Роль преподавателя в формировании культуры речи учащихся старших классов и академических лицеев в условиях современного медиапространства | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №38 (172) сентябрь 2017 г.

Дата публикации: 24.09.2017

Статья просмотрена: 189 раз

Библиографическое описание:

Меденцева, Н. П. Роль преподавателя в формировании культуры речи учащихся старших классов и академических лицеев в условиях современного медиапространства / Н. П. Меденцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 38 (172). — С. 115-116. — URL: https://moluch.ru/archive/172/45746/ (дата обращения: 26.04.2024).



В условиях информационного общества на формирование культуры речи молодежи огромное влияние оказывает медийное пространство

Если до 2000-х годов основным источником знаний по лингвистике и литературе выступали учебники и классические «бумажные» энциклопедии, словари и справочники, то с экспансией сети Интернет, повсеместном внедрении спутникового многоканального телевидения, расширением радиовещания у учащихся старших классов и академических лицеев появились дополнительные возможности быстрого, даже моментального, доступа к огромному числу источников информации.

В таких условиях важными становится формирование адекватного восприятия учащимися сведений, умение отделять «правильную» информацию от искаженной, ненормативной, заведомо ложной.

Преподаватель с «классическими» утвержденными учебниками должен встроиться в медиапространство учащегося и исполнять роль наставника, помогающего ученику грамотно воспринимать, классифицировать и применять информацию, полученную из медиаисточников.

Выдающийся итальянский медиадеятель Дж. Кьеза утверждал: «Факты не более, чем фон, главное- комментарий». [3] то есть задача учителя, на наш взгляд, заключается в том, чтобы направить учеников, научить грамотно и научно обоснованно интерпретировать медиаинформацию.

В процессе преподавания культуры речи на начальном этапе учащимся прежде всего нужно осознать аксиому: существует огромное количество источников информации, содержание в которых может совпадать, расходиться в нескольких аспектах или даже быть диаметрально противоположным по отношению к другим источникам по этой теме.

Далее следует разобраться в причинах возникновения подобных явлений относительно нормы.

К. Горбачевич считает, что языковая норма — это «центральное понятие о правильности речи и о её культуре. Норма литературного языка — это социально одобряемое правило, объективированное реальной речевой практикой, правило, отражающее закономерности языковой системы и подтверждаемое словоупотреблением авторитетных писателей, учёных, образованной части общества». [1]

По определению Грекова В. Ф., «Нормы — это относительно устойчивые правила употребления языковых единиц, принятые в обществе в качестве образцовых. Следование нормам обязательно для всех образованных людей». [2]

Ожегов С. И. определяет норму как «совокупность наиболее пригодных («правильных», «предпочитаемых») для обслуживания общества средств языка, складывающаяся как результат отбора языковых элементов из числа сосуществующих». [5]

Проблема в том, что расширение медиапространства старшеклассников и учащихся академических лицеев делает число «сосуществующих» языковых элементов огромным. И в этом случае качество современных языковых элементов прямо пропорционально снижается по отношению к количеству.

Помимо этого, традиционный вербальный компонент в медиатексте может дополняться слайдами с видеорядом, закадровой устной речью, анимацией, музыкальным сопровождением. Все это позволяет создателям текстов в медиапространстве сделать любой текст многозначным и управляемым. Текст и видеоряд могут дополнять друг друга, усиливая восприятие однородной информации, а могут, наоборот, нести противоположную информацию, создавать несоответствия, негативно действующие на восприятие, способствующие возникновению диссоциативного компонента. Таким образом, ученик не получает четко структурированный однонаправленный поток информации, а сталкивается с дополнительной проблемой интерпретации медийного дискурса относительно речевой нормы.

Если обобщить рассмотренные объекты и определить, что под культурой речи следует понимать соблюдение законов логики и норм литературного языка, то понятию логичности речи в условиях экспансии масс-медиа коммуникации следует уделять пристальное внимание.

Многолетние исследования выявили такие общеизвестные факторы влияния на культуру речи учащихся, как речевое общение с взрослыми, речевое общение со сверстниками, обучение в школе и лицее, образцовая речь преподавателя, чтение художественной литературы, уроки грамматики и правописания, занятия по развитию речи, просмотр телепередач.

В современном мире произошло перераспределение этих влияющих факторов на формирование культуры речи учащихся. На первое место уверенно вышли медийные источники. Распределим их по убыванию степени значимости:

‒ Интернет, включающий не только образовательные сайты и виртуальные библиотеки, но и соцсети, блоги, форумы.

‒ Телевидение.

‒ Пресса, представленная в разных форматах.

‒ Кино.

‒ Радио.

Тенденцию к завоеванию ведущих позиций в формировании культуры речи и культуры в целом массмедиа предвидел еще в семидесятые годы ХХ века социолог А.Моль, Он писал: «Для рядового человека гораздо большее значение имеет не сумма знаний, полученных в семье, школе и колледже, а то, что он услышит по радио, увидит по телевизору или кино, прочтет в афише или газете, узнает из разговора с сослуживцами и соседями» [4]. Современные преподаватели становятся свидетелями этого процесса в среде учащихся старших классов и академических лицеев. Этот процесс не мог не отразиться на формировании культуры речи учащихся и на методике преподавания культуры речи. Задача современного педагога — научить учеников ориентироваться в медиапространстве и, встроившись в медиасреду, выполнять роль наставника, ориентирующего обучаемых на соблюдение норм культуры речи.

Литература:

  1. Греков В. Ф.. Русский язык. 10–11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений / В. Ф. Греков, С. Е. Крючков, JL А. Чешко.
  2. Горбачевич К. С. Нормы современного русского литературного языка. М., 1981.
  3. Кьеза Д. Со стороны виднее // Новая газета № 11, 1997
  4. Моль А. Социодинамика культуры. М., 1973
  5. Правильность русской речи: Словарь-справочник /Под ред. С. И. Ожегова. М., 1965.
Основные термины (генерируются автоматически): литературный язык, норма, речевое общение, роль наставника, учащийся старший классов, формирование культуры речи учащихся.


Похожие статьи

Формирование речевой культуры как средство личностного...

Формирование речевой культуры школьника проводится мною в двух направлениях: на уроке и во внеурочной деятельности.

1. Формирование точной, выразительной речи учащихся через систему творческих работ.

Актуальные проблемы совершенствования речевой культуры...

русский язык, речевая культура, норма, современный русский литературный язык, культура речи, слово, речевая среда, речевая культура учащихся, Разумовская, текст.

Культура речи в младших классах и методы ее развития

Итак, воспитание речевой культуры на уроках русского языка предполагает овладение учащимися знаниями о закономерностях системы языка и ее функционирования, формирование на этой основе умений и навыков нормативного...

Выработка навыков речевой культуры на занятиях практического...

Сейчас термин «норма» прочно вошёл в педагогический обиход. Нет необходимости доказывать, как велика роль школы в повышении культуры речи, в усвоении норм литературного языка.

Формирование произносительной культуры младших...

Формирование произносительной культуры младших школьников. Автор: Ноздрина Олеся Игоревна.

В системе речевого развития учащихся важное место занимает работа над произносительной (звуковой) стороной речи.

Информационная карта проекта по русскому языку «Развитие...»

«Развитие речевой культуры учащихся 5–6 классов на уроках русского языка и литературы».

Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, развитие речи, речевая культура учащихся, урок, слово, класс, текст, литература, работа, развитие.

Развитие речи как средство обучения младших школьников...

Наиболее трудным в развитии речи является работа по обучению учащихся письменным речевым высказываниям. Проблема обучения школьников письменным речевым высказываниям является актуальной еще и потому, что в старших классах наблюдается...

Формирование речевой и языковой компетенции на уроках...

Информационная карта проекта по русскому языку «Развитие речевой культуры учащихся 5–6 классов на уроках русского языка и литературы».

Роль элективного курса «Правописание и культура речи»...

Для формирования навыков общения необходимо в процессе обучения создавать условия речевого общения.

− систематизировать, закрепить и углубить знания учащихся о культуре речи, полученные на уроках русского языка в 5–9-х классах

Похожие статьи

Формирование речевой культуры как средство личностного...

Формирование речевой культуры школьника проводится мною в двух направлениях: на уроке и во внеурочной деятельности.

1. Формирование точной, выразительной речи учащихся через систему творческих работ.

Актуальные проблемы совершенствования речевой культуры...

русский язык, речевая культура, норма, современный русский литературный язык, культура речи, слово, речевая среда, речевая культура учащихся, Разумовская, текст.

Культура речи в младших классах и методы ее развития

Итак, воспитание речевой культуры на уроках русского языка предполагает овладение учащимися знаниями о закономерностях системы языка и ее функционирования, формирование на этой основе умений и навыков нормативного...

Выработка навыков речевой культуры на занятиях практического...

Сейчас термин «норма» прочно вошёл в педагогический обиход. Нет необходимости доказывать, как велика роль школы в повышении культуры речи, в усвоении норм литературного языка.

Формирование произносительной культуры младших...

Формирование произносительной культуры младших школьников. Автор: Ноздрина Олеся Игоревна.

В системе речевого развития учащихся важное место занимает работа над произносительной (звуковой) стороной речи.

Информационная карта проекта по русскому языку «Развитие...»

«Развитие речевой культуры учащихся 5–6 классов на уроках русского языка и литературы».

Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, развитие речи, речевая культура учащихся, урок, слово, класс, текст, литература, работа, развитие.

Развитие речи как средство обучения младших школьников...

Наиболее трудным в развитии речи является работа по обучению учащихся письменным речевым высказываниям. Проблема обучения школьников письменным речевым высказываниям является актуальной еще и потому, что в старших классах наблюдается...

Формирование речевой и языковой компетенции на уроках...

Информационная карта проекта по русскому языку «Развитие речевой культуры учащихся 5–6 классов на уроках русского языка и литературы».

Роль элективного курса «Правописание и культура речи»...

Для формирования навыков общения необходимо в процессе обучения создавать условия речевого общения.

− систематизировать, закрепить и углубить знания учащихся о культуре речи, полученные на уроках русского языка в 5–9-х классах

Задать вопрос