Библиографическое описание:

Чедов К. В., Исаков В. Л. Информационно-методический комплекс учителя физической культуры как средство здоровьеразвивающей деятельности общеобразовательных школ [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 146-149. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/65/3062/ (дата обращения: 12.12.2017).

Проблема повышения двига­тельной активности школьников в настоящее время является актуальной, так как современные ученики выполняют недостаточный объем физических нагру­зок, как в повседневной жизни, так и на уроках физической культуры. В то же время, гармоничное развитие личности школьника предусматривает укрепле­ние здоровья, формирование жизненно важных умений и навыков, хорошее фи­зическое развитие и высокий уровень двигательных способностей (Л.Е. Любомирский, 1974; В. Д. Сонькин, 1990; Я. С. Вайнбаум, 1991; М. А. Годик, 1996).

На современном этапе развития школьного образования наблюдается значительный рост педагогических инноваций в сфере физического воспитания школьников. Активно разрабатываются и внедряются в практику ранее редко использованные средства двигательной активности, с помощью которых воз­можно достичь оптимального уровня физического состояния (В.В. Михайлов, 1986; Е. А. Пирогова, 1989; Г. А. Марескина, 1992; В. Г. Беспутчик, 1996).

Одним из таких инноваций является проект «Школьный спортивный сертификат» (ШСС). ШСС является одним из направлений спортизации физкультурного образования школьников и предусматривает прежде всего укрепление их здоровья и гармоническое физическое развитие средствами спортивной тренировки.

Вопрос состоит в том, какие конкретные формы и технологии физической и спортивной подготовки приемлемы в этическом, педагогическом, медико-биологическом и организационном плане для реализации в широкой практике дополнительного физкультурно-спортивного образования школьников.

Для эффективной организации физкультурно-спортивной деятельности школьников учителю физической культуры и тренеру-преподавателю по виду спорта необходимо владеть различными данными о состоянии занимающихся.

В этой непростой задаче может оказать помощь компьютерная программа «Информационно-методический комплекс учителя физической культуры», позволяющая проводить оценку физического состояния школьников.

Основу программы составляют: методика экспресс – оценки физического здоровья человека, предложенная С.В. Хрущевым и программа оценки уровня развития физических кондиций школьников «Президентские состязания», предложенная Ю.С. Вавиловым.

Комплекс предусматривает:

  • накопление данных тестирования физического здоровья и физической подготовленности, всех учеников за весь период обучения в школе.

  • обработку и оценку данных о физическом здоровье учеников по методике профессора С.В. Хрущева;

  • обработку и оценку данных о физической подготовленности учеников по методике «Президентских состязаний», профессора Ю.Н. Вавилова.

  • обработку и оценку данных о физической подготовленности учеников по региональным нормам (Н. Куликов, 2000);

  • хранение полученных результатов в течение всего срока обучения ученика в школе;

  • составление «карты физического здоровья и физической подготовленности ученика», где графически представлены заключительные оценки его состояния в динамике за весь период обучения;

  • составление «карты физического здоровья и физической подготовленности класса», где графически представлены заключительные оценки и оценки по каждому испытанию состояния класса в динамике за весь период обучения;

  • составление индивидуальных комплексов двигательного режима для учеников в зависимости от возраста, уровня физического здоровья и его предпочтения к видам физических упражнений;

  • хранение и систему поиска методических разработок по занятиям физической культурой для ученика и его родителей;

  • хранение и систему поиска методических разработок по занятиям физической культурой для учителей.

Комплекс предназначен для оценки уровней физического здоровья физического развития и физической подготовленности, в общеобразовательных учреждениях. Также программа может быть использована и для индивидуальной оценки людей, занимающихся физической культурой и спортом. Программа может применяться в физкультурно - оздоровительных центрах, спортивных клубах, детско-юношеских спортивных школах и других учреждениях для тестирования резервов здоровья и работоспособности населения и выработки соответствующих рекомендаций по укреплению здоровья и формированию здорового стиля жизни.

Информационно-методический комплекс, может быть выполнен в виде блока, входящего в состав информационной системы школы, или как самостоятельный программный продукт.

Данная программа позволяет достаточно оперативно получать данные о физическом состоянии школьников. На основе объективных оценок физического состояния занимающихся у учителя физической культуры или тренера-преподавателя по виду спорта появляется реальная возможность эффективного планирования учебного или учебно-тренировочного процесса.

Имея фактические данные о физическом состоянии каждого ученика в отдельности и всего класса или учебно-тренировочной группы в целом можно ставить конкретные, реально достижимые цели физкультурно-спортивной деятельности и определять задачи по их осуществлению как для отдельного школьника, так и для всего класса или учебно-тренировочной группы.

Проводя повторные исследования, мы получаем данные об изменениях в физическом состоянии учащихся, что является необходимой информацией для качественного управления педагогическим процессом.

Технология применения информационного комплекса учителя физической культуры, тренера-преподавателя в физкультурно-спортивной деятельности школьников представлена на рис.1.

Рис. 1. Модель технологии применения информационного комплекса учителя физической культуры, тренера-преподавателя в физкультурно-спортивной деятельности школьников.


Стандартный подход учителей к учащимся, до сих пор имеющий место в общеобразовательных школах, фактически игнорирует индивидуальные природные особен­ности учащихся, насаждает стремление к «усредненности» количественной оцен­ки результатов, искусственно задерживает развитие способностей детей и моло­дежи.

Исследование физической подготовленности уча­щихся школ показывают, что большое число школьников не справляется с норма­тивными требованиями школьной программы (В.А. Вишневский). Очевидно, что причина такого положения заключается не только в недостаточной эффективности уроков физической культуры, которые компенси­руют лишь 13,3 % необходимой двигательной активности учащихся (С.В. Хру­щев): в течение крайне ограниченного времени урока невозможно решить основ­ные задачи физического воспитания школьников. Содержание занятий не учитывает не только индивидуальные, но и групповые особенности физической подготовленности учащихся; не учитываются во многом неодинаковые условия проведения различных организационных форм занятий; ни учителя, ни учащиеся, ни родители не имеют опреде­ленного представления о физическом состоянии детей. Понятно, что при столь неадекватной оценке физического состояния учащихся учителя не могут осуществлять коррекцию имеющихся в действительности отклонений, а у самих учащихся нет стимулов для занятий физической культурой. На уроках физической культуры присутствуют дети, заметно отличающиеся друг от друга по состо­янию здоровья, уровню физической подготовленности и двига­тельной одаренности. Усредненный способ дозирования нагрузки не учитывает индивидуальность человека и делает ее для одних чрезмерной, а для других занимающихся недостаточной. При орга­низации занятий на базе школьного класса без учета врожденной предрасположенности к определенному виду двигательной актив­ности повышает вероятность того, что не только по силе воздейст­вия, но и по своей направленности задаваемая нагрузка может вы­зывать у них неоптимальные вегетативные реакции. У за­нимающихся возможно развитие предпатологического состояния, появление субъективных неприятных ощущений от выполнения физических упражнений, при этом у школьников снижается био­логически обусловленная потребность в двигательной активности и не формируется социально и духовно обусловленная потребность к физической культуре.

Правильная организация двигательной активности школьника является общепризнанным и неоспоримым способом укрепления здоровья человека. Современные представления специалистов, занимающихся проблемами оздоровительной физической культуры (В.К. Бальсевич, В.Г. Никитушкин, В.В. Зайцева, В.И. Белов и др.), сводятся к тому, что для оптимизации состояния здоровья человека необходим индивидуальный подход.

Таким образом, задачей сегодняшней школы является обеспечение каждому учащемуся своей здоровьеразвивающей траектории на основе осознания своих воз­можностей и имеющегося выбора содержания и форм образовательной деятель­ности. Данный аспект приобретает особую значимость при спортизации общеобразовательных школ, когда каждому учащемуся предоставляется возможность занятий физическими упражнениями в режимах оздоровительной или спортивной тренировки.

По данным опроса учителей физической культуры (Н.И. Лукьяненко), компьютеры имеются почти в 98% школ; желание использовать их для улучшения системы физкультурного образования есть примерно у 87% учителей. Кроме того, более 2/3 учителей считают важным и необходимым использование индивидуального подхода к учащимся, но при этом сталкиваются с недостатком методической помощи. Одна из задач педагогической науки - предоставить учителю физической культуры такую помощь, в виде компьютеризированного информационно - методического комплекса.


Основные термины (генерируются автоматически): физической культуры, физической подготовленности, учителя физической культуры, физического здоровья, уроках физической культуры, физической культурой, физического состояния, комплекс учителя физической, учителю физической культуры, деятельности учителя физической, комплекса учителя физической, показателей физической подготовленности, физической подготовленности учащихся, физической подготовленности учеников, физического развития, физкультурно-спортивной деятельности школьников, занятиям физической культурой, учета показателей физической, физического воспитания школьников, школьников учителю физической.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос