Правовые риски гражданско-правовых сделок, заключенных с использованием сети Интернет | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 9. Гражданское право и процесс

Опубликовано в

III международная научная конференция «Юридические науки: проблемы и перспективы» (Казань, май 2015)

Дата публикации: 30.04.2015

Статья просмотрена: 954 раза

Библиографическое описание:

Кравченко, К. И. Правовые риски гражданско-правовых сделок, заключенных с использованием сети Интернет / К. И. Кравченко. — Текст : непосредственный // Юридические науки: проблемы и перспективы : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань : Бук, 2015. — С. 95-98. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/141/7946/ (дата обращения: 18.04.2024).

В статье рассматриваются вопросы, связанные с гражданско-правовыми нарушениями в электронной коммерческой деятельности при заключении сделок в сети Интернет. Особое внимание уделено правовому регулированию заключения гражданско-правовых сделок в глобальной информационной сети.

Ключевые слова: сделки, электронная торговля, Интернет, оферта, акцепт, правовое регулирование, правовые риски.

 

В «Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014–2020 годы и на перспективу до 2025 года» определены основные задачи развития отрасли информационных технологий, в том числе развитие инфраструктуры электронной коммерции, обеспечение информационной безопасности [3].

Ежегодно информационные технологии открывают все более широкие перспективы для повышения эффективности бизнеса и качества жизни граждан. В стране набирает обороты такой вид электронной торговли, как сделки через Интернет. В юридической литературе очень часто отмечается трудность соблюдения законодательства при заключении сделок в сети Интернет. Однако, несмотря на развитие законодательства в сфере информационных технологий, многие проблемы еще остались нерешенными. В настоящее время особенно актуальным является вопрос правовых рисках сделок, заключенных в глобальной информационной сети. Основной риск заключается во включении в электронную торговлю мошенников, действующих в сети Интернет.

Степень научной разработанности. Вопросы правового регулирования, гражданско-правовых отношений в сети Интернет затрагивали многие исследователи в своих работах.

Безусловно, огромный вклад в понимание всевозможных аспектов совершения гражданско-правовых сделок как таковых внесли такие знаменитые цивилисты, как Агарков М. М., Алексеев С. С.

Вопросами правовых отношений в Интернете начали заниматься в конце 90-х годов прошлого века, в связи с развитием современных технологий. Существенный вклад в правовое понимание многих процессов, протекающих в Сети, внесли такие исследователи, как Богдановская И. Ю., Бузова Н. В., Дмитрик Н. А., и многие другие авторы.

С развитием интернета появились новые правоотношения, которые пока не урегулированы нормами права, а анализ монографических исследований и периодических изданий позволяет сделать вывод, что вопросы, возникающие при использовании сети Интернет, рассмотрены фрагментарно. Исследовались проблемы защиты авторских прав на произведения, размещенные в сети Интернет, прав на доменное наименование, проблемы информационной безопасности и телекоммуникационных сетей в деятельности органов государственной власти, а также вопросы электронного документооборота, электронной подписи регулирования отношений по поводу осуществления безналичных платежей с использованием Сети.

Тем не менее, следует отметить, что таких комплексных теоретических разработок по теме гражданско-правовых рисков сделок, заключенных в сети Интернет, не проводилось.

Глава 1. Правовые риски гражданско-правовых сделок, заключенных с использованием сети Интернет

Рассмотрим механизм заключения сделок в сети Интернет. Лица, заключающие такие сделки, становятся обладателями прав и обязанностей, которые устанавливаются договором. Как известно, заключение договора проходит две стадии: предложения одной стороны заключить договор — стадия оферты и принятия предложения другой стороной — стадия акцепта. То есть, чтобы заключить сделку, одна сторона должна предложить оферту, а другая ее принять. Как правило, продавцы на своих сайтах выставляют публичную оферту, либо потребитель заполняет бланк заказа товаров, где указывает свои персональные данные. Офертой является адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определённо выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение [1]. Акцептом на такую оферту считается нажатие кнопки «Согласен» либо «Отправить», а также непосредственный обмен документами или согласие через отправку письма по электронной почте.

Существует множество вариантов осуществления сделок через Интернет. Рассмотрим более подробно самые значимые из них.

Заключение сделок может осуществляться посредством обмена документами по электронной почте. Однако сделка будет считаться заключённой в том случае, если договор в письменной форме подписан сторонами договора, что в большинстве случаев не соблюдается. Данную проблему можно решить введением обязательной электронной подписи, что позволит урегулировать данную сферу гражданско-правового оборота. Использование электронной цифровой подписи прописано в Федеральном законе «Об электронной подписи» [4], который устанавливает виды и порядок признания действительными электронных подписей.

Стоит отметить, что существуют некоторые риски использования электронной подписи. Собственно говоря, электронно-цифровая подпись является реквизитом документа, который получен в результате криптографического преобразования информации, позволяющий установить владельца подписи и отсутствие искажения информации. Однако электронная подпись совсем не может защитить документ от модификации, поскольку подпись — это всего лишь атрибут документа. Это все равно что сказать, что номер документа защищает документ. Конечно это невозможно, таким образом каждый участник сделок в сети интернет должен учитывать это, поскольку риски от этого только увеличиваются. Документ в процессе отправки может быть перехвачен третьим лицом и использован в его интересах. Конечно, в нашем праве есть некоторые системы защиты от модификаций, блокирования и копирования подобной информации. Так, например, в уголовном кодексе преступления в сфере компьютерной информации (ст. 272–274 УК РФ) подпадают под отдельный состав, и в свою очередь за это предусмотрены определенные санкции. Однако, в данном случае установить лицо, от которого происходит компьютерная атака, иногда бывает просто невозможно.

Следующим аспектом данной проблемы является то, что при заключении сделок через электронную почту проблематичным является определение лиц, от которых исходит оферта и акцепт. При этом невозможно установить, что субъект, заключающий сделку, вправе это делать, т. е. подтвердить его сделкоспособность. Здесь стоит упомянуть о гражданах, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, которые ограничиваются в правах заключать подобные сделки. Отследить факт заключения сделки через Интернет с недееспособным в некоторых случаях бывает невозможно, поскольку сам факт определения лиц, является ключевой проблемой. В связи с этим на сторону, заключающую сделки с таким лицом ложатся огромные риски, поскольку по общему правилу данные сделки будут признаны судом недействительными. Также зачастую со стороны лиц, адресующих оферту, существуют неточности в их определении, потому как не каждый Интернет-магазин либо другой продавец товаров и услуг зарегистрирован как юридическое лицо или как индивидуальный предприниматель. Поэтому в дальнейшем и возникают проблемы с определением лица, несущего ответственность за некачественный товар или некачественную услугу, а попытки определить данное лицо по адресу электронной почты представляется невозможным, т. к. при создании электронной почты не существует правил, которые бы предписывали указывать при регистрации действительные, а не вымышленные данные о лице. Также существует возможность воспользоваться чужой электронной почтой, что доказать представляется весьма затруднительным.

Таким образом, при заключении таких сделок мы сталкиваемся с огромными рисками. Данная сфера ещё полностью не урегулирована законодателем. Это связано с тем, что подобный вид правоотношений появился сравнительно недавно. Однако, как мы видим, попытки для правового регулирования всё же предпринимаются, и уже имеют определённый результат.

Заключить сделку возможно через курьера. Этот вид заключения сделки через Интернет является самым безопасным. Как правило, сделка заключается посредством заказа товара на сайте магазинов, которые расположены в том же городе, где находится потребитель товаров, то есть эти организации и предприниматели реально существуют, а значит, при предоставлении некачественного товара есть возможность привлечь этих лиц к ответственности. Кроме того, при доставке товара курьером существует возможность проверки его качества, а также отказа от некачественного товара.

Однако опять же даже при заключении такой сделки существуют определённые риски. В отличие от представителя данной фирмы посыльный, т. е. курьер своей волей не участвует в установлении тех или иных юридических правоотношений и не отвечает за наступление определенных последствий. Курьер не совершает какой-либо сделки, а только передает документы, информацию, согласие на заключение сделки, т. е. предоставляет уже выраженное на бумаге (или иным способом) волеизъявление пославшего его физического или юридического лица. Таким образом, лицо, получившее эти бумаги обязано на месте проверять их, и подтверждать или отказываться от заключения подобной сделки, в противном случае потом придется доказывать недействительность подобной сделки или её оспоримость, если таковое будет возможно по нормам гражданского права.

Сделку можно заключить также через информационных посредников. Далее более подробно рассмотрим особенности заключения таких сделок. В данном случае сделка заключается не с самим поставщиком услуг, а через посредника, который выставляет оферту на своём сайте. Акцепт считается полученным с того момента, когда потребитель услуг зарегистрировался на сайте информационного посредника. Но для регистрации он обязан предоставить свои персональные данные, а именно адрес своей электронной почты, причём потребитель автоматически выражает согласие на то, что на этот адрес будут отсылаться письма рекламного характера. Кроме того, в оферте предусмотрена возможность при регистрации на сайте указать номер телефона потребителя услуг, при этом потребитель автоматически соглашается получать СМС-сообщения рекламного характера. Таким образом, у потребителя нет выбора в данном вопросе, иначе он не может выразить акцепт на оферту. Эта проблема (запрет рассылки писем рекламного характера, если потребитель не желает их получать) также не урегулирована действующим законодательством. Оферта выдвигает обязательным условием для акцепта оплату товара или услуги указанными в оферте способами. После регистрации на сайте считается, что потребитель заключил агентский договор с данной компанией. При этом компания не называет конкретный вид договора в своей оферте. Для того чтобы сделка между продавцом и потребителем услуг осуществилась, потребитель должен сообщить продавцу индивидуальный номер, указанный в купоне, либо предоставить сам купон. Купоном является документ, содержащий идентификационный номер и ФИО потребителя, доказывающий факт заключения между потребителем и представителем агентского договора, а также право потребителя на исполнения агентского договора в его пользу. При этом купон может быть использован однократно и в срок, указанный в условиях акции.

Отметим, что информационные посредники поставщиков услуг в своих офертах конкретно прописывают платёжных агентов, с которыми они сотрудничают и которым нужно перечислить деньги за покупку товара и оказание услуг. В соответствии со ст. 37 Закона РФ «О защите прав потребителей» [2] потребитель обязан оплатить оказанные ему услуги в порядке и в сроки, которые установлены договором с исполнителем. Поэтому указание в оферте конкретных платёжных агентов не является ограничением прав потребителей. Если потребители выражают акцепт на оферту, то они соглашаются со всеми условиями оферты, в том числе оплаты товаров и услуг через конкретные платёжные системы.

Главной проблемой заключение сделок через информационных посредников является проблема определения того, кто несёт ответственность за некачественное предоставление услуг. В соответствии со ст. 29 Закона РФ «О защите прав потребителей» ответственность за некачественное предоставление услуг лежит на исполнителе сделки, а не на посреднике. В оферте также может быть прописано, какую долю от денежных средств потребителя по неиспользованным купонам или при отказе потребителя от исполнения агентского договора получает посредник. По недействительным купонам, т. е. которые были составлены не по форме, указанной на сайте либо плохо распечатались у потребителя, — денежные средства потребителю не возвращаются. А так как это прямо прописано в оферте, на которую потребитель дал свой акцепт, то за такие действия привлечь посредника к ответственности по действующему законодательству не представляется возможным.

Стоит отметить, что единственным способом защиты своих нарушенных прав по сделкам, рассмотренным в данной работе, является обращение граждан в суд. Исходя из судебной практики по данному вопросу, судами в основном рассматриваются дела о привлечении лиц к ответственности лишь за организацию различных азартных игр посредством Интернета. Интересен тот факт, что есть довольно распространённая категория дел, в которых договоры заключаются с гражданами путём переписки по электронной почте. Они действуют по следующей схеме: лица, желающие заключить договор (например, договор поставки), уговаривают другое лицо вступить с ними в сделку. При этом данное лицо выполняет условия этого договора, т. е. перечисляет денежные средства, а мошенники в свою очередь, получив деньги, свою часть договора выполнять не собираются. Таким образом, риск недобросовестности присутствует в каждой из представленных сделок, поскольку схема довольно распространенная (ст. 312 ГК РФ). Межу тем, в суды всё же поступают заявления о нарушении прав по сделкам, и установление лиц, совершивших подобные поступки, в связи с постоянным развитием современных технологий, уже представляется возможным.

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод, что современный потребитель, совершающий сделки с использованием сети Интернет, приобретает значительное количество правовых рисков, начиная с возможных проблем по замене товара или возврата денежных средств, причем в меньшей сумме с учётом услуг посредника, и заканчивая возможностью не получить услугу или товар. Стоит отметить, что классические способы торговли остаются на сегодняшний день более безопасными для потребителя с правовой точки зрения. Это отмечено и судебной практикой. Хотелось бы указать на то, что количество дел подобной категории ежегодно увеличивается. Поэтому законодателю необходимо обратить внимание на данную проблему и найти пути её решения.

Кроме того, в настоящее время развитие электронной торговли является неизбежным процессом. При этом установление жесткой государственной регламентации электронной торговли позволит свести к минимуму правовые риски потребителя, заключающего сделки с использованием сети Интернет.

 

Литература:

 

1.    Гражданский кодекс Российской Федерации, часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ//СПС Гарант.

2.    Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300–1 «О защите прав потребителей» //СПС Гарант.

3.    «Стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014–2020 годы и на перспективу до 2025 года», утверждена распоряжением правительства Российской Федерации от 1 ноября 2013 г. № 2036-р.

4.    Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи» //СПС Гарант.

Основные термины (генерируются автоматически): сделка, Интернет, потребитель, электронная почта, заключение сделок, использование сети, лицо, оферта, агентский договор, электронная торговля.

Похожие статьи

Роль электронной коммерции в международной торговле

Ключевые слова: электронная коммерция, Интернет, электронная торговля, логистика, потребитель.

В широком смысле электронная коммерция – это любая экономическая деятельность, включающая использование электронных цифровых технологий [1]. На...

Защита прав потребителей при дистанционном способе продажи...

Ключевые слова: потребитель, покупатель, интернет, договор, товар, услуга, продажа, законодательство, защита прав

Способы защиты прав потребителей в интернет-торговле. Однако это правило не распространяется на товар

Задать вопрос. ФИО. Электронная почта.

Правовая природа агентского договора | Статья в журнале...

Агентский договор стал необходим, когда заключался договор с зарубежными партнерами, так как предприятиям в форме юридических лиц необходимо было выходить на мировой рынок.

Электронная почта.

Гражданско-правовое регулирование отношений в сфере...

Анализируя форму договора, мы можем согласиться с мнением С. Левашова, что во взаимосвязи с ГК РФ, позволяющим по соглашению использовать при заключении сделок электронно-цифровую подпись или иной аналог собственноручной подписи, можно утверждать...

Важность и необходимость развития электронной коммерции...

Ключевые слова: электронная коммерция, глобальная компьютерная сеть Интернет, информационные технологии, индивидуальный

Например, Эймор Д. рассматривает понятие электронной коммерции как вид бизнеса, финансовых операций, сделок...

Электронная коммерция — инновационная форма ведения...

лиц, осуществляющих электронную коммерцию

Ключевые слова: электронная коммерция, Интернет, электронная торговля, логистика.

Ключевые слова: электронная коммерция, глобальная компьютерная сеть Интернет.

Задать вопрос. ФИО. Электронная почта.

Защита прав потребителей в сфере дистанционной торговли по...

Предложение о заключении договора купли-продажи в аспекте ст.26.1 закона «О защите прав потребителей подпадает под действие ст.437 ГК РФ о публичной оферте, имеется ввиду предложение, которое

Способы защиты прав потребителей в интернет-торговле.

Публичная оферта — Молодой учёный

Публичная оферта. (для оплаты услуг с использованием реквизитов банковских карт).

9.1. Настоящая Оферта вступает в силу с момента ее размещения в сети Интернет на Сайте, указанном в пункте 1.1.1 данной Оферты.

Электронная почта.

Коммерческие агентские соглашения: теория и практика.

Основные термины (генерируются автоматически): агент, одобрение агента, агентский договор, принципал, товар, деятельность агента, продажа.

Электронная почта.

Похожие статьи

Роль электронной коммерции в международной торговле

Ключевые слова: электронная коммерция, Интернет, электронная торговля, логистика, потребитель.

В широком смысле электронная коммерция – это любая экономическая деятельность, включающая использование электронных цифровых технологий [1]. На...

Защита прав потребителей при дистанционном способе продажи...

Ключевые слова: потребитель, покупатель, интернет, договор, товар, услуга, продажа, законодательство, защита прав

Способы защиты прав потребителей в интернет-торговле. Однако это правило не распространяется на товар

Задать вопрос. ФИО. Электронная почта.

Правовая природа агентского договора | Статья в журнале...

Агентский договор стал необходим, когда заключался договор с зарубежными партнерами, так как предприятиям в форме юридических лиц необходимо было выходить на мировой рынок.

Электронная почта.

Гражданско-правовое регулирование отношений в сфере...

Анализируя форму договора, мы можем согласиться с мнением С. Левашова, что во взаимосвязи с ГК РФ, позволяющим по соглашению использовать при заключении сделок электронно-цифровую подпись или иной аналог собственноручной подписи, можно утверждать...

Важность и необходимость развития электронной коммерции...

Ключевые слова: электронная коммерция, глобальная компьютерная сеть Интернет, информационные технологии, индивидуальный

Например, Эймор Д. рассматривает понятие электронной коммерции как вид бизнеса, финансовых операций, сделок...

Электронная коммерция — инновационная форма ведения...

лиц, осуществляющих электронную коммерцию

Ключевые слова: электронная коммерция, Интернет, электронная торговля, логистика.

Ключевые слова: электронная коммерция, глобальная компьютерная сеть Интернет.

Задать вопрос. ФИО. Электронная почта.

Защита прав потребителей в сфере дистанционной торговли по...

Предложение о заключении договора купли-продажи в аспекте ст.26.1 закона «О защите прав потребителей подпадает под действие ст.437 ГК РФ о публичной оферте, имеется ввиду предложение, которое

Способы защиты прав потребителей в интернет-торговле.

Публичная оферта — Молодой учёный

Публичная оферта. (для оплаты услуг с использованием реквизитов банковских карт).

9.1. Настоящая Оферта вступает в силу с момента ее размещения в сети Интернет на Сайте, указанном в пункте 1.1.1 данной Оферты.

Электронная почта.

Коммерческие агентские соглашения: теория и практика.

Основные термины (генерируются автоматически): агент, одобрение агента, агентский договор, принципал, товар, деятельность агента, продажа.

Электронная почта.