Особенности предпринимательской деятельности, осуществляемой сети Интернет, по законодательству Российской Федерации
Отправьте статью сегодня! Электронный вариант журнала выйдет 14 августа,печатный экземпляр отправим18 августа.

Особенности предпринимательской деятельности, осуществляемой сети Интернет, по законодательству Российской Федерации

Поделиться в социальных сетях
990 просмотров
Библиографическое описание

Шелков, Н. А. Особенности предпринимательской деятельности, осуществляемой сети Интернет, по законодательству Российской Федерации / Н. А. Шелков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 41 (175). — С. 132-134. — URL: https://moluch.ru/archive/175/45919/ (дата обращения: 05.08.2021).



В условиях современного постиндустриального общества жизнь человека — не только социальные, но и экономические, хозяйственные, во многом даже политические его отношения — неразрывно связываются с развитием технологий. Влияя на повседневную деятельность людей, современные технологии заставляют государство также реагировать на эти изменения, «подстраивать» действующую нормативную базу под меняющиеся условия среды.

На стыке XX и XXI веков произошло заметное развитие, прежде всего, информационных технологий. Информация рассматривается теперь — наряду с капиталом, трудом, иными «классическими» факторами производства — как самостоятельный, новый, бурно развивающийся социальный и экономический ресурс. Формируясь на основе деятельности человека, его познавательной активности, информация наиболее точно и рельефно отражает состояние развития социума.

Сам по себе Интернет — являясь самой распространённой, поистине глобальной системе хранения и распространения информации — выступает не только для реализации непосредственных коммуникаций между людьми. В Интернете постоянно возникает, проистекает и прекращается максимально возможный спектр социальных отношений — как правомерных, так и объективно противоречащих нормам действующего права.

Многообразие таких отношений связано, как представляется, с одновременным действием нескольких факторов общего развития информационной среды:

  1. Появление новых субъектов правоотношений, характерных преимущественно (либо исключительно) для сети Интернет. Например, к таким субъектам относятся Интернет-провайдеры, информационные посредники, международные Интернет-корпорации;
  2. Развитие новых форм распространения электронной информации (например, интернет-СМИ, самые разнообразные электронные торговые площадки);
  3. Появление т. н. «электронных» форм платежей (системы платежей т. н. «электронными деньгами»; распространение криптовалют;
  4. Отдельно стоит выделить появление электронной цифровой подписи — как специфического способа подтверждения личности, распространившегося на целый ряд частно- и публично-правовых отношений — в том числе, и за пределами сети Интернет.
  5. Некоторыми авторами также выделяется возможность специфического разрешения правовых конфликтов посредством электронных форм такого разрешения [1, с. 21].

Таким образом, на основе всё более расширяющейся сферы применения Интернет-технологий можно с уверенностью говорить о становлении — в том числе, и в Российской Федерации — полноценной информационной и телекоммуникационные среды в Интернете. В связи с этим наиболее остро встаёт вопрос о наиболее приемлемом и эффективном правовом регулировании данной среды.

Как представляется, для такого сравнительно нового явления, как гражданские правоотношения, складываемые в связи с деятельностью субъектов в сети Интернет, необходимо разработать наиболее применимую систему нормативных понятий и определений, основных правил регулирования гражданско-правовых отношений. Особую важность это приобретает при нормативном обеспечении предпринимательской — прежде всего, торговой деятельности в Интернете. Большое количество возможностей для осуществления такой торговли, многообразие торговых площадок, способов оплаты товара (в том числе, и электронных) ставят перед законодателем проблему выработки основных и наиболее эффективных принципов нормативного регулирования в данной сфере. Здесь необходимо исходить, как минимум, из трёх основных требований:

  1. Необходимость пресечения незаконной торговли посредством Интернет-ресурсов (запрещёнными товарами, осуществление торговли в обход необходимых регистрационных и налоговых процедур), соблюдение законодательства об интеллектуальной собственности;
  2. Защита прав покупателей — обеспечение защиты прав потребителей, в том числе, и при осуществлении покупок в Интернете, обеспечение безопасности их личных данных, средств на их электронных счетах;
  3. Обеспечение возможностей для самих предпринимателей беспрепятственно (при соблюдении всех требований законодательства) осуществлять торговлю посредством сети Интернет.

На актуальность данной темы указывают, прежде всего, статистические данные темпов развития и общих объёмов современной Интернет-торговли. Так, как отмечается в специализированных исследованиях, процент продаж товаров, осуществляемых посредством Интернет-магазинов, достигает (по состоянию на 2016 г.) более 30 % от общего количества продаж, а по отдельным категориям (медиа-продукция, бытовая техника, различные товары «высокотехнологичного сектора» (комплектующие к компьютерной технике и компьютерные программы) — уже доли в 75–80 %. Кроме того, отмечаются тенденции роста количества продаж на электронных площадках по видам товаров, которые раньше преимущественно приобретались в «обычных» магазинах (одежда, строительные товары и товары для дома) [2, с. 5–6]. Доля же сделок, связанных с покупкой отдельных товаров (например, музыка, печатные издания в различных электронных форматах) составляет уже более 90 % [2, с. 2].

В целом же, отмечается поступательный рост как отечественных торговых онлайн-площадок (Ozon.ru, интернет-магазинов торговых сетей «Связной», «Эльдорадо» и т. п.) так и увеличение доли участия иностранных — несмотря на нестабильную экономическую ситуацию, связанную с ростом влияния взаимных торговых санкций (Amazon.com, Alibaba.com и т. д.). Поэтому, на наш взгляд — рассмотрение особенностей правового регулирования вопросов Интернет-торговли как отдельного, специфического вида предпринимательской деятельности, а также основных проблем практического применения норм гражданского законодательства к электронной торговле, перспектив их разрешения представляется нам особенно важным.

Стоит отметить, что вопрос о самом понятии торговли, осуществляемой при помощи средств сети Интернет, остаётся до сих пор достаточно дискуссионным в теории предпринимательского права. Заметим, что всё ещё не выработано даже общего понятия для данной категории сделок — в литературе можно встретить такие определения, как «онлайн-тогровля», «онлайн-коммерция», «электронный бизнес», «Интернет-торговля» и многие другие [2, с. 8–9].

Наиболее общие признаки данного вида предпринимательской деятельности выделяет в своей статье Н. И. Соловяненко. Так, по мнению учёного, к интернет-коммерции стоит относить всю совокупность экономических, организационных и юридических взаимоотношений, складываемых между участниками гражданского оборота при помощи средств, предоставленных информационно-телекоммуникационной системой, со специфической предпринимательской целью — извлечением прибыли, а также — в целях удовлетворения потребности покупателя в том или ином материальном благе [4, с. 40].

Кроме того, необходимо, как представляется обратиться к опыту международного законодательства в данной сфере. Существующей около двух десятков лет традицией правового регулирования вопросов электронной торговли (что связано, прежде всего, со сравнительно ранним появлением специализированных торговых ресурсов в сети Интернет (Ebay, Amazon и т. д.) выработано несколько основных подходов к особенностям регулирования электронной торговли.

Так, к примеру, соответствующими актами Организации экономического сотрудничества и развития электронная торговля определяется как комплекс торговых (коммерческих) сделок, осуществляемых между физическими и (или) юридическими лицами. Главным условием таких сделок выступает их электронная (цифровая) форма — т. е. осуществление сделок посредством использования специализированных Интернет-сайтов.

Стоит отметить, что Организацией в качестве обязательного признака такой деятельности не указывается регистрация таких торговых площадок, их постановка на налоговый учёт, однако отсылками к актам ВТО указываются и подробно регламентируются основания и условия такой регистрации [3, с. 10].

Одной из особенностей осуществления торговли посредством сети Интернет является также указание на необходимость проведения соответствующий денежных операций (переводов средств) в электронной форме. Перед государственными органами стоит в данном случае задача обеспечить: организационную базу для осуществления такого рода операций (возможность оплаты посредством электронных сервисов коммерческих банков, «т.н. электронных денег», которые в теории современного финансового права определяются как бездокументарные ценные бумаги, а также их безопасности.

В целом же, стоит отметить, что проблемы правового регулирования интернет-торговли, интернет-коммерции в целом в нашей стране состоят в необходимости обеспечения безопасности производимых в ходе сделок финансовых операций, а также защиты интеллектуальных прав — применительно к деятельности по продаже различных информационных ресурсов и файлов. Такую деятельность возможно произвести на основе анализа большого опыта зарубежных стран в данной области, опыта международного законодательства — например, по вопросам привлечения к ответственности участников таких нарушающих законодательство сделок.

Литература:

  1. Калятин, В. О. Интеллектуальная собственность (Исключительные права): учебник для вузов [Текст] / В. О. Калятин. — М.: Норма, 2013–448 с.
  2. Минков, А. М. Международная охрана интеллектуальной собственности [Текст] / А. М. Минков. — СПб.: Изд. дом. «Питер», 2001. — 719 с.
  3. Быков, А. В. Интернет и демократия — перспективы развития [Текст] / А. В. Быков // Вестник Омской юридической академии. — 2013. — № 2. — С. 8–11.
  4. Соловяненко, Н. И. Правовые условия для электронной коммерции [Текст] / Н. И. Соловяненко // Информационное общество. — 2000. — № 4. — С. 40–42.
Похожие статьи
Скиба Оксана Дмитриевна
Правовое регулирование электронной коммерции в международном праве
Спецвыпуск
2014
Пимаева Олеся Алексеевна
Гражданско-правовое регулирование отношений в сфере дистанционной торговли
Юриспруденция
2017
Кравченко Камила Ильдусовна
Правовые риски гражданско-правовых сделок, заключенных с использованием сети Интернет
Юридические науки
2015
Авдеева Евгения Александровна
Проблемы развития электронной торговли в России
Экономика и управление
2016
Соловей Марина Викторовна
Роль электронной коммерции в международной торговле
Спецвыпуск
2016
Михеев Александр Александрович
Проблема коллизионного регулирования сделок в Интернете
Юриспруденция
2016
Пимаева Олеся Алексеевна
Защита прав потребителей в сфере дистанционной торговли по гражданскому законодательству Российской Федерации
Юриспруденция
2017
Рубан Александра Андреевна
Информационный посредник как субъект предпринимательской деятельности: понятие, виды, особенности правового статуса
Юриспруденция
2015
Гусейнова Анастасия Аразовна
Международно-правовое регулирование внешнеэкономической деятельности
Спецвыпуск
2014
дата публикации
октябрь 2017 г.
рубрика
Юриспруденция
язык статьи
Русский
Опубликована
Похожие статьи
Скиба Оксана Дмитриевна
Правовое регулирование электронной коммерции в международном праве
Спецвыпуск
2014
Пимаева Олеся Алексеевна
Гражданско-правовое регулирование отношений в сфере дистанционной торговли
Юриспруденция
2017
Кравченко Камила Ильдусовна
Правовые риски гражданско-правовых сделок, заключенных с использованием сети Интернет
Юридические науки
2015
Авдеева Евгения Александровна
Проблемы развития электронной торговли в России
Экономика и управление
2016
Соловей Марина Викторовна
Роль электронной коммерции в международной торговле
Спецвыпуск
2016
Михеев Александр Александрович
Проблема коллизионного регулирования сделок в Интернете
Юриспруденция
2016
Пимаева Олеся Алексеевна
Защита прав потребителей в сфере дистанционной торговли по гражданскому законодательству Российской Федерации
Юриспруденция
2017
Рубан Александра Андреевна
Информационный посредник как субъект предпринимательской деятельности: понятие, виды, особенности правового статуса
Юриспруденция
2015
Гусейнова Анастасия Аразовна
Международно-правовое регулирование внешнеэкономической деятельности
Спецвыпуск
2014