Субъекты договора морской перевозки при осуществлении туристской деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №6 (17) июнь 2010 г.

Статья просмотрена: 334 раза

Библиографическое описание:

Наумова, Р. Л. Субъекты договора морской перевозки при осуществлении туристской деятельности / Р. Л. Наумова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 6 (17). — С. 252-253. — URL: https://moluch.ru/archive/17/1489/ (дата обращения: 22.11.2024).

Система договорных связей в отношениях по туристской поездке морским видом транспорта с самого начала строится таким образом, что исполнение обязательства, вытекающего из туристского договора, будет производить не сам туроператор, а третье лицо. Экономический смысл деятельности организатора путешествий в том и состоит, что он освобождает лицо, производящее туристские услуги, от продвижения услуги из сферы производства (сферы осуществления перевозки, к примеру) в сферу обращения (продажи туристских продуктов).

Факт возложения исполнения туристского обязательства по перевозке морем на третье лицо (перевозчика) сам по себе не порождает правоотношений между туристом и исполнителем перевозки. Третье лицо, принимая участие в исполнении туристского обязательства, юридически не заменяет организатора путешествий, поэтому оно не вступает в правовые отношения с клиентом, а лишь фактически осуществляет те действия, совершить которые обязан должник. Не находясь в правовой связи с туристом, морской перевозчик вступает с ним в фактические отношения по оказанию туристских услуг. Туроператор не выбывает из правоотношений с туристом и остается обязанным перед ним по договору вплоть до полного прекращения обязательства. Третье лицо не становится субъектом основного обязательства и не несет перед туристом никаких обязанностей. Для него обязанности возникают на основе договора, заключенного с организатором путешествий, который в этом случае выступает перед третьим лицом как заказчик перед клиентом (договор фрахтования (чартер))1.

Туристские поездки морем, в частности, и предоставление туристских услуг в целом регулирует Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ»2 (далее – Закон о туризме). Ст. 1 Закона о туризме определяет туроператора как юридическое лицо, осуществляющее деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, а турагента как юридическое лицо или индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность по продвижению и реализации туристского продукта. Следовательно, туроператоры в отличие от турагентов могут формировать туристский продукт, а именно они вправе осуществлять полный цикл работ по организации путешествий – от поиска объектов путешествий (маршрутов), правового и материально-технического обеспечения путешествий, включая деятельность по заключению и исполнению договоров с третьими лицами, оказывающими отдельные услуги, входящие в туристский продукт (гостиницы, перевозчики, экскурсоводы (гиды) и др.), до проведения комплекса мер, направленных на реализацию туристского продукта (реклама, участие в специализированных выставках, ярмарках, издание каталогов, буклетов и др.) и реализации туристского продукта. Таким образом, заключить договор морской перевозки туристов может только туроператор, а турагент вправе продать тур, в который включена подобная перевозка.

В соответствии с Законом о туризме турист – это лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания, на период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющее не менее одной ночевки в стране (месте) временного пребывания. Определение туриста в ст. 1 Конвенции о таможенных льготах для туристов 1954 г. практически повторяет данную дефиницию, указывая, что туристом признается любое лицо независимо от его расы, пола, языка и религии, которое вступает на территорию какого-либо государства, кроме того государства, в котором это лицо обычно проживает, и остается там не менее 24 часов и не более 6 месяцев в течение любого 12-месячного периода, с дозволенной целью, кроме цели иммигрировать, а именно с целью туризма, развлечения, религиозного паломничества и т.п.3. Из этого следует, что туристом можно признать лицо любой национальности или расы, которое находится на территории иностранного для него ему государства от суток до 6 месяцев в течение 1 календарного года с любыми целями, не связанными с работой или нарушением закона.

Турист-пассажир – это лицо, состоящее в договорных отношениях с перевозчиком и указанное в качестве такового в билете или ином документе, подтверждающем его право на проезд морем. Проезд участников морской перевозки осуществляется по туристическим путевкам, и находящееся на борту судна лицо может именоваться как пассажиром, так и туристом.

Перевозчиком же в соответствии со ст. 1 Афинской конвенции о перевозке морем пассажиров и их багажа 1974 г. признается лицо, которое или от имени которого заключен договор перевозки, независимо от того, осуществляется ли фактически перевозка им самим или заменяющим перевозчиком. Данный термин охватывает любое морское пароходство или порт, с которым заключен договор перевозки. В роли перевозчика может выступать и собственник судна, и фрахтователь (туроператор, к примеру), арендующий судно с экипажем (тайм-чартер) или без него (бербоут-чартер).

Подводя итоги, необходимо заметить, что в морской перевозке туристов участвуют следующие субъекты: перевозчик, туроператор и турист. Но юридически договор заключается между туроператором (турагентом) и туристом. Фактически перевозку морем осуществляет перевозчик, он отвечает за сохранность туриста и его багажа, но за исполнение основного обязательства по туристской путевке ответственности не несет. Таким образом, в морской перевозке есть два правоотношения: между туроператором (турагентом) и туристом по продаже туристского продукта (основное обязательство), и между перевозчиком и туроператором по фрахтованию судна и перевозке морем туристских групп.

 

Литература:

1.    Сирик Н.В. Ответственность за перевозку пассажиров по договору оказания туристских услуг // Российская юстиция. № 10. Октябрь 2007 г. С. 22.

2.    Собрание законодательства РФ. 02.12.1996г. № 49. Ст. 5491.

3.    Конвенция о таможенных льготах для туристов от 4 июня 1954 г. // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. – Выпуск XXI. С. 259.

 

 

 

 

Основные термины (генерируются автоматически): лицо, перевозка морем, турист, временное пребывание, основное обязательство, туристский продукт, туроператор, морская перевозка, туристское обязательство, юридическое лицо.


Похожие статьи

Разграничение договора морского круиза и договора морской перевозки туриста

Правовая культура авиационного персонала и пассажира воздушного судна при международной воздушной перевозке в контексте ответственности воздушного перевозчика

Правовое регулирование административного процесса по привлечению лиц к ответственности за нарушения таможенных правил

Источники правового регулирования гражданско-правовых договоров в исполнительном производстве

О правовом статусе лиц, осуществляющих инновационную деятельность

Система инфраструктуры внешнеторговой деятельности

Особенности антимонопольного контроля за соглашениями кредитных организаций

Возможности формирования правовой компетентности в организации учебно-исследовательского процесса

Субъекты функции Российского государства по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Правовые аспекты обеспечения исполнения фьючерсных сделок по законодательству Республики Таджикистан

Похожие статьи

Разграничение договора морского круиза и договора морской перевозки туриста

Правовая культура авиационного персонала и пассажира воздушного судна при международной воздушной перевозке в контексте ответственности воздушного перевозчика

Правовое регулирование административного процесса по привлечению лиц к ответственности за нарушения таможенных правил

Источники правового регулирования гражданско-правовых договоров в исполнительном производстве

О правовом статусе лиц, осуществляющих инновационную деятельность

Система инфраструктуры внешнеторговой деятельности

Особенности антимонопольного контроля за соглашениями кредитных организаций

Возможности формирования правовой компетентности в организации учебно-исследовательского процесса

Субъекты функции Российского государства по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Правовые аспекты обеспечения исполнения фьючерсных сделок по законодательству Республики Таджикистан

Задать вопрос