Защита прав потребителей в сфере дистанционной торговли по гражданскому законодательству Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 21 декабря, печатный экземпляр отправим 25 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №41 (175) октябрь 2017 г.

Дата публикации: 15.10.2017

Статья просмотрена: 798 раз

Библиографическое описание:

Пимаева О. А. Защита прав потребителей в сфере дистанционной торговли по гражданскому законодательству Российской Федерации // Молодой ученый. — 2017. — №41. — С. 124-127. — URL https://moluch.ru/archive/175/45891/ (дата обращения: 11.12.2019).



В представленной статье автором сделана попытка разъяснить особенности защита прав потребителей в сфере дистанционной торговли, а также актуализированы проблемные аспекты в данной области.

Ключевые слова: дистанционная торговля, защита права, продавец, покупатель

Торговля это один самых развитых секторов экономики. Данные статистики свидетельствуют, что оборот розничной торговли в июне 2017 г. составлял 2417,0 млрд рублей [7]. В настоящее время, когда потребительские отношения активно развиваются, всё большее число потребителей интересует торговля, исключающая возможности для покупателя знакомиться с товаром. Возможно данный факт обусловлен тем, что сегодня повсеместное распространение получила глобальная информационная сеть Интернет, позволяющая каждому желающему заказывать товары на дом, тогда как изготовитель (продавец), который предлагает их, может находиться даже в другой стране. Данный вид торговли именуют дистанционной.

На сегодняшний день, по ряду экспертных оценок, дистанционная торговля это одна из более стремительно развивающихся и перспективных аспектов бизнеса [8, с. 119]. Данный факт подтверждён и статистическими данными. Если им верить, то за последние десятилетия рынок дистанционных продаж возрос почти в 20 раз, достигнув в 2016 г. 394 млрд руб. и составляющий на сегодня 4,3 % розничной торговли в России [10, с. 189].

Бесспорно, очень удобно получить нужный товар не покидая дом или своё рабочее место. В то же время дистанционная торговля не так давно вошла в нашу жизнь, соответственно нельзя не принимать во внимание ряд особенностей, которые ей присущи: наличие дистанции; предложения отправляются в виде оферты; реализуется разными формами: почтово-каталожная торговля, через мобильный телефон, телеторговля и электронная торговля.

Первоначально нужно определиться с понятием. Некоторые авторы, в том числе В. В. Шелихов и О. О. Громова уверены, что это «одна из форм розничной продажи товаров с помощью их рассылки и доставки по заказам, которые формируются индивидуально от покупателя» [11, с.4]. А. В. Величковский считает, что это «любая реализация товара, исключающая для покупателя возможность непосредственно ознакомиться с продукцией» [6, с.103]. Я. Тиме считает, что данной формой торговли можно назвать любую торговлю, когда покупатель не самостоятельно забирает товар, а он должен быть ему доставлен в указанное место» [9, с. 10–11].

Понятие «дистанционная торговля» имеется в ряде нормативных документов. Однако формулировки могут различаться. К примеру, в Стратегии развития торговли [5] она именуется дистанционной, в ГК РФ (ст. 497) [1] дистанционный способ продажи товара. Аналогично она именована в Законе РФ «О защите прав потребителей» (ст. 26.1) [2] и в ФЗ «О рекламе» (ст. 8) [3]. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом» [4] именует данный вид продажей товаров дистанционным способом. Полагаем, что такое многообразие в названии исследуемого явления может быть связано с тем, что законодатель рассматривает дистанционную торговлю не как на отдельный вид договора розничной купли-продажи, а признаёт её лишь отдельным, особым способом продажи товаров.

В настоящее время в контролирующие органы поступает не малое количество жалоб относительно товаров, приобретённых дистанционным способом. В связи с этим в рамках данной статьи сделаем попытку разъяснить особенности защита прав потребителей в сфере дистанционной торговли и выявить проблемы, возникающие в данной области.

Потребителю следует помнить, что организация, которая осуществляет такой вид продажи, обязана предоставлять покупателю не только всю необходимую информацию о товаре, но и о продавце. Продавец должен предлагать услуги доставить товар, при этом указывая используемый способ доставки и вид транспорта.

Законодатель наделил покупателя правом отказа от товара в любое время до того, как он (товар) будет передан или в течение 7 дней после передачи.

В ситуации, когда продавец не проинформировал потребителя о сроках возврата товара, в том числе надлежащего качества и не предоставил такую информацию, когда товар был доставлен, то покупатель имеет право, в течение 3 месяцев, отказаться от товара. Следует помнить, что отказ возможен, если покупатель сохранил документы, подтверждающие факт покупки товара, а также его потребительские свойства. Возвращая товар надлежащего качества следует составлять накладную или акт о возврате товара. Нельзя отказаться от товара, обусловленного индивидуально-определенными свойствами, т. е. товар не может использоваться ни кем другим, кроме приобретающего его лица.

Отсутствие документов, подтверждающих факт приобретения товара, не может лишить возможности потребителя предоставить иные доказательства приобретения товара в том случае, если товар ненадлежащего качества.

Если всё-таки потребитель приобрёл товар ненадлежащего качества, то законодатель наделяет такого потребителя правом потребовать, чтобы продавец:

– безвозмездно устранил недостатки товара или возместил расходы по их устранению;

– соразмерно уменьшил покупную цену;

– заменил на товар аналогичной марки (или другой марки) с соответствующим перерасчетом покупной цены.

Кроме прочего покупатель имеет право отказа от исполнения договора и возврата уплаченных денежных средств за товар.

Когда заключается договор о реализации товаров дистанционным способом, продавец должен у покупателя запросить информацию о его персональных данных (ФИО, год, месяц и дата рождения, паспортные данные и др.). Таким образом, на продавце лежит обязательство по защите персональных данных от неправомерного доступа. В случае нарушения этого обязательства, которое императивно установлено законом, продавец перед потребителем должен понести гражданско-правовую ответственность. Заметим, что предъявлять требования о возмещении имущественного или морального вреда, причиненного вследствие нарушения требований по обработке персональных данных, имеет право любой покупатель, чьи персональные данные могут находиться в свободном доступе, как заключившие договор, так и оставившие соответствующую заявку (т. е. направившие акцепт в соответствии с п. 1 ст. 438 ГК РФ) продавцу. Основанием требований о возмещении вреда, кроме ГК РФ являются нормы Закона РФ «О защите прав потребителей».

Проблемы, возникающие в сфере дистанционной торговли не редкость. Как известно, в анализируемых правоотношениях кроме продавца и покупателя принимает участие дистрибьютор или другое лицо, которое выступает посредником. В то же время законодатель не определил статус последнего, что не способствует единообразной практике. На практике имели место случаи, когда косметические товары продавали физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями и при возникновении претензий к качеству товаров потребители были лишены возможностей защищать свои права по законодательству о защите прав потребителей.

Предложение о заключении договора купли-продажи в аспекте ст.26.1 закона «О защите прав потребителей подпадает под действие ст.437 ГК РФ о публичной оферте, имеется ввиду предложение, которое направляется неопределённому кругу лиц. Публичная оферта, как и договор розничной купли-продажи вменяют в обязанность продавца заключать договор с каждым на равных условиях. Проблема видится в следующем — если покупатель приобретает товар по средствам сети Интернет, то его право на равные условия не может быть гарантировано в силу того, что практически невозможно индивидуализировать содержание сайта для каждого отдельно взятого покупателя. К примеру цена может изменяться в зависимости от способа входа в сеть Интернет (цена товара (одного и того же) может быть ниже, если вход на сайт осуществляется через мобильный телефон, а не стационарный компьютер). Данный факт — это своего рода ценовая дискриминация. А так как договор носит электронный характер к нему сложно применять правила о ничтожности дискриминационных условиях договора, так как нет возможности определять какую цену платят другие покупатели.

Не секрет, что большая часть потребительских договоров, которые заключаются через Интернет имеют готовую форму. Подобного вида договора генерируются автоматически, основываясь на ассортименте сайта. Другими словами, потенциальный покупатель выбирает нужный ему товар, отправляет его в «корзину», а затем указывает личные данные, сведения о доставке, а порой и оплачивает товар. В контексте сказанного вполне справедливо требование об указании на сайте интернет магазина наименование продавца и его адрес. Обязанность актуализировать информацию на интернет-сайтах, к сожалению нигде не оговорена. Т. е. если претензия покупателя будет аргументирована информацией, которая содержится на сайте, то связь между сайтом и продавцом доказать практически невозможно.

Зачастую продавец отказывается возвращать деньги за товар, мотивируя отказ сложно-техническим или непродовольственным товаром ненадлежащего качества. Т. е. товаром, который не подлежит возврату.

Предлагаем следующие меры защиты прав потребителей, которые, на наш взгляд, помогут минимизировать проблемные аспекты в данной области:

  1. на уровне закона необходимо установить минимальный перечень сведений, которые должны быть предоставлены покупателю при заключении электронного договора;
  2. следует установить ответственность для информационных посредников за то, что последние не предоставляют необходимую информацию покупателям;
  3. нужно на уровне законодательства предусмотреть ответственность за отказ от регистрации сайта и установить штрафные санкции, если будет выявлен такой сайт;
  4. должны быть установлены особые средства индивидуализации сайта, которые бы указывали на то, что именно этот сайт занимается коммерцией.

Неоднократно в литературе высказывалась необходимость о принятии закона «Об электронной торговле». Заметим, что проект такого закона был внесён в Госдуму ещё в 2000 году, однако он был отклонён исходя из того, что не соответствовал потребностям общества.

В настоящее время такой закон жизненно необходим, так как он мог бы не только способствовать развитию дистанционной торговли, но и закреплял бы права и обязанности участников такого вида деятельности, а также особенности их защиты.

Литература:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 28.03.2017) // Собрание законодательства РФ, 29.01.1996, № 5, ст. 410.
  2. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300–1 (ред. от 03.07.2016) «О защите прав потребителей» // Российская газета, № 8, 16.01.1996.
  3. Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О рекламе» // Российская газета, № 51, 15.03.2006.
  4. Постановление Правительства РФ от 27.09.2007 № 612 (ред. от 04.10.2012) «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом» // Собрание законодательства РФ, 08.10.2007, № 41, ст. 4894.
  5. Приказ Минпромторга России от 25.12.2014 № 2733 «Об утверждении Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2015- 2016 годы и период до 2020 года». Текст приказа официально опубликован не был [электронный ресурс] Адрес доступа: http://base.garant.ru/70836814/(Дата обращения 10.09.2017).
  6. Величковский А. В. Возврат товаров по договору розничной купли-продажи // Гражданское право. 2011. № 1. — С. 103.
  7. Оборот розничной торговли в первом полугодии 2017 сократился на 0,5 % [электронный ресурс] Адрес доступа: http://torgprominfo.com/torgovlya/oborot-roznichnoj-torgovli-v-pervom-polugodii-2017-sokratilsya-na-05/ (Дата обращения 10.09.2017).
  8. Соловьев К. В., Чекмарёв Г. Ф. Дистанционная торговля как объект правового регулирования // Вестник МИЭП. — 2016.- № 3 (24). — С. 119–126.
  9. Тиме Я. Дистанционная торговля. М., 2012.- С. 10–11.
  10. Фролов И. В. Некоторые аспекты правового регулирования дистанционной торговли в России // Вестник РГГУ: Сер. «Юридические науки». — 2016. — № 9. — С. 189.
  11. Шелихов В. В., Громова О. О. Дистанционная торговля в России: история, развитие, статистика. М., 2011.- С. 4.
Основные термины (генерируются автоматически): товар, дистанционная торговля, покупатель, дистанционный способ, ГК РФ, потребитель, продавец, ненадлежащее качество, данные, защита.


Похожие статьи

Защита прав потребителей при дистанционном способе...

«Продажа товаров дистанционным способом — продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах...

Формы защиты прав потребителей в сфере дистанционной...

дистанционная торговля, потребитель, продавец, защита, товар, ГК РФ, неюрисдикционная форма защиты, РФ, дистанционный способ, местное самоуправление.

Дистанционная торговля и ее место в ритейлинге

Дистанционная торговля представляет собой одну из форм розничной продажи товаров, отличием которой от традиционной магазинной торговли, является отсутствие в процессе коммуникации прямого личного контакта между продавцом и потребителем, и покупатель...

Гражданско-правовое регулирование отношений в сфере...

дистанционный способ, дистанционная торговля, оплата товара, договор, покупатель, товар, ГК РФ, розничная купля-продажа, товарный чек, Правило продажи товаров.

Предоставление информации о товаре по договору...

Ключевые слова: ответственность, дистанционная продажа, продавец, потребитель, информация, договор.

В соответствии с п. 2 ст. 429 ГК РФ [9] принимая предложение, потребитель оповещает о своем согласии с предложением продавца, т. е. выражает акцепт и...

Способы защиты прав потребителей в интернет-торговле

Отличительной особенностью интернет-торговли является ее дистанционный характер, т. е. покупатель не имеет возможности оценить качество и

При покупке товара ненадлежащего качества, покупатель имеет право потребовать от продавца замену, ремонт, компенсацию...

Обмен и возврат товара в комиссионных магазинах: вопрос...

товар, надлежащее качество, ненадлежащее качество, вещь, покупатель, Постановление Правительства РФ, конечный покупатель, первоначальный покупатель, покупная цена, возврат товара.

Реализация права покупателя на отказ от исполнения договора...

качество товаров, товар ненадлежащего качества, отказ от исполнения договора купли-продажи, изменения в Гражданский кодекс Российской

Письменная форма договора купли-продажи жилого объекта недвижимости как правовое средство защиты интересов покупателя.

Возможность совершенствования законодательства о защите прав...

Однако право предъявления данного требования при замене товара ненадлежащего качества ставиться законодателем в зависимость от продолжительности

Соответственно, аналогичные требования предлагаю внести и в п.1 ст. 21 Закон РФ «О защите прав потребителей».

Похожие статьи

Защита прав потребителей при дистанционном способе...

«Продажа товаров дистанционным способом — продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах...

Формы защиты прав потребителей в сфере дистанционной...

дистанционная торговля, потребитель, продавец, защита, товар, ГК РФ, неюрисдикционная форма защиты, РФ, дистанционный способ, местное самоуправление.

Дистанционная торговля и ее место в ритейлинге

Дистанционная торговля представляет собой одну из форм розничной продажи товаров, отличием которой от традиционной магазинной торговли, является отсутствие в процессе коммуникации прямого личного контакта между продавцом и потребителем, и покупатель...

Гражданско-правовое регулирование отношений в сфере...

дистанционный способ, дистанционная торговля, оплата товара, договор, покупатель, товар, ГК РФ, розничная купля-продажа, товарный чек, Правило продажи товаров.

Предоставление информации о товаре по договору...

Ключевые слова: ответственность, дистанционная продажа, продавец, потребитель, информация, договор.

В соответствии с п. 2 ст. 429 ГК РФ [9] принимая предложение, потребитель оповещает о своем согласии с предложением продавца, т. е. выражает акцепт и...

Способы защиты прав потребителей в интернет-торговле

Отличительной особенностью интернет-торговли является ее дистанционный характер, т. е. покупатель не имеет возможности оценить качество и

При покупке товара ненадлежащего качества, покупатель имеет право потребовать от продавца замену, ремонт, компенсацию...

Обмен и возврат товара в комиссионных магазинах: вопрос...

товар, надлежащее качество, ненадлежащее качество, вещь, покупатель, Постановление Правительства РФ, конечный покупатель, первоначальный покупатель, покупная цена, возврат товара.

Реализация права покупателя на отказ от исполнения договора...

качество товаров, товар ненадлежащего качества, отказ от исполнения договора купли-продажи, изменения в Гражданский кодекс Российской

Письменная форма договора купли-продажи жилого объекта недвижимости как правовое средство защиты интересов покупателя.

Возможность совершенствования законодательства о защите прав...

Однако право предъявления данного требования при замене товара ненадлежащего качества ставиться законодателем в зависимость от продолжительности

Соответственно, аналогичные требования предлагаю внести и в п.1 ст. 21 Закон РФ «О защите прав потребителей».

Задать вопрос