С ноября 2014 и до середины сентября 2015 года в Петербурге проходила необычная выставка «Грохочет бал, сияет бал…» (Петропавловская крепость, Инженерный дом), на которой было представлено более 500 экспонатов из фондов Государственного музея истории Санкт-Петербурга и Российской национальной библиотеки. Различные экспонаты — литографии, фотографии, афиши, пригласительные билеты наглядно продемонстрировали разнообразие петербургских бальных торжеств XVIII — начала ХХ века. Нельзя отказать в неиссякаемой фантазии устроителям тематических балов рубежа ХIХ–ХХ столетий: «В снегах», «Бал-монстр», «В аду», «Подводное царство» и др. [1]. В начале февраля 1901 года в Мариинском театре состоялся бал-маскарад «В мире декадентов», организованный Театральным обществом [2, с. 148]. 10 февраля этого же года в Таврическом дворце слушатели Академии художеств устроили «Бал-сказку» с декорациями, «блиставшими «образованным» вкусом». Костюмированные балы часто сопровождались призами за лучший или «злободневный» костюм. На петербургском «сказочном» балу призовыми местами были отмечены костюмы: «сфинкс», декадентский, «махровый мак». Приз зрительских симпатий получили «золото» и «fantaisie»; среди мужских нарядов выделялись «тореадор», «китаец», «Зигфрид» [3, с. 148].
Возрождение моды на костюмированные балы /исторические маскарады связывают с эпохой Александра III. Императрица Мария Федоровна была большой любительницей придворных маскарадов, поэтому не случайно их было так много в ту эпоху (Зеленый (Изумрудный) бал 1888 г., январский маскарад 1889 г. и др.). Однако костюмированные балы, а именно театрализованные шествия в национальных костюмах, входят в моду в царствование императора Николая I. В первую декаду апреля 1849 года в Москве прошли праздничные торжества, связанные с окончанием строительства и освящением нового Императорского Кремлевского дворца. На церемонии освящения «Государыня Императрица, великая княгиня и все придворные особы были в русских торжественных нарядах» [4]. «Русским праздником» назвал С. П. Шевырев первый исторический бал («Англия и Россия»), главной темой которого стал XVI век. Он состоялся 9 апреля этого года в доме генерал-губернатора А. А. Закревского, «в присутствии их императорских высочеств и всего августейшего их семейства» [5, с. 718]. Многие города, в том числе и Екатеринодар, прислали своих представителей для участия в церемонии. Эскизы костюмов народов России к празднику были выполнены известным художником «русского стиля» Ф. Г. Солнцевым [6, с. 35, 37].
Рис. 1. Маскарадные костюмы «Новый Русский базар». 1883. Прил. к № 44
При Александре III эта традиция не только «освящается», но и широко распространяется среди различных слоев населения — от аристократических гостиных / дворцов до клубов «для лиц всякого состояния». В январе 1883 года великий князь Владимир Александрович устроил в своем дворце пышный бал во вкусе XVII века, утвердивший «неорюс в придворной маскарадной моде» [7, с. 376]. На великом князе был костюм русского боярина XVII века — из темно-зеленого бархата, с оторочкой собольим мехом, шапка, кушак и воротник шелковой рубашки расшиты драгоценными камнями; на великой княгине Марии Павловне — праздничный роскошный костюм русской боярыни, дополняемый высоким кокошником новгородского типа (кика новгородская). Кокошник, шубка и ферязь из золотой парчи были украшены драгоценными камнями и жемчугом. Императрица Мария Федоровна прибыла на бал в одежде русской царицы XVII века. На ней была ферязь из золотой парчи, украшенная драгоценностями; бармы (оплечье) с драгоценными камнями; парчовая шубка с золотыми цветами, отороченная собольим мехом и с разрезными рукавами; шапка-венец, с меховой оторочкой и большими бриллиантами, изумрудами и нитками крупного жемчуга. Костюмы других императорских особ также выполнены в «боярском стиле»: бархатные кафтаны, шапки, кушаки, расшитые драгоценными камнями /жемчугом, у некоторых — отделанные мехом (соболь, горностай). Женщины одеты в костюмы русской боярыни из золотой парчи (меховая шапка с камнями и жемчужной сеткой) или молодой боярышни. Многие знатные дамы были облачены в боярские одежды, осыпанные бриллиантами, рубинами, жемчугом. Князь Лопухин-Демидов был «в живописном и характерном костюме русского пожилого боярина; князь А. С. Долгорукий костюмом и гримировкой напоминал тип Иоанна Грозного»; князь М. С. Волконский — в историческом, фамильном костюме князей Репниных XVII века: белая горностаевая мантия, поверх штофного кафтана — старинный меч и княжеский посох»; директор Императорского Эрмитажа А. А. Васильчиков — «в полном костюме русского боярина; его две дочери — в роскошных голубых с жемчугом нарядах молодых боярышень»; директор Императорских театров И. А. Всеволожский — «в русском боярском костюме, по снимку с костюма Бориса Годунова» [8, с. 64–65].
Самыми роскошными в череде исторических маскарадов великосветского общества стали два костюмированных бала, устроенных Николаем II в феврале 1903 года в Петербурге [9, с. 251; 10, с. 47; 11, с. 139]. Первый бал, состоявшийся 11 февраля в Эрмитажном театре, был посвящен отцу Петра I Алексею Михайловичу. В создании исторического антуража приняли участие историки, этнографы, археологи, художники. Среди последних модный в то время художник С. С. Соломко — знаток русского исторического костюма. Наряды изготавливались в лучших мастерских того времени — Н. П. Ламановой, И. И. Каффи, А. Бризак. Императорская чета — Николай и Александра были одеты в подлинные наряды царя Алексея и его первой жены Марии Милославской, а все остальные — в копии московских боярских нарядов [9, с. 251; 10, с. 47; 11, с. 140–145]. По другим данным, эскизы костюма императора, изготовленного из золотой парчи и бархата, разработали директор Эрмитажа И. А. Всеволожский и художник Санкт-Петербургских Императорских театров Е. П. Пономарев. Для этих целей из Оружейной палаты выписали подлинные предметы царских костюмов XVII века, в качестве дополнения к наряду использовали подлинный жезл царя Алексея Михайловича; пуговицы и нашивки были русской работы XVII века [10, с. 47].
В маскараде участвовало много «персонажей» XVII века — бояре, торжковская крестьянка (великая княгиня Мария Георгиевна), начальник царской охоты (князь Д. Б. Голицын), копейщики, сокольничие и др. «Ксения была в наряде боярыни, богато вышитом, сиявшем драгоценностями, который ей очень шел, — вспоминал великий князь Александр Михайлович. — Я был одет в платье сокольничего, которое состояло из белого с золотом кафтана, с нашитыми на груди и спине золотыми орлами, розовой шелковой рубашки, голубых шаровар и желтых сафьяновых сапог. Остальные гости следовали прихоти своей фантазии и вкуса, оставаясь, однако, в рамках эпохи XVII века» [12, с. 174]. Роскошь национальных костюмов, редкие меха, обилие драгоценностей в старинных оправах — все это создавало поистине сказочное зрелище [13, с. 24–25].
К оформлению особо пышных празднеств привлекались профессиональные художники, в частности костюмы для зимнего бала-маскарада 1914 года у графини М. Клейнмихель выполнил знаменитый мастер театрального костюма Леон Бакст [14, с. 57].
Надо заметить, что во второй половине XIX — начале ХХ века количество общественных увеселений в России заметно возросло. Так только в Петербурге ежегодно устраивались от 200 до 300 балов: от строго регламентированных придворных и великосветских до демократичных частных балов /балов-маскарадов [1]. Костюмированные балы /маскарады проводили Дворянское и Купеческое собрания, различные общества (в том числе благотворительные) и клубы, учебные заведения, землячества, причем не только в Москве и Петербурге, но и в провинциальных городах /селах. В 1910 году в станице Приморско-Ахтарской (Кубанская обл.), которую даже на карте не всегда можно было найти, в клубе приказчиков устраивались «балы-монстр, ситцевые базары, премированные маскарады, иллюзионы и пр.». [15, с. 348]. В зимние месяцы 1907–1908 годов в столице Кубанской области г. Екатеринодаре (зал 2-его Общественного собрания) прошли благотворительные маскарадные вечера, базар-бал, ситцевый костюмированный бал с призами за лучшие мужские и дамские костюмы, танцевальные вечера с живыми картинками («Сватовство», «Пляска цветов», «В гареме», «Елка не для всех» и пр.), концерт-бал «Find’été» и пр. [16, лл. 15, 123, 138]. В 1911 году в зале 2-го общественного собрания прошел «маскарад Кабаре», причем призами были отмечены оригинальный дамский и мужской костюмы «на злобу дня» [17, лл. 9, 240, 654].
В г. Ростов-на-Дону костюмированные балы приняли особый блеск, или столичный шик. В феврале 1897 года Ростовский коммерческий клуба устроил для своих членов и гостей костюмированный бал с премиями — бриллиантовыми, золотыми и серебряными «вещами». «Начало бала в 9 ½ час. вечера. Плата за вход в клубе и на хоры на костюмированный бал с гг. членов клуба и их семейств по 55 коп. с персоны, с посторонних гостей: дамы — по 1 руб. 10 коп., мужчины — по 2 руб. 10 коп. с включением сбора в пользу ведомственных учреждений Императрицы Марии. Гости и маски входят по личной рекомендации гг. членов. гг. танцующие не костюмированные должны быть во фраке» [18]. В феврале следующего года местные газеты оповестили о первом «Grand Bal-parèpour les ingénieurs», «обещавшего быть образцовым и очень интересным» [19]. Как видно, провинция старалась не отстать от столичной моды в части жанрово-тематического репертуара увеселительных мероприятий.
Палитра маскарадных костюмов была очень широка и разнообразна, судя по выпускавшимся многочисленным приложениям к модным изданиям («Дамский маскарад», 1899; Альбом маскарадных костюмов, 1910) и картинкам (с описаниями), публиковавшимся в «зимних» номерах модных журналов («Модный свет», «Новый русский базар» и др.). «Множество маскарадных костюмов, имеющихся у нас в моде, не исключает однако же необходимости создавать новые типы и тем более, что большинство маскарадных костюмов как то пригляделось и утратило свое прежнее значение. Всему этому во многом способствовала также и наша современная мода, руководствующаяся историческими костюмами при составлении новых фасонов» [20, с. 29]. Модные журналы публиковали рисунки маскарадных нарядов в флореальном, ориентальном, национальном стилях («осень», «василек», «чайная роза», «восточный наряд», «сфинкс», «венгерка», «черногорский», «французская крестьянка» и т. п.), в стиле историцизма («костюм тридцатых годов», «во вкусе прошлого столетия», «во вкусе Людовика XIV») и т. п. [21, с. 445; 22, с. 12]. В период историзма в европейской моде приобретают популярность исторические /национальные формы костюма. «Большая часть модисток и портних охотно снимают копии с нарядов разных исторических эпох, начиная от средневекового периода и кончая второй империей» [23, с. 492]. В великосветском обществе в качестве маскарадного утверждается костюм в «боярском стиле», среди городских слоев населения — в «русском стиле» / стиле «рюс» / «малороссийском стиле».
Рис. 2. Маскарадные костюмы. «Новый Русский базар». 1885. № 46
Всепоглощающая /всепроникающая театральность становится главной особенностью русской художественной действительности этого периода. Театральное начало глубоко проникает не только в искусство, культуру, но и быт, примером чему являются различные развлекательные формы проведения досуга (балы, маскарады, общедоступные маскарадные /танцевальные вечера и др.) не только горожан, но и сельских жителей. Следы этого «шквала театральности», театрализации жизни сохранили не только афиши, фото, модная пресса, но и фотографии, запечатлевшие детей /взрослых в костюмах «в национальном стиле», театрализованные двух и многофигурные сценки (бытовые /праздничные) из сельской жизни.
Литература:
1. Музей истории Петербурга. Выставка «Грохочет бал, сияет бал…" [Электронный ресурс] URL: http://www.spbmuseum.ru/exhibits_and_exhibitions/93/47383/ (дата обращения: 06.07.2017 г.)
2. Театр и искусство. 1901. № 7.
3. Театр и искусство. 1901. № 8.
4. Освящение нового московского Дворца в Кремле // Московские ведомости. 1849. № 44; Торжественные празднества в новом Императорском Кремлевском Дворце // Московские ведомости. 1849. № 46; Шевырев С. П. Русский праздник, данный в присутствии их императорских величеств 9-го и 11-го апреля 1849 г. // Московские ведомости. 1849. № 48.
5. Русский костюмированный бал в Москве в 1849 г. /статья С. П. Шевырева, сообщ. А. С. Наставин // Русская старина. 1883. Т. 37. № 3.
6. Аксенова Г. Русский стиль: Гений Федора Солнцева. М., 2009.
7. Хорошилова О. А. Костюм и мода Российской империи: Эпоха Александра II и Александра III. М., 2012.
8. Костюмированный бал у Великого Князя Владимира Александровича // Новый русский базар. 1883. № 6.
9. Руан К. Новое платье империи: история российской модной индустрии, 1700–1917 /пер. с англ. М., 2011.
10. Блом Ф. Романовы: последние годы династии: Фотографическое путешествие по императорской России (1855–1918) /Ф. Блом, В. Бакли; пер. с англ. М., 2014.
11. Русский костюм в фотографиях. Метаморфозы: Каталог / авт.-сост. А. А. Петрова. М., 2010.
12. Романов А. М. Книга воспоминаний: [Предис. и коммент. А. Виноградова]. М., 1991.
13. Воейков В. И. С царем и без царя. М., 1994.
14. Муравьева И. А. Век Модерна. СПб., 2001.
15. Провинциальная летопись. Станица Приморско-Ахтарская, Куб. обл. // Театр и искусство. 1910. № 16.
16. Государственный архив Краснодарского края (далее — ГАКК). Ф. 454. Оп. 1. Д. 270.
17. ГАКК. Ф. 454. Оп. 1. Д. 5990.
18. Приазовский край. 1897. № 34.
19. Приазовский край. 1898. № 19.
20. Мода /София Ш. // Новый русский базар. 1894. № 3.
21. Мода /София Ш. // Новый русский базар. 1883. Прил. к № 44.
22. Мода /София Ш. // Новый русский базар. 1894. Прил. к № 1.
23. Приложение к «Новому Русскому Базару». 1881. № 46. С. 492.