С. 30–42.
- Эрделевский А. М. Компенсация морального вреда: анализ и комментарий законодательства и судебной практики. М.: Волтерс Клувер, 2007. — С.174