Оздоровление детей дошкольного возраста посредством занятий в бассейне | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №34 (168) август 2017 г.

Дата публикации: 28.08.2017

Статья просмотрена: 2476 раз

Библиографическое описание:

Михайлова, Н. М. Оздоровление детей дошкольного возраста посредством занятий в бассейне / Н. М. Михайлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 34 (168). — С. 110-113. — URL: https://moluch.ru/archive/168/45442/ (дата обращения: 16.12.2024).



Здоровый образ жизни играет огромную роль для человека, ведь здоровье — неотъемлемая часть всей жизнедеятельности личности. На сегодняшний день проблема воспитания культуры здоровья является достаточно актуальной, особенно у детей дошкольного возраста, в связи с современными условиями жизни. С каждым годом рождается всё меньше здоровых детей. Сохранению уровня здоровья населения страны препятствуют реформирование системы здравоохранения, проведение профилактической работы на недостаточном уровне, низкая грамотность многих родителей по данному вопросу. Всё вышеперечисленное подтолкнуло дошкольное образование к поиску эффективных методов и средств сохранения, преумножения и повышения уровня культуры здоровья подрастающего поколения [1].

Одним из направлений оздоровления и формирования у детей дошкольного возраста в полной мере можно считать занятия в бассейне, с помощью которых решаются не только образовательные и воспитательные задачи (научить детей плавать, развить умение вести себя в воде, воспитывать бережное отношение к водным ресурсам), но и такие оздоровительные задачи, как закаливание организма и укрепление здоровья.

В рамках самообразования по теме «Формирование навыков здорового образа жизни и культуры здоровья у дошкольников через организацию оздоровительных процедур в бассейне» в сентябре 2015 года было проведено анкетирование родителей воспитанников, поступивших в Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 42 «Кораблик» г. Йошкар-Олы». Анкета была составлена с целью выяснения отношения родителей к наличию бассейна в детском саду и регулярным занятиям в нем. В анкетировании приняли участие 28 родителей.

По результатам анкетирования, 46 % родителей отметили наличие у их ребенка страха перед водой, а именно дети боятся выполнять упражнения в бассейне, связанные с попаданием воды в лицо; с опусканием лица в воду, задерживая дыхание; с принятием безопорного положения в воде. Такие дети стараются всеми способами избежать посещения бассейна, придумывая различные поводы и причины, чтобы не ходить на занятия. Стоит отметить, что любые страхи, в том числе и страх воды, негативно сказываются на здоровье ребенка.

Также было выяснено, что для 43 % родителей (12 человек) безразлично наличие бассейна в дошкольной организации. По мнению данных родителей, занятия в бассейне не оказывают особого влияния на детский организм, а плавать их ребенок уже умеет. Двое родителей (7 %) высказали отрицательное отношение к бассейну. Остальные 14 родителей (что составило 50 % от общего числа опрашиваемых) положительно отнеслись к наличию функционирующего бассейна в детском саду. В первый год посещения детского сада шла адаптация детей, в связи с чем на занятиях в бассейне присутствовало незначительное количество ребят (50–61 % детей).

В мае 2016 года было проведено повторное анкетирование родителей. В анкету были добавлены следующие вопросы:

− «Заметили ли Вы улучшения в здоровье ребенка в течение года?»,

− «Связаны ли данные улучшения с посещением бассейна в детском саду?».

Результаты повторного анкетирования показали следующее:

− родителей, положительно относящихся к наличию бассейна в детском саду и регулярными занятиями в нём, повысилось на 11 %; родителей, отрицательно относящихся к бассейну, не осталось; остальные 49 % родителей по-прежнему показали нейтральное отношение по данному вопросу;

− 29 % родителей заметили улучшения в состоянии здоровья своего ребенка, но лишь половина из них связало эти улучшения с регулярным посещением бассейна в детском саду.

В группе присутствуют дети с абсолютной посещаемостью (14 % от общего количества детей в группе). По результатам наблюдений и беседы родителями, у данных детей нет особых улучшений в состоянии здоровья, в связи с чем их родители нейтрально относятся к наличию бассейна в детском саду и занятиям в нём.

В 2016–2017 учебном году посещаемость занятий в бассейне увеличилась до 79 %. Было замечено: если в младшей группе около половины детей испытывали страх перед водой и, в связи с этим, побаивались занятий в бассейне, не хотели его посещать, то уже в средней группе ребята стали с удовольствием ходить на занятия, некоторые даже с нетерпением ждали очередных посещений бассейна. В мае 2017 года вновь было проведено анкетирование родителей, по результатам которого было выявлено следующее:

− родителей, положительно относящихся к регулярным занятиям в бассейне, стало больше на 13 %, что составило в итоге 64 % (18 родителей);

− улучшения в состоянии здоровья своего ребенка заметили половина семей, из них более половины (57 %) связывают это с регулярным посещением бассейна в детском саду. Помимо этого, родители отметили у своих детей положительный настрой на занятия в бассейне.

В период пребывания воспитанников в детском саду (2015–2016 и 2016–2017 учебные года) с детьми проводились следующие мероприятия:

− беседы о пользе воды для человеческого организма,

− игры-эксперименты с водой,

− занятия по здоровому образу жизни,

− дидактические игры;

− были организованы просмотры тематических мультипликационных фильмов.

Помимо этого, велась активная работа с родителями воспитанников:

− тематические консультации «Бассейн и его польза», «Как справиться с боязнью воды»;

− круглый стол «Влияние занятий в бассейне на здоровье дошкольника»,

− родительское собрание «Закаливание детского организма: солнце, воздух и вода»,

− оформление наглядности с целью подачи необходимой информации о пользе закаливающих процедур для детского организма и эффективности регулярного посещения занятий в бассейне.

Таким образом, посещение бассейна поспособствовало формированию у дошкольников здорового образа жизни и повышению их культуры здоровья; результаты наблюдений за детьми, бесед и анкетирования родителей показали положительную динамику в улучшении состояния здоровья воспитанников посредством регулярных занятий в бассейне. Также было отмечено, что многие дети справились с боязнью воды, начали испытывать радость от занятий в бассейне и показывать своё положительное отношение к занятиям в бассейне внутри семьи.

Помимо наблюдений за детьми, бесед и анкетирования родителей, был проведен сравнительный анализ непосещаемости детского сада воспитанниками в связи с заболеваемостью. Для сравнительного анализа были взяты данные двух средних групп (по 30 воспитанников в каждой) МБДОУ «Детский сад № 42 «Кораблик» и МБДОУ «Детский сад № 17 «Ивушка» г. Йошкар-Олы. Также были опрошены родители воспитанников детского сада № 17, в ходе чего было выяснено, что ни один ребенок не посещает бассейн.

Результаты проведенного сравнительного анализа непосещаемости детского сада воспитанниками в связи с заболеваемостью представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Количество детей, пропустивших детский сад по болезни (%)

Согласно рисунку 1, количество пропусков среди детей, посещающих детский сад № 42, ниже на 8–18 %, по сравнению с данными детского сада № 17: на 8 % в сентябре, декабре и мае; на 9 % в октябре, ноябре и феврале; на 10 % в январе; на 11 % в марте; на 18 % в апреле.

Таким образом, согласно вышеуказанным данным, можно сделать вывод о том, что дети, регулярно посещающие занятия в бассейне, болеют реже по сравнению с воспитанниками, посещающими детский сад с отсутствием бассейна. Помимо сравнительно низкой заболеваемости у дошкольников, посещающих занятия в бассейне, быстрее обогащаются двигательные навыки; формируются первоначальные навыки плавания, которые сохраняются на всю жизнь.

Регулярное посещение занятий в бассейне положительно влияет на детский организм:

− укрепляется иммунная и центральная нервная системы, опорно-двигательный аппарат;

− улучшается состояние сердечно-сосудистой системы;

− совершенствуется механизм терморегуляции;

− предупреждаются нарушения осанки; повышается общий тонус организма, общая выносливость и физическая работоспособность;

− развивается смелость, решительность, целеустремлённость, настойчивость [1, 2].

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод о том, что занятия в бассейне обладают важнейшим значением в оздоровлении детей дошкольного возраста. При этом большую роль играет не только работа с детским коллективом, но и с родителями воспитанников. Важно донести до родителей информацию о том, как необходимы водные процедуры для оздоровления дошкольников; что занятия в бассейне способствуют лишь оздоровлению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста, а не являются причиной заболеваемости. Родители должны полностью осознать важность занятий в бассейне, пользы плавания для профилактики и лечения различных нарушений в осанке детей, например сколиозов и кифозов, полиомиелита. Этому могут способствовать:

− приглашения родителей на занятия в бассейне;

− консультации медицинского персонала дошкольного учреждения;

− демонстрация научных фильмов;

− статистика заболеваемости детей дошкольного возраста, посещающих и не посещающих занятия в бассейне;

− индивидуальные беседы и тематические родительские собрания. Именно тогда родители станут союзниками в оздоровлении дошкольников с помощью занятий в бассейне, помогая своим детям справиться со страхом воды, приобщая их к здоровому образу жизни через занятия в бассейне, повышая культуру здоровья дошкольников.

Необходимо создавать необходимые условия для привлечения всех воспитанников к занятиям в бассейне, потому что каждый ребенок должен получить определенные плавательные навыки и эффект от закаливающих мероприятий.

Триединство (воспитатели — дети — родители) даст положительный результат в формировании у дошкольников здорового образа жизни и культуры здоровья; в преодолении ребенком боязни воды и глубины, неуверенности в собственных силах; в оздоровлении детского организма.

Литература:

  1. Сингур М. Е. Эффективность использования методики организации занятий оздоровительным плаванием с часто болеющими детьми старшего дошкольного возраста / М. Е. Сингур // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. — 2016. — № 1 (131). — С.213–216.
  2. Токтаева Т. Э. Будь здоров, дошкольник. Программа физического развития детей 3–7 лет / Т. Э. Токтаева. — М.: Сфера, 2016. — 112 с.
Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, бассейн, занятие, ребенок, здоровый образ жизни, родитель, детский организм, дошкольный возраст, наличие бассейна, анкетирование родителей.


Похожие статьи

Организация музыкально-спортивного досуга с детьми дошкольного возраста в условиях ДОУ

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на занятиях по физической культуре посредством народных игр

Приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы посредством проектной деятельности в ДОУ

Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через организацию досуговой деятельности в детском саду

Организация работы по формированию знаний о ПДД у детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности

Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения через проектную деятельность

Организация работы в детском саду по ранней профориентации дошкольников с ОВЗ

Приемы активизации творческой деятельности учащихся дошкольного возраста на занятиях по английскому языку

Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой

Активация познавательной деятельности учащихся в процессе изучения лекарственных растений на пришкольном участке

Похожие статьи

Организация музыкально-спортивного досуга с детьми дошкольного возраста в условиях ДОУ

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на занятиях по физической культуре посредством народных игр

Приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы посредством проектной деятельности в ДОУ

Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через организацию досуговой деятельности в детском саду

Организация работы по формированию знаний о ПДД у детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности

Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения через проектную деятельность

Организация работы в детском саду по ранней профориентации дошкольников с ОВЗ

Приемы активизации творческой деятельности учащихся дошкольного возраста на занятиях по английскому языку

Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой

Активация познавательной деятельности учащихся в процессе изучения лекарственных растений на пришкольном участке

Задать вопрос