Организационные основы системы отбора кандидатов для обучения в образовательных организациях высшего образования МЧС России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №35 (169) сентябрь 2017 г.

Дата публикации: 05.09.2017

Статья просмотрена: 734 раза

Библиографическое описание:

Журавлев, А. В. Организационные основы системы отбора кандидатов для обучения в образовательных организациях высшего образования МЧС России / А. В. Журавлев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 35 (169). — С. 88-91. — URL: https://moluch.ru/archive/169/45554/ (дата обращения: 16.12.2024).



Рассматриваются организационные основы и направленность системы отбора кандидатов для обучения в образовательных организациях высшего образования МЧС России. Показана необходимость реализации дополнительных мероприятий по профориентационной работе среди групп потенциальных кандидатов, а также при проведении профессионального психологического отбора лиц, поступающих в высшие учебные заведения МЧС России.

Ключевые слова: профессиональное ориентирование, профессиональный отбор, профориентационная работа, психологическое сопровождение, профессионально-важные качества, психодиагностика

Качество подбора кандидатов для обучения в образовательных организациях высшего образования МЧС России, осуществляемого на местах комплектующими органами, год от года приобретает все более важное значение, поскольку от качества этой работы фактически зависит будущее пожарной охраны нашей страны.

В период реформирования в МЧС России не теряет своей актуальности проблема подготовки компетентных специалистов в области обеспечения пожарной безопасности, а также защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в связи с чем необходимость изучения проблем профессионального ориентирования и профессионального отбора молодежи в образовательные организации высшего образования МЧС России очевидна.

В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования по направлениям подготовки и уровням свою деятельность по обучению осуществляет ряд образовательных организаций МЧС России: Академия ГПС в г. Москва, Санкт-Петербургский университет ГПС, Ивановская и Сибирская пожарно-спасательные академии ГПС, Уральский и Воронежский институты ГПС [1].

Эффективность освоения образовательных программ и развитие профессиональной компетенции в образовательных учреждениях высшего образования во многом зависит от индивидуальных личностных качеств обучаемого, выявление которых возможно заранее — на этапах профессионального ориентирования и отбора кандидатов. В настоящее время данные функции возлагаются на кадровые органы и психологическую службу организаций и учреждений МЧС России. Нормативно-правовая база в большей степени регламентирует общие вопросы отбора кандидатов на службу, а мероприятия профессионального ориентирования затрагивает незначительно. Между тем, постоянно возрастающие требования к уровню профессиональной компетенции сотрудников Государственной противопожарной службы, необходимость освоения новых технологий и методов работы, а также адаптации к быстрым изменениям, происходящим в системе МЧС России, выводят вопросы профессионального ориентирования на первый план.

Развитие общества во многом определяется решением проблем современной молодежи, их профессиональным самоопределением и успешной трудовой деятельностью в соответствии с выбранной профессией. Этот выбор часто осуществляется молодыми людьми именно под воздействием профориентирования [2].

Отечественными исследователями (Чистякова С. Н., Ходусов А. Н., Антопольская Т. А., Сарычев С. В., Занков Л. В., Эльконин Д. Б., Давыдов В. В.) выявлен ряд факторов, ограничивающих свободу выбора старшеклассниками направления продолжения образования, наиболее существенными из которых на мой взгляд представляются следующие:

‒ недостаток информации о потребностях местного и регионального рынка труда;

‒ недостаточная готовность самостоятельно организовывать свою деятельность и принимать ответственность за нее;

‒ невозможность в процессе обучения в школе оценить свою готовность к обучению;

‒ территориальная удалённость желаемого места продолжения образования;

‒ ослабленное здоровье или повышенные требования интересующей профессии к особенностям организма [3].

Профессиональное ориентирование снижает влияние вышеуказанных негативных факторов, пробуждает у учащихся мотивационную составляющую выбора профессии (в виде формирования устойчивых приоритетов осуществляемого выбора) способствует психологической готовности соответствовать требованиям профессии.

В современных условиях проблема комплектования подразделений Государственной противопожарной службы МЧС России (далее — ГПС) подготовленными специалистами, обладающими потенциалом и способными эффективно решать задачи в области обеспечения пожарной безопасности, поставленные обществом и государством перед Министерством, становится чрезвычайно сложной. На данном этапе ГПС испытывает острый дефицит в квалифицированных кадрах, но вопреки ожиданиям, в учебных заведениях, несмотря на результаты отбора, есть студенты, которые на каком-то учебном этапе поняли, что не могут и (или) не готовы овладеть специальностью, на которую поступили. Так, анализ по итогам набора 2012–2016 гг. показывает, что количество абитуриентов, убывших по собственному желанию во время вступительных испытаний сохраняется и достигает в среднем 6–8 %. Кроме того, 18–20 % кандидатов не прибывают на вступительные испытания по различным причинам. И в первом, и во втором случае одна из причин — ошибка в выборе профессии и поступление в другой ВУЗ. Студент осознал, что выбор, который он сделал — ошибочен и не подходит ему. Это становится возможным тогда, когда этот выбор сделан на основании недостаточной информированности о выбранной специальности, а значит, качество проведения отбора кандидатов на учебу необходимо повышать. Сохраняется текучесть и среди молодых выпускников, вследствие чего, затраченные на обучение средства, можно уверенно считать неоправданными или даже невосполнимыми.

В настоящее время рассматривается вопрос о закреплении ведомственным приказом обязательных к внесению в контракт о прохождении службы в ФПС ГПС сотрудника положений о возмещении Министерству (его организации, учреждению) в случаях, установленных Федеральным законом от 23 мая 2016 г. № 141-ФЗ затрат на его обучение [4]. К таким случаям относится расторжение контракта в связи с отчислением из образовательной организации высшего образования (п. 10 ч. 2 ст. 83) либо в связи с утратой доверия по ряду оснований (ч. 1 ст. 84) [5]. Однако по сей день отсутствует конкретный алгоритм и оценочные критерии для определения объема затрат и порядок взыскания, а также нет полной ясности в том, кто обязан проводить расчет (образовательная организация или комплектующий орган). А, следовательно, необходимо решение вышеуказанных вопросов путем закрепления в нормативно-правовом акте Министерства для компенсации затраченных федеральных средств. Учитывая высокие расходы на подготовку курсантов высших учебных заведений, профессиональный психологический отбор призван также обеспечить существенное снижение соответствующих затрат за счет сокращения числа лиц, которые в последующем оказываются профессионально непригодными или по причине недостаточной мотивации по окончании учебы отказываются от работы по выбранной специальности [6, с. 5].

Но главной целью является не возврат денег, а эффективное их вложение, и, как следствие, получение в качестве результата наибольшего количества компетентных выпускников, готовых и способных к осуществлению деятельности по направлениям подготовки. Снижение же потерь (связанных с отчислением студента с любого курса обучения) возможно за счет грамотной организации профессионального отбора кандидатов для обучения на этапе профессионального ориентирования молодежи из числа школьников выпускных классов, обладающих наибольшим потенциалом к службе в структурных подразделениях ГПС.

Считается, что выбор направления профессиональной деятельности и профессии формируется в юношеском возрасте. Учитывая, что ранняя профориентация школьников является важнейшим фактором выбора будущей профессии, работу по профессиональному ориентированию и отбору кандидатов для обучения в образовательных организациях высшего образования МЧС России целесообразно начинать в общеобразовательных заведениях.

Приоритетным представляется организация специализированных пожарно-спасательных лицеев, колледжей, классов или отдельных групп в общеобразовательных школах, что способствует развитию некоторых важных качеств, овладению кандидатами начальными профессиональными знаниями и навыками, формированию у них осознанной готовности связать свою жизнь с пожарно-спасательным делом и ориентирует на непрерывное повышение квалификации в избранной профессиональной сфере. Нельзя пренебрегать, при этом, внеклассной и внешкольной работой: слеты, фестивали, школа безопасности, военно-спортивные игры, где игровая форма с необходимостью будет требовать от учащихся проявления качеств, необходимых в профессии пожарных.

Всегда ли отобранные кандидаты обладают необходимыми для нашей профессии качествами? Среди прибывающих на поступление выпускников средних образовательных учреждений отмечается снижение среднего балла по физике и математике. Показатели профессионально-психологического отбора (далее — ППО) за последние 5 лет говорят, что 15–20 % абитуриентов условно рекомендованы, а около 2 % не проходят отбор и к дальнейшим испытаниям не допускаются. И эти цифры нельзя не принимать во внимание.

Существующая на сегодняшний день «технология» отбора кандидатов для обучения в образовательных организациях высшего образования МЧС России фиксирует группу здоровья, степень физической подготовленности. Особое внимание, при этом, необходимо уделять выявлению и оценке уровня общего интеллектуального развития, степени эмоциональной устойчивости, уравновешенности, самоконтроля, настойчивости, целеустремленности, а также мотивации к поступлению. Однако, есть трудности в оценке и прогнозе сформированности внутренней организованности, исполнительности, дисциплинированности, уровня работоспособности, правосознания и нравственных убеждений, честности, принципиальности, зрелости личности, адекватности самооценки, готовности брать на себя ответственность за принятие решения. Немаловажно при профотборе выявление склонности к освоению точных наук и анализ текущей успеваемости. Отобранные кандидаты из числа учащихся выпускного класса на момент направления заявок и личных (учебных) дел не имеют документов об образовании и результатов государственной итоговой аттестации, в этой связи важно заблаговременно выявлять круг наиболее перспективных учащихся для дальнейших отборочных мероприятий [7].

В современной жизни нашего общества на фоне постоянного роста угрозы терроризма и вовлечения подростков в различные террористические организации важно не допустить проникновения их влияния на кандидатов для обучения в образовательных организациях высшего образования МЧС России. Это повышает необходимость проверить информацию, сообщаемую кандидатом о себе и выявить факторы риска, которые могут исключить возможность его дальнейшего рассмотрения и направления на обучение.

Таким образом, резюмируя вышеизложенное, можно констатировать следующее:

‒ отбор кандидатов для обучения в ведомственных образовательных организациях высшего образования является одним из важнейших направлений деятельности кадровых органов;

‒ необходима разработка ведомственного нормативно-правового акта, регламентирующего работу по профессиональному ориентированию;

‒ необходимо внедрение практики отбора кандидатов с применением дифференцированного подхода с учетом их последующего применения[1];

‒ существующая система отбора кандидатов для обучения в образовательных организациях высшего образования МЧС России может быть усилена за счет повышения значения и обязательного исполнения сотрудниками МЧС России профориентационной работы с учащимися 10–11 классов средних школ, колледжей, профессиональных лицеев, спортивных и др. учебных заведений, что позволит ожидать увеличения эффективности профессионального образования и повышения профессиональной компетенции выпускников ведомственных вузов.

Литература:

  1. Официальный сайт МЧС России [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.mchs.gov.ru/ministry/educational.
  2. Горбач Н. А., Вершинская Н. И., Кузьмина О. А Проблемы профессиональной ориентации и профессионально-психологического отбора молодежи // Психопедагогика в правоохранительных органах. — 4 (35). — 2008. — С.29–33. ISSN 1999–6241.
  3. Чистякова С. Н., Ходусов А. Н., Антопольская Т. А., Сарычев С. В. Современные проблемы и перспективы развития профессиональной ориентации учащейся молодежи // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. — № 3 (31). — 2014. С.26–34. ISSN 2074–1774.
  4. Проект Приказа МЧС России «О контракте о прохождении службы в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы» (подготовлен МЧС России 28.06.2016) [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/56574817.
  5. Федеральный закон от 23.05.2016 № 141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ. 2016. № 22. Ст. 3089.
  6. Бобровницкая М. М. и др. Методическое руководство по профессиональному психологическому отбору в системе МЧС России: пособие // Центр экстренной психологической помощи МЧС России: М., 2006. 384 с.
  7. Приказ МЧС РФ от 11 ноября 2009 г. № 626 «О порядке отбора граждан на службу (работу) в федеральную противопожарную службу Государственной противопожарной службы» (в ред. Приказа МЧС России от 6 декабря 2012 г. № 741) [Электронный ресурс] Официальный интернет-портал правовой информации // Режим доступа: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102155052&intelsearch= %EF %F0 %E8 %EA %E0 %E7+ %EC %F7 %F1+626.

[1]Имеется ввиду следующее: недостаточная дифференцированность – фактически в настоящее время предъявляются одинаковые требования к кандидатам, которые в дальнейшем, по окончании учебных заведений, могут быть и будут назначены на различные должности (от кадровых и финансовых органов до реагирующих подразделений). В результате возможны случаи отказа в приеме на службу из-за недостаточной физической, теоретической подготовленности, по медицинским противопоказаниям, кандидатам, соответствующим требованиям по должности, на которую возможно их назначение в будущем.

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональное ориентирование, высшее образование МЧС России, высшее образование, обучение, отбор кандидатов, профориентационная работа, Государственная противопожарная служба, образовательная организация, пожарная безопасность, профессиональный психологический отбор.


Похожие статьи

Влияние информационных технологий на эффективность самостоятельной подготовки курсантов военных институтов Росгвардии

В данной статье рассмотрены вопросы организации самостоятельной подготовки курсантов институтов войск национальной гвардии Российской Федерации с применением современных информационных технологий. Определены основные направления самостоятельной подго...

Педагогическое сопровождение деятельности командиров подразделений внутренних войск МВД России в воспитании личного состава

Рассматриваются особенности педагогического сопровождения деятельности командиров подразделений внутренних войск МВД России в воспитании личного состава. Обосновывается актуальность развития технологий педагогического сопровождения и их влияния на по...

Теоретический анализ проблемы предстоящей профориентации технико-научных кадров в общеобразовательной школе

В статье представлена специфика предпрофессиональной ориентации обучающихся общеобразовательной школы для технико-научных кадров. Данная специфика включает в себя потенциал общеобразовательной школы в осуществлении подготовки технико-научных кадров в...

Формирование профессиональных компетенций студента выпускного курса СПО при подготовке к демонстрационному экзамену с участием работодателя

В данной статье рассматриваются организационно-педагогические условия формирования профессиональных компетенций студентов выпускного курса системы среднего профессионального образования (СПО) в процессе подготовки к Демонстрационному экзамену с участ...

Правовая грамотность обучающихся как условие формирования гражданско-правовой позиции

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Внедрение дистанционных образовательных технологий как фактор успешности профессиональной образовательной организации» на базе КГБ ПОУ ХКВТП (г. Хабаровск). Описан реализуемый ...

Внедрение технических средств при обучении дисциплине «Огневая подготовка» сотрудников ФСИН России

Данная статья посвящена проблемам, которые возникают еще на этапе обучения квалифицированных сотрудников ФСИН России. Рассмотрена возможность внедрения технического оснащения аудиторий для огневой подготовки курсантов образовательных организаций. При...

Инновационные способы и средства оценки компетенций по профессиональному модулю «Обучение и организация различных видов деятельности и общения детей с ограниченными возможностями здоровья» в ГПОУ КемПК

В статье представленные инновационные способы и средства оценки компетенций студентов СПО. Каждый из представленных методов позволяет не только определить уровень сформированности знаний, умений и навыков, но и творчески подойти к подаче нового и зак...

О некоторых особенностях внедрения инновационных технологий в обучение управленческих кадров таможенных органов

В статье обоснована необходимость внедрения инновационных технологий непрерывной профессиональной подготовки персонала таможенных органов с целью повышения эффективности работы всей системы. Особое внимание уделено вопросу внедрения инновационных тех...

Психологическая готовность курсантов образовательных организаций ФСИН России к применению физической силы и специальных средств в процессе служебной деятельности

В данной статье рассматривается процесс формирования психологической готовности курсантов образовательных организаций ФСИН России к применению физической силы и спецсредств, а также его компоненты. Стоит отметить, что выполнение служебных задач связа...

Обучение организации культурно-просветительской работы учителя ОБЖ по профилактике информационной зависимости школьников как важный компонент подготовки бакалавра педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности

В статье рассмотрена роль культурно-просветительской работы учителя основ безопасности жизнедеятельности при осуществлении профилактики информационной зависимости учащихся, место культурно-просветительской работы в профессиональном стандарте педагога...

Похожие статьи

Влияние информационных технологий на эффективность самостоятельной подготовки курсантов военных институтов Росгвардии

В данной статье рассмотрены вопросы организации самостоятельной подготовки курсантов институтов войск национальной гвардии Российской Федерации с применением современных информационных технологий. Определены основные направления самостоятельной подго...

Педагогическое сопровождение деятельности командиров подразделений внутренних войск МВД России в воспитании личного состава

Рассматриваются особенности педагогического сопровождения деятельности командиров подразделений внутренних войск МВД России в воспитании личного состава. Обосновывается актуальность развития технологий педагогического сопровождения и их влияния на по...

Теоретический анализ проблемы предстоящей профориентации технико-научных кадров в общеобразовательной школе

В статье представлена специфика предпрофессиональной ориентации обучающихся общеобразовательной школы для технико-научных кадров. Данная специфика включает в себя потенциал общеобразовательной школы в осуществлении подготовки технико-научных кадров в...

Формирование профессиональных компетенций студента выпускного курса СПО при подготовке к демонстрационному экзамену с участием работодателя

В данной статье рассматриваются организационно-педагогические условия формирования профессиональных компетенций студентов выпускного курса системы среднего профессионального образования (СПО) в процессе подготовки к Демонстрационному экзамену с участ...

Правовая грамотность обучающихся как условие формирования гражданско-правовой позиции

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Внедрение дистанционных образовательных технологий как фактор успешности профессиональной образовательной организации» на базе КГБ ПОУ ХКВТП (г. Хабаровск). Описан реализуемый ...

Внедрение технических средств при обучении дисциплине «Огневая подготовка» сотрудников ФСИН России

Данная статья посвящена проблемам, которые возникают еще на этапе обучения квалифицированных сотрудников ФСИН России. Рассмотрена возможность внедрения технического оснащения аудиторий для огневой подготовки курсантов образовательных организаций. При...

Инновационные способы и средства оценки компетенций по профессиональному модулю «Обучение и организация различных видов деятельности и общения детей с ограниченными возможностями здоровья» в ГПОУ КемПК

В статье представленные инновационные способы и средства оценки компетенций студентов СПО. Каждый из представленных методов позволяет не только определить уровень сформированности знаний, умений и навыков, но и творчески подойти к подаче нового и зак...

О некоторых особенностях внедрения инновационных технологий в обучение управленческих кадров таможенных органов

В статье обоснована необходимость внедрения инновационных технологий непрерывной профессиональной подготовки персонала таможенных органов с целью повышения эффективности работы всей системы. Особое внимание уделено вопросу внедрения инновационных тех...

Психологическая готовность курсантов образовательных организаций ФСИН России к применению физической силы и специальных средств в процессе служебной деятельности

В данной статье рассматривается процесс формирования психологической готовности курсантов образовательных организаций ФСИН России к применению физической силы и спецсредств, а также его компоненты. Стоит отметить, что выполнение служебных задач связа...

Обучение организации культурно-просветительской работы учителя ОБЖ по профилактике информационной зависимости школьников как важный компонент подготовки бакалавра педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности

В статье рассмотрена роль культурно-просветительской работы учителя основ безопасности жизнедеятельности при осуществлении профилактики информационной зависимости учащихся, место культурно-просветительской работы в профессиональном стандарте педагога...

Задать вопрос