Характеристика системы международной безопасности в период Холодной войны | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №5 (28) май 2011 г.

Статья просмотрена: 11075 раз

Библиографическое описание:

Андреева, Е. В. Характеристика системы международной безопасности в период Холодной войны / Е. В. Андреева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 5 (28). — Т. 2. — С. 70-72. — URL: https://moluch.ru/archive/28/3186/ (дата обращения: 23.12.2024).

Холодная война -  термин, обозначающий состояние военно-политической кон­фронтации государств и групп государств, при которой ведется гонка вооружений, приме­няются экономические меры давления (эмбарго, блокада экономическая и т. п.), осуще­ствляется организация военно-статегических плацдармов и баз. [1]

Вряд ли можно назвать этот период всего лишь одним из многочисленных эпизодов XX-го века, так как он в огромной степени затронул социальные, экономические и психо­логические аспекты жизни многих народов в то время.

Во время Холодной войны сформировался биполярный мир с США, чьи потери во Второй Мировой Войне были минимальными из-за отдалённого от центра военных дей­ствий географического положения, с одной стороны и Советской Россией, которая ценой невероятных усилий сумела восстановить своё прежнее могущество и обеспечить рост во всех сферах, с другой.

Естественно, что в годы Холодной войны международная безопасность определя­лась двумя ведущими сверхдержавами — США и СССР — и, следовательно, на несколько последующих десятилетий характер международных отношений стал зависеть от реше­ний, принимаемых в Вашингтоне и Москве, что, конечно же, не могло не вызвать недо­вольства со стороны «традиционных» центров силы Европы — Франции и Великобрита­нии, что ещё больше усиливало элементы конфронтационности в биполярной структуре мира.

Отправной точкой начала холодной войны принято считать легендарную речь Уин­стона Черчилля, которая была произнесена в Вестминстерском колледже американского города Фултон. В своей речи Уинстон Черчилль откровенно осуждает политику коммуни­стических государств, открыто говорит о «железном занавесе», опустившемся на Европу, «сфере советского влияния», «давления».

Черчилль говорил о возможной политике обеспечения и поддержания безопасности в мире, обращая внимания общественности на своё нежелание делиться с организацией, «пока ещё переживающей период младенчества», имея в виду Организацию Объединён­ных Наций, секретами о производстве и способах применения атомной бомбы, считая сею информацию совместным достоянием Канады, США и Великобритании: «Было бы настоя­щим безумием и преступной неосмотрительностью сделать эту информацию до­ступной для всеобщего пользования. … Если мы приложим максимум усилий, то сумеем сохранить достаточное преимущество в этой области и тем самым предотвратить опас­ность применения кем бы то ни было и когда бы то ни было этого смертоносного оружия».[2]

Можно условно разделить Холодную войну на 3 этапа.

В первом её этапе [1946-62 гг.] наблюдалась крайняя острота противостояния двух центров биполярного мира.

В марте 146 года была произнесена вышеупомянутая речь У. Черчилля в Фултоне с призывом защитить всеми возможными средствами западный мир от «распространения влияния СССР». В феврале 1947 года была принята «Доктрина Трумэна» , которая пере­числяла меры по «спасению Европы от советской экспансии» (включая создание сети во­енных баз вблизи советских границ). Главными доктринами на то время были доктрины «сдерживания» и «отбрасывания» коммунизма; данный период также ознаменоваался со­зданием Советским Союзом (при опоре на местные компартии и советские военные базы) просоветского блока восточноевропейских стран, воспроизведение в этих странах совет­ской модели развития. По ту сторону «железного занавеса» же господствовал сталинский диктат во внутренней и внешней политике стран социалис­тического лагеря, проводилась политика чисток, репрессий, расстрелов.

В этот период произошли также такие события, как создание НАТО, Совета Эконо­мической Взаимопомощи и Организации Варшавского Договора. Шло яркое противостоя­ние двух военно-политических блоков и наращивание вооружений, в том числе ракетно-ядерных.

Данный период был ознаменован конфликтами и войнами в Юго-Восточной Азии (Корея, Вьетнам), на Ближнем Востоке, в которых прямо или косвенно участвовали США и СССР. В 1962 мир стоял на пороге новой мировой войны во время Карибского кризиса 1962 г.

Карибский кризис стал высшей точкой военно-стратегической нестабильности в международных отношениях второй половины XX века. Он обозначил рубеж окончания политики «балансирования на грани войны». Наступила эра «конфронтации по правилам», где международные противоречия вылились в жёсткое, но мирное политиче­ское, экономическое и военно-технологическое соперничество. [3]

Взаимно гарантированное уничтожение сделало бы бессмысленным первый ядерный удар; международная стабильность стала основываться на взаимном страхе перед угрозой при­менения ядерного оружия.

В эти же годы шли переговоры о сокращении обычных вооружений. Появилась и новая проблема, связанная с освоением космического пространства, которое, по мнению большинства стран, не должно было стать ареной гонки вооружения.

Борьба с распространением ядерного оружием начала принимать новые формы: в виде объявления отдельных регионов мира безъядерными: Район Антарктики по Дого­вор 1959 года; позже статус безъядерной зоны получила Латинская Америка по Дого­вор Тлателолко 1967 года; далее - Южная часть Тихого океана Договор Раротонга 1985 года(позже статусом безъядерных зон были наделены Юго-Восточная Азия (Бангкок­ский договор 1995 года); Африка (Договор Пелиндаба 1996 года);Средняя Азия (Семи­палатинский договор 2007 года).

Второй период холодный войны [1962—1979] известен как период разрядки меж­дународной напряжённости. Заключались договоры между ФРГ и СССР, Польшей, ГДР, Чехословакией. Было также заключено соглашение по Западному Берлину, подписаны первые советско-американские договоры об ограничении во­оружений (ПРО и ОСВ). В1975 году прошло Совещание г. в Хельсинки по безопас­ности и сотрудничеству в Европе, где предпринимались попытки обеспечить мир­ное сосуществования двух систем и обсудить его сложнос­ти и противоречия. Был достигнут военно-политический паритет между СССР и США.

В конце 60-х гг. международные отношения в Европе также характеризовались по­исками путей к ослаблению обстановки международной напряженности. Политика силы в условиях военно-страте­гического паритета оказалась бесперспективной. В правительствах западных стран стала проби­вать себе дорогу идея переговоров, обозначился поиск путей к безопасности через сотруд­ничество и обеспечение доверия в Европе. 
Инициатива созыва совещания европейских государств для обсуждения мер по обеспечению коллективную безопасность в Европе, принадлежала СССР и другим странам социалистического блока.  В марте 1969 г. страны Организации Варшавского Договора обратились ко всем странам Европы с при­зывом приступить к практической подготовке общеевропейского совещания.

В Хельсинки были зафиксированы принципы взаимоотношений между государ­ствами: уважение прав, принципа суверенности государств, неприменение силы или угрозы силой, нерушимость границ, территориальная целостность государств, мирное урегулирование споров, невмешательство во внутренние дела, уважение прав человека и основных свобод, сотрудничество между государствами, добросовестное выполнение обязательств по меж­дународному праву. [4]

СБСЕ сыграло важную роль в создании и установлении новых норм для международ­ного сообщества. Однако еще более важен тот факт, что СБСЕ положило начало процессу созда­ния системы институтов и процедур, призванных упрочить приверженность этим нормам. Заключительный акт СБСЕ не имел обязательной юридической силы для подписавших его государств, однако стал неформальным пактом о ненападении в Европе, который определил прин­ципы взаимодействия на международной арене и расширил пути для экономического со­трудничества.

Третий период холодной войны [конец 70-х — середина 80-х гг.(1979-1985)] изве­стен как конец разрядки, ознаменован новым обострением международного противостоя­ния двух систем. Мы наблюдаем заметное ухудшение советско-американских отношений, новый виток гонки вооружений. В этот период представлена американская программа СОИ. Заметен также рост вмешательства США в политику стран Ближнего Востока и Ла­тинской Америки. С советской же стороны был ввод советских войск в Афганистана и представлена «доктрина Брежнева» — ограничение сувере­нитета стран социалистическо­го лагеря, что вызвало усиление трений внутри него. Этот период ознаменован началом кризиса мировой социалистической системы, но тем не менее два центра биполярного мира предпринимают попытки продолжения политики холодной войны.

В международных отношениях снова стала возрастать роль силы. США и страны НАТО, в особенности, не опасаясь противодействия Советского Союза, стали шире ис­пользовать силу для отстаивания своих интересов в региональных и локальных конфлик­тов, делая это под лозунгами защиты демократии и защиты прав человека. В международ­ных отношениях стало занимать большое место «миротворчество», под которым понима­лось применение странами международного сообщества многообразных, в том числе и си­ловых мер для прекращения кровопролития в отдельных конфликтах. Среди этих мер осо­бое внимание стало уделяться такому инструменту, как «гуманитарная интервенция», т. е. вооружённое вмешательство в конфликт третьих стран, как правило, многосторонее, пред­принимаемое коалициями государств из гуманитарных побуждений.

Последний период холодной войны [1985—1991] — распад биполярной системы.

В 1985 году в СССР приходит к власти М. Горбачёв и провозглашает «новое политическое мышление» в СССР; в обиход советских граждан вводятся слова «гласность» и «пере­стройка». В 1989 был проведён вывод советских войск из Афганистана. Подписание в Па­риже «Хартии для новой Европы» в 1990 году провозглашала окончание полувековой эры противостояния двух держав.

В 1989-1990 гг. в СССР была признана нерентабельность СЭВ, был начат переход на рыночные цены в торговле с восточноевропейскими странами, одноко коммунистические ре­жимы стран Восточной Европы не хотели следовать примеру реформ в СССР. Москва отказа­лась поддерживать восточноевропейских коммунистов в вопросах внутренней политики их стран. Коммунистические режимы в Восточной Европе стали разрушаться.

Данный период характеризовался большим количеством попыток прийти к к ком­промиссу по вопросу о сокращении ядерных вооружений. После того, как М. Горбачёву удалось в 1987 г. углубить внутренние реформы, он добился прорыва и на международной арене. Согласно Варшавскому договоры по РСМД, в течение трёх лет стороны должны были уничтожить все ракеты наземного базирования с радиусом действия от 500 до 5500 км. В 1990 г. страны НАТО и ОВД подписали договор об ограничении обычных вооружённых сил в Европе, согласно которому происходило сокращение и регламентация размещения воинских контингентов и военной техники на континенте, исходя из принципа географических районов. Наибольшие сокращения коснулись Центральной зоны, где ОВД и НАТО непосредственно соприкасались(Бенилюкс, Германия, Венгрия, Чехословакия и Польша). После саморазрушения СССР, Россия из-за устаревших положений ДОВСЕ, принятых в условиях существования единого СССР, оказалась в крайне невыгодных оборонительных условиях, из-за чего понадобилась модифика­ция договора. В 1991 г. непосредственно перед ГКЧП США и СССР подписали договор о но­вом сокращении ядерных вооружений (СНВ-1), на этот раз стратегического характера, согласно которому СССР имел право на 6,5 тыс. боеголовок, а США на 8,5 тыс. Реализация договора была затруднена из-за саморазру­шения Союза​.

Горбачев признал неизбежность распада социалистического лагеря, более того мно­гие западные лидеры видели реальные шаги советских лидеров в направлении улучшения отношений с Западом. Решение о выводе войск из Афганистана, официально позитивная реакция на падение Берлинской стены и смену коммунистических режимов в странах Вос­точной Европы, визит Горбачева в Рим и историческая встреча с Папой Римским в 1989 г. свидетельствовали о реальной трансформации советского внешнеполитического курса. Лидер СССР вынужден был признать, что ситуация в стране требовала изменения внеш­неполитического курса. Ресурсы и возможности страны реализовывать прежнюю полити­ку на международной арене были ограниченными. Официальной датой распада СССР принято считать 26 декабря 1991 года. [5]

С саморазрушением СССР перестала существовать структура биполярной системы, хотя ее последствия и сформированная ею среда продолжали ощущаться в международ­ных отношениях еще несколько лет. Ликвидация мировой системы коммунизма привела к унификации правил международ­ного взаимодействия, мир стал превращаться в «глобаль­ное общество».

Противостояние двух соперников в "холодной войне" завершилось неожиданным для большинства аналитиков распадом Советского Союза и укреплением позиций США. Возможности «победившего» блока западных стран для реализации соб­ственных интере­сов в мире резко возросли. Однако окончание "холодной войны" вряд ли корректно оцени­вать в терминах победы и поражения, как бы того не хотелось многим. Скорее, следует сказать, что завершился очередной этап в развитии международных отношений. 90-е годы открыли перед бывшими противниками новые возможности реализации своих историче­ских амбиций.


Список литературы:

1) Мегаэнциклопедия кирилла и Мефодия: Холодная война http://www.megabook.ru/Article.asp?AID=684838

2) Черчилль У.: Мускулы Мира. - М. Эксмо, 2009. - С. 469-470

  1. Liberum Arbitrium: http://www.obraforum.ru/lib/book3/chapter6.htm

  2. СБСЕ. Заключительный акт: http://www.osce.org/documents/mcs/1975/08/4044_ru.pdf

  3. Liberum Arbitrium: http://www.obraforum.ru/lib/book3/section4.htm

Основные термины (генерируются автоматически): СССР, Холодная война, Европа, США, Афганистан, биполярный мир, Советский Союз, социалистический лагерь, Ближний Восток, Варшавский Договор.


Задать вопрос