Феномен жизнестойкости | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №20 (467) май 2023 г.

Дата публикации: 21.05.2023

Статья просмотрена: 565 раз

Библиографическое описание:

Коржикова, И. В. Феномен жизнестойкости / И. В. Коржикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 20 (467). — С. 415-418. — URL: https://moluch.ru/archive/467/102871/ (дата обращения: 16.12.2024).



Ключевые слова: жизнестойкость, стресс, стратегии поведения, тревога вовлеченность, контроль, принятие риска.

Актуальность изучения жизнестойкости обусловлена тем, что условия сложной и многообразной жизни постоянно побуждают человека искать выход из создавшихся противоречивых ситуаций. Нестабильность социально-экономического, межличностного и нравственного положения человека не может не сказаться на его психологическом состоянии. Человек, предпринимая попытки справиться с теми или иными жизненными трудностями, выбирает определенную стратегию поведения, которая обусловлена характеристиками его личности, ответственными за успешные совладание и адаптацию с жизненными трудностями.

Как психологический феномен понятие жизнестойкости начали рассматривать относительно недавно. «В начале 80-ых годов ХХ века термин «hardiness», что в переводе с английского языка означает «выносливость», «стойкость», «крепость», вводится в понятийный аппарат психологической науки американскими психологами Сьюзен Кобейса и Сальватором Мадди» [3, с. 54].

Сальватор Мадди отмечает, что жизнестойкость выступает операционализированным понятием более ранних категорий веры.

Сёрена Къеркегора и мужества (отваги) Пауля Тиллиха. О жизнеспособности упоминает и Эрих Фромм в книге «Искусство любить». Об экзистенциальном мужестве говорит Джеймс Холлис в книге «Грезы об Эдеме: в поисках доброго волшебника». Как мы видим из вышеперечисленного, «мужество, отвага, вера, любовь и жизнестойкость представляют собой общий категориальный аппарат экзистенциальной философии и психологии» [8, с. 19].

Данный психологический феномен привлек внимание многих исследователей. Отечественный психолог Д. А. Леонтьев перевел на русский язык понятие «hardiness» как жизнестойкость, что впоследствии придало данному термину особую эмоциональную окраску. «Таким образом, понятие «жизнестойкость» включает в себя эмоционально насыщенное слово «жизнь» и психологически актуальное свойство «стойкость» [2, с.74].

Рассмотрим понятия «жизнь» и «стойкость» более подробно.

Вопросы, касающиеся отношения к жизни, долгое время рассматривались в рамках религиозных и философских концепций. Эта проблематика стала объектом психологического изучения сравнительно недавно, что определяется глубоко интимным и личностно-индивидуализированным характером этих отношений. Вполне логично и обоснованно, что обсуждение этих вопросов началось в контексте психологического анализа проблем человеческого бытия и смысла жизни.

«В настоящее время в общей психологии активно разрабатывается процессуально-динамический подход к изучению личности. С позиций этого подхода психическая жизнь личности рассматривается как процесс — непрерывный, изменчивый, порожденный постоянным взаимодействием человека с окружающей действительностью» [4, с. 41].

Стойкость включает в себя адаптацию к травмирующему событию и устойчивость в совладании с травмой. Стойкость дает возможность человеку сохранять целостность и равновесие в травматичной ситуации, успешно и эффективно решать задачи развития. К термину «стойкость» близок термин «резилиенс», который активно применялся в работах Джорджа Бонанно и понимался как некая отражательная способность человека, помогающая ему в поддержании здорового уровня физического и психического функционирования. «Рост понимается как человеческая способность использовать травматичное и причиняющее боль событие в качестве источника роста и развития. Человек может учиться придавать осмысленность произошедшей ситуации, стремиться быть полезным, поддерживать других или более полно и ярко ощущать свое существование» [6, с. 218].

Психологическая устойчивость — это качество личности, аспектами которого являются стойкость, сопротивляемость и уравновешенность. Это качество позволяет человеку сопротивляться неблагоприятному давлению обстоятельств, противостоять жизненным трудностям, сохранять работоспособность и здоровье в разных испытаниях. Психологическую устойчивость личности связывают как со способностью сохранять относительно постоянный уровень активности и хорошего настроения, так и с проявлением таких личностных качеств, как отзывчивость, избегание упрощенности в ценностях, стремлениях и целях, наличие разносторонних интересов.

Согласно концепции С. Мадди, жизнестойкость формируется в раннем возрасте, в ее основе лежит опыт детско-родительских отношений. Но также жизнестойкость может развиваться и во взрослом возрасте с помощью заботы о собственном здоровье, развития необходимых личностных качеств, взаимодействия с другими людьми, в том числе принятия их помощи. Таким образом, жизнестойкость становится ядром мотивации применения эффективных стратегий совладания со стрессом, включения в социальное взаимодействие и заботы о своем здоровье.

Жизнестойкость понимается С. Мадди как «один из способов преодолеть онтологическую тревогу, связанную с обдумыванием или принятием решений в пользу будущего» [7, с. 91].

В своем труде «Открытие бытия» Ролло Р. Мэй говорит об онтологической тревоге следующее: «Тревога, рассматриваемая обычно в ряду множества аффектов, таких как удовольствие или печаль, аффектом не является. Это скорее онтологическая характеристика человека, корнями уходящая в само его существование. Так, например, это не второстепенная угроза, которую можно воспринять или не придать ей значения; это не реакция, которую можно классифицировать, отделив ее от других подобных реакций; это всегда угроза самим основам, ядру моего бытия. Тревога есть переживание угрозы надвигающегося небытия» [9, с.102].

Феномен жизнестойкости С. Мадди также раскрывает через процессы обретения смысла и принятия решений: «Чем значительнее масштаб решений, тем сильнее он влияет на личностный смысл. Но и накопление небольших решений также влияет на него в определенной степени. В конечно счете, экзистенциальный смысл решения (будь оно принято в уме или воплощено в действии, будь оно небольшим или значительным) состоит в том, приводит это решение человека к новому опыту или удерживает в пределах знакомой территории» [7, с. 71]. Решения, которые принимает человек, могут вести его по направлению в будущее или удерживать в прошлом. Решения, принимаемые в пользу будущего, основаны на схожем опыте из прошлого, но требуют поиска другого способа действия. Решения, удерживающие человека в прошлом, отличаются тем, что опираются на его предыдущий опыт и характеризуются отсутствием необходимости действовать иным способом.

На основе проведенных исследований С. Мадди и С. Кобейса сделали вывод, что жизнестойкость — личностная характеристика, является общей мерой психического здоровья человека и включает нижеперечисленные компоненты.

1. Вовлеченность (включенность)

Данный компонент жизнестойкости понимается как убежденность человека в том, что вовлеченность в происходящие жизненные события дает максимальный шанс найти в них нечто важное, интересное и стоящее для личности. Человек с развитым компонентом вовлеченности получает удовольствие от собственной деятельности, в процессе которой он чувствует свою ценность и значимость. «Если вы чувствуете уверенность в себе и в том, что мир великодушен, вам присуща вовлеченность» [7, с. 66]. Если же вовлеченность не развита, то это приводит к возникновению у человека чувства отверженности и подавленности. В этой ситуации у личности также появляется убеждённость в том, что жизнь проходит мимо ее.

Компонент вовлеченности позволяет человеку максимально включаться в процесс решения жизненных задач, несмотря на наличие стрессовых условий. «Этот компонент также предполагает принятие на себя безусловных обязательств, ведущих к идентификации себя с намерением выполнить действие и с его результатом» [11, с. 11].

2. Контроль

Этот компонент представляет собой убежденность человека в том, что борьба дает возможность повлиять на результат происходящих событий, пусть даже это влияние не абсолютно и успешный исход не гарантирован. Личность с хорошо развитым компонентом контроля чувствует, что сама выбирает свой путь и собственную деятельность. «Для развития этого компонента важна поддержка инициативы человека и его желания выполнять задачи все возрастающей сложности» [1, с. 6]. Компонент контроля позволяет личности воспринимать стрессовое событие не как удар судьбы и влияние неподконтрольных ей сил, а как естественное явление, как результат своих действий или действий других людей.

В противоположность у человека может сформироваться «чувство собственной беспомощности, ощущение, что от собственного выбора ничего не зависит, и что всё решается кем-то другим, но никак не самим человеком» [2, с. 76].

3. Принятие риска

В основе этого компонента жизнестойкости лежит убежденность в том, что все происходящее в жизни человека, способствует его личностному росту и развитию. Человек ценит все знания, извлекаемые из своего опыта, при этом позитивный это опыт, или негативный — роли не играет. В основе принятия риска лежит идея развития через активное усвоение знаний из опыта и последующее их использование. Этот компонент позволяет личности оставаться открытой окружающему миру и принимать происходящие события как вызов и испытание. Опасность воспринимается как сложная задача, знаменующая собой очередной поворот изменчивой жизни, побуждающей человека к непрерывному росту. «Любое событие переживается в качестве стимула для развития собственных возможностей» [11, с. 12].

Если человек относится к жизни как к способу обретения опыта, он готов действовать на свой страх и риск даже при отсутствии надежных гарантий успеха. Личность в развитым компонентом принятия риска считает стремление к безопасности и простому комфорту обедняющим жизнь.

В основе этой составляющей жизнестойкости лежит идея развития через активное усвоение знаний из опыта и последующее их использование в жизни.

У людей с низким показателем принятия риска отсутствует навык должным образом использовать полученный жизненный опыт, чаще всего они предпочитают довольствоваться малым.

Степень выраженности того или иного компонента жизнестойкости оказывает влияние на формирование стратегий совладания со стрессовыми ситуациями и индивидуальный стиль поведения личности.

Рассмотрим способы реагирования человека на стресс при выраженных показателях того или иного компонента жизнестойкости:

— при высоком уровне включенности у человека в трудной жизненной ситуации возрастает потребность во взаимодействии с другими людьми;

— при высоком уровне контроля человек будет стараться оказать влияние на события, а не унывать от чувства беспомощности;

— при высоком уровне готовности к риску человек будет извлекать из своего жизненного опыта (позитивного и негативного) максимум пользы и знаний, не будет бездействовать и ждать от жизни легкости и комфорта.

Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод, что жизнестойкость –интегральная характеристика личности, позволяющая преобразовывать стрессогенные обстоятельства в жизненный опыт, справляться с онтологической тревогой, делать выбор в пользу будущего и тем самым обретать смысл в происходящих в жизни событиях.

Литература:

  1. Воронина, М. Ф., Карпова, Е. А. Ресурсные факторы жизнестойкости /М. Ф. Воронина, Е. А. Карпова. — Текст: электронный // Социология и право. — 2013. — № 3 (20). — С. 5 –11. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/resursnye –faktory –zhiznestoykosti
  2. Евтушенко, Е. А. Жизнестойкость личности как психологический феномен / Е. А. Евтушенко. — Текст: электронный // Личность, семья и общество: вопросы психологии и педагогики — 2016. — № 1 (58). – С. 72 –78.– Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/zhiznestoykost –lichnosti –kak –psihologicheskiy –fenomen
  3. Калашникова, М.Б., Никитина, Е. В. Жизнестойкость как необходимая личностная характеристика современных подростков / М. Б. Калашникова, Е. В. Никитина. — Текст: электронный // Вестник Новгородского государственного университета. — 2017 — № 4(102). — С. 51 –55.–Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/zhiznestoykost –kak –neobhodimaya –lichnostnaya –harakteristika –sovremennyh –podrostkov
  4. Коваленко С. В. Теоретический анализ подходов к понятию смысла жизни в психологической литературе / С. В. Коваленко. — Текст: электронный // Вестник Нижневартовского государственного университета. — 2010 — № 1. — С. 39–43.–Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskiy-analiz-podhodov-k-ponyatiyu-smysla-zhizni-v-psihologicheskoy-literature
  5. Леонтьев, Д.А., Рассказова, Е. И. Тест жизнестойкости /Д. А. Леонтьев, Е. И. Рассказова. — Москва: Смысл, 2006. — 63 с. — Текст: непосредственный.
  6. Магомед-Эминова О. И. Психологический анализ феномена стойкости О. И. Магомед-Эминова. — Текст: электронный // Историческая и социально-образовательная жизнь. — 2015 — № 3. — С. 218–223.–Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskiy-analiz-fenomena-stoykosti Maddi S. R. Relevance of Hardiness Assessment and Training to the Military Context. Military Psychology. 2007, pp. 61–70.
  7. Митрофанова Е. Н. Два мужества. К концепции жизнестойкости С. Мадди / Е. Н. Митрофанова. — Текст: электронный // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. — 2018 — № 1. — С. 17 –26. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/dva –muzhestva –k –kontseptsii –zhiznestoykosti –s –maddi
  8. Мэй, Р. Открытие бытия / Р.Мэй. — Москва: Институт общегуманитарных исследований, 2016. — 192 с. –Текст: непосредственный
  9. Фоминова А. Н. Жизнестойкость личности: монография /А. Н. Фоминова. — Москва: Прометей, 2014. — 186 с. –Текст: непосредственный
  10. Шамардина М. В., Матерова, Т. А. Формирование жизнестойкости и совладания с трудными жизненными и стрессовыми ситуациями детей и подростков в образовании: учебно-методическое пособие / М. В. Шамардина, Т. А. Матерова. — Бийск: АГГПУ им. В. М. Шукшина, 2016. — 190 с. –Текст: непосредственный.
Основные термины (генерируются автоматически): жизнестойкость, компонент жизнестойкости, онтологическая тревога, активное усвоение знаний, жизненный опыт, идея развития, польза будущего, принятие решений, психологический феномен, собственная деятельность.


Ключевые слова

контроль, стресс, жизнестойкость, стратегии поведения, принятие риска, тревога вовлеченность

Похожие статьи

Связь социальной тревожности и жизнестойкости в юношеском возрасте

Синдром эмоционального выгорания

Выгорание — это ответная реакция на долго длительные стрессы, переживания, зачастую в сфере межличностных отношений. Коллектив гонится за прибылью, но не всегда организованная работа с клиентами, организованные и профессиональные стрессы построены пр...

Взаимосвязь тревожности и стрессоустойчивости у горноспасателей

Понятие стресса и приемы минимизирования его воздействия на организм

Профессиональный стресс и синдром профессионального выгорания в педагогической деятельности

Организация профилактики аддиктивного поведения в подростковом возрасте

Уровень агрессии личности в наше время

В статье рассматривается проблема агрессивности в обществе. Выявление повышенного уровня враждебности, напряжения. Нестабильность эмоционального состояния из-за разных, незначительных или серьёзных разочарований.

Психокоррекция страхов в подростковом возрасте в условиях образовательного учреждения

Связь эмоционального интеллекта и психологического благополучия в юношеском возрасте

Агрессия как признак переживания субъективного одиночества в юношеском возрасте

Агрессия в юношеском возрасте зачастую проявляется в качестве защитного механизма личности, так как личность испытывает тревогу. Возникновение этой тревоги может быть связано с противоречивым и конфликтным характером Я-концепции юноши. Возникновение ...

Похожие статьи

Связь социальной тревожности и жизнестойкости в юношеском возрасте

Синдром эмоционального выгорания

Выгорание — это ответная реакция на долго длительные стрессы, переживания, зачастую в сфере межличностных отношений. Коллектив гонится за прибылью, но не всегда организованная работа с клиентами, организованные и профессиональные стрессы построены пр...

Взаимосвязь тревожности и стрессоустойчивости у горноспасателей

Понятие стресса и приемы минимизирования его воздействия на организм

Профессиональный стресс и синдром профессионального выгорания в педагогической деятельности

Организация профилактики аддиктивного поведения в подростковом возрасте

Уровень агрессии личности в наше время

В статье рассматривается проблема агрессивности в обществе. Выявление повышенного уровня враждебности, напряжения. Нестабильность эмоционального состояния из-за разных, незначительных или серьёзных разочарований.

Психокоррекция страхов в подростковом возрасте в условиях образовательного учреждения

Связь эмоционального интеллекта и психологического благополучия в юношеском возрасте

Агрессия как признак переживания субъективного одиночества в юношеском возрасте

Агрессия в юношеском возрасте зачастую проявляется в качестве защитного механизма личности, так как личность испытывает тревогу. Возникновение этой тревоги может быть связано с противоречивым и конфликтным характером Я-концепции юноши. Возникновение ...

Задать вопрос