Проблемы применения информационно-коммуникативных технологий в физкультурном образовании | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №6 (17) июнь 2010 г.

Статья просмотрена: 93 раза

Библиографическое описание:

Козлов А. В. Проблемы применения информационно-коммуникативных технологий в физкультурном образовании // Молодой ученый. — 2010. — №6. — С. 334-337. — URL https://moluch.ru/archive/17/1713/ (дата обращения: 20.08.2018).

В настоящее время информационно-коммуникативные технологии широко применяются в различных сферах деятельности человека, в том числе в системе образования, и, в частности, физкультурного образования. Необходимость широкого использования информационно-коммуникативных технологий в сфере физической культуры обусловлена повсеместной, тотальной информатизацией современного общества [1]. Это, в свою очередь, обуславливает усложнение образовательной деятельности педагога физической культуры, способствует повышению требований к уровню его профессиональной компетенции, что обуславливает разработку дидактического обеспечения информационно-коммуникативной подготовки специалиста, с учётом специфики содержания физического образования.

В образовательном процессе информационно-коммуникативные технологии используются для достижения следующих педагогических целей, таких как развитие творческого мышления у учащихся за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности; формирование умения обрабатывать информацию (при использовании текстовых, графических и табличных редакторов, локальных и сетевых баз данных); интенсификация учебно-воспитательного процесса; выявление и использование стимулов активизации познавательной деятельности; углубление межпредметных связей в ходе обучения предмету «Физическая культура» [3; 6]. Кроме того, непосредственно в профессиональной деятельности информационно-коммуникативные технологии позволяют учителю физической культуры решать задачи различной степени сложности с помощью компьютерных программ учебного и научного назначения [7].

Вместе с тем, наблюдается слабая тенденция (а порой и отсутствующая) применения информационно-коммуникативных технологий в образовательных целях в процессе физкультурного образования. Это обуславливает изучение основных проблем применения информационно-коммуникативных технологий учителем физической культуры и способы их разрешения, что и определило цель нашего исследования — выявить современное состояние использования информационно-коммуникативных технологий на уроке физической культуры в общеобразовательном учреждении.

Проблематика изучения использования информационно-коммуникативных технологий на уроке физической культуры проводилось в 2008-2010 гг. в ходе повышения квалификации учителей физической культуры Оренбургской области на базе института физической культуры посредством анкетирования учителей и анализом их ответов. В исследовании приняло участие более 160 учителей физической культуры городской и сельской местности области с различным стажем работы в общеобразовательном учреждении. Из всего количества респондентов стаж работы от 1 года до 6 лет имеют 20 %, от 6 лет до 15 лет 45 %, от 16 до 25 лет 15 % и от 26 лет и выше 20 %.

Для достижения цели исследования мы поставили следующие задачи:

1.       Провести исследование по определению потребности использования информационно-коммуникативных технологий на уроке физической культуры в общеобразовательных учреждениях Оренбургской области.

2.       Определить уровень подготовленности учителей физической культуры по использованию информационно-коммуникативных технологий на уроке физической культуры.

3.       Выявить основные проблемы по использованию информационно-коммуникативных технологий учителями на уроке физической культуры.

Решая первую и вторую задачи, мы разработали анкету для учителей физической культуры. Результаты проведённого анкетирования позволил нам выявить следующее состояние и проблемы использования информационно-коммуникативных технологий на уроке физической культуры в общеобразовательных учреждениях области.

Так, на уроке физической культуры учителя практики традиционно используют плакат и стенд (на этот вид наглядного воздействия сослались около 90 %), это обусловлено тем, что данный вид информационно-коммуникативных технологий наиболее доступен учителям и не требуют больших материальных затрат. Учебную доску применяют 65 % учителей; видеопроигрыватель около 70 %; видеокамеру и персональный компьютер используют 35 % респондентов; проектор 30 %; и в меньшей степени на уроке физической культуры используют интерактивную доску — 25 % (Рис. 1).

Рис. 1. Использование учителями на уроке физической культуры основных видов информационно-коммуникативных технологий (в %).

На вопрос о необходимости и возможности использовать информационно-коммуникативные технологии непосредственно на уроке физической культуры только 10 % учителей ответили отрицательно. Однако главной причиной невозможности использовать информационно-коммуникативные технологии на уроке более 50 % анкетируемых сослались на специфику содержания предмета «Физическая культура» и более 40 % сослались на низкую материально-техническую базу образовательного учреждения, 10 % заявили об отсутствии специальных знаний у педагога физической культуры.

Говоря об использовании персонального компьютера в образовательном процессе как основной вид информационно-коммуникативных технологий, нами определено, что в настоящее время около 50 % учителей-практиков только начинают осваивать возможности применения в образовательном процессе компьютерные технологии. Причём этот процент респондентов имеет стаж работы от 6, 16 и 26 лет и выше. 35 % относят себя к пользователям, умеющих работать в основных офисных программах (Рис. 2).

Рис. 2. Уровни освоенности персонального компьютера учителями физической культуры (в %).

В педагогической работе учителя наиболее чаще используют такие офисные программы из пакета Microsoft Office как Word (85 %); PowerPoint, Excel и Internet Explorer 50 % респондентов. А вот непосредственно на уроке физической культуры, учителя наиболее чаще применяют Microsoft Word (65 %); Microsoft PowerPoint (50 %) (Рис. 3).

Рис. 3. Использование учителями на уроке физической культуры основных программ пакета Microsoft Office (в %).

Наиболее чаще информационно-коммуникативные технологии применяют на уроке физической культуры в ходе сообщения и изучении теоретических сведений о физической культуре (об этом заявили 95 % респондентов) и при изучении двигательным действиям на уроках физической культуры (80 %) (Рис. 4).

%

 

Рис. 4. Применение информационно-коммуникативных технологий для решения дидактических задач на уроке физической культуры (в %).

Также нами была выявлена потребность у учителей физической культуры в дидактических и методических материалах по использованию информационно-коммуникативных технологий на уроке физической культуры. В ходе исследования нами определено, что лишь 35 % респондентов разрабатывают и ищут методические материалы для работы на интерактивной доске или в Microsoft PowerPoint.

Проведение исследования высветило ряд проблем, которые необходимо решать в ближайший период, а именно:

1.       Назрела потребность в дополнении профессиональной подготовки будущего специалиста по физической культуре в учреждениях профессионального образования физкультурной направленности, в аспекте формирования его информационно-коммуникативной культуры.

2.       Определена необходимость в создании алгоритма построения учебного предмета «Физическая культура», совмещающее инновационное содержание образования и современные методы обучения с использованием информационно-коммуникативных технологий.

3.       Возникла потребность в организации консультировании учителей в подготовке уроков физической культуры с использованием компьютерной техники, а также методической помощи учителям в подготовке электронного презентационного материала к урокам физической культуры.

4.       Определено низкое финансирование образовательных школ на приобретение современного компьютерного оборудования, мультимедийной аппаратуры для создания информационно-демонстрационного кабинета.

5.       Выявлен низкий уровень отношения учителей-практиков физической культуры в необходимости и возможности использовать информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе на уроке физической культуры.

Этот перечень проблем, безусловно, неполный. Но даже их разрешение уже может явиться системообразующим фактором, повышающем качество системы подготовки, переподготовки и повышение квалификации педагога по физической культуре.

 

Литература:

1.    Воронов И.А. Информационные технологии в физической культуре и спорте / И.А. Воронов. — СПб.: Изд-во СПбГУП, 2007. 140 с.

2.    Еремина Л.Г. Использование информационных технологий на теоретических уроках по физической культуре / Л.Г. Еремина, А.М. Вагапова, Е.А. Головина //  Теория и практика физической культуры. — 2009. — № 10. — С. 47— 49

3.    Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании / И.Г. Захарова. — М.: Академия, 2003. 192 с.

4.    Коджаспирова Г.М. Технические средства обучения и методика их использования / Г.М. Коджаспирова, К.В. Петров. — М.: Академия, 2001. 256 с.

5.    Петров П.К. Информационные технологии в физической культуре и спорте / П.К. Петров. — М.: Академия, 2008. 288 с.

6.    Селевко Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. — М.: Народное образование, 1998. 256 с.

7.    Фёдоров А.И. Информационные технологии в образовании: теоретико-методологические и социокультурные аспекты / А.И. Фёдоров. — Челябинск: УралГАФК, ЧГНОЦ УрО РАО, 2004. 224 с.

Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, урок, образовательный процесс, учитель, персональный компьютер, интерактивная доска, Оренбургская область, общеобразовательное учреждение, стаж работы, физкультурное образование.


Похожие статьи

Информационно-методический комплекс учителя физической...

По данным опроса учителей физической культуры (Н.И. Лукьяненко), компьютеры имеются почти в 98% школ; желание использовать их для улучшения системы физкультурного образования есть примерно у 87% учителей.

Информационно-образовательная среда школы — новые...

− размещение и сохранение материалов образовательного процесса, в том числе работ обучающихся и педагогов, используемых участниками

Поэтому, прежде чем использовать интерактивную доску в учебном процессе, учитель должен изучить ее возможности.

Внедрение многопрофильных мультимедийных средств...

интерактивная доска, физическая культура, учебный процесс, образовательная деятельность, образовательный процесс, процесс обучения, информационная среда, техническое действие, физическое воспитание...

Улучшение теории и методики обучения физического воспитания...

физическая культура, электронное пособие, учебный процесс, средство телекоммуникаций, улучшение теории, профессиональная подготовка специалистов, методика обучения, физическое воспитание, физкультурное...

Новые инновационные технологии в физическом воспитании...

Учитель физической культуры должен помочь детям раскрыть свои возможности. Помогают оптимизировать процесс обучения технологии группового обучения − использование малых групп (3-7 человек) в образовательном процессе. Главное условие групповой работы...

Оптимизация учебного процесса по дисциплине «Физическая...»

Вопросы оптимизации образовательного процесса по физической культуре позволяет решить технология дифференцированного физкультурного образования (ТДФО) [6].

Использование метода проектов на уроках физической...

Использование проектной технологии в образовательном процессе требует не только психологической готовности детей к новому

Тематика и типы проектов, созданных учащимися под руководством учителей физической культуры гимназии на уроках и во внеурочное...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Информационно-методический комплекс учителя физической...

По данным опроса учителей физической культуры (Н.И. Лукьяненко), компьютеры имеются почти в 98% школ; желание использовать их для улучшения системы физкультурного образования есть примерно у 87% учителей.

Информационно-образовательная среда школы — новые...

− размещение и сохранение материалов образовательного процесса, в том числе работ обучающихся и педагогов, используемых участниками

Поэтому, прежде чем использовать интерактивную доску в учебном процессе, учитель должен изучить ее возможности.

Внедрение многопрофильных мультимедийных средств...

интерактивная доска, физическая культура, учебный процесс, образовательная деятельность, образовательный процесс, процесс обучения, информационная среда, техническое действие, физическое воспитание...

Улучшение теории и методики обучения физического воспитания...

физическая культура, электронное пособие, учебный процесс, средство телекоммуникаций, улучшение теории, профессиональная подготовка специалистов, методика обучения, физическое воспитание, физкультурное...

Новые инновационные технологии в физическом воспитании...

Учитель физической культуры должен помочь детям раскрыть свои возможности. Помогают оптимизировать процесс обучения технологии группового обучения − использование малых групп (3-7 человек) в образовательном процессе. Главное условие групповой работы...

Оптимизация учебного процесса по дисциплине «Физическая...»

Вопросы оптимизации образовательного процесса по физической культуре позволяет решить технология дифференцированного физкультурного образования (ТДФО) [6].

Использование метода проектов на уроках физической...

Использование проектной технологии в образовательном процессе требует не только психологической готовности детей к новому

Тематика и типы проектов, созданных учащимися под руководством учителей физической культуры гимназии на уроках и во внеурочное...

Задать вопрос