С вступлением Узбекистана на путь социально-экономических реформ резко оказало влияние на повышение роли образования. Высшее образование сегодня развивается в жесткой конкуренции, а его качество является определяющим фактором в борьбе вузов при подготовке конкурентоспособных кадров.
Повышение качества образования, отвечающего современному уровню научно-технического прогресса и социального развития, всегда являлось основной задачей системы образования. Особенно остро проблема повышения качества образования стоит сегодня в эпоху социально-экономических преобразований, когда уровень образования является ключевым фактором устойчивого развития общества и соответственно образование становится главным стратегическим приоритетом развития страны.
Не секрет, что исключительная роль в модернизации образования, подготовке кадров для инновационной деятельности принадлежит университетам, а управление качеством образования в столь бурно развивающемся мире приходится нелегко. В настоящее время узбекская система образования активно ищет ответы на вызовы современной деятельности вузов. Решение столь немаловажного вопроса в свою очередь предоставит нам возможность обеспечить безопасность и устойчивое функционирование общества.
Практика менеджмента системы качества показывает, что при разработке и внедрении внутренней системы управления качеством образования, а также в процессе эффективного её использования возникает ряд проблем, которые подлежат своевременному решению:
– Отсутствие совершенной нормативно-правовой базы при выполнении работ по внедрении системы управления качеством в высшие учебные заведения с высокой точностью и неотъемлемо.
– Недостаточный уровень сотрудничества высших учебных заведений с производственными предприятиями.
– Недостаточный уровень высококвалифицированных менеджеров при управлении высшими учебными заведениями.
– Отсутствие необходимых методических пособий и рекомендаций при внедрении принципов менеджмента качества в высших учебных заведениях.
– Недопущение принятия новых принципов управления преподавательским составом.
– Недостаточная поддержка органами правления процесса внедрения принципов управления качеством в высшие учебные заведения.
– Недостаточность объёма финансовых средств при совершенствовании и эффективном проведении изменений в деятельности высших учебных заведений.
Решение вышеупомянутых проблем и проведение комплексных работ в своей очереди требует проведение исследование этой сферы в широком диапазоне учитывая иностранный и отечественный опыт по созданию качества менеджмента образования в высших учебных заведениях.
По нашему мнению, проведенный нами анализ показывает, что при решении существующих проблем в практике системы менеджмента качества и повыщении эффективности её внедрения в высшие учебные заведения главное внимание должно быть обращено к решению следующих задач:
– Разработка общего алгоритма проектирования и внедрения системы менеджмента качества высшего учебного заведения.
– Проведение исследовательских работ основных рабочих процессов высшых учебных заведений определяющих качество образования высщих школ, их главных законов и их взаимоотношение.
– Определение процессов образования и их результатов, а также их методов измерения, описывающих показателей соответствующих менеджменту качества в высшем учебном заведении.
– Создание структуры управления по качеству высшего учебного заведения и требований к его содержанию, документов основных рабочих процессов системы менеджмента качества и других документационных процедур.
– Разработка модели самооцениявания в деятельности высшего учебного заведения и методики менеджмента качества с точки зрения проведения его апробации.
Решение вышеприведенных задач учитывая иностранный и отечественный опыт по созданию качества менеджмента образования в высших учебных заведениях предоставит возможность ощутитимо совершенствовать образовательную сферу.
Проведенное нами исследование и результаты анализа в данной статье послужили основой формирования следующих предложений и рекомендаций при совершенствовании практики менеджмента качества в высших учебных заведениях:
– Необходимо разработать базовую структуру системы менеджмента качества высшего учебного заведения соотвутствующую требованиям стандарта ISO 9000, а также документационную и организационную структуры.
– Разработать специальную программу по формировании системы менеджмента качества, а также концепцию качества по подготовке кадров-специалистов на уровне каждого высшего учебного заведения.
– В каждом высшем учебном заведении организовать постоянные специальные учебные курсы для преподавателей и сотрудников по внедрению и формированию системы менеджмента качества.
– С целью оптимального управления качеством образования обеспечить взаимосогласованность и взаимодействие между этапами образования. Также обеспечить отъемлемость образования между академическими лицеями и профессиональными колледжами.
– Обратить особое внимание развитию самообразования, при этом учитывать самообразование по предметам специальности.
– В случае появления необходимости разработки комплексных стратегических планов по повышении качества образования, вносить изменения соответствующим планам.
– Обеспечить интеграцию образования, науки и промышленности с целью улучшения качества образования; организовать наблюдение и анализ организационных особенностей учебного процесса; формировать цепь качества между обучающимися, потребителями и нормативно правовыми документами этапов высшего учебного заведения.