Ключевые слова:«охота на ведьм», Европа XV-XVIIвеков, институциональный анализ, бюрократия, марксизм.
На протяжении всей истории существования государственной власти в разных ее проявлениях не раз возникали ситуации, когда под предлогом борьбы с врагами короны, шпионами друзьями коммунистов (commie’s friends) в США, безродных космополитов и западополклонцев в СССР государство инициировало создание компании по борьбе с ними, каждый раз под самыми благородными предлогами и каждый раз получалось что общество уже разучилось видеть истинные причины тех или иных событий окружающей нас действительности, попадая в плен идеологических иллюзий, за которыми под час скрывались другие, более приземленные мотивы чьей — либо выгоды. При этом Средневековая инквизиция явилась для всех них учебником длинной в шесть столетий, анализируя который возможно постараться найти истинные причины, детерминирующие мотивы всех последующих охотников за головами.
Для начала, попытаемся рассмотреть политика — правовые мотивы установления инквизиции и обосновать примат оппортунистически-меркантильного мотива, как доминирующего при принятии госвластью решения о создании инквизиции, с тем чтобы выявить степень зависимости процессов интенсификации антиведовских процессов от наличия или отсутствия законодательно закрепленного механизма личной имущественной заинтересованности инициаторов гонений.
Во Франции массовая «охота на ведьм» развернулась с инициацией в 1490 году королем Карлом VIII принятия «Эдикта против предсказателей, чародеев и некромантов» [12:2], вводившего в качестве ответственности за ведовство экспроприацию имущества осужденных (впервые законодательно закрепившего прямую выгоду охотников на ведьм). Последствия принятия вполне ожидаемые — следующие за принятием эдикта 130 лет характеризуются как «кульминация антиведовской компании»
Таблица 1
Страна |
Год |
Документ |
Что предусматривалось |
Результат |
Франция |
1490 |
«Эдикт против предсказателей, чародеев и некромантов» Карла VIII |
Конфискация имущества осужденных в пользу короны, с выплатой процента инквизиторам |
Небывалый размах анти-ведовской кампании, массовые казни |
1682 |
Эдикт короля Франции Людовика XIV от июля 1682 года, одобренный парламентом 31 августа 1682 года |
Наказание за ведические практики сохраняется, но отменена конфискация имущества |
Полное прекращение «охоты на ведьм» |
|
Германия |
1611 |
«Эдикт милости» герцога МаксимилианI Баварского |
Предусмотрена конфискация имущества |
Наблюдается пик «охоты на ведьм» (огромное количество жертв) |
1630 |
Эдикт от сентября 1630 года Фердинанда II |
Предусмотрено наказание за ведовство, но отменена конфискация имущества |
Прекращение антиведовской компании и массовых гонений |
Угасание же процессов связано с принятием нового акта от июля 1682 года, отменявшему конфискацию имущества осужденных — тем самым устранялся стимул к интенсификации антиведовских гонений и процессы полностью сошли на нет.
Итак, первое дело (о заговоре ведьминской секты, единственное будучее отнесенно к ведению Парижского парламента) — процесс над Маргарет Сабиа (40–45 лет) от 9 апреля 1354 г. — Обвинение в практике магии Вуду в сторону Маргерет прозвучало сразу же после получения крупного наследства от двух умерших родственников. Приговор был оправдательным, но — ее дом, слуги, деньги, даже посуда, одежда и постельное белье — все было на время процесса конфисковано в пользу короля («omnia bona sua in manu nostra saisivi») и «подверглось, по мнению Маргарет, разграблению представителями короля». [11:72] Мотивы обвинителей очевидны — «ими могла двигать материальная зависть к этой самостоятельной и — главное — богатой женщине» [11:91]
Топос жажды «неправедно нажитого богатства» неизмеримо доминировал в психологии масс того времени. Ярким примером может служить факт его интенсивнейшего использования на процессе тамплиеров 1307–1314 гг. «Обвинения, выдвинутые тогда против членов ордена, были чрезвычайно близки обвинениям, ставшим затем типичными для ведовских процессов» [4:278]
Так же О. И. Тогоева отмечает, подводя некий итог, что «Судя по материалам других ведовских процессов…, неправедно обретенное богатство часто становилось причиной обвинения того или иного человека в колдовстве» [11:83], что не удивительно, ведь даже очевидцы событий отмечали, что «связь с нечистой силой весьма способствовала, по мнению окружающих, получению денег и могущества, изменению социального статуса»
В немецких землях все происходило по таким же законам динамического развития: для удобства рассмотрения возьмем один немецкий город — Оффенбург за 3-х летний период. Все началось с момента, когда местные оффенбургские власти 27 июня 1628 года инициировали выдачу премии в размере 2 шиллингов за голову каждого приманного за магической практикой — как тут же начала развертывание широкомасштабная, интенсивная охота на ведьм.
Но затем Фердинанда II, опасавшийся за сохранность короны и династии вынужден был пойти на определенные уступки, дабы прекратить беззакония, творившиеся в городе, издав в июле 1630 года эдикт, налагавший как запрет на экспроприацию имущества осужденных за ведовство, так и гонорар за их поимку.
На юге-востоке Германии — в баварских землях развитие ситуации мало чем отличалось от северного варианта. Только там своеобразным триггером послужила обстановка, сложившаяся там, в 1611 году, а именно инициация баварским герцогом Максимилианом издания эдикта, в котором имелся следующий пассаж «Все, кто вступает в союз с дьяволом, подлежат пытке, казни огнем и конфискации имущества» [7:35]
Но когда в 1490 году Карл VIII издает «Эдикт против предсказателей, чародеев и некромантов» в котором центральное положение занимает норма, предусматривающая конфискацию имущества приговоренных к смертной казни количество осужденных за ведовские процессы резко возрастает, как отмечает Линден за последующие после принятия эдикта почти 80 лет (1497–1575) «Ведовские процессы становятся все более распространенным явлением» [6:159], а так же массовым, результируя в процессах в Беарне(1508) и Люксейе(1529) [6:218]
Далее логично перейти к анализу группы стран с отсутствием законодательно закрепленными оппортунистически — меркантильными стимулами: Великобритания и ее колонии в Северной Америке.
«Охота на ведьм» в Великобритании разворачивается с середины XVI века, когда королева Елизавета I инициировала создание т. н. «Акта против заклинаний, чародейства и ведовства» в котором впервые вводилась ответственность за магические практики с наказанием в виде сожжения на костре.
Таблица 2
Страна |
Год |
Документ |
Что предусматривалось |
Результат |
Великобритания |
1563 |
«Акт против заклинаний, чародейства и ведовства» Елизаветы I |
Имущество осужденных не конфискуется, а отдается вдовам и наследникам или преемникам |
Ведовские процессы не получили широкого распространения, и их масштабы были крайне незначительны |
1604 |
«Акт против заклинаний, ведовства и сношений со злыми духами» короля Якова I |
|||
1736 |
«Эдикт милости» герцога МаксимилианI Баварского |
Ведовство признано не относящимся к уголовным преступлениям |
Спустя 40 лет ровно английский король Яков I в 1604 году принял свой «Акт против заклинаний, ведовства и сношений со злыми духами», согласно которому меры ответственности предшествующего документа Елизаветы I (сожжение и отсутствие конфискационных стимулов, с сохранением передачи наследования к потомкам) полностью сохранялись, вносились лишь небольшие уточнения догматического характера, осуждавшие людей «за заклинание злого духа с любой целью» [2:1]
В итоге, в Соединенном королевстве не был нормативизирован корыстный стимул для развертывания массовых антиведовских процессов — и как следствие они не приобрели такого распространения как это получилось на континенте.
Отсутствие меркантильных стимулов прямее всего прослеживается в конкретных цифрах: в период с 1566 по 1685 годы (120 лет) осужденные на сожжение в общем по усредненным оценкам не составили не более 1000 человек. [14:35] За весь период действия законов о ведовстве, то есть между 1542 и 1736 гг., что на практике сводится примерно к 100 годам активного применения этого закона, с 1566 по 1685 г. число казненных оценивается менее чем в 1000 человек. [5:476]
Точку в истории с антиведовскими процессами в Англии поставил статут Георга II от 1736 года, который изъял категорию ведовства из уголовного поля и юрисдикции гражданских судов, оно как таковое более не слало считаться преступлением как таковым. [10:4]
На Американском континенте антиведовские процессы вообще не получили какого-либо серьезного распространения, носили резко единичный, гуанизированный характер. Общее число обвиненных в занятии ведовством и осужденных на смертную казнь в Америке составило ровно 36 человек.
Тому существует целый ряд причин, главным из которых на мой взгляд является тот факт, что основным, наиболее традиционным видом деятельности в Америке было занятие фермерством, априори не приносившим сколько — нибудь весомый доход, т. к. «обвиняемые сами должны были оплачивать свое пребывание в тюрьме даже в том случае, если их оправдывали», [9:234] при этом «отмена приговора стоила одну цену, полное оправдание — другую»[1]
В заключении хотелось бы отметить, что из проведенного анализа зависимости антиведовских процессов от закрепления, либо наоборот запрета на личную имущественную заинтересованность инициаторов гонений и сделан вывод о наличии во взаимоотношении стимул (не/конфискация имущества) — ответ (интенсивность антиведовкой кампании) прямой пропорциональности, а так же доминировании корыстного стимула над всеми остальными триггерами развертывания инквизиционных процессов.
Литература:
1. «Акт против заклинаний, чародейства и ведовства» Елизаветы I от 1563 г. [Электронный ресурс] режим доступа: свободный: http:// www.arts.ed.ac.uk/witches/introduction.html (дата обращения: 14.09.2013)
2. «Акт против заклинаний, ведовства и сношений со злыми духами» короля Якова I от 1604 года [Электронный ресурс] http://www.arts.ed.ac.uk/witches/introduction.html (дата обращения 23.09.2013)
3. Гуревич А. Я. Избранные труды: в 2 т. — Т. 2. — Средневековый мир. — СПб.: Университетская книга, 2003. — 754с.
4. Барбер М. Т.«Процесс тамплиеров»; — М.: Изд — во Итака, 2004. — 357 c.
5. Канторович Я. М. «Средневековые процессы о ведьмах» цит. По Лозинский С. Г. «Роковая книга средневековья» // В кн.: Я. Шпренгер, Г. Инститорис «Молот ведьм» — СПб.: Изд — во Амфора, 2005. — с. 467
6. Линден И.«История Трира»; цит. по «Бич и молот. Охота на ведьм в XVI-XVIII веках» СПб.: Азбука-классика. 2005 г. 297 c.
7. Миделфорт Г.Охота на ведьм в Юго-восточной Германии, периода 1562–1684 годов, М.: Изд — во Литера 2003 г. 568c.
8. Письмо Томаса Браттла — [Электронный ресурс] режим доступа: свободный-http://etext.virginia.edu/etcbin/toccer-new2?id=Bur2Nar.sgm&images=images/modeng&data=/texts/english/modeng/parsed&tag=public&part=all (дата обращения: 21.09.2013)
9. Сперанский Н. «Ведьмы и ведовство» цит. по Г. Ч. Ли «История инквизиции. Средневековые процессы о ведьмах». — М.: Изд-во АСТ, 2001г. 658c.
10. Статут английского короля Георга II от 1736 года. [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный http://www.arts.ed.ac.uk/witches/introduction.html (дата обращения: 11.09.2013)
11. Тогоева О. И. «Истинная правда»: языки средневекового правосудия; (отв. Ред. М. А. Бойцов) Институт всеобщ.истории РАН.- М.: Наука, 2006.- 333с.
12. «Эдикт против предсказателей, чародеев и некромантов» Карла VIII 1490 г. // по Е. В. Монтер «Ведовство во Франции и на юге Швейцарии»,М.: Изд-во Итака, 1976 г. 463c.
13. Эдикт баварского герцога Максимилиана от 1611 г. [Электронный ресурс] режим доступа: свободный: http://daten.digitale-sammlungen.de/0001/bsb00016334/images/index.html?seite=491 (дата обращения: 15.09.2013)
14. Ягина Ю. Ф. Возникновение правовой концепции ведовства и институализация преследований ведьм (Англия 1547–1736 годы) // Известия Саратовского университета. — 2008. — Т. 8. — Сер. История. Международные отношения. — Вып. 2. C.36–42
[1] Типичный тюремный счет за 5 недель: «Тюремщику 2 фунта 8 шиллингов 4 пенса, Судебной охране 1 фунт 10 шиллингов 4 пенса, Издержки по процессу 1 фунт 4 шиллинга. – итого 9 фунтов 7 шиллингов» [9:239]