Использование здоровьесберегающих технологий в системе дополнительного образования как основа здорового образа жизни учащихся
Авторы: Ананьева Марина Сергеевна, Парамонова Анастасия Николаевна, Горохова Наталья Владимировна
Рубрика: Внешкольное (дополнительное) образование и воспитание
Опубликовано в Образование и воспитание №3 (49) июнь 2024 г.
Дата публикации: 15.04.2024
Статья просмотрена: 20 раз
Библиографическое описание:
Ананьева, М. С. Использование здоровьесберегающих технологий в системе дополнительного образования как основа здорового образа жизни учащихся / М. С. Ананьева, А. Н. Парамонова, Н. В. Горохова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 3 (49). — С. 18-19. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/268/9154/ (дата обращения: 16.12.2024).
В современном образовательном процессе проблема сохранения здоровья ребенка является достаточно актуальной. В дополнительном образовании, как и в массовой школе условия обучения, учебные и трудовые нагрузки рассчитаны на здоровых детей. В связи с этим здоровье — важнейший фактор, определяющий физическую и умственную работоспособность, успеваемость и поведение учащегося.
По современным представлениям целостное здоровье человека имеет три составляющие:
- физическое здоровье, или здоровье тела, которое подразумевает наличие у организма человека резервных возможностей, обеспечивающих его оптимальную адаптированность к изменениям внешней и внутренней среды;
- психоэмоциональное здоровье, характеризующееся состоянием внимания, памяти, мышления, особенностями эмоционально-волевых качеств, способностью к саморегуляции, управлению своим внутренним психологическим состоянием;
- социально-нравственное здоровье, отражающее систему ценностей и мотивов поведения человека в его взаимоотношениях с внешним миром, проявляющееся в признании общечеловеческих духовных ценностей, в уважении к иным точкам зрения и результатам чужого труда, активной жизненной позицией.
Тем не менее неутешительные данные статистики свидетельствуют о том, что уже длительное время наблюдается тенденция ухудшения здоровья детей всех возрастов. Психологи отмечают нарушения интеллектуального, эмоционального и личностного развития учащихся, растущую агрессивность во взаимоотношениях с другими детьми и взрослыми.
Основными причинами такого положения являются не только результаты длительного неблагоприятного воздействия социально-экономических факторов, но и ряд педагогических таких, как:
1) учебный стресс;
2) раннее начало дошкольного систематического обучения;
3) недостаточная квалификация педагогов в вопросах развития охраны здоровья ребенка;
Поэтому целью образования и воспитания в Центре становится создание условий для гармоничного развития личности каждого ребенка. В связи с этим возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения психического и физического здоровья учащихся в образовательно-воспитательной деятельности.
Использование здоровьесберегающих технологий педагогами Центра обеспечивают такие условия обучения, воспитания, развития, которые не оказывают негативного воздействия на здоровье учащихся, так как в Центре создаются все условия для развития детей:
- правильное составление расписания занятий в соответствии с САНПиНОМ;
- рациональная организация учебной деятельности на занятиях;
- соответствие методик и технологий обучения возрастным возможностям;
- применение личностно-ориентированного, индивидуального подхода в образовательном процессе, учитывающего психофизиологические особенности, уровень развития и состояния здоровья;
- использование технологий обучения на основе доступности содержания, вариативности, дифференциации и межпредметной интеграции;
- использование активно-двигательных форм организации учебного процесса (физкультминутки, динамические паузы), наглядности, групповых, проблемных, игровых, диалоговых форм работы;
- формирование положительной мотивации учения, обеспечивающей самореализацию учащихся, рост их творческого потенциала.
Многопрофильность Центра, в котором представлены следующие виды деятельности, также способствуют развитию здорового образа жизни учащихся младшего школьного возраста:
– спортивное ориентирование;
– эстрадный вокал;
– спортивные бальные танцы;
– актерское мастерство;
– рукопашный бой;
– современная хореография;
– туризм и краеведение;
– хоровое пение;
– театр моды.
Создание благоприятного психологического климата в образовательном процессе, применение личностно значимых способов учебной работы, индивидуальных заданий разных типов и уровней, индивидуального темпа работы и выбора видов учебной деятельности — это методы, которые раскрепощают ребенка, повышают уровень его познавательной активности, учебной мотивации, способствуют эмоциональной уравновешенности и уверенности в собственных возможностях, формируют самоконтроль, что способствует развитию талантов, способностей, умений и навыков при наименьших психоэмоциональных затратах со стороны учащихся и родителей.
Поддержанию здорового образа жизни способствуют беседы о здоровье, профилактике вредных привычек, интернет-зависимости, выполнение режима дня, правильном питании и т. д., а также активное вовлечение учащихся младшего школьного возраста в культурно-досуговые и массовые мероприятия Центра.
Таким образом, дополнительное образование вносит существенный вклад в образование, воспитание и оздоровление учащихся. Педагогически организованная образовательная среда Центра стимулирует самовыражение и самоутверждение, является важнейшим фактором развития здорового образа жизни.
Литература:
- Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе/авт.-сост.С. А. Цабыбин. - Волгоград: Учитель.2009
- Здоровьесберегающие технологии как средство формирования навыков здорового образа жизни у учащихся начальных классов. [Электронный ресурс] //URL: https://pandia.ru/text/78/390/85495.php
- Формирование здорового обаза жизни у учащихся общеобразовательной школы на основе здоровьесберегающих технологий. [Электронный ресурс] //URL: https://www.dslib.net/obw-pedagogika/formirovanie-zdorovogo-obraza-zhizni-u-uchawihsja-obweobrazovatelnoj-shkoly-na.html.