Информационная карта проекта по русскому языку «Развитие речевой культуры учащихся 5–6 классов на уроках русского языка и литературы» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №41 (175) октябрь 2017 г.

Дата публикации: 13.10.2017

Статья просмотрена: 2048 раз

Библиографическое описание:

Борисова, Л. В. Информационная карта проекта по русскому языку «Развитие речевой культуры учащихся 5–6 классов на уроках русского языка и литературы» / Л. В. Борисова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 41 (175). — С. 74-86. — URL: https://moluch.ru/archive/175/45884/ (дата обращения: 27.04.2024).



Актуальность выбранной темы проекта заключается в том, что надо с самого раннего возраста учить детей правильно, грамотно и образно выражать свои мысли. Если ребенку интересно на уроке, то и учение может стать наиболее успешным. Для того, чтобы учение захватывало и увлекало ребенка, вводят инновационные методы работы с ними, благодаря которым эффективно развивается речь. В “Концепции модернизации российского образования” к современной общеобразовательной школе предъявлены требования, среди которых — использование инновационных технологий, определяющее современное качество образования. Речь человека обогащается и совершенствуется на протяжении всей жизни. Но самым важным ее периодом является период детства. И нужно помочь школьникам освоить богатство родного языка. Как хотелось бы слышать правильную, выразительную, богатую и образную речь, речь без ошибок и недостатков.

Цель данного проекта: Развитие устной и письменной речи обучающихся и формирование их лингвистической компетенции на уроках русского языка и литературы

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

– обозначить актуальность и целевое назначение проекта;

– определить формы организации учебного процесса;

– сформулировать личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса «Развитие речевой культуры учащихся 5–6 классов на уроках русского языка и литературы»;

– представить планируемые результаты освоения курса по развитию речи;

– разработать учебно-тематическое и календарно-тематическое планирование проекта.

Объект исследования: речевая культура учащихся 5–6 классов

Предмет исследования: инновационные технологии в развитии речевой культуры учащихся 5–6 классов на уроках русского языка и литературы.

Для достижения поставленной цели и решения практических задач проект предполагает разработку курса факультативных занятий по развитию речи «Развитие речевой культуры учащихся 5–6 классов на уроках русского языка и литературы».

Преемственность факультатива с основным курсом по русскому языку и литературы позволяет от класса к классу проводить системную работу по развитию речи и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа способствует овладению учащихся 5–6 классов универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными). Формы организации факультативных занятий могут быть различными: литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, встречи с писателями своего края, уроки-спектакли и т. д.

Этапы реализации проекта:

  1. Подготовительный: сентябрь 2017 — октябрь 2017. Изучение материалов по теме проекта.
  2. Основной: октябрь 2017– апрель 2018. Использование на уроках заданий, упражнений, способствующих развитию связной речи учащихся; продолжение изучения методической литературы по теме.
  3. Заключительный: апрель 2018 — май 2018. Подведение итогов, анализ результатов, обобщение опыта.

Проект «Развитие речевой культуры учащихся 5–6 классов на уроках русского языка и литературы» рассчитан на один учебный год (1 раз в неделю, общее количество: 36 часов)

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ПРОЕКТА

1.1. Актуальность и целевое назначение проекта

Актуальность проекта. Предлагаемый проект по развитию речи ориентируется на достижение определённой цели — выработку у школьников навыков кодифицированной речи как в письменной, так и в устной форме. Следует учесть, что ученики фактически владеют лишь одной разговорной разновидностью литературного языка. Прежде всего, необходимо показать учащимся принципиальную разницу в условиях общения. Разговорная речь — это речь не для всех, а только для близких людей. Людей, находящихся рядом, видящих то, о чём говорится; людей, активно участвующих в разговоре. Такая речь непригодна для общения на расстоянии (не видны ни то, о чём говорят, ни жесты, ни мимика), тем более непригодна для письменного общения (не слышна интонация, невозможен переспрос). Непригодна такая речь и для общения в официальной обстановке, в условиях, когда говорящего слушают не один-два человека, а несколько десятков, тем более если слушают сотни людей. В таких условиях говорящий должен гораздо больше следить за своей речью, контролировать себя в процессе говорения.

Если учащиеся осознают эти принципиальные различия разговорной и неразговорной речи, они поймут и необходимость развития своей речи. Организуя работу по развитию речи и мышления, учащихся в рамках представленного проекта предлагается использовать различные инновационные технологии подачи учебной информации, приёмы, дающие возможность обучаемому воспринимать, размышлять, обсуждать, осваивать коммуникативную функцию языка, почувствовать его как средство общения.

Содержанием уроков развития речи является обучение связной монологической, а также диалогической речи. В диалогах на актуальные для детей этого возраста темы уделяется внимание не только правильному построению и чередованию вопросительных и повествовательных предложений, но и умению вносить уточнения в сообщения собеседников, выражать согласие и несогласие с мнением одноклассника, ставить дополнительные уточняющие вопросы, получать адекватные ответы, предлагать продолжить или завершить беседу, перейти на другую тему, объяснить свою точку зрения, доказать высказанное положение и т. д. Также предлагаемый проект представляет распределение контроля за знаниями учащихся в течение учебного года и учебно-методический комплекс, который представлен литературой для учащихся и учителя. Сущность работы по развитию речи заключается в развитии способа общения, в воспитании речевого поведения, в формировании речевой деятельности.

Новизна проекта:

Заключается в том, что предложенный курс по развитию речи основан на инновационных технологиях подачи материала, в частности составление синквейнов, позволяющих расширить коммуникативную компетенцию, технологии критического мышления, примирение информационных технологий, Интернет-ресурсов.

Целевая аудитория:

  1. Педагогический коллектив образовательного учреждения.
  2. Обучающиеся 5–6 классов.
  3. Родители обучающихся 5–6 классов.

Целевое назначение Проект

Цель: обеспечить развитие речевой культуры обучающихся 5–6 классов в соответствии с требованиями ФГОС с учетом уровня грамотности чтения.

Для достижения поставленной цели проект предполагает разработку курса факультативных занятий по развитию речи «Развитие речевой культуры учащихся 5–6 классов на уроках русского языка и литературы».

Особенности построения курса

Программа факультативных занятий по русскому языку в 5 классе строится на основе интереса обучающихся, занятия имеют элемент занимательности. Работа факультатива по русскому языку строится на основе общедидактических принципов: научности, доступности, систематичности, индивидуального подхода, занимательности, развивающего обучения, развития активности и самостоятельности обучающихся, укрепления связи обучения с жизнью. Все занятия строятся тематически: в соответствии с грамматической темой или видом работы. Материал подобран таким образом, что каждое занятие обогащает обучающихся новыми знаниями.

Программа рассчитана на 34 учебные недели: 1 час в неделю. Кол-во часов:

– Всего — 34 часов;

– В неделю — 1 часа.

Задачи Проекта:

Обучить учащихся:

– расширить, дополнить и углубить языковые знания, умения и навыки, получаемые обучающимися на уроках;

– пользоваться диалогической речью, как средством общения с окружающими;

– излагать свои мысли, чувства и желания в нескольких предложениях, а также строить развернутый монолог (текст, высказывание);

– усвоить грамматические закономерности речи на практическом уровне;

– научить обучающихся самостоятельно работать с книгой и другими пособиями и добиться того, чтобы они полюбили язык и книгу как источник знания.

– развить креативность и творческие способности обучающихся.

Принципы реализации Проекта:

Организационно-методические:

  1. Создание пакета методических материалов по:

– алгоритму проектирования данного курса,

– разработке механизмов взаимодействия преподавателей в процессе реализации курса,

– мониторингу результативности курса.

  1. Разработка технологий взаимодействия с родителями и семьями обучающихся по реализации данного проекта.
  2. Разработка методов и приемов стимулирования деятельности педагогов и обучающихся по формированию основ речевой культуры обучающихся.

Дидактические:

– Создание банка заданий по формированию основ речевой культуры, обучающихся на разных предметах и в разных видах учебной деятельности.

– Разработка материалов промежуточной и итоговой диагностики различных этапов реализации учебного курса.

Психолого-педагогические:

  1. Создание условий для формирования ситуаций успешности всех участников данной Программы в процессе ее реализации.

Принципы, на которых основывается данный проект: технологичность, прозрачность результатов, добровольность участия.

Этапы реализации проекта. Курс по развитию речи «Развитие речевой культуры учащихся 5–6 классов на уроках русского языка и литературы» рассчитан на 1 год, табл. 1.

Таблица 1

Этапы реализации проекта

Этап

Описание

Сроки

Первый.

Создание механизмов разработки Программы

Подготовительный этап по реализации проекта, создание механизмов разработки и взаимодействия участников, диагностика исходного уровня целевой аудитории.

Подготовка педагогических кадров для реализации Проекта.

сентябрь 2017 — октябрь 2017

Второй

Реализация Программы

Реализация курса в рамках проекта

«Развитие речевой культуры учащихся 5–6 классов на уроках русского языка и литературы».

октябрь 2017– апрель 2018

Третий Диссеминация опыта

Подведение итогов, анализ результатов, обобщение опыта. Распространение опыта будет вестись в течение всего периода реализации проекта, в 2018 г. планируется оформление опыта реализации данной программы в различных образовательных учреждениях страны.

апрель 2018 — май 2018

1.2. Формы организации учебного процесса

Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего». В проектной работе особое внимание обращено на развитие речи школьников на основе инновационных технологий.

При планировании учитываются следующие принципы:

– воспитывающей и развивающей направленности обучения;

– научности и доступности обучения;

– систематичности и последовательности в обучении;

– связи обучения с жизнью;

– наглядности;

– сознательности и активности учащихся;

– индивидуального и дифференцированного подхода;

– прочности знаний, умений и навыков.

Коммуникативно-речевая направленность обучения делает более продуктивным решение коррекционно-развивающих задач, так как предполагает большую работу над значением таких языковых единиц, как слово, словосочетание, предложение, текст, и над способами выражения смыслового различия с помощью этих единиц.

При последовательном изучении курса «Развитие речевой культуры учащихся 5–6 классов на уроках русского языка и литературы» может быть использован разноуровневый подход к формированию знаний с учетом психологических особенностей развития детей 11–12 лет, типологических и индивидуальных особенностей учеников.

Данная программа составлена с учётом:

  1. Технологий использования методов и приемов работы на уроке русского языка и литературы:

– четкость и завершенность инструкций к заданиям;

– проведение в единстве работы, направленной на развитие навыков правильного, беглого, выразительного и осознанного чтения;

– реализация индивидуального и дифференцированного подхода при включении в урок заданий с опорой на несколько анализаторов (слоговые таблицы, осколочные картинки, разметка текста и т. п.);

– смена видов деятельности: чередование устной речи (говорение) с письменной (чтение);

– применение различных стимулов для речевой активности учащихся (поощрительные меры: фишки, буквы, из которых надо собрать слово; создание атмосферы доброжелательности на уроке: терпеливое объяснение причин ошибок и т. п.);

– использование на уроке элементов технологии дифференцированного обучения, игровой технологии, ИКТ, здоровьесберегающей технологии.

  1. Ключевых компетенций: ценностно-смысловые; общекультурные; учебно-познавательные; информационные; коммуникативные; социально-трудовые.
  2. Использование технологий, методов и форм работы.

При использовании инновационных технологий в обучении русскому языку и литературе успешно применяются следующие приемы: ассоциативный ряд; опорный конспект; мозговая атака; групповая дискуссия; кластеры; синквейн; эссе; ключевые термины; перепутанные логические цепочки; дидактическая игра; исследование текста; работа с тестами; нетрадиционные формы домашнего задания.

Также предполагается использование методов:

– словесные: рассказ, используется при объяснении нового материала, дети получают полную информацию о новых незнакомых понятиях;

– беседа, используется при выяснении уровня знаний учащихся.

На уроках русского языка и литературы наиболее употребительным является метод беседы, эффективность которого зависит от эвристичности самой беседы, что активно влияет на речевую и мыслительную деятельность детей.

Применение репродуктивного метода целесообразно на уроках закрепления, обобщения материала. В любой репродуктивный метод вносятся модификации, связанные с решением мыслительных задач: анализ и синтез, конкретизация и обобщение, сравнение и классификация.

Объяснение, используется для раскрытия причинно-следственных связей; работа с учебником и книгой.

Словесные методы способствуют развитию и коррекции активного словаря, логического мышления школьников и позволяют передать больший объем информации в короткие сроки.

– наглядные: демонстрация; иллюстрация; показ наглядных пособий; экскурсии; самостоятельные наблюдения. Наглядные методы развивают зрительную память школьников, способствуют более полному восприятию информации. Применение наглядных методов развивает активность, интерес учащихся с интеллектуальной недостаточностью к изучаемому материалу.

– Практические: выборочное, объяснительное чтение, работа с картиной, планом, просмотр и разбор отдельных фрагментов кино, мультфильмов, сказок.

Предусмотрены следующие виды самостоятельной работы:

– чтение учебно-методической и научной литературы, рекомендованной преподавателем, с последующими отчётами в виде индивидуальных сообщений обзорного характера;

– выполнение домашних заданий: решение методических задач, подбор дидактического материала к определённым разделам курса, их оформление для методической копилки (в том числе на стендах в методическом кабинете), изготовление специальных наглядных пособий;

– анализ конспектов занятий и разработка собственных с последующими отчётами в форме контрольных работ, а также их выборочного и частичного проигрывания на практических занятиях;

– выполнение заданий аналитического и исследовательского характера, например, подготовка сообщений по дискуссионным проблемам специальной методики развития речи, составление синквейнов.

Отчёты по предлагаемы м темам представляются в виде кратких сообщений на практических занятиях, а также в виде развёрнутой письменной работы.

  1. Форм обучения:

– по охвату детей в процессе обучения (коллективные, групповые, индивидуальные). На уроках русского языка и литературы наиболее употребительными являются коллективные (фронтальные) формы работы, т. к. только при активности всего класса можно добиться, чтения учащимися текста в течение всего урока (либо вслух по вызову учителя, либо про себя, следя за чтением одноклассника, учителя: комбинированное, сопряженное чтение). Применяется работа в парах.

– по месту организации (школьные);

– традиционные (урок, предметные уроки, домашняя учебная работа);

– нетрадиционные формы обучения: урок-экскурсия, урок-путешествие, урок-сказка, бинарные уроки, викторина, урок-конкурс, урок-игра, урок-турнир, урок-размышление, кино-урок, урок — сравнение художественного текста с его воплощением в других видах искусства (кино, мультипликация, живопись) и т. д. Это способствует формированию устойчивого интереса учащихся к предмету, повышению речевой мотивации.

  1. Межпредметные связи, преемственность.

Обучение речи осуществляется:

– на специальных уроках (развитие речи, сведения по грамматике, литературное чтение, СБО)

– в процессе обучения всем учебным предметам, особенно ППО;

– на занятиях по природоведению;

– в условиях организованной воспитательной работы;

– в ходе запланированных экскурсий;

– в часы индивидуальных занятий по РРС и ФПСР.

  1. Реализации национально-регионального компонента. Региональный компонент представлен интегрированно в ходе изучения отдельных тем типа: «Осень», «Зима», «Весна», «Сезонные изменения в природе», «Животные и птицы».
  2. Видов деятельности на уроках русского языка и литературы: составление плана текста, пересказ текста по плану; пересказ текста по предполагаемым вопросам; продолжение текста; выразительное чтение; чтение наизусть; чтение по ролям.
  3. Форм контроля. Контроль за знаниями, умениями и навыками осуществляется в ходе устных опросов, проведения тестов.

На уроках русского языка и литературы возможны короткие проверочные работы нетрадиционного вида. В каждом произведении выделяются ключевые слова (имена героев, детали описания героя или места событий и др.), которые могут быть положены в основу кроссвордов, головоломок, ребусов, шарад, викторин. Решение кроссвордов, ответы на вопросы викторины — занятие увлекательное и полезное, позволяет тренировать память.

1.3. Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса «Развитие речевой культуры учащихся 5–6 классов на уроках русского языка и литературы»

Личностными результатами изучения курса «Чтение и развития речи» в 6 классе является формирование следующих умений:

– мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

– понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека;

– способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

– умение высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

– умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;

– достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;

– способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами изучения чтения и развития речи являются:

Регулятивные УУД:

– определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;

– учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем;

– умение использовать чтение с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;

– учиться планировать учебную деятельность на уроке;

– высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике);

– использовать при выполнении заданий различные средства: дополнительную литературу, источники по чтению и развитию речи. С помощью учителя давать самооценку своей деятельности;

– способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

– ориентироваться в учебнике: планировать свою работу по изучению незнакомого материала;

– самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала, отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, справочников, электронных пособий;

– сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет);

– добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах: текст, таблица, схема, иллюстрация и др.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника.

Коммуникативные УУД:

– донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

– слушать и понимать речь других;

– вступать в диалог на уроке и в жизни;

– адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

– умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения.

Умение использовать все группы действий в различных образовательных ситуациях является показателем их сформированности. С учетом возрастных особенностей, обучающихся с нарушением интеллекта базовые учебные действия, рассматриваются на различных этапах обучения чтению и развитию речи. С фронтальной работой постоянно сочетаются дифференцированный и индивидуальный подходы. Учащиеся дифференцированы на группы по возможностям обучения (классификация В. В. Воронковой). Состав групп может меняться по мере продвижения школьника в преодолении дефекта. Дифференцированный подход применительно к группе учащихся используется в течение длительного срока, но на каждом уроке занимает относительно небольшой отрезок времени. Дифференцированный подход сочетается с индивидуальными приемами работы со школьниками. На уроках сохраняется целевое и тематическое единство во фронтальной и индивидуальной работе по отношению ко всем учащимся класса.

1.4. Планируемые результаты освоения курса по развитию речи

В результате курса обучающиеся должны:

– углубить и расширить знания о языке;

– развить смекалку и сообразительность;

– обогатить свою речь фразеологизмами;

– получить дополнительные сведения по лексике и этимологии;

– повысить грамотность.

Количественные показатели:

– положительная динамика скорости чтения;

– увеличение объема текста при проверке навыков грамотности чтения;

– увеличение скорости выполнения заданий по тексту (усвоение и передача информации);

– уменьшение количества пауз при устном выступлении, количества лишних слов;

– увеличение скорости психических процессов в целом (память, внимание, мышление).

Качественные показатели:

– изменение уровня понимания исходного текста (цель, авторская позиция, микротемы);

– умение при пересказе отражать все микротемы исходного текста;

– увеличение словарного запаса, обогащение лексики обучающегося;

– умение формулировать вопросы по тексту и содержательно отвечать на вопросы;

– умение держаться перед аудиторией, психологическая готовность к выступлению

Ключевые позиции контроля:

– школьная конференция,

– интегрированный публичный зачет в конце учебного года,

– педагогический анализ динамики речевой культуры на отдельных предметах (выполнение тренировочных и контрольных заданий);

– психологическая диагностика скорости психических процессов (памяти, внимания, мышления).

  1. Ученик научится:

– правильно и бегло читать тексты художественных и публицистических произведений;

– выразительно читать наизусть;

– составлять простой и сложный план изучаемого художественного произведения и публицистического текста;

– объяснять роль художественных особенностей текста и давать характеристику героям изучаемых произведений;

– владеть монологической и диалогической речью, устно и письменно отвечать на вопросы;

– писать сочинения на литературную и свободную тему.

  1. Ученик получит возможность:

– постичь красоту художественного произведения в его неповторимом своеобразии;

– увидеть место произведения дальневосточного автора в общелитературном процессе;

– сопоставлять изучаемое произведение с уже изученными или самостоятельно прочитанными произведениями;

– готовить индивидуальные и групповые задания, сообщения с использованием ИКТ.

Учащиеся научатся создавать собственный текст в условиях ограниченного времени, грамотно и аргументировано выражать собственные мысли, точку зрения, позицию, мнение современным литературным языком, избегая при этом ложно-публицистических штампов и общих мест, выстраивать собственное высказывание по модели, продумывать план и композицию, отбирать фактический материал в соответствии с темой и замыслом высказывания; уметь редактировать предложенные тексты, находить и исправлять ошибки; попробуют себя в роли журналистов.

  1. ПРОГРАММА ПРОЕКТА «РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ 5–6 КЛАССОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ»

2.1. Учебно-тематическое планирование проекта

Данная программа курса по развитию речи составлена с учетом федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Минобрнауки России от 19.12.2014 г. № 31598).

Настоящая программа рассчитана на учащихся 5–6 класса. Срок реализации настоящей программы 1 учебный год. Занятия по данной рабочей программе проводятся в форме урока (40 мин). Возможно изменение количества часов в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни. На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане (табл. 2).

Таблица 2

Учебно-тематическое планирование

Название темы (блока)

Количество часов

Контрольные работы

Эссе

Синквейн

Изложение

1

Введение

1

2

Культура речи

7

1

1

3

Фонетика

7

1

4

Этимология

3

1

5

Занимательная грамматика

6

1

6

Лексика

6

1

1

7

Фразеология

4

1

1

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Данная программа реализуется на базе учебного кабинета 24, который оборудован

– мультимедийной аппаратурой,

– интерактивной доской,

– словарями, справочниками, наглядными и учебными пособиями,

– дидактическими материалами,

– художественной литературой,

– методической литературой.

Календарно-тематический план предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование CD дисков и ноутбука.

Использование ИКТ: проведение уроков с использованием ИКТ; подготовка учащимися сообщений с использованием ИКТ; использование Интернет-ресурсов.

2.2. Календарно-тематическое планирование

Таблица 3

Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

1

Вводный урок. Язык и общение. Язык и человек. Общение устное и письменное. Роль языка в жизни человека.

1

2

В мире звуков. Звуки и буквы. Произношение и правописание

1

3

Выразительные средства лексики и фонетики.

1

4

Правописание корней.

1

5

Правописание приставок. Слитное, дефисное, раздельное написание.

1

6

«Слово — образ, слово — ассоциация». Понятие синквейна

1

7

Этапы работы над синквейнаом. Синквейны, посвящённые героям повести В. О. Богомолова «Иван»

1

8

Практическое занятие. Составление синквейна.

1

9

Пунктуационный анализ. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения.

1

10

Сказал то же, да не одно и то же.

1

11

Р/р Текст, тема текста Обучающее изложение (По Г. А. Скребицкому)

1

12

Игры со словами. «Слово — понятие, слово — творчество», использование ИТК.

1

13

О словах одинаковых, но разных.

1

14

Азбука важных и вежливых слов.

1

15

Фразеологические обороты, использование ИТК (Подготовка презентации

1

16

«Хранители слов» — словари. Выставка словарей. Игра-конкурс «Объясни слово».

1

17

Эссе-ответ на вопрос «На какие мысли о жизни, о долге, о человеке наводит Вас эта повесть?»

1

18

Творческая работа: очерк о своей школе, о своём городе или о любимой книге.

1

19

«Биография слов».

1

20

Цели и особенности интервью, активное слушание. Коммуникативные техники.

1

21

Как правильно употреблять слова, использование Интернет-ресурсов, работа с социальными сетями

1

22

Речь на телевидении, интонация, логические паузы, акценты в речи, использование Интернет-ресурсов.

1

23

Написание статьи в школьную газету по итогу посещения концерта, выставки, школьного мероприятия (на выбор ученика)

1

24

В руках умелых слово творит чудеса.

1

25

Откроем за буквами русского языка чудо.

1

26

Произведения русских поэтов.

1

27

Произведения зарубежных писателей.

1

28

Конкурс «Читаем стихи о Родине и родной природе».

1

29

Богатство русского языка (фразеологизмы).

1

30

Богатство русского языка (синонимы, антонимы).

1

31

Написание эссе «Мое настроение после просмотра фильма»

1

32

Библиотечная мозаика: выставки книг, игры, конкурсы, подготовленные презентации.

1

33

Обобщающие (итоговые) уроки, резервные уроки.

1

34

Итоговое занятие. Портфель достижений. Зачетная работа

1

Контроль:

– Зачет 5 класса: задания по работе с текстом и подготовке двух публичных выступлений — пересказа и рассуждения (определить основную мысль, составить план, подготовить подробный пересказ, рассуждение публицистического характера по заданной теме с опорой на словари и справочники, задать несколько вопросов по выступлению, аргументировано ответить на вопросы)

– Зачет 6 класса: задания по работе с текстом и подготовке публичного выступления, участие в дискуссии по заданной теме (творческий пересказ текста на основе цитатного или сложного плана, сопоставление двух текстов, подготовка публичного выступления дискуссионного характера на основе сопоставления текстов, умение задавать вопрос оппоненту и отвечать на них).

Проект предусматривает необходимость изучения педагогами известных технологий взаимодействия и создание новых, апробирование этих технологий в процессе реализации курса по развитию речи. Алгоритм реализации проекта по развитию речи представлен в приложении 3. Продукт в результате реализации задачи: конструкт Программы «Технологии взаимодействия участников программы».

Таблица 4

Алгоритм реализации проекта по развитию речи

Этап

Описание

Формы

Участники

Продукт

Диагностика

Изучение:

готовности педагогов к участию в Программе, исходного уровня профессионализма;

возможностей ресурсного обеспечения Проекта;

изучение социального заказа, исходного уровня подготовленности обучающихся по направлению «Культура речи»;

степени готовности родителей к взаимодействию по реализации Проекта

Анкетирование, обсуждение через круглый стол, совещания рабочей группы,

Встречи с родителями,

самоанализ.

Анализ результатов диагностических работ, обучающихся 4–5 класса, анализ педагогических наблюдений за различными речевыми ситуациями с обучающимися.

Педагоги, школьный психолог, родители, обучающиеся 5 классов.

SWOT-анализ готовности педагогов, обучающихся к участию в Программе; к взаимодействию;

Проблемный анализ степени готовности родителей к взаимодействию по реализации Проекта.

Анализ исходного уровня речевой культуры обучающихся 5 классов

Конструкт «Требования к исходному уровню профессионализма педагога — участника Проекта. Требования к исходному уровню речевой культуры пятиклассников».

Моделирование

Формулирование целей, задач, результатов, этапов, критериев оценивания результатов

Обсуждение, экспертная оценка внешних экспертов

Педагоги, внешние эксперты (специалисты в области управления, педагогики, психологии, филологии)

Проект факультативного курса по развитию речи, экспертные заключения

Конструирование

Создание банка тренировочных и контрольных заданий по формированию речевой культуры;

пакета диагностических методик;

детализация Проекта

Обсуждение, экспертная оценка внешних экспертов

Педагоги, внешние эксперты (специалисты в области управления, педагогики, психологии, филологии)

Законченный вариант Проекта с дополнительными конструктами

2.3. Методические приемы реализации курса «Развитие речевой культуры учащихся 5–6 классов на уроках русского языка и литературы»

Опишем основные методические приемы реализации курса «Развитие речевой культуры учащихся 5–6 классов на уроках русского языка и литературы». В таблице 5 представлены механизмы реализации программы для 5–6 классов.

Таблица 5

Механизмы реализации программы (5–6 класс)

Речевая деятельность

5 класс

6 класс

Работа с тестом

1.Составление простого плана текста.

2.Составление развернутого плана текста.

3. Составление перечня ключевых слов.

  1. Составление цитатного плана.
  2. Составление синквейна
  3. Конспект.
  4. Блок-схема.

Пересказ

4. Подробный пересказ текста.

5. Сжатый пересказ текста (устный)

6. Сжатый пересказ текста (письм.)

7. Выборочный пересказ текста (устный)

8. Выборочный пересказ текста (письменный)

Лексическая работа

9. Выявление в тексте непонятных, незнакомых слов и выражений.

10. использование словарей и справочников для объяснения непонятных, незнакомых слов и выражений.

Вопросы

11. Формулирование вопросов уточняющего характера к тексту.

12. Формулирование вопросов дискуссионного характера к тексту.

4. Составление текстов (источников информации)

Устные сообщения

13. Устное сообщение типа описание или повествование на основе использования текста учебника и дополнительного источника информации.

14. Устное сообщение типа рассуждение на основе использования текста учебника и дополнительного источника информации.

15. Устное сообщение на основе использования дополнительных источников информации (без использования текста учебника)

5. Устное сообщение на основе использования текста учебника и самостоятельно отобранного источника информации.

6. Устное сообщение на основе самостоятельно отобранных источников информации.

7. Оценка устного сообщения по заданным критериям.

8. Оценка устного сообщения по самостоятельно сформулированным критериям.

Педагогические методы и приемы, используемые в процессе реализации программы в 5–6 классах:

– моделирование речевого поведения (деловые игры, ситуации, составление синквейнов);

– наблюдение над речью: чистотой, грамотным использованием средств языка, выбором жанра, стиля; корректировка;

– подготовка выступлений с учетом цели выступления, жанра, стиля;

– организация диалогов, бесед, диспутов.

В качестве инновационных технологий предложено использовать технологии критического мышления, в основе которой лежит дидактическая закономерность, получившая в отечественной педагогике название дидактического цикла, а в указанной технологии «вызов-осмысление-рефлексия» (табл. 6). Данная закономерность является общей, в ее основе лежат закономерности мысленной деятельности человека.

Таблица 6

Технология критического мышления

Этапы занятия

Цель этапа

Методы иприемы

Цели методов иприемов

Вызов

Актуализация каждого ученика.

Актуализация знаний.

Развитие речи.

Развитие логического мышления.

Синквейн

Рассказ- предположение по ключевому слову синквейна.

Рассказ-предположение, по ключевым словам, текста

Развитие умения выделять главное. Актуализация знаний по теме текста.

Развитие логического мышления, связанной речи.

Осмысление

Организация активного восприятия текста.

Направление усилий на степень понимания текста.

Повторение сложных случаев орфографии и пунктуации.

Чтение с остановками.

Заполнение двухчастного дневника.

Возвращение к списку ключевых слов. Прогнозирование.

Активизация чтения.

Развитие умений выделять главное, систематизировать.

Формировать умения составления связанного текста.

Рефлексия

Обобщение и систематизация приобретенного читательского опыта. Обобщение на уровне личностных впечатлений.

Выделение ключевых слов в эпиграфе.

Написание синквейна

Написание изложения с творческим заданием.

Развитие памяти.

Формирование нравственных понятий

Формирование умений работы с черновым и чистовым вариантом.

На первом этапе учащиеся знакомятся с текстом, по которому нужно написать изложение, продолжают работу своими размышлениями по данному тексту. Учащиеся работают самостоятельно в течение пяти — семи минут, в это время звучит тихая запись колокольного звона. Затем идет обсуждение работ учащихся.

Второй этап связан с чтением текста до конца, выделением ключевых слов. Учащиеся после прочтения озаглавливают текст.

На третьем этапе учащиеся отвечают на вопросы и выделяют основных героев текста.

Таким образом, именно технология развития критического мышления дает возможность научить обучающихся работать с различными текстами, ориентироваться в огромном потоке информации, сформировать навыки написания изложения.

На занятиях в рамках проектной деятельности предлагается применение инновационных технологий, в частности составление синквейнов, позволяющих расширить коммуникативную компетенцию. В последнее время синквейн начинает использоваться в дидактических целях в качестве эффективного метода развития образной речи, который позволяет получить быстрый результат. В результате применения синквейнов в формате практического занятия по русскому языку отмечается активизация речемыслительной деятельности студентов, актуализация внутренних резервов личности (преодоление барьеров, скованности во время выступления перед аудиторией и т. д.), повышение интереса и мотивации к изучению предмета.

Синквейн — это методический прием, который представляет собой составление стихотворения, состоящего из пяти строк. Этот прием зарекомендовал себя в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, и его считают одним из результативных способов развития образной речи у детей [3. C. 4–5].

В контексте инновационных исследований педагогов-языковедов, методистов (И. Загашев, С. Заир-Бек, И. Муштавинская), отмечающих важность разработок методов, направленных на развитие у детей мыслительных умений, критического осмысления информации, самостоятельности в формулировании выводов и принятии решений, синквейн представляется актуальным методом. Рациональным метод синквейна представляется и в контексте исследований, посвященных развитию лингвокреативного мышления учащихся.

Структура традиционного синквейна проста: текст основывается на содержательной и синтаксической заданности каждой строки:

– первая строка: тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь;

– вторая строка: два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного предмета или объекта;

– третья строка: образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта;

– четвертая строка: фраза из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту;

– — пятая строка: одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта, метафора, ассоциация [3. C. 5].

Приведем примеры синквейнов, в Приложении 1.

Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах — это важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе. Синквейн — это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях, что позволяет описывать или рефлектировать по какому-либо поводу.

Для некоторых учеников сначала будет трудно писать синквейны. Эффективным средством введения синквейнов является разделение группы на пары. Для этого нужно назвать тему для синквейна. Каждому учащемуся будет дано 5–7 минут на то, чтобы написать синквейн. Затем из двух синквейнов они составляют один. Это даст им возможность критически рассмотреть данную тему. Кроме того, этот метод потребует, чтобы участники слушали друг друга и извлекали из произведений других те идеи, которые они могут увязать со своими. Затем вся группа сможет ознакомиться с парными синквейнами. Это помогает породить дальнейшую дискуссию, что также важно для развития критического мышления у школьников.

Синквейны являются быстрым и мощным инструментом для синтеза и обобщения понятий и информации. Важно выполнять эти упражнения систематически, целенаправленно и с ясными педагогическими целями. Когда это делается, учение и мышление становятся прозрачным процессом, доступным для всех.

Когда процессы становятся прозрачными, учащиеся не только узнают содержание, но и учатся учиться.

Рассмотрим синквейн с точки зрения педагогики. Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от ученика умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Помимо использования синквейнов на уроках литературы практикуется и использование синквейна как заключительного задания по пройденному материалу любой другой дисциплины.

Простота построения синквейна делает его одним из эффективных методов развития ученика, который позволяет быстро получить результат, в частности, знакомство с самим понятием слова и расширение словарного запаса для более эффективного выражения своей мысли.

Синквейн формирует аналитические способности детей. Составление синквейна, краткого резюме на основе больших объемов информации, полезно для выработки способности к анализу. В отличие от школьного сочинения синквейн требует меньших временных затрат, хотя и имеет более жесткие рамки по форме изложения и его написание требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей (интеллектуальных, творческих, образных). Таким образом, процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной.

Синквейны — эффективный способ контроля. Ученики любят эти пятистишия, потому что они небольшие по объему, составлять их несложно и довольно интересно.

При помощи синквейна можно несколькими словами выразить всю суть литературного героя. Учитель при этом не только экономит время, но и проверяет одновременно прочитанность текста, глубину его понимания и способность ученика грамотно выражать свои мысли. Если 45 минут урока позволяют зачитать вслух лишь несколько сочинений, то свой синквейн представить сможет каждый, да еще останется время, чтобы все обсудить.

Составляя синквейн, каждый ученик реализует свои таланты и способности — интеллектуальные, творческие, образные. Если задание выполнено правильно, то синквейн обязательно получится эмоциональным.

Кроме того, синквейны очень удобно использовать для самоконтроля. Если ученики легко могут составить стихотворение, то можно быть уверенным в том, что тема усвоена хорошо. Кроме того, в синквейне содержится квинтэссенция материала — его эмоциональное восприятие. А потому впоследствии можно данную тему повторить, просто вспомнив свой синквейн.

Синквейн относят к быстрому, но очень мощному инструменту рефлексии.

В результате применения синквейнов в формате практического занятия по русскому языку активизируется речемыслительная деятельность учащихся, наблюдается актуализация внутренних резервов личности, способствующие преодолению барьеров, а также некоторой скованности в период выступления перед аудиторией. Преподаватели и исследователи отмечают заметное повышение интереса и мотивации к изучению предмета, собственной самооценки «Я могу!» [3. C. 8].

Таким образом, можно заключить, что познавательная ценность занятия с применением синквейна как формы и метода образовательного процесса, профессионально ориентированная направленность занятия позволяют расценивать синквейн как универсальный, продуктивный метод в соврменном образовательном процессе.

Активно используя в рамках проекта информационные технологии, позволит совершенствование практических умений и навыков учащихся, повышает интерес к урокам русского языка и литературы, активизирует познавательную деятельность. Кроме того, умелое использование информационных технологий повышает потребность в словесной речи школьников.

Также в рамках проекта предусмотрены упражнения лексико-семантического. В Приложении 2 приведены образцы упражнений лексико-семантического характера. Приведенные упражнения позволят учащимся усвоить и закрепить сущность лексических понятий, выяснить их семантику, а также помогут производить лексический анализ слов с точки зрения их происхождения и сферы их употребления, что способствует обогащению словарного запаса.

Систематическое использование различных методических приемов позволяет развивать речь учащихся. В Рамках предложенных занятий учащиеся будут свободно высказывать свое мнение, стараться его отстаивать, пытаться доказать свою точку зрения. Они будут составлять высказывания, создавать творческие работы с использованием различных языковых средств. В результате чего у детей начинает развиваться чувство языка, чувство слова. Совершенствование речевых навыков способствует успешной учебе. Возрастет активность учащихся. Они с удовольствием начнут выступать на различных конкурсах, участвуют в олимпиадах.

В заключение несколько рекомендаций по использованию опыта:

– должна быть поставлена актуальная, значимая для ученика задача, которую можно решить только с помощью языка;

– важно всячески поддерживать учащихся в их стремлении к знаниям, поощрять их интерес к предмету;

– должна быть возможность учиться, то есть сравнивать удачные образцы выполненных заданий с неудачными; участвовать в анализе работ, конечно, иметь рядом консультанта (учителя);

– основными на уроках должны быть творческие работы.

Таким образом, использование инновационных технологий при развитии речи учащихся 5–6 классов большие преимущества. Учебный процесс становится для учащихся интересным, развивает навыки самостоятельно получать знания в процессе взаимодействия и поиска. Повышается качество и прочность полученных знаний. Развиваются исследовательские навыки и умения. Параллельно с процессом обучения идет развитие коммуникативных качеств и формирование лидерских качеств личности.

Приложение 1

Примеры синквейнов

1. Кошка

Пушистая, ласковая.

Мурлыкает, играет, бегает.

Любимый домашний питомец.

Животное.

2. Весна

Теплая, холодная.

Приходит, оживляет, воодушевляет.

Чудесная пора любви.

Лето.

3. Масленица

Яркая, разгульная.

Веселит, смешит, бодрит.

Древний обряд, связанный с проводами зимы.

Блины.

4. Дети

Прекрасные, озорные.

Играют, шалят, радуют.

Цветы нашей жизни.

Радость.

5. Арбуз

Круглый, вкусный

Катится, растёт, зреет

Арбуз — это большая ягода.

Лето.

Синквейны, посвящённые героям повестиВ.О.Богомолова «Иван»

Иван.

Храбрый, смелый.

Переплывает, мстит, разведывает.

Иван никогда не сдаст.

Разведчик.

Иван.

Настоящий, храбрый.

Разведывает, убегает, погибает.

Мальчик, который служит Родине.

Разведка.

Гальцев.

Дисциплинированный, любознательный.

Служит, дарит, побеждает.

Держит своё обещание.

Солдат.

Титков.

Трусливый, корыстный.

Предаёт, сдаёт, получает.

Жажда наживы — источник зла.

Предатель.

Приложение 2

Образцы упражнений лексико-семантического характера

  1. Найдите в толковом словаре данные слова и выясните их лексическое значение (аквариум, стеллаж, ипподром, экспорт, тайфун, нейлон, озимь, аттракцион).
  2. Выясните в толковом словаре, какие значения могут иметь данные слова (операция, фронт, язык, нагрузка, броня, разряд, мир, голова, перо, светлый,).
  3. Укажите слова, имеющие прямое и переносное значение:

а) спутник Земли — дорожный спутник, свет солнца — свет знаний;

б) золотое кольцо — золотая осень, теплое молоко — теплая встреча, волчий след — волчий аппетит;

в) время летит — самолет летит, дождь идет — ребенок идет.

  1. Пользуясь толковым словарем, составьте предложения с многозначными словами и словосочетаниями.

а) корень, время, полотно, лента, чистый, легкий, тонкий, плыть;

б) море пшеницы, холодный прием, золотые листья.

  1. Составьте словосочетания; укажите, где значение данных слов прямое, а где — переносное.

Теплый (ветер, вода), холодный (день, чай, встреча), золотой (берег, перо, осень), острый (нож, ум), мягкий (климат, характер, диван), горячий (кофе, спор, песок, время).

  1. Спишите синонимы, распределяя их по группам; укажите общее значение каждой группы синонимов (дом, лететь, жаркий, смелый, семенить, здание, умный, палящий, храбрый, ходить, труд, согретый, шагать, быстрый, нестись, бесстрашный, торопливый, жилище, идти, дело, работать, знойный, мудрый, спешный, трудиться, теплый, работа, скорый).
  2. Определите, какие из данных синонимов могут сочетаться со словами, помещенными в скобках:

Скучный, тоскливый (книга, взгляд, глаза, погода), толстый, полный (тетрадь, луна, стакан, дерево), густой, дремучий (роща, пшеница, лес, волосы), горячий, знойный (вода, лето, воздух, речь, время), коричневый, карий (глаза, платье, цвет), старый, древний (дом, дуб, обычай, старик).

  1. Расположите синонимы по степени возрастания или уменьшения обозначаемых действий или признаков:

а) возвышенность, гора, холм; неприятель, противник, враг; большой, колоссальный, огромный; талантливый, гениальный, способный; мчаться, идти, бежать;

б) ошибка, погрешность, промах; темнота, сумерки, мрак; изумительный, прекрасный, превосходный; робкий, трусливый, боязливый; холодный, прохладный, ледяной; смеяться, хохотать, улыбаться.

  1. Подберите к выделенным словам в словосочетаниях синонимы.

Отважный солдат, верный друг, знаменитый писатель, старый дом, громадный завод, дальняя дорога, тихий голос, красивый платок, холодная зима.

  1. Замените фразеологизмы одним словом-синонимом.

Сесть в лужу, не давать в обиду, надуть губы, взяться за ум, спустя рукава, клевать носом, вывести на чистую воду.

  1. Составьте словосочетания с омонимами: ключ, завод, наряд, мир, перо, пол, разбор.
  2. Выпишите антонимы:

Радость, бодрый, горе, открыть, война, здоровый, горячий, беда, правда, последний, острый, мир, находить, черный, веселый, мягкий, ответ, свежий, ненависть, начало, ложь, вопрос, конец, черствый, вялый, любовь, первый.

  1. Подберите антонимы к слову «свежий» в данных сочетаниях.

Свежий хлеб, свежая газета, свежее белье, свежая рыба, свежий огурец, свежий вид, свежий воздух, свежие цветы.

  1. Подберите иностранные слова, связанные с наукой и техникой.

Литература:

  1. Андреева С. Р. Обучение написанию изложения по технологии развития критического мышления на уроках русского языка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2017. — Т. 25. — С. 90–91.
  2. Бельских М. А. Применение инновационных технологий на уроках русского языка в условиях современной образовательной школы [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 50–52.
  3. Егорова Н. В. Поурочные разработки по литературе. 6 класс. — 6-е изд., перераб.-М.: ВАКО, 2016. — 416с.
  4. Ермекова Ж. Т. Синквейн на занятиях профессионального русского языка. URL: http://repository.enu.kz/bitstream/handle/123456789/3894/ermekova.pdf (дата обращения 15.09.2017).
  5. Зыкова И. В. Роль концептосферы культуры в формировании фразеологизмов как культурно-языковых знаков: автореф. дис.. д-ра филол. наук. М., 2014. 52 с.
  6. Основное общее образование: федеральный государственный образовательный стандарт: сборник нормативно-правовых материалов. — М.: Вентана-Граф, 2012.
  7. Сафонова В. В. Соизучение языков и культур в зеркале мировых тенденций развития современного языкового образования//Язык и культура. 2014. Вып. № 1 (25). С. 123–141.
  8. Традиции и инновации в филологии XXI века: взгляд молодых ученых: материалы Всероссийской молодежной конференции / отв. ред. Т. А. Демешкина. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2012. 602 с.
  9. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская и др.; под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2011.
  10. Чернобай Е. В. Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде. / Е. В. Чернобай.- 2012.- с. 27.
  11. Серия учебных компьютерных программ «1С: Репетитор» по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии. Электронный ресурс — Режим доступа: http://repetitor.1c.ru/ (Дата обращения: 14.09.2017)
  12. Каталог Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов. Электронный ресурс — Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/ (Дата обращения: 14.09.2017)
  13. Каталог электронных образовательных ресурсов Федерального центра. Электронный ресурс — Режим доступа: http://fcior.edu.ru (Дата обращения: 14.09.2017)
  14. Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги. Электронный ресурс — Режим доступа: http://www.gramma.ru/ (Дата обращения: 12.09.2017)
  15. Российский образовательный портал Электронный ресурс — Режим доступа: http://www.school.edu.ru/ (Дата обращения: 12.09.2017)
  16. Официальный сайт ФГУ «Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций». Электронный ресурс — Режим доступа: http://www.informika.ru/ (Дата обращения: 13.09.2017)
Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, развитие речи, речевая культура учащихся, урок, класс, слово, текст, литература, работа, развитие.


Похожие статьи

Развитие речи учащихся на уроках в начальной школе

Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. — М.: Просвещение, 2010. Львов М. Р. Речь младших школьников и пути ее развития.

Политова Н. И. Развитие речи учащихся начальных классов на уроках русского языка: Пособ. для учителя.

Формирование речевой культуры как средство личностного...

Средством формирования речевой культуры должно стать, по моему мнению, развитие

1. Формирование точной, выразительной речи учащихся через систему творческих работ.

Тема «Вводные слова». Пример работы ученика 8 класса: 3. Работа со словарями.

Развитие речи как средство обучения младших школьников...

Наиболее трудным в развитии речи является работа по обучению учащихся письменным речевым высказываниям.

Основные термины (генерируются автоматически): сочинение, развитие речи, класс, работа, рассказ, русский язык, ребенок, связная речь, родной язык...

Комплексный подход к работе по развитию речи на уроках...

- словарно-лексическая работа на уроках русского языка и литературы; - сочинение-описание; - комплексный анализ текста

3. Способствуют развитию речевых навыков, учащихся диктанты с изменением диктуемого материала по содержанию (творческие диктанты)

Актуальные проблемы совершенствования речевой культуры...

русский язык, речевая культура, норма, современный русский литературный язык, культура речи, слово, речевая среда, речевая культура учащихся, Разумовская, текст.

Работа с художественным текстом на уроках русского языка

Художественный текст является одним из средств создания на уроках русского языка речевой среды, направленной на развитие коммуникативных способностей учащихся, на воспитание у них чувства слова.

Культура речи в младших классах и методы ее развития

русский язык, ошибка, слово, речь, ребенок, письменная речь, литературный язык, детский язык, речевая культура, нормативный язык.

Развитие речи младших школьников | Статья в журнале...

слово, развитие речи, ребенок, русский язык, работа, речь, связная речь, ранняя осень, родной язык, значение слов.

Работа с текстом на уроках русского языка как средство...

Текст — это основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды.

Приведу пример работы с текстом на уроке русского языка в 8 классе.

— Действительно ли это текст? Докажите. — К какому стилю и типу речи принадлежит данный текст?

Похожие статьи

Развитие речи учащихся на уроках в начальной школе

Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. — М.: Просвещение, 2010. Львов М. Р. Речь младших школьников и пути ее развития.

Политова Н. И. Развитие речи учащихся начальных классов на уроках русского языка: Пособ. для учителя.

Формирование речевой культуры как средство личностного...

Средством формирования речевой культуры должно стать, по моему мнению, развитие

1. Формирование точной, выразительной речи учащихся через систему творческих работ.

Тема «Вводные слова». Пример работы ученика 8 класса: 3. Работа со словарями.

Развитие речи как средство обучения младших школьников...

Наиболее трудным в развитии речи является работа по обучению учащихся письменным речевым высказываниям.

Основные термины (генерируются автоматически): сочинение, развитие речи, класс, работа, рассказ, русский язык, ребенок, связная речь, родной язык...

Комплексный подход к работе по развитию речи на уроках...

- словарно-лексическая работа на уроках русского языка и литературы; - сочинение-описание; - комплексный анализ текста

3. Способствуют развитию речевых навыков, учащихся диктанты с изменением диктуемого материала по содержанию (творческие диктанты)

Актуальные проблемы совершенствования речевой культуры...

русский язык, речевая культура, норма, современный русский литературный язык, культура речи, слово, речевая среда, речевая культура учащихся, Разумовская, текст.

Работа с художественным текстом на уроках русского языка

Художественный текст является одним из средств создания на уроках русского языка речевой среды, направленной на развитие коммуникативных способностей учащихся, на воспитание у них чувства слова.

Культура речи в младших классах и методы ее развития

русский язык, ошибка, слово, речь, ребенок, письменная речь, литературный язык, детский язык, речевая культура, нормативный язык.

Развитие речи младших школьников | Статья в журнале...

слово, развитие речи, ребенок, русский язык, работа, речь, связная речь, ранняя осень, родной язык, значение слов.

Работа с текстом на уроках русского языка как средство...

Текст — это основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды.

Приведу пример работы с текстом на уроке русского языка в 8 классе.

— Действительно ли это текст? Докажите. — К какому стилю и типу речи принадлежит данный текст?

Задать вопрос