Библиографическое описание:

Агабалиева И. Э. Общетеоретическая характеристика правовой системы США // Молодой ученый. — 2010. — №6. — С. 228-230.

В любом организованном обществе основным властным элементом является государство, социальное предназначение которого заключается в управлении обществом. Это его основная функция. А средством, используемым государством для упорядочения и регулирования общественных отношений выступает право. Государственное право в каждой стране является основополагающим, главным институтом национальной системы. В отличие от стран романо-германской правовой семьи, в которой ведущим источником права закреплен закон, введенный в действие, то в странах англо-саксонской правовой системы основным источником права служит норма, сформулированная судьями и получившая свое выражение в судебных прецедентах.

Право США имеет своим первоисточником английское общее право. Общее право является отраслью, которая несет на себе глубокий исторический отпечаток, эта история до XVIII века — принадлежит исключительно английскому праву, его развитие и формирование осуществлялось по трем принципам:

1)      формированием общего права;

2)      дополнением общего права институтом справедливости;

3)      толкованием статутов.

Существенные изменения в американскую правовую систему привнесла революция, которая предложила национальную идею самостоятельного американского права, не связанную со своим «английским прошлым». Принятие федеральной конституции в 1787 г. и последующих конституций штатов, вошедших в состав США, явилось первым и важнейшим этапом на этом пути.

Общее право США крайне запутанно и противоречиво. Достаточно вспомнить, что уже к середине ХIХ в. В США было опубликовано около 4 тыс. томов решений и приговоров федеральных судов и судов штатов [1, с. 67].

Для американского юриста право — это, в первую очередь, судебная практика. Нормы, которые вырабатывает законодатель, по-настоящему входят в систему американского права только тогда, когда они были неоднократно применены на практике и истолкованы судами, т.е. когда можно смело ссылаться не на сами нормы, а непосредственно на судебные прецеденты и решения.

Федеральная правовая структура Америки выстроена следующим образом: все штаты, входящие в состав США, наделены достаточно широким спектром прав и компетенции, в пределах которой они формируют и развивают свое собственное законодательство и свою систему прецедентного права. Суды каждого штата осуществляют юрисдикцию независимо один от другого, соответственно абсолютно не обязательно, что решения, принятые в судах одного штата, будут учитывать суды других штатов или следовать им. Конституция США разграничивает сферу исключительной компетенции федерации и штатов. Каждый из 50 штатов имеет свое административно-территориальное деление и свою организацию государственной власти на местах [4, с. 225].

Попытки свести судебную практику к единообразию нередки, но с большей частотой суды разных штатов принимают по аналогичным делам не сходные, а иногда абсолютно противоположные решения. Впоследствии, это создает множество коллизий, которые усугубляются возможными несовпадениями в решениях судов штатов (рассматривающих подавляющее большинство дел) и федеральных судов, которым подведомственны определенные категории дел. Защита справедливости и целостности судопроизводства - это необходимый элемент верховенства права. Великая хартия вольностей и многочисленные билли о правах на протяжении всей истории человечества свидетельствуют о важности такой справедливости.

В качестве источников права выступают законы, принятые федеральным Конгрессом и законодательными собраниями штатов, также и многочисленные прецеденты, которые сформулированы на основе судебных решений по гражданским делам, также вынесенные судами приговоры по уголовным делам, все перечисленные правовые элементы и составляют американскую общеправовую систему. В США гражданское право, к примеру, на протяжении всей его истории складывалось из отдельных важных правовых институтов — право корпораций, договорное право, собственность и т. д.

Ко второй половине XX в. одним из самых острых вопросов государственно-политической жизни и одновременно правовой системы США стал вопрос о всеобщем равноправии и об укреплении гражданских прав в целом. В силу разного рода обстоятельств (наличия многочисленных расовых, национальных, религиозных причин, особых традиций правовой системы и т.д.) местное и административно-правовое ущемление гражданских прав по различным причинам приобрело политический размах, тем самым, стимулируя общественное недоверие и неуверенность в справедливости установившегося государственного уклада. Законодательные и верховные судебные власти США достаточно быстро отреагировали на эту проблему, сформулировав и закрепив практически новое правовое «поле» взаимоотношений граждан и государственных властей.

В соответствии с Законом о гражданских правах 1957 г. в рамках исполнительной власти была создана особая Комиссия по гражданским правам (членов которой назначал сам президент с согласия Сената). Комиссии вменялось в обязанность расследовать заявления граждан об ущемлении их политических прав при голосовании по мотивам расы, цвета кожи, вероисповедания, возраста и иных обстоятельств, а также оценивать нормативные акты администрации, законы и политику федерального правительства под углом зрения допускаемого в актах или в политике неравноправия [3, с.191]. Для предотвращения дискриминации данная Комиссия должна была проводить квази судебные слушания, также наделялась координационными полномочиями.

В основу формирования правительственной власти поло­жен принцип разделения властей. Согласно этому принципу, законодательная власть полностью принадлежит конгрессу, исполни­тельная — президенту, а судебная — Верховному и нижесто­ящим федеральным судам. Более свободное обращение с прецедентом приобретает особое значение в связи с правомочием и юрисдикцией американских судов осуществлять контроль за конституционностью всех законов. Верховный суд штата или Верховный суд США может подобным образом отказаться от прецедента конституционного толкования. Право конституционного контроля, в особенности активно используемое Верховным судом, выделяет главенствующую роль судебной власти в американской системе права. К тому же, как уже отмечалось выше, штатам предоставлена достаточно широкая законодательная компетенция, и они активно ее используют. Отсюда значительный по своему масштабу объем законодательства — статутного права на уровне штатов.

Верховный суд выступает высшим органом судебной системы, его доктрины, толкование законов и правотворческая деятельность в целом, являются обязательными для  судов всех уровней. В качестве первой инстанции он рассматривает дела, касающиеся дипломатических представителей и консулов, а также дела, в которых одной из сторон является штат [4, с. 224]. В остальных делах, которые возникают на основе Конституции, федеральных законов и заключенных международных договоров, Верховный суд США выступает в роли последней апелляционной инстанции. Для государственного права особо значение имеет деятельность Верховного суда, связанная с конституционным надзором (контролем). Подобное переплетение функций служит целью для более пол­ного приспособления механизма правительственной власти к задачам и требованиям, которые поставлены современным развитием об­щества.

Однако органы конституционного контроля занимаются не только проверкой соответствия актов Основному закону. Такая проверка, несомненно, важная составная часть их работы. В то же время это проверка оказывает воздействие на все стороны деятельности органов государственной власти, отношения различных уровней управления, различные элементы политической системы [2, с. 13].

Особой частью кодификации в США стало формирование так называемых единообразных законов и кодексов, целью которых является установление возможного единства тех областей права, где это особенно важно и необходимо. Соответствующую подготовку осуществляет Общенациональная комиссия представителей всех штатов совместно с Американской ассоциацией адвокатов и Американским институтом права. В США применение закона (законопроекта) зависит от судебных прецедентов его толкования, и не существует четких гарантий, что единообразные законы или кодексы будут повсеместно одинаково толковаться судебной правоприменительной практикой.

История американского права складывалась посредством множества трансформаций и изменений. В качестве главной составной части национальной правовой системы США выступает государственное право, нормам которого регулируются общественные отношения, возникающие в процессе применения государственной власти.

Государство, будучи организационным институтом внутри общества, по общему правилу, призвано выражать и гарантировать обеспечение интересов этого самого общества, производить отбор идей и фактических отношений, облекая их в правовую форму, т.е. создавать национальную систему права. На правовую систему США серьезный отпечаток наложил тот факт, что она зародилась и развивалась в условиях американского федерализма, формально провозглашавшего достаточно большую компетенцию штатов в государственно-правовом регулировании разных областей социальных отношений. Федеральные власти вправе регламентировать только те сферы, которые отнесены к их исключительному ведению. Впоследствии данное государственное разграничение компетенции стало одним из многих признаков, которыми так насыщена правовая система США.

 

Библиографический список:

  1. Бельсон Я.М., Ливанцев К.Е. история государства и права США.- Ленинград: изд-во Ленинградского университета, 1982.
  2. Маклаков В.В. Конституционный контроль в зарубежных странах: учебное пособие. – М.: Норма, 2007.
  3. Омельченко О. А. Всеобщая история государства и права. Том 2. Учебник. – М.: Эксмо. 2005.
  4. Государственное право буржуазных и освободившихся стран: учебник / Под ред. Б.А. Стародубского, В.Е. Чиркина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 1986.

 

Основные термины (генерируются автоматически): правовой системы, американского права, Верховный суд, судов штатов, государственной власти, Общее право, правительственной власти, решениях судов штатов, систему американского права, правовую систему, источником права, законодательными собраниями штатов, последующих конституций штатов, суды разных штатов, систему прецедентного права, большую компетенцию штатов, федеральных судов, национальную систему права, самостоятельного американского права, правовой системы основным.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос