Автор: Авдеева Евгения Александровна

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №13 (117) июль-1 2016 г.

Дата публикации: 04.07.2016

Статья просмотрена: 611 раз

Библиографическое описание:

Авдеева Е. А. Проблемы развития электронной торговли в России // Молодой ученый. — 2016. — №13. — С. 363-365.



В настоящее время существуют различия в определении понятия экономики современного общества. Экономику XXI в. называют экономикой знаний, постиндустриальной экономикой, информационно-сетевой экономикой… Научное знание и информация стали не только одним из факторов производства, но и фактором экономического роста, главным источник стабильного устойчивого развития общества.

Появление и широкое развитие интернет-технологий, позволяющих выстраивать деловые отношения в сети Интернет, привело к формированию сетевой экономики, электронного бизнеса и сетевых форм организации.

На сегодняшний день можно констатировать, что коммерческая деятельность в сети Интернет стала неотъемлемой частью жизни каждого из нас. Электронная торговля открывает новые горизонты для развития бизнеса; именно поэтому наличие системы электронной коммерции является необходимым условием формирования, роста и развития российской экономики [1].

Однако процесс перехода России к рыночным отношениям не сопровождался своевременным внедрением средств ИКТ в экономику. В результате получило распространение явление, связанное с отсутствием в сегменте электронной коммерции менеджеров, обладающих необходимыми знаниями и опытом, как результат — отсутствие потенциальных покупателей и заинтересованности к покупкам в сети Интернет. И хотя сейчас электронная коммерция в России стремительно набирает обороты, все же это относительно молодое направление в российской экономике.

Несомненно, оборот интернет-торговли увеличивается ежегодно достаточно высокими темпами, т. к. электронная среда предоставляет возможности для продвижения товаров.

Явления, наблюдаемые в сфере электронной торговли, невозможно однозначно трактовать как преимущества или недостатки. Их влияние многофакторно, причем сегодня преимущества могут компенсировать проблемы, а завтра — наоборот.

К таким явлениям можно отнести т. н. сетевой эффект. Суть данного эффекта состоит в том, что при увеличении количества пользователей сетевого блага, его ценность увеличивается, а цена убывает с увеличением его объема [3, с. 205]. В качестве яркого примера приведем использование на протяжении длительного периода операционных систем Майкрософт (Windows) на рынке программного обеспечения. В данном случае срабатывает «эффект сетевых ловушек» — эффект перемещения издержек из одной отрасли в другую, связанный с технологической зависимостью [4]. При появлении на рынке программного обеспечения более совершенных операционных систем пользователи продолжают, как правило, использовать стандарты Майкрософт, переключение на другие системы им видится бессмысленным. В качестве основных причин выделяют следующие:

 приобретение другой операционной системы (далее — ОС) требует больших затрат;

 у пользователя приобретены различные программы, разработанные под используемый стандарт (например, Майкрософт);

 у других пользователей установлено аналогичная ОС и обмен с другими ОС создает трудности.

Эффекты ловушки влияют на техническое развитие, которое, в свою очередь, происходит нелинейно. На глобальном уровне проявляются институциональные ловушки, то есть неэффективные устойчивые нормы, приобретающие самоподдерживающий характер. Характерный пример такой институциональной ловушки — проблема QWERTY, впервые изложенная в работе американского экономиста П. Дэвида [6, с. 143–149]. Внедрение более эффективной системы — DSK требует времени обучения и увеличивает трансакционные издержки.

Сетевые блага неразрывно связаны друг с другом, поэтому для полного понимания его особенностей необходимо рассматривать свойства этого блага в комплексе. Так, в условиях наличия сетевых внешних эффектов производители сетевых благ могут устанавливать монопольно высокие цены, ограничивая действия конкурентных сил.

Общеизвестно, что товар обладает редкостью, полезностью и ценой. Широкое распространение технологий снижает редкость товара, но повышает его полезность. Избыточное предложение товара также приводит к снижению ценности, вне зависимости от рынка, на котором данный товар распространяется.

Учитывая вышесказанное, выделим основные проблемы развития электронной торговли.

1 К числу таких проблем относится отсутствие возможности непосредственного контакта с приобретаемым товаром. Данная особенность характерна для всех форм дистанционной торговли. У потребителя возникает психологический барьер, так как они воспринимают такую покупку как авантюру.

Многие покупатели перед покупкой тщательно анализируют и рассматривают товар в магазине, а затем его приобретают в Интернете. Однако встречается и противоположная ситуация: анализируется товар в сети, а окончательный выбор и покупка происходит в стационарном магазине. По сути, покупатели страхуют свои риски.

Экономия времени и денег — главные преимущества покупок в интернет-магазинах. С психологической точки зрения нажать кнопку «купить» значительно проще, нежели положить товар в корзину в магазине. Тем самым, электронная торговля провоцирует легкие и необдуманные покупки. Именно поэтому в интернет-магазинах наибольшее распространение получила стандартизированная продукция массового потребления.

2 Слабая развитость такого элемента инфраструктуры электронной коммерции, как система своевременной доставки товара покупателю в любой регион России; это обусловлено отсутствием развитой сети складов готовой продукции.

3 Недостаточная надежность в обеспечении защиты информации. При оформлении заказа в магазинах требуется приватная информация о заказчике, существует вероятность утечки данной информации недобросовестными субъектами рынка и дальнейшего ее использования в корыстных целях. В этом случае минимальные потери — это получение рассылок рекламных материалов, а максимальные — незапланированные убытки.

4 Недоверие к новым формам оплаты со стороны потенциальных потребителей. Несмотря на то, что потребители осознают преимущества интернет-покупок, существует психологический барьер. Многие не готовы отказаться от сложившихся стереотипов. Поэтому риск оппортунистического поведения является одним из главных факторов, который сдерживает развитие электронной торговли (рис. 1).

5 Институциональное регулирование электронной торговли. Согласно Гражданскому Кодексу РФ не устанавливаются какие-либо ограничения на осуществление сделок в сети [2].

К сожалению, российское законодательство в данной области носит рамочный характер, о чем свидетельствует до сих пор не принятый федеральный закон «Об электронной торговле».

6 «Зависание» сайтов продавцов, линий провайдеров. В последнее время технические неполадки встречаются не часто, однако они могут причинить вред как потребителям, так и другой стороне.

7 Распространение мошенничества по продаже низкокачественной продукции. Кроме того, многие продавцы ведут недобросовестную политику, например, игнорируют жалобы, отправленные по электронной почте; удаляют негативные отзывы и генерируют положительные.

Рис. 1. Способы оплаты в интернет-магазинах [5]

8 Сложность вовлечения новых участников, связанная с отсутствием опытных менеджеров по продажам, логистов, маркетологов, квалифицированных специалистов обслуживания, вследствие чего внимание уделяется непосредственно Интернету (дизайну проекта), а не реальной торговле как таковой и бизнес теряет потенциальных покупателей.

Таким образом, как любое экономическое явление развитие электронной торговли зависит от множества факторов, имеет свои проблемы.

Перечисленные выше проблемы можно разделить на следующие группы:

 психологические (отсутствие возможности непосредственного контакта с товаром);

 институциональные (правовое регулирование, недоверие клиентов);

 технические (неразвитость инфраструктуры, безопасность платежных систем).

Многие из указанных проблем носят противоречивый характер, некоторые из них являются текущими, другие — фундаментальными. Поэтому решение указанных проблем является актуальной научной задачей.

Литература:

  1. Авдеева Е. А., Бочкова Е. В. Электронная торговля в России: состояние и проблемы при переходе к информационно-сетевой экономике // Экономика и менеджмент систем управления. — 2015. — № 3.2. — С. 216–222.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 года № 51-ФЗ (в ред. от 02.11.2013 года) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1994. — № 32. — Ст. 3301.
  3. Корнейчук Б. В. Информационная экономика. — СПб.: Питер, 2006. — 400 с.
  4. Назарова И. Б., Дианова Т. В. Электронная торговля: преимущества, проблемы и «эффект скольжения» при снижении трансакционных издержек. // Вестник МГИМО-Университета. — 2012. — № 4.
  5. Розничная онлайн-торговля в России [Электронный ресурс]. — https://yandex.ru/company/researches/2015/ya_ecommerce. — 25.06.2016.
  6. David, P. A. Clio and the Economics of QWERTY / P. David // American Economic Review Papers and Proceedings. –1985. –№ 2. — P. 143–149.
Основные термины (генерируются автоматически): электронной торговли, электронной коммерции, развитие электронной торговли, отсутствие возможности непосредственного, Электронная торговля, возможности непосредственного контакта, сети Интернет, рынке программного обеспечения, психологический барьер, потенциальных покупателей, электронной коммерции менеджеров, сфере электронной торговли, проблемы развития электронной, операционных систем Майкрософт, регулирование электронной торговли, указанных проблем, системы электронной коммерции, информационно-сетевой экономикой… Научное, отсутствие потенциальных покупателей, явление развитие электронной.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос