Ответственность участников правоотношений при осуществлении своих полномочий в сфере использования земельных участков лесного фонда | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №28 (162) июль 2017 г.

Дата публикации: 17.07.2017

Статья просмотрена: 133 раза

Библиографическое описание:

Медведев, Д. Р. Ответственность участников правоотношений при осуществлении своих полномочий в сфере использования земельных участков лесного фонда / Д. Р. Медведев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 28 (162). — С. 72-75. — URL: https://moluch.ru/archive/162/45175/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье рассмотрены виды ответственности участников правоотношений при осуществлении своих полномочий в сфере использования земельных участков лесного фонда, а также проведён анализ нормативных актов, регулирующих такую ответственность.

Ключевые слова: материальная ответственность, юридическая ответственность, ответственность государства, лесной фонд

Термин «ответственность» можно определить как особую взаимосвязь между поступками человека (людей, институтов), намерениями, а также оценками этих действий другими людьми или обществом. Это определенный уровень негативных последствий для субъекта, наступающих в случае нарушения им установленных требований. По характеру санкций за совершаемые действия выделяют такие виды ответственности, как юридическая, материальная, моральная, политическая.

Юридическая ответственность — это мера государственного принуждения, возлагаемая на правонарушителя, в результате чего лицо обязано претерпеть лишения и неблагоприятные последствия личного, имущественного или организационного характера. Юридическая ответственность наступает только за совершенные правонарушения, т. е. виновного, противоправного, общественно-опасного деяния. Признаки правонарушения представляют собой не набор разрозненных черт, а определенную систему тесно взаимосвязанных между собой признаков, называемых составом правонарушения. [1]

В соответствии со ст. 8 Гражданского кодекса РФ, «Основание возникновения гражданских прав и обязанностей», право на использование лесными участками возникает из следующих юридических фактов:

  1. Из актов государственных органов. Это право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками;
  2. Из договоров. Это договоры аренды лесных участков, договоры безвозмездного пользования лесными участками;
  3. Из судебных решений. В случае признания недействительным акта органа государственной власти о прекращении права по использованию лесного участка;
  4. Из иных оснований, предусматриваемым лесным законодательством. К данным основаниям относятся правопреемство юридического лица при реорганизации, перенаем, субаренда, продажа заложенного права аренды.

Содержание правоотношений по использованию лесов выражается во взаимных правах и обязанностях лица, использующего лесной участок, и другой стороны — государственного органа исполнительной власти субъекта РФ в области лесного хозяйства. [1]

Глава 13 Лесного кодекса РФ устанавливает ответственность за нарушение лесного законодательства. Лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Статья 100 Лесного кодекса говорит о том, что возмещение вреда лицами, причинившими вред лесам, осуществляется в добровольном или судебном порядке [2], а п. 2 ст. 100 Лесного кодекса дает отсылку к методикам и таксам исчисления размера причиненного вреда [2].

Аналогичную по смыслу главу под названием: «Ответственность за правонарушения в области охраны и использования земель» содержит Земельный кодекс РФ, однако в ст. 75 Земельного кодекса РФ выделяется еще и дисциплинарная ответственность, которая предусмотрена для должностных лиц и работников организаций. В случае вины в совершении земельных правонарушений, вышеуказанные лица «несут дисциплинарную ответственность, если в результате ненадлежащего выполнения ими своих должностных или трудовых обязанностей организация понесла административную ответственность за проектирование, размещение и ввод в эксплуатацию объектов, оказывающих негативное воздействие на земли, их загрязнение химическими и радиоактивными веществами, производственными отходами и сточными водами». [3]

Так как лесные участки являются природным объектом — частью экосистемы, а, следовательно, неотделимой частью окружающей среды, то нельзя не упомянуть о регулировании ответственности Федеральным законом от 10 января 2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Статья 75 ФЗ «Об охране окружающей среды» выделяет следующие виды ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды:

1) Имущественную — косвенно воздействует на личность правонарушителя. Причинение имущественного вреда влечет за собой гражданско-правовую ответственность по восстановлению нарушенного права и возмещению причиненного вреда и убытков;

2) Дисциплинарную — основное содержание заключается в мерах (дисциплинарном взыскании), применяемых к правонарушителю;

3) Административную — данный вид ответственности применяется судьями, уполномоченными органами и должностными лицами. Ряд наказаний, специфических именно для административной ответственности, может применяться в административном порядке, т. е. без обращения в суд;

4) Уголовную — применяется к лицам, совершившим преступление. Только наличие в действиях данных лиц состава уголовного преступления служит основанием для возникновения уголовной ответственности, которая возлагается приговором суда, определяющим меру наказания. [4]

Юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством. [4]

ФЗ «Об охране окружающей среды» также имеет отсылку в п. 3 ст. 77 к таксам и методикам исчисления размера вреда окружающей среде, которые в свою очередь имеют отражение в постановлении Правительства РФ от 08 мая 2007 N 273 «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства». [4]

В рамках рассматриваемого вопроса об ответственности участников правоотношений, складывающихся по поводу использования земельных участков лесного фонда, нельзя не затронуть вопрос об ответственности со стороны государства.

Государство становится субъектом ответственности только в конкретном правоотношении с участием частного лица, права которого нарушены, во всех остальных случаях государство выступает как инстанция ответственности, перед которой ответственны должностное лицо либо государственный орган. Государство как субъект ответственности, являясь субъектом публичным, несёт ответственность не за собственные действия, а за действия или решения своих органов или должностных лиц.

Юридическая ответственность государства по сфере применения делится на две группы: ответственность государства за неисполнение обязательств в сфере реализации юридической ответственности (привлечение лица к юридической ответственности) и ответственность за неисполнение обязательств при осуществлении позитивного управления (неисполнение государством своих обязанностей при осуществлении управления). Неисполнение государством своих обязанностей при осуществлении управления нашло свое отражение в ст. 1069 Гражданского кодекса РФ: «Вред, причинённый гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счёт, соответственно, казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования» [5], а также в Кодексе административного судопроизводства Российской Федерации. В соответствии со ст. 8.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение порядка предоставления гражданам лесов для их использования как с предоставлением, так и без предоставления лесных участков, влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей. [6]

С учетом изложенного в настоящей работе, необходимо отметить следующее. Земельный участок лесного фонда является не только объектом недвижимости, но, в первую очередь, природным ресурсом. Ответственность необходимо разделять на публичную, включающую в себя административную и уголовную ответственности, а также гражданскую. Наличие одновременно двух видов публичной ответственности невозможно, однако всегда будет присутствовать гражданская ответственность и один вид публичной ответственности. В законодательной системе РФ для юридических лиц уголовная ответственность не предусмотрена.

Административную ответственность закрепляет Глава 8 Кодекса об административных правонарушениях «Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования», уголовную — глава 26 Уголовного кодекса РФ «Экологические преступления».

Вред, причиненный окружающей среде, должен быть полностью возмещен в соответствии со ст. 77 ФЗ «Об охране окружающей среды». Он может быть возмещен двумя способами: в соответствии с утвержденными таксами и методиками, либо, в случае отсутствия такс и методик, исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния ОС и с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды. Сложность второго метода заключается в том, что фактические затраты установить можно, а понесенные убытки и упущенную выгоду в отношении природного ресурса — намного сложнее.

Литература:

  1. Гурьева Л. А., Лесное законодательство: учебное пособие. Сыктывкар: СЛИ, 2013.
  2. Лесной кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: федеральный закон от 04 декабря 2006 № 200-ФЗ// Собрание законодательства РФ. — 11.12.2006. — № 50. — Ст. 5278. — СПС «Консультант Плюс».
  3. Земельный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: федеральный закон от 25 ноября 2001 № 136-ФЗ// Собрание законодательства РФ. — 29.10.2001. — № 44. — Ст. 4147. — СПС «Консультант Плюс».
  4. Об охране окружающей среды [Электронный ресурс]: федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 14.01.2002. — № 2. — Ст. 133. — СПС «Консультант Плюс».
  5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) [Электронный ресурс]: федеральный закон от 26 января 1996 № 14-ФЗ// Собрание законодательства РФ. — 29.01.1996. — № 5. — Ст. 410. — СПС «Консультант Плюс».
  6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // СПС «Консультант Плюс».
Основные термины (генерируются автоматически): окружающая среда, Российская Федерация, юридическая ответственность, лесной фонд, лицо, область охраны, уголовная ответственность, административная ответственность, государственный орган, лесное законодательство.


Похожие статьи

Источники правового регулирования реализации экономических мер в земельных отношениях

В статье представлен анализ источников правового регулирования отношений по реализации отдельных экономических мер в земельных отношениях, а именно взимания платежей за пользование земельными участками, оценки земельных участков, а также экономическо...

Правовая охрана земель

В статье анализируется правовая охрана земель на основе законодательства Российской Федерации. Затронуты особенности правовой охраны земель, способы защиты и охраны этих земель, а также ответственность за невыполнение установленных законодательством ...

Проблемы правового режима земель сельскохозяйственного назначения

Статья рассказывает об особенностях правового режима земель сельскохозяйственного назначения. Кроме того, в статье описаны основные проблемы привлечения нерадивого собственника земельного участка к административной ответственности за их нецелевое исп...

Роль органов местного самоуправления в установлении и изменении вида разрешенного использования земельного участка

В данной статье рассматривается вопрос о роли органов местного самоуправления в установлении и изменении вида разрешенного использования земельного участка в условиях реформирования земельного и градостроительного законодательства на современном этап...

Особенности регулирования земельных отношений для крестьянских (фермерских) хозяйств

В статье исследованы особенности правового регулирования оборота земель сельскохозяйственного назначения для крестьянских (фермерских) хозяйств. В части приобретения земельных участков из состава таких земель и контроля (надзора) за их использованием...

Административные правонарушения и ответственность лиц за нарушение плодородного слоя земель сельскохозяйственного назначения

Данная статья посвящена анализу административных правонарушений в области использования и охраны плодородного слоя земель сельскохозяйственного назначения, а также ответственности лиц за такие нарушения. В статье рассматриваются основные нормативные ...

Правовое регулирование использования городских лесов в Российской Федерации

В настоящей статье проанализированы вопросы правового регулирования городских лесов. Освещены основные характеристики городского леса как объекта природоохранительных правоотношений. Освещены вопросы усовершенствования правового регулирования использ...

Особенности предоставления земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства

Статья посвящена анализу законодательства о порядке приобретения прав на земельные участки для целей ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и выявлению правовых проблем его применения.

Изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд: теория и практика

Статья посвящена рассмотрению процедуры изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд. На основе имеющейся судебной практики и позиций высших судов, автором выделяются основные проблемы, возникающие при осуществлении такого изъя...

Проблемы применения законодательства о праве преимущественного выкупа земельного участка сельскохозяйственного назначения

В статье представлен анализ норм, регулирующих отношения, связанные с реализацией права преимущественного выкупа земельного участка сельскохозяйственного назначения и правовых проблем их применения.

Похожие статьи

Источники правового регулирования реализации экономических мер в земельных отношениях

В статье представлен анализ источников правового регулирования отношений по реализации отдельных экономических мер в земельных отношениях, а именно взимания платежей за пользование земельными участками, оценки земельных участков, а также экономическо...

Правовая охрана земель

В статье анализируется правовая охрана земель на основе законодательства Российской Федерации. Затронуты особенности правовой охраны земель, способы защиты и охраны этих земель, а также ответственность за невыполнение установленных законодательством ...

Проблемы правового режима земель сельскохозяйственного назначения

Статья рассказывает об особенностях правового режима земель сельскохозяйственного назначения. Кроме того, в статье описаны основные проблемы привлечения нерадивого собственника земельного участка к административной ответственности за их нецелевое исп...

Роль органов местного самоуправления в установлении и изменении вида разрешенного использования земельного участка

В данной статье рассматривается вопрос о роли органов местного самоуправления в установлении и изменении вида разрешенного использования земельного участка в условиях реформирования земельного и градостроительного законодательства на современном этап...

Особенности регулирования земельных отношений для крестьянских (фермерских) хозяйств

В статье исследованы особенности правового регулирования оборота земель сельскохозяйственного назначения для крестьянских (фермерских) хозяйств. В части приобретения земельных участков из состава таких земель и контроля (надзора) за их использованием...

Административные правонарушения и ответственность лиц за нарушение плодородного слоя земель сельскохозяйственного назначения

Данная статья посвящена анализу административных правонарушений в области использования и охраны плодородного слоя земель сельскохозяйственного назначения, а также ответственности лиц за такие нарушения. В статье рассматриваются основные нормативные ...

Правовое регулирование использования городских лесов в Российской Федерации

В настоящей статье проанализированы вопросы правового регулирования городских лесов. Освещены основные характеристики городского леса как объекта природоохранительных правоотношений. Освещены вопросы усовершенствования правового регулирования использ...

Особенности предоставления земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства

Статья посвящена анализу законодательства о порядке приобретения прав на земельные участки для целей ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и выявлению правовых проблем его применения.

Изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд: теория и практика

Статья посвящена рассмотрению процедуры изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд. На основе имеющейся судебной практики и позиций высших судов, автором выделяются основные проблемы, возникающие при осуществлении такого изъя...

Проблемы применения законодательства о праве преимущественного выкупа земельного участка сельскохозяйственного назначения

В статье представлен анализ норм, регулирующих отношения, связанные с реализацией права преимущественного выкупа земельного участка сельскохозяйственного назначения и правовых проблем их применения.

Задать вопрос