Личностные особенности подростков в процессе здоровьесберегающей деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Белокопытова, С. В. Личностные особенности подростков в процессе здоровьесберегающей деятельности / С. В. Белокопытова, Р. Н. Белокопытов, Ю. В. Иванов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 31 (165). — С. 54-56. — URL: https://moluch.ru/archive/165/45321/ (дата обращения: 20.04.2024).



В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания [2, с.326.], в том числе и знания о здоровьесберегающей деятельности c учётом личностных особенностей.

Следует отметить, что подростки относятся к особой социально-демографической группе, переживающей период становления социальной зрелости (возраст от 14 до 20 лет) [12, с.401].

А. В. Петровский границы подросткового периода устанавливает между 11–12 и 14–15 годами, а возраст между 14–15 и 17 годами определяется как ранняя юность [14].

В нашем исследовании мы рассматривали подростковый возраст (на примере спортсменов боксёров) не как отдельный этап психического и физического развития, а как этап онтогенетического развития, включающего стыки и переходы от одной стадии к другой, то есть 14–17лет [5, 19].

Следует отметить, что именно в этот возрастной период можно существенно активизировать юных спортсменов на здоровьесберегающую деятельность, направленную на сохранение здоровья. Например, нарушения осанки чаще формируются в период первого ростового скачка в дошкольном возрасте и, особенно при пубертатном скачке роста у подростков [8, с. 362].

В процессе комбинированного визуально-инструментального тестирования спортсменов боксеров 14–17 лет, было выявлено, что наиболее часто встречающимся нарушением опорно-двигательного аппарата (ОДА) в данный возрастной период является нарушение осанки.

Учитывая это, мы не могли не обратить внимания на такой аспект, что хронические болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани (остеохондропатии, артроз, миозит) у спортсменов 10–17 лет отмечается в 91 % случаев (у не спортсменов — в 38,4 %). Заболеваемость сколиозом спортсменов 15–17 лет выше, чем не спортсменов (12,0 и 5,4 %) (Н. В. Шеставина, В. С. Монахов, 1995). Остеохондропатия у спортсменов 15–17 лет (соответственно 12,0 и 1,0 % у не спортсменов). Из остеохондропатий чаще (5,7 %) регистрируется болезнь Осгуда-Шлаттенра (у 15–17 — летних — в 3,0 % случаев). Миозит регистрируется у юных спортсменов в 17,2 %, артрозы — в 4,8 % случаев [7].

Выше сказанное говорит о том, что при занятиях спортом не учитывались основы здоровьесбережения. Во время тренировок тренер определяет нарушения в состоянии здоровья подростков, учитывает характер данного нарушения, возраст, физическое развитие, общее состояние здоровья, и эмоциональный настрой подростков (Н. И. Пономарева, В. М. Рейзина, И. А. Зимняя).

При занятиях спортом (например: боксом) необходимо учитывать, что индивидуальными особенностями физического развития подростков в процессе здоровьесберегающей деятельности является их интенсивное развитие, включающее изменения размеров тела и видимые структурно-скелетные трансформации.

В контексте нашего исследования необходимо учитывать важнейшую характеристику физического развития (половое созревание, оцениваемое по развитию репродуктивной системы), что в свою очередь является важной составляющей личностных особенностей подростков.

Необходимо отметить, что подростки испытывают дискомфортные физические изменения и в этот возрастной период (характерны тревожность, эмоциональная возбудимость), что влияет на внимание, мотивацию и способность сосредотачиваться на здоровьесберегающей деятельности при занятиях спортом.

Одной из приоритетных задач подготовки подростков к здоровьесбережению является уровень мотивации, формирующей готовность к здоровьесберегающей деятельности, которая может возникнуть при наличии элементарных знаний об имеющихся нарушениях в состоянии здоровья и профилактической деятельности [6].

Профилактическая деятельность здесь определяется через такие личностные образования, как самоанализ, саморегуляция, самоорганизация, самооценка, самоконтроль, самомотивация.

Самомотивация означает порождение самим субъектом адекватных деятельности мотивов. Применительно к нашему исследованию мы определили, что наличие той или иной мотивации связано с преобладанием определенных потребностей [4, с.35]. Потребностей быть здоровым, сильным, гармонично развитым.

Самоанализ — это наблюдение за состоянием своего организма в процессе тренировочной деятельности, целью которого является оценка влияния на организм различных нагрузок с учётом личностных особенностей и если необходимо, то их корректировки.

Самооценка предполагает, что юные спортсмены оценивают сами себя, свои возможности, качества и место среди других спортсменов.

Саморегуляция показывает целесообразность функционирования живых систем разных уровней сложности и организации, направленных на поддержание здоровья.

Самоконтроль позволяет оценивать и контролировать свои возможности в процессе тренировочной и здоровьесберегающей деятельности с учётом личностных особенностей.

Резюмируя вышесказанное нужно отметить, что подростки спортсмены осознают значимость своего здоровья и определяют для себя ценность его сохранения путем социально ориентированной здоровьесберегающей деятельности [16, 17].

Основываясь на прямой зависимости состояния здоровья от уровня знаний, можно с полной уверенностью предполагать закономерный рост заболеваемости и травматизма, являющихся результатом низкого уровня культуры здоровья спортсменов [9].

Само понятие здоровье стало трактоваться более широко, чем просто отсутствие заболевания, в него все чаще вкладывается социокультурный смысл: современные определения здоровья включают такие компоненты как субъективное благополучие и ответственное поведение [15, 18].

Более того актуализация позиции молодого человека в отношении вопросов собственного здоровья имеет масштабное значение, связанное с необходимостью определения перспективы поколения в целом [1, с.43].

Тренер в процессе тренировок должен сформировать культуру здоровья, научить всех участников тренировочного процесса относиться к своему здоровью как к важной не только личной, но и государственной ценности, но с учетом индивидуальных особенностей [3, с.40–43].

Юные спортсмены, под руководством тренера должны осуществлять поиск, сбор, обработку, накопление, передачу, хранение и продуцирование информации о собственном физическом состоянии с учетом индивидуальных особенностей.

Постоянное приращение знаний и овладение новыми средствами поиска информации с учетом их индивидуальных особенностей ведет к тому, что современный подросток вынужден постоянно искать новые смыслы в уже устоявшихся понятиях [13, с.82].

Если на тренировках применять здоровьесберегающий комплекс, содержащий цель и мотивацию, в форме информационно-деловой игры то он вызывает живой интерес к вопросам самостоятельного формирования готовности и контроля за физическим развитием подростков [10].

Тренер осуществляет поиск и объясняет причины имеющихся нарушений, разрабатывает программы с комплексом здоровьесберегающих мероприятий, учитывая индивидуальные особенности подростков, что позволяет усилить рефлексивную и мотивационную составляющую готовности к здоровьесбережению [11].

Если в тренировочный процесс включить здоровьесберегающие мероприятия с учетом индивидуальных особенностей подростков, то улучшаются показатели — активности, самочувствия, настроения. В свою очередь, здоровьесберегающая деятельность должна соответствовать постоянно меняющимся потребностям подростков, то есть необходимо избегать чрезмерного физического и психологического давления на них.

Резюмируя вышесказанное, мы отметили, что применение во время тренировок здоровьесберегающих комплексов способствует улучшению психофизиологического состояния подростков. Так как в данных комплексах заложена адекватная информация с учетом индивидуальных особенностей подростков, то они самостоятельно контролируют своё здоровье на доступном им уровне и даже составляют собственный комплекс здоровьесберегающих мероприятий.

В результате снижается утомляемость, повышается готовность к активной здоровьесберегающей деятельности, улучшается работоспособность, увеличивается сила, появляется чувство бодрости и полноты сил, а также уверенности в своих силах и в себе.

Литература:

  1. Антонова И. В. Актуализация преподавания здравоохранительных дисциплин в современном вузе (на примере метода самотестирования) / И. В. Антонова // Образование и общество. — 2015. -№ 1 (90). С.43.
  2. Баринов. Е. И. Формирование ключевых компетенций на уроках физической культуры / Е. И. Баринов. // Федеральные государственные образовательные стандарты: проблемы и перспективы внедрения: сборник статей III Всероссийских Вахтеровских чтений с международным участием, посвященных 160-летию со дня рождения В. П. Вахтерова (25–26 января 2013 г.). / Под общ. Ред. Т. Л. Мигуновой; АФ ННГУ, Науч. — метод. Центр им. В. П. Вахтерова. — Арзамас: АГПИ, 2013. — 550 с.
  3. Булыгина. Л. В. Материалы VIII Всероссийской с международным участием научно — практической конференции «Здоровье населения — основа процветания России». — Анапа,2014. — с.40–43.
  4. Варламова А. Я. школьная адаптация подростков. — Волгоград: Издательство ВолГУ, 2001.-144 с.ISBN 5–85534–437–7
  5. Выготский Л. С. Собрание соч. в 6-ти томах, т.4 / Л. С. Выготский. — М.: Педагогика, 1984. — 270 с.
  6. Ги Лефрансуа. Теории научения. Формирование поведения человека. Спб.: Прайм-Еврознак, 2003. — 278 с
  7. Лечебная физическая культура при нарушениях опорно-двигательного аппарата у детей и подростков: учеб. пособие / Л. П. Гребова — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 176с.
  8. Лечебная физическая культура: учеб. пособие / В. А. Епифанов и др. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: гЭОТАР — Медиа, 2014. — 568с.: ил.
  9. Молодежь в России. 2010 // Стат. сборник ЮНИСЕФ. М., Росстат, 2010.
  10. Мухина B. C. Возрастная психология; феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. — 2-е изд. — М.: «Академия», 1998. — 456 с.
  11. Образцов П. И. Психолого-педагогические аспекты разработки и применения в вузе информационных технологий обучения / П. И. Образцов. — Орловский государственный технический университет. — Орел, 2000. — 145 с.
  12. Педагогика: учебник / Л. П. Крившенко (и др.); под ред. Л. П. Крившенко.- Москва: Проспект, 2010. — 432с.
  13. Педагогические технологии: вопросы теории и практики внедрения. Справочник для студентов / авт.-сост. А. В. Виневская; под ред. И. А Стеценко.-Ростов н/Д: Феникс, 2014. — 253. с. — (Библиотека студента).
  14. Петровский А. В. Общая психология / А. В. Петровский. — М.: Просвещение, 1986. 463с.
  15. Правильный выбор: Программа формирования у старших подростков социальных установок на здоровый образ жизни. / Сост. С. М. Чечельницкая, А. А. Михеева, Д. А Шалаева, Ю. В. Величкина — М.: Фонд «Центр социального развития и информации» (PSI), 2005.
  16. Психология личности в трудах отечественных психологов / [сост. Л. В. Куликов]. СПб.: Питер, 2000. — С.142.
  17. Психология современного подростка / [под ред. Д. И. Фельдштейна] — М.: Педагогика, 1987–240с.
  18. Развитие, социализация и воспитание личности: Региональная концепция / под ред. Е. Н. Шиянова. — Ставрополь, 1993 –123 с.
  19. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. — М.: Педагогика, 1989. — 554 с.
Основные термины (генерируются автоматически): спортсмен, возрастной период, деятельность, занятие спортом, индивидуальная особенность подростков, физическое развитие, время тренировок, профилактическая деятельность, тренировочный процесс, физическое развитие подростков.


Похожие статьи

Возрастные особенности развития физических качеств

Возрастные особенности в области занятия физкультурой и спортом нашли свое отражение в их исследованиях. На разных этапах онтогенеза организм контролирует в генетическом аспекте на разных уровнях интенсивности темпы развития физических качеств.

Содержание и структура многолетней подготовки спортсменов

Педагогическое воздействие на развитие физических качеств юных спортсменов способствует наиболее полному проявлению тех из них, рост которых наиболее выражен на той или иной ступени возрастного развития.

Индивидуальный подход к учащимся среднего школьного...

При этом физическое развитие носит гармоничный характер, и, как правило, соответствует средним возрастным нормам учащихся.

Учитывая склонность подростков к переоценке своих сил и возможностей, следует исключать на занятиях с упражнения, которые могут быть...

Анатомо-физиологические особенности и развитие двигательных...

4) Развитие физических качеств; 5) Овладение знаниями, умениями, навыками

В то же время подготовка юных спортсменов отличается особой многогранностью.

Любомирский Л. Е. Возрастные особенности движений у детей и подростков.

К вопросу о проблеме привлечения подростков старшего...

Формирование мотивации на занятия спортом детей старшего школьного возраста — это целенаправленный педагогический процесс личностного образования, находящегося во взаимосвязи с рядом индивидуально-психологических и физических особенностей личности...

Мотивация занятия спортом у спортсменов подросткового...

Библиографическое описание: Федулов И. С. Мотивация занятия спортом у спортсменов подросткового

Для описания мотивов спортивной деятельности Дж. Кретти предлагает три параметра для классификации мотивов.

7. Родионов А. В. Психофизическая тренировка.

Развитие двигательных качеств обучающихся | Статья в сборнике...

Это не специфическая особенность возрастного развития физических качеств, а частный случай проявления более общего закона — с возрастом изменяется стратегия организма к условиям его существования.

Влияние занятий футболом на развитие подростков

В данной статье мы не будем анализировать физическое развитие, а остановимся на

Годик М. А. Футбол: типовая учебно-тренировочная программа спортивной подготовки для детско-юношеских

Коровин В. А. Влияние занятий футболом на воспитание личности подростков.

Влияние интереса на мотивационные процессы в спортивной...

Процесс приучения ребенка к систематическим занятиям физической культурой и спортом

Особенности волевой активности в различных видах спортивной деятельности.

Проблема формирования мотивации достижения в спортивной деятельности подростков.

Возрастные особенности развития физических качеств

Возрастные особенности в области занятия физкультурой и спортом нашли свое отражение в их исследованиях. На разных этапах онтогенеза организм контролирует в генетическом аспекте на разных уровнях интенсивности темпы развития физических качеств.

Содержание и структура многолетней подготовки спортсменов

Педагогическое воздействие на развитие физических качеств юных спортсменов способствует наиболее полному проявлению тех из них, рост которых наиболее выражен на той или иной ступени возрастного развития.

Индивидуальный подход к учащимся среднего школьного...

При этом физическое развитие носит гармоничный характер, и, как правило, соответствует средним возрастным нормам учащихся.

Учитывая склонность подростков к переоценке своих сил и возможностей, следует исключать на занятиях с упражнения, которые могут быть...

Анатомо-физиологические особенности и развитие двигательных...

4) Развитие физических качеств; 5) Овладение знаниями, умениями, навыками

В то же время подготовка юных спортсменов отличается особой многогранностью.

Любомирский Л. Е. Возрастные особенности движений у детей и подростков.

К вопросу о проблеме привлечения подростков старшего...

Формирование мотивации на занятия спортом детей старшего школьного возраста — это целенаправленный педагогический процесс личностного образования, находящегося во взаимосвязи с рядом индивидуально-психологических и физических особенностей личности...

Мотивация занятия спортом у спортсменов подросткового...

Библиографическое описание: Федулов И. С. Мотивация занятия спортом у спортсменов подросткового

Для описания мотивов спортивной деятельности Дж. Кретти предлагает три параметра для классификации мотивов.

7. Родионов А. В. Психофизическая тренировка.

Развитие двигательных качеств обучающихся | Статья в сборнике...

Это не специфическая особенность возрастного развития физических качеств, а частный случай проявления более общего закона — с возрастом изменяется стратегия организма к условиям его существования.

Влияние занятий футболом на развитие подростков

В данной статье мы не будем анализировать физическое развитие, а остановимся на

Годик М. А. Футбол: типовая учебно-тренировочная программа спортивной подготовки для детско-юношеских

Коровин В. А. Влияние занятий футболом на воспитание личности подростков.

Влияние интереса на мотивационные процессы в спортивной...

Процесс приучения ребенка к систематическим занятиям физической культурой и спортом

Особенности волевой активности в различных видах спортивной деятельности.

Проблема формирования мотивации достижения в спортивной деятельности подростков.

Похожие статьи

Возрастные особенности развития физических качеств

Возрастные особенности в области занятия физкультурой и спортом нашли свое отражение в их исследованиях. На разных этапах онтогенеза организм контролирует в генетическом аспекте на разных уровнях интенсивности темпы развития физических качеств.

Содержание и структура многолетней подготовки спортсменов

Педагогическое воздействие на развитие физических качеств юных спортсменов способствует наиболее полному проявлению тех из них, рост которых наиболее выражен на той или иной ступени возрастного развития.

Индивидуальный подход к учащимся среднего школьного...

При этом физическое развитие носит гармоничный характер, и, как правило, соответствует средним возрастным нормам учащихся.

Учитывая склонность подростков к переоценке своих сил и возможностей, следует исключать на занятиях с упражнения, которые могут быть...

Анатомо-физиологические особенности и развитие двигательных...

4) Развитие физических качеств; 5) Овладение знаниями, умениями, навыками

В то же время подготовка юных спортсменов отличается особой многогранностью.

Любомирский Л. Е. Возрастные особенности движений у детей и подростков.

К вопросу о проблеме привлечения подростков старшего...

Формирование мотивации на занятия спортом детей старшего школьного возраста — это целенаправленный педагогический процесс личностного образования, находящегося во взаимосвязи с рядом индивидуально-психологических и физических особенностей личности...

Мотивация занятия спортом у спортсменов подросткового...

Библиографическое описание: Федулов И. С. Мотивация занятия спортом у спортсменов подросткового

Для описания мотивов спортивной деятельности Дж. Кретти предлагает три параметра для классификации мотивов.

7. Родионов А. В. Психофизическая тренировка.

Развитие двигательных качеств обучающихся | Статья в сборнике...

Это не специфическая особенность возрастного развития физических качеств, а частный случай проявления более общего закона — с возрастом изменяется стратегия организма к условиям его существования.

Влияние занятий футболом на развитие подростков

В данной статье мы не будем анализировать физическое развитие, а остановимся на

Годик М. А. Футбол: типовая учебно-тренировочная программа спортивной подготовки для детско-юношеских

Коровин В. А. Влияние занятий футболом на воспитание личности подростков.

Влияние интереса на мотивационные процессы в спортивной...

Процесс приучения ребенка к систематическим занятиям физической культурой и спортом

Особенности волевой активности в различных видах спортивной деятельности.

Проблема формирования мотивации достижения в спортивной деятельности подростков.

Возрастные особенности развития физических качеств

Возрастные особенности в области занятия физкультурой и спортом нашли свое отражение в их исследованиях. На разных этапах онтогенеза организм контролирует в генетическом аспекте на разных уровнях интенсивности темпы развития физических качеств.

Содержание и структура многолетней подготовки спортсменов

Педагогическое воздействие на развитие физических качеств юных спортсменов способствует наиболее полному проявлению тех из них, рост которых наиболее выражен на той или иной ступени возрастного развития.

Индивидуальный подход к учащимся среднего школьного...

При этом физическое развитие носит гармоничный характер, и, как правило, соответствует средним возрастным нормам учащихся.

Учитывая склонность подростков к переоценке своих сил и возможностей, следует исключать на занятиях с упражнения, которые могут быть...

Анатомо-физиологические особенности и развитие двигательных...

4) Развитие физических качеств; 5) Овладение знаниями, умениями, навыками

В то же время подготовка юных спортсменов отличается особой многогранностью.

Любомирский Л. Е. Возрастные особенности движений у детей и подростков.

К вопросу о проблеме привлечения подростков старшего...

Формирование мотивации на занятия спортом детей старшего школьного возраста — это целенаправленный педагогический процесс личностного образования, находящегося во взаимосвязи с рядом индивидуально-психологических и физических особенностей личности...

Мотивация занятия спортом у спортсменов подросткового...

Библиографическое описание: Федулов И. С. Мотивация занятия спортом у спортсменов подросткового

Для описания мотивов спортивной деятельности Дж. Кретти предлагает три параметра для классификации мотивов.

7. Родионов А. В. Психофизическая тренировка.

Развитие двигательных качеств обучающихся | Статья в сборнике...

Это не специфическая особенность возрастного развития физических качеств, а частный случай проявления более общего закона — с возрастом изменяется стратегия организма к условиям его существования.

Влияние занятий футболом на развитие подростков

В данной статье мы не будем анализировать физическое развитие, а остановимся на

Годик М. А. Футбол: типовая учебно-тренировочная программа спортивной подготовки для детско-юношеских

Коровин В. А. Влияние занятий футболом на воспитание личности подростков.

Влияние интереса на мотивационные процессы в спортивной...

Процесс приучения ребенка к систематическим занятиям физической культурой и спортом

Особенности волевой активности в различных видах спортивной деятельности.

Проблема формирования мотивации достижения в спортивной деятельности подростков.

Задать вопрос