Современные методики здоровьесберегающей деятельности в работе ДОУ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №14 (118) июль-2 2016 г.

Дата публикации: 12.07.2016

Статья просмотрена: 5696 раз

Библиографическое описание:

Федотова, Н. И. Современные методики здоровьесберегающей деятельности в работе ДОУ / Н. И. Федотова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 14 (118). — С. 576-579. — URL: https://moluch.ru/archive/118/32736/ (дата обращения: 19.11.2024).



Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку — обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и охранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

Медико-профилактические технологии в дошкольном образовании -технологии, обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств. К ним относятся следующие технологии: организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников, закаливания; организация профилактических мероприятий в детском саду; организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов; организация здоровьесберегающей среды в ДОУ. Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ; если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку; будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей.

Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании —технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, оздоровительные процедуры в водной среде (бассейне) и на тренажерах, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др. реализация этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями ДОУ в условиях специально организованных форм оздоровительной работы. Отдельные приемы этих технологий широко используются педагогами дошкольного образования в разных формах организации педагогического процесса: на занятиях и прогулках, в режимные моменты и в свободной деятельности детей, в ходе педагогического взаимодействия взрослого с ребенком и др.

Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду — это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Цель этих технологий — становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. В дошкольной педагогике к наиболее значимым видам технологий относятся технологии личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников. Ведущий принцип таких технологий — учёт личностных особенностей ребёнка, индивидуальной логики его развития, учёт детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения. Построение педагогического процесса с ориентацией на личность ребёнка закономерным образом содействует его благополучному существованию, а значит здоровью.

Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка — технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребёнка-дошкольника. Основная задача этих технологий обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье, обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника. Реализацией данных технологий занимается психолог посредством специально организованных встреч с детьми, а также воспитатель и специалисты дошкольного образования в текущем педагогическом процессе ДОУ. К этому виду технологий можно отнести технологии психологического и психолого-педагогического сопровождения развития ребёнка в педагогическом процессе ДОУ.

Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования — технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.

В своей работе наш коллектив детского сада № 43 Кировского района использует следующие виды здоровьесберегающих педагогических технологий:

Стретчинг — проводим с детьми для профилактики вялой осанки и плоскостопия.

Ритмопластика — используем для того, чтобы помочь детям овладеть разнообразными двигательными навыками и умениями.

Динамические паузы, переменки — проводим в качестве профилактики утомления во время совместной деятельности с детьми и при смене видов деятельности с малой подвижностью.

Подвижные и спортивные игры — используем постоянно, так как такие игры стимулируют желание детей заниматься двигательной деятельностью, помогают освоить и закрепить основные движения на занятиях, на прогулках, в других режимных процессах.

Релаксация — используем, чтобы помочь детям гармонизировать свои эмоции.

Гимнастика пальчиковаяиспользуем для развития мелкой моторики рук, которая благоприятно влияет на развитие речи, готовит руку ребенка к письму. Особенно популярна пальчиковая гимнастика у педагогов групп раннего возраста.

Самомассаж даем детям элементарные знания о том, как помочь своему организму (массаж для профилактики простудных заболеваний и др.)

Сказкотерапия — используем для психологической терапевтической и развивающей работы.

Гимнастика ортопедическая — проводится с детьми медсестрой ЛФК (в виде системы упражнений), руководителем физического воспитания (в виде отдельных упражнений) и воспитателями групп во время утренней гимнастики для профилактики болезней опорного свода стопы.

Гимнастика для глаз проводится воспитателями для сохранения и улучшения зрения, профилактики близорукости и других заболеваний глаз.

Гимнастика дыхательная используем для укрепления дыхательной системы, для формирования навыков правильного дыхания.

Создать в детском саду условия для реализации здоровье сберегающих технологий — большой труд всего педагогического коллектива. Понимая важность данного вопроса, мы нашли для себя решение в рамках наших возможностей. Наряду с лечебно — оздоровительными мероприятиями, закаливанием, фитотерапией, витаминотерапией, организацией рационального питания, наше дошкольное учреждение стало внедрять инновационные технологии валеологического развития.

Валеология — наука о здоровом человеке. Основой ее является принцип — человек должен познавать и творить себя, научиться бережно относиться к своему здоровью. Система валеологической деятельности педагогического коллектива в детском саду складывается из трех направлений: валеологического сопровождения ребенка — создания «безвредных» для здоровья ребенка условий существования в ДОУ; валеологического образования — валеологическое обучение и валеологическое образование ребенка во всех видах деятельности; валеологического развития — гармонизация ребенка и формирование его индивидуального здоровья, это самодеятельность ребенка, организованная с помощью педагога и определяющая самопознание, самооценку, самореализацию и как результат — саморегуляцию.

Таким образом, формирование здоровой личности дошкольника возможно при обеспечении действенной взаимосвязи физического воспитания с целенаправленным развитием его личности в специально созданной и гигиенически организованной социальной среде, способствующей развитию самоуправления, автономности, адекватности самооценки, креативности и коммуникативности. На протяжении дошкольного возраста при соответствующей воспитательной работе наблюдается позитивная динамика отношения ребенка к своему здоровью. Возраст с 5 до 7 лет является наиболее благоприятным периодом формирования осознанного отношения детей к своему здоровью и физическим возможностям. Важнейшей предпосылкой формирования у ребенка позиции созидателя по отношению к своему здоровью является наличие у него потребности в здоровом образе жизни, которая формируется при соблюдении ряда специфических условий, одним из которых является рефлексия ребенком своих физических возможностей и их взаимосвязи с состоянием здоровья.

Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ; если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку; будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей.

Литература:

  1. Антонов Ю. Е., М. Н. Кузнецова, Т. Ф. Саулина «Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология XXI века»; М.:АРКТИ, 2000.
  2. Алямовская, В.Г. «Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении»; Дошкольное образование. — 2004. — № 17–24.
  3. Ахутина Т. В. «Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход»; Школа здоровья. — 2000. — Т. 7. — № 2. — С.21–28.
  4. Волошина Л. «Организация здоровьесберегающего пространства» Дошкольное воспитание. 2004. № 1. С. 114‑117.
  5. Гаврючина Л. В. «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие»; М., ТЦ Сфера, 2010
  6. Зедгенидзе В. Я. «Формирование здоровья ребенка»; Современный детский сад. — 2007. — № 1. — С.25–30.
  7. Ковалько В. И. «Здоровьесберегающие технологии».
  8. Кузнецова М. Н. «Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях: Практ.пособие»; М.: АРКТИ, 2002.
  9. Маханева М. Д. «Воспитание здорового ребенка» -М., Аркти, 1999
  10. Митяева А. М. «Здоровьесберегающие педагогические технологии» — М, Академия, 2008
Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, дошкольное образование, здоровый образ жизни, здоровье, педагогический процесс, ребенок, безопасное поведение, воспитательно-образовательный процесс, дошкольный возраст, индивидуальный подход.


Задать вопрос