Некоторые факторы качественной организации образовательной системы в подготовке специалистов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №6 (17) июнь 2010 г.

Статья просмотрена: 37 раз

Библиографическое описание:

Ахмедова, М. Т. Некоторые факторы качественной организации образовательной системы в подготовке специалистов / М. Т. Ахмедова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 6 (17). — С. 310-311. — URL: https://moluch.ru/archive/17/1786/ (дата обращения: 16.12.2024).

Обеспечение качества образования всегда является одной из актуальных проблем учебных заведений. В связи с развитием промышленности и увеличением потока информации эта проблема в последние годы привлекает более пристальное внимание.

Ответ на вопрос о качестве образования следует искать из определения термина «качество» в промышленности. Исходя из спроса потребителя в промышленности к понятию «качество товара» относятся как важному элементу. Спрос потребителя и совокупность требований, предъявляемых к качеству товара, учитываются в его стандартах. В определение качества любого товара выделяются две основные особенности, это:

–  присутствие некоторых особенностей в нем;

– определение качества товара не с точки зрения потребителя, а  производителя.

Исходя, из этих соображений можно выделить следующее: что понятие «качество товара» и «качество образования» взаимосвязаны. Понятие «качество образования» определяет совокупность личностных качеств, способность личности удовлетворить потребности, установленного обществом, т.е. определяет способность выполнять определенные задачи в определенных условиях. Условие и задачи общества меняются также как и сама сущность, на каждой стадии развития системы образования с учетом требований потребителей (т.е. государство, работодателей, личности и образовательной системы). Качество образования определяется тем, что в какой мере подготавливаемый специалист отвечает требованиям работодателей.

Одна из целей Национальной программы подготовки кадров Республики Узбекистан – коренное реформирование системы образования, освобождение ее от старых идеологических взглядов, догм, создание национальной системы подготовки высококвалифицированных кадров, отвечающих высоким нравственным требованиям на уровне развитых демократических государств. (1)

Одной из решаемых задач для достижения этой цели является создание нормальной, материально-технической и информационной базы, обеспечивающей уровень и качество образования в новых социально-экономических условиях. Без достижения необходимого уровня и качества образования, подготовка высококвалифицированных кадров, отвечающих высоким требованиям общества не возможна.

По нашему мнению факторы, обеспечивающие качества образования следующие:

– определение общей цели образования;

– определение частной цели образования;

– выбор методов обучения;

– организация учебного процесса;

– разработка контрольных задач, позволяющих определить достижение учебных целей;

– оценка;

– анализ;

– синтез;

– кроме того, на основе анализа и синтеза следует внести поправки некоторым факторам.

Определение общего цели образования. Общая цель образования определяется согласно Национальной программе подготовки кадров и, разработанной на ее основе государственных образовательных стандартах.

Определение частной цели образования.  Частная цель образования определяется в образовательных стандартах отрасли, учебных программах и планах каждого урока. Они определяются исходя из общих и должны быть измеряемыми или сопоставимыми. Иначе их достижимость не поддается проверке. Учебные цели должны быть определены согласно следующим требованиям:

– цель должна быть конкретной;

– результат должен быть измеряемым;

– цель должна быть достижимой;

– реальность выполнения;

– конкретное время выполнения; 

Выбор методов обучения. После определения общих и частных целей образования надо выбрать эффективный и целесообразный путь их достижения, т.е. методы обучения для быстрого и точного достижения целей.

Организация учебного процесса. Если цели поставлены точно и правильно выбраны методы обучения, но неправильно организован учебный процесс нельзя достичь желаемого результата. Следовательно, надо правильно организовать учебный процесс, т.е. учебный процесс должен начинаться с целей и заканчиваться с результатом, позволяющим оценить его.

Разработка контрольных задач, помогающие определить достижения учебных целей, а их  составление позволяют оценить учебные цели, требует от преподавателей большой отдачи и мастерства. Учебные цели определяются согласно уровню освоения учениками знаний, умений и навыков.

Оценка. Формирование у учеников ожидаемого результата знаний, навыков и умений, их оценка очень сложный процесс. Оценка, не только выставление баллов и отметок, но и прогнозирование ожидаемого результата. Фундаментом эффективности системы оценки является следующие принципы:

– соответствие стандартам;

– точность;

– достоверность;

– действительность;

– удобность.

Анализ и синтез. Процесс обучения заканчивается выставлением отметок, но этим не заканчивается обеспечение качества образования. Выставлением отметок мы определяем степень достижимости учебных целей. Если желаемый результат не был, достигнут то надо анализировать и синтезировать все факторы, обеспечивающие качество образования.

Если методы обучения правильные, значит процесс обучения организован на должном уровне и оценка знаний у учеников проведена правильно. Таким образом, с помощью анализа и синтеза мы внесли поправки в факторы качественной организации учебного процесса.

Вышеупомянутые факторы должны быть рассмотрены как целая система, их нельзя разделять. При нарушениях целостности этой системы нельзя достичь желаемого результата. А также при организации образовательного процесса  с учетом вышеупомянутых факторов можно будет обеспечить высокий уровень и качество образовательной системы.

 

Литература:

1. Курбанов Ш.Э., Сейтхалилов Э.А. Национальная модель и программа по подготовке кадров – основа достижения стратегической цели. Москва, ГОЭТАР, 2000, 136 с.

 

Основные термины (генерируются автоматически): учебный процесс, качество образования, желаемый результат, метод обучения, Выбор методов обучения, выставление отметок, качество товара, обеспечение качества образования, образовательная система, процесс обучения.


Похожие статьи

Модель организации образовательной деятельности учителя в системе повышения квалификации

Особенности подготовки социального педагога в системе современного образования

Элементы формирующей оценки качества школьного образования

Процессный подход в менеджменте качества образования в вузе

Технологическое обеспечение осуществления профессиональной направленности обучения

Некоторые аспекты готовности учащихся общеобразовательной школы к профессиональному образованию

Роль компетентностного подхода в системе школьного образования

Особенности организационной структуры управления методической работой в современном образовательном учреждении

Современные технологии обучения в образовательных учреждениях

Роль передового педагогического опыта в процессе непрерывного образования

Похожие статьи

Модель организации образовательной деятельности учителя в системе повышения квалификации

Особенности подготовки социального педагога в системе современного образования

Элементы формирующей оценки качества школьного образования

Процессный подход в менеджменте качества образования в вузе

Технологическое обеспечение осуществления профессиональной направленности обучения

Некоторые аспекты готовности учащихся общеобразовательной школы к профессиональному образованию

Роль компетентностного подхода в системе школьного образования

Особенности организационной структуры управления методической работой в современном образовательном учреждении

Современные технологии обучения в образовательных учреждениях

Роль передового педагогического опыта в процессе непрерывного образования

Задать вопрос