Стратегии консультирования в аспекте жизнестойкости и психологического здоровья личности в пенсионном возрасте | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: 6. Социальная психология

Опубликовано в

II международная научная конференция «Современная психология» (Пермь, июль 2014)

Дата публикации: 01.07.2014

Статья просмотрена: 300 раз

Библиографическое описание:

Коноплёв, Н. Н. Стратегии консультирования в аспекте жизнестойкости и психологического здоровья личности в пенсионном возрасте / Н. Н. Коноплёв, М. А. Сокол. — Текст : непосредственный // Современная психология : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2014 г.). — Т. 0. — Пермь : Меркурий, 2014. — С. 26-28. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/111/5933/ (дата обращения: 16.11.2024).

Говоря, что люди — это социальные животные, предполагается, что человек придает своей жизни смысл и удовлетворяет свои базовые потребности, общаясь с другими людьми: в семье, игровых и рабочих коллективах, общественных организациях, с друзьями и возлюбленными. Некоторые теории считают, что эти группы имеют важнейшее значение, тогда как другие уделяют первостепенное внимание внутреннему миру индивида и обходят молчанием социальные отношения.

Здоровье психическое — состояние душевного благополучия, характерное отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватную условиям действительности регуляцию поведения и деятельности. Здоровье человека закладывается в детстве и, согласно данным науки, оно обусловливается на 50 % — образом жизни, на 20 % — наследственностью, на 20 % — состоянием окружающей среды и примерно на 10 % — возможностями медицины и здравоохранения [5].

Здоровый образ жизни — социологическое понятие, характеризующее степень социального благополучия, как единства уровня и качества жизни, причём, категория «образ жизни» была введена в научный оборот советской социологией в статусе альтернативного описательного средства термину «качество жизни» [6].

Валеология — современная интегральная наука о фундаментальных законах духовного и физического здоровья, как отдельной личности, так и всего человеческого общества. Термин «валеология» впервые введен И. И. Брехманом в 1980 г. для обозначения науки о здоровье человека, предпосылках и факторах здорового образа жизни. Обеспечение здоровья со стороны только медицинских знаний совершенно недостаточно. Кроме того, медицинские науки изучают болезнь, патологию, отклонение. Однако все более ясно становится, что само здоровье, норма состояния организма является достаточно сложной проблемой, требующей специального изучения. Между здоровьем людей и характером общества, в котором они живут, социальными условиями и факторами их жизни существует чрезвычайно тесная корреляция [3].

Интеллект — это основной элемент в конструировании концепций субъективной реальности. «Я» — это расплывчатое понятие, которое пытались осмыслить многие теоретики, но которое так полностью не определено. Это нечто большее чем «Эго», чем сумма факторов, которые делают индивида индивидом, оно не столь ограниченно, как личность, поскольку включает ее в себя. «Я» — это понятие, которое бросает решительный вызов миру чистой науки, отказываясь поддаваться объективным оценкам. Стремление улучшить свое здоровье и достичь большего осознания называется психологическим ростом [7].

Мартин Селигман ввёл понятие атрибутивного (объяснительного) стиля причины различных событий. Автор выделил оптимистический и пессимистический стили. Пессимист объясняет неудачу внутренними причинами, а успех — внешними, оптимист — наоборот. М. Селигман доказал, что оптимизм положительно взаимосвязан с другими личностными характеристиками, как ощущение психологического благополучия, здоровья; с успешной профессиональной деятельностью и в спорте; успешность в учёбе; гармоничные межличностные отношения. Также стиль объяснения ребёнка обнаруживает значимую положительную связь со стилем объяснения матери, независимо от пола ребёнка. Когнитивная терапия обучает распознавать и отслеживать автоматические мысли, анализировать, ставить под сомнение и опровергать деструктивные автоматические мысли и интерпретации. Далее учат искать альтернативные объяснения событий, отвлекаться от мрачных мыслей и заменять автоматические мысли на позитивные [1].

Понятие жизнестойкости введено Съюзен Кобейса и Сольваторе Мадди, находится на пересечении теоретических воззрений экзистенциональной и прикладной области психологии стресса. Жизнестойкость представляет собой систему убеждений о себе, о мире, об отношениях с миром. Состоит из установки на участие в происходящих событиях и переживание удовольствия от собственной деятельности; активная жизненная позиция и связанное с ним ощущение влияние на события; установка по отношению к трудным жизненным ситуациям, когда последнее рассматривается, как возможность получить новый жизненный опыт. Здоровый образ жизни человека связан с образом мышления человека с его мировоззрением, так как поведение — следствие ментального функционирования личности. Программа повышения жизнестойкости включает в себя: обучение к расслаблению; правильному питанию; обучение совладанию; использование социальной поддержки; физические упражнения; контроль вредных привычек [4].

Стратегия консультирования по жизненным ситуациям строится на биопсихической модели и основывается на теории психомоторной связи И. М. Сеченова (всякая мысль должна закончиться действием). Обсудив ситуацию с консультантом, клиент переосознаёт причины её возникновения. Заново её мысленно проживает, испытывая при этом позитивные эмоции. При этом происходит общее оздоровление организма. Например, клиент столкнулся с агрессивным и наглым поведением другого человека. Объяснение поведения будет заключаться в реальном восприятии чувств другого человека, так как чувство страха проявляется через агрессию, а чувство вины вызывает во внешнем поведении наглость. Жизненный опыт человека в онтогенезе можно назвать неосознаваемой областью психики, которая руководит нашим сознанием, но и путь в несознаваемое открыт через сознание. Изменение реакции (поведение) на внешние раздражители будет зависеть от внутренних установок (программ) к действию. Память можно назвать как реакцию на повторный раздражитель. Для изменения внутренних установок к действию важно использовать логику, там, где нет логики, происходит кодировка. Также важно при этом состояние релаксации в полном сознании. После очищения бессознательного уровня от негативно оценённых жизненных событий, человек становится более адекватным, более реалистически воспринимает окружающий мир, способен сделать адекватный прогноз будущего и построить реалистический стратегический жизненный план, управлять — значит предвидеть.

Психологическое здоровье — более широкое понятие и включает в себя биопсихосоциальную модель понимания функционирования человека. Согласно системному подходу и принципу иерархичности (низшее подчиняется высшему) на первом месте в указанной выше модели стоит социальная составляющая человека, включающая понятие личности и её функцию в обществе (работа). Стратегия консультирования, основанная на биопсихосоциальной модели, строится на развитии позитивных личностных качеств, которые развиваются в результате позитивной деятельности. Позитивная ментальная деятельность человека, несомненно, начинается с активного включения личности в образовательный процесс, что приводит к изменению деятельности (профессии), социального статуса человека. Отказ — же от пути познания — это отказ от развития позитивных личностных качеств. Личность, занимающаяся позитивной ментальной деятельностью, может служить образом психологически здорового человека.

Человек стареет и умирает от отсутствия перспективы духовного роста. Под духовным ростом понимается процесс самопознания на основе позитивной созидающей ментальной деятельности человека. Предполагается, что организация учебного процесса по самопознанию в пенсионном возрасте будет способствовать развитию позитивных личностных качеств пожилого человека. Ведь не зря государство освобождает зрелого человека от работы. Для чего? Возможно, для того, чтобы в зрелом возрасте улучшать свой внутренний мир. Основной деятельностью в пенсионном возрасте должна быть работа по самосовершенствованию (психологический рост). Может быть, пришло время заменить в коллективном сознании выражение, описывающее пенсионный возраст как «Старость — не радость» на более позитивное описание зрелого периода жизни личности.

На сегодняшний момент обучающихся пенсионеров ничтожно мало, но со временем предполагается, что их станет больше, при условии создания образовательных программ. Для большинства пенсионеров актуальны на сегодняшний день вопросы жизнестойкости (выживания) в социальной среде.

Таблица 1

Сравнительный анализ характерных отношений родителей к детям в условиях клановой и рыночной культур

Для клановой культуры будет характерным

Для рыночной культуры будет характерным

Полный контроль детей родителями. Склонность командовать детьми.

Родители побуждают детей к самостоятельной деятельности.

Пророчествовать судьбу детей (кодировать) заставлять учиться по воле родителей. Чувство собственности по отношению к детям.

Родители чувствуют и ведут себя как посредники.

Видят недостатки детей, критикуют их и указывают на недостатки.

Видят уникальность в каждом ребёнке и акцентируют внимание на хороших качествах детей.

Проблема отцов и детей, по мнению автора, в организационной культуре социальной среды государства (концепция Роберта Куин и Кима Камерон), выделяющие четыре типа корпоративных культур: иерархическая культура (бюрократия); культура конкуренции (рынок); культура клана (организация семейного типа); культура творчества (адхократия). Рыночная организационная культура развивает конкуренцию и здоровый эгоизм, а это достижение цели при максимальной концентрации всех сил и резервов психики человека, критерием которой объявляется: «Заработанные деньги — Успех». В клановой организационной культуре на первом месте семья. Поэтому есть понятие — блат, устроиться по блату, Хорошее место, сколько получаешь, а не зарабатываешь. Критерий успеха — хорошее место и кто твои родственники. Ты мне — я тебе. Оказываются услуги по знакомству. По знакомству дешевле и качественнее. Все эти различия организационной культуры оказывают влияние на семейные традиции и воспитание детей (см. таблица 1). Проблема отцов и детей более выражена в клановой организационной культуре и связана с организационной культурой в государстве. Семейные традиции воспитания и социализации личности формируются созданной культурой взаимоотношений, правилами игры, хозяйственной деятельности в государстве. По сути, структура государства задаёт функционирование системы, элементами которой являются субъекты хозяйственной деятельности и личность человека. Семья как первичный институт социализации подстраивается на изменённые внешние условия, которые формируются структурой государства [2].

Психологический рост личности выступает определяющей детерминантой психологического здоровья человека. Известны факты высокой творческой активности и продуктивности ученых, представителей искусства и пр. профессий не только в пожилом, но и в старческом возрасте. Потому неправомерно связывать с периодом старости лишь регрессивные явления — её можно рассматривать и как период развития. С этой точки зрения старость — в случае позитивного прохождения предшествующих возрастных стадий — достижение мудрости и чувства удовлетворенности, полноты жизни, исполненного долга, высший уровень интеграции личностной. Будем помнить, что многие философы, поэты, художники, ученые и другие выдающиеся люди имели высокие творческие достижения в возрасте после 80 лет. Стратегия консультирования по решению жизненных ситуаций и личностного развития условно разделены с целью анализа, развитие личности невозможно без применения на практике новых знаний о человеке.

Литература:

1.      Гордеева, Т. О. Диагностика оптимизма как стиля объяснения успехов и неудач: Опросник СТОУН / Т. О. Гордеева, Е. Н. Осин, В. Ю. Шевяхова. — М.: Смысл, 2009. — 152 с.

2.      Коноплёв, Н. Н. Психологическое здоровье в пенсионном возрасте / Н. Н. Коноплёв, М. А. Курилович // Личность, семья и общество: вопросы пе-дагогики и психологии.- Сб. ст. по материалам XXXVI междунар. науч.-практ. конф. № 1 (36).- Новосибирск: Изд. «СибАК», 2014.- С. 212–218.

3.      Кришнев, В. К. Эниопсихология: акад. слов. / В. К. Кришнев. — Минск: И. П. Логвинов, 2005. — 640 с.

4.      Леонтьев, Д. А. Тест жизнестойкости / Д. А. Леонтьев, Д. И. Рассказова. — М.: Смысл, 2006. — 63с.

5.      Рапацевич, Е. С. Педагогика. Современная эциклопедия / Е. С. Рапацевич / под общ. ред. А. П. Астахова. — Минск: Современная школа, 2010. — 720 с.

6.      Социология: Энциклопедия / сост. А. А. Гришанов, В. Л. Абушенко, Г. М. Евелькин, Г. Н. Соколова, О. В. Терещенко. — Минск: Книжный Дом, 2003. — 1312 с.

7.      Фрейджер, Р. Большая книга психологии. Личность. Теории, упражнения, эксперименты / Р. Фрейджер, Д. Фейдимен /пер. с англ.- СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. — 704 с.

Основные термины (генерируются автоматически): стратегия консультирования, организационная культура, пенсионный возраст, позитивная ментальная деятельность, хорошее место, хозяйственная деятельность, структура государства, рыночная культура, ребенок, психологический рост, проблема отцов, духовный рост, отношение, мысль, клановая организационная культура, здоровье человека, здоровый образ жизни.

Похожие статьи

Множественный линейный регрессионный анализ самооценки психических состояний, жизнестойкости, негативной коммуникативной установки и самоотношения у работающих и неработающих пенсионеров до 65 лет

Роль воспитателей и родителей в обеспечении психологического комфорта в детском саду (практические рекомендации)

Идеология здоровьесбережения в педагогическом процессе

Модель формирования грамотности учащихся в области укрепления здоровья

Воспитательный потенциал детской художественной литературы в развитии социального интеллекта и способности к социальному прогнозированию

Личностные особенности подростков в процессе здоровьесберегающей деятельности

Здоровьесберегающая компетентность педагога в аспекте требований «Профессионального стандарта педагога»

Использование здоровьесберегающих технологий, как системный подход обучения, воспитания и развития младшего школьника

Исследование отношения сотрудника к компании в контексте лояльности и стажа работы

Связь мотивации достижения в учебной деятельности и самооценки личности в младшем школьном возрасте

Похожие статьи

Множественный линейный регрессионный анализ самооценки психических состояний, жизнестойкости, негативной коммуникативной установки и самоотношения у работающих и неработающих пенсионеров до 65 лет

Роль воспитателей и родителей в обеспечении психологического комфорта в детском саду (практические рекомендации)

Идеология здоровьесбережения в педагогическом процессе

Модель формирования грамотности учащихся в области укрепления здоровья

Воспитательный потенциал детской художественной литературы в развитии социального интеллекта и способности к социальному прогнозированию

Личностные особенности подростков в процессе здоровьесберегающей деятельности

Здоровьесберегающая компетентность педагога в аспекте требований «Профессионального стандарта педагога»

Использование здоровьесберегающих технологий, как системный подход обучения, воспитания и развития младшего школьника

Исследование отношения сотрудника к компании в контексте лояльности и стажа работы

Связь мотивации достижения в учебной деятельности и самооценки личности в младшем школьном возрасте