Разработка эффективных мер по укреплению здоровья учащихся, создание условий для полезного досуга исключительно важно для современной общеобразовательной школы. Необходимость диктуется ухудшением здоровья учащихся и ростом числа правонарушений среди несовершеннолетних.
Стремясь повлиять на сложившуюся тревожную ситуацию, в нашей школе создан спортивно-оздоровительный центр, который является структурным подразделением школы и осуществляет свою деятельность в соответствии с ее уставом и положением о комплексном спортивно-оздоровительном центре.
Этот центр объединяет и координирует усилия медицинских работников, педагога-психолога, учителей физической культуры, других предметников и классных руководителей в совместной деятельности по обеспечению физического и духовного становления личности учащихся, формированию здорового образа жизни, созданию условий, сохраняющих здоровье всех участников образовательного процесса и обеспечивающих полезный досуг.
Функции и основные направления работы центра обусловливаются потребностями личностно-физического развития членов школьного коллектива, целевыми установками, интересами и возможностями работников школы.
Центр состоит из отделений, которые проводят работу по соответствующим направлениям:
‒ психологическое и социально-педагогическое — осуществляют изучение воспитательного потенциала семьи, школьного и классного коллективов, окружающего социума, влияющего на формирование здорового образа жизни; организуют деятельность по социальной защите учащихся и членов их семей;
‒ медицинское и логопедическое — осуществляют мониторинг за состоянием здоровья учащихся, медицинское просвещение педагогических кадров и родителей, оказывают помощь учащимся в решении вопросов по спортивно-оздоровительному досугу;
‒ организационно-оздоровительное — осуществляет комплектование оздоровительных групп и контроль за реализацией оздоровительных методик; организует научно- исследовательскую работу и деятельность по повышению квалификации педагогов;
‒ спортивно-массовое — проводит спортивно-оздоровительные мероприятия развивающего, коррекционного, компенсирующего характера, используя групповые, индивидуальные и массовые формы работы.
На начальном этапе работы центра было сформировано 16 групп из учащихся всех параллелей, отнесенных по состоянию здоровья к подготовительной физкультурной группе, а также имеющих низкий уровень физической подготовленности. Учащиеся данных групп два раза в неделю во внеурочное время занимались ритмической гимнастикой, плаванием, подвижными и спортивными играми, оздоровительной гимнастикой, обучались у психолога основам саморегуляции. Таким образом, увеличился объем двигательной активности учащихся до 136 часов в год (с учетом уроков физической культуры), что способствовало повышению резистентности и общей работоспособности организма.
Систематически осуществлялся медико-педагогический контроль за проведением занятий.
Педагоги проводили исследовательскую работу: формировали банк данных о каждом ученике, вели валеологическую карту, в которой прослеживались результаты тестирования: уровень физического развития и его оценка; уровень физической подготовленности; оценка психического развития.
В процессе работы учителя отрабатывают здоровьесберегающие технологии по профилактике и коррекции нарушений органов зрения, опорно-двигательного аппарата и других отклонений в состоянии здоровья.
В результате работы были достигнуты ощутимые результаты: простудные заболевания по школе составили 49 %, а по оздоровительному центру — 15,8 %. По уровню физической подготовленности улучшили показатели 27 % учащихся.
Учитывая положительную динамику в работе центра, были введены дополнительные факультативные занятия в каждом классе, проводят их квалифицированные специалисты:
‒ антистрессовая пластическая гимнастика — новое направление массовой оздоровительной физкультуры, которая обеспечивает единый подход как к физическому, так и нравственному здоровью;
‒ ритмическая гимнастика — позволяет развивать координацию;
‒ плавание — способствует закаливанию, формированию осанки, профилактике сердечно-сосудистых заболеваний.
Создано 8 групп внеурочной деятельности для 1–5 классов, где учащиеся ежедневно занимаются физическими упражнениями, преимущественно на свежем воздухе, и осваивают курс «Основы саморегуляции», который помогает понять тесную взаимосвязь физического и психического здоровья и овладеть доступными средствами регуляции как своего психического состояния, так и поведения в целом.
Возобновлены физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня — гимнастика до занятий и динамические перемены, на более высоком уровне организуются традиционные спортивные праздники и соревнования.
Реализуется междисциплинарная программа «Здоровье» — целостная образовательная программа, направленная на укрепление здоровья и составленная с учетом возрастных психофизиологических особенностей учащихся и в соответствии с физиолого-гигиеническими нормативами. Как основа деятельности школьников позиционируется усвоение гуманистических форм общественного взаимодействия, духовных и нравственных традиций.
Функционирует клуб «Здоровье» для учителей и «Школа здоровья» для родителей, в которых проводятся консультации по закаливанию в повседневной жизни, единству школы и семьи в вопросах воспитания здорового ребенка. Дополнительные занятия во внеурочное время позволяет на 50 % компенсировать дефицит двигательной активности учащихся, более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрывать духовные и творческие способности и эффективно проводить профилактику асоциального поведения. Таким образом, воплощается в жизнь важнейшая цель дальнейшего развития школы — создание единого образовательного пространства, где учебно-воспитательный процесс выступает как единая система деятельности, направленная на формирование образа выпускника — человека нравственного, обладающего устойчивой системой духовных ценностей. Во главу угла ставится Человек как исследователь и творец, преодолевающий препятствия ради открытия новых горизонтов, новых перспектив, непривычных точек зрения, которые помогут всем нам приблизиться к осознанию многообразия жизни во всех ее формах и сферах, воспитать в себе толерантность и уважение к знаниям и представлениям другого человека.
Литература:
- Иванов, И. И. Управление регионом / И. И. Иванов // Региональные эксперименты. — 2010. — № 1. — С. 33–38.