Религиозный экстремизм: исторические истоки зарождения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №1 (105) январь-1 2016 г.

Дата публикации: 30.12.2015

Статья просмотрена: 2597 раз

Библиографическое описание:

Инаева, Д. Д. Религиозный экстремизм: исторические истоки зарождения / Д. Д. Инаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 1 (105). — С. 799-801. — URL: https://moluch.ru/archive/105/24906/ (дата обращения: 22.12.2024).



 

История развития мировой цивилизации показывает, что человечество в различные периоды своего развития всегда сталкивалось с проявлениями агрессии и экстремизма. «Радикальное поведение» имело место, как в общении между индивидуумами, так и между различными социальными группами и общностями. Явления экстремизма можно зафиксировать, как между различными религиозными течениями, так и внутри их. В первом случае, экстремизм связан, как показывает история, с прозелитической деятельностью религиозных объединений, когда «навязчивая» миссионерская деятельность приверженцев одной религии вызывает ответное негативное поведение у адептов, исповедующих другие культы. Во втором — это различные реформации, столкновение традиций и инноваций, происходящие внутри религиозных течений. Крайними вариантами разрешения данных противоречий являются подавление или образование внутри традиционных религий новых направлений и течений (христианство — анабаптизм, ислам — ваххабизм, православие — старообрядство).

Прослеживая развитие различных религий, мы можем столкнуться со множествами фактами проявления прежде всего в политической плоскости экстремизма в религии, которые противоречат основным заповедям и постулатам традиционных конфессий.

Латинские термины «extremitas» и «extremus» употреблялись в древности для описания самой отдалённой позиции относительно какой-либо точки измерения или исходного пункта. Например, термин «extremitas mundi» означал «границу мира». Также не исключено, что латинский термин «ex-tremus» происходит от греческого корня «trema» («открытие», «просека»). В таком случае под производным термином «extremer» мог пониматься тот, кто покинул границы укрепления полиса (греч. «polis») для того, чтобы отказаться от внутренних обязанностей по отношению к принятым в нём ценностям и больше не быть к нему причастным. Таким образом, если сводить этимологию экстремизма к сущности понятия «extremus», то под экстремизмом следует понимать термин, обозначающий предел, край, границу относительно определённых пространственных, временных и иных величин, условно принятых за «нормальные». В таком смысле экстремизм тождественен понятию «экстремум» (от лат. «extremum») — «крайнее». Причём последнее понятие является однокоренным с понятиями «extremitas», т. е. «крайность», и «extremus» — «крайний». [1, с. 259]

Так, религиозные деятели, обосновывали религиозными причинами захватнические войны. В конце XI века Римский Папа Урбан II призвал всех христиан к крестовому походу за освобождение «гроба Господня». Восемь «крестовых походов», осуществленных в XII-XIII вв. погубили сотни тысяч их участников, нанесли огромный материальный ущерб народам Европы и Азии. Грабежи и убийства прикрывались религиозными лозунгами, сопровождались молитвами и религиозными церемониями. «В средневековой религии нет более рельефного эпизода, как тот, когда истребив в Иерусалиме мужчин, женщин и детей, крестоносцы, обрызганные сверху донизу кровью, поверглись ниц перед гробом Искупителя и лобызали его в пламенном молитвенном рвении и благоговейном уничижении» [2, с. 13]. Одним из самых трагических событий начала второго тысячелетия стал крестовый поход западных христиан на Ближний Восток (1096–1099). «Жестокость и бессмысленные кровопролития, — подчеркивает известный католический исследователь дон Романо Скальфи, — характеризуют и этот крестовый поход, и все остальные» [3, с. 88].

Изучая историю проявлений экстремизма в религии нельзя не обратить внимания на практику истребления инакомыслия в странах Западной Европы в Средние века, когда католической церковью на кострах «святой» инквизиции было уничтожено множество людей. Также, имеется множество подтверждений крайних проявлений со стороны представителей Ватикана при осуществлении своей миссионерской деятельности в отношении народов, населяющих Северную и Южную Америку, Африку, островные государства при проведении колониальной политики западными странами.

Середина прошлого тысячелетия стала «золотым веком испанской короны», ее победоносными войнами в Европе, покорением Центральной и Южной Америк. Здесь нам представляется необходимым сделать акцент на последствия войны испанских католиков с маврами-мусульманами, которые владели Пиренеями с первой половины VIII века. Именно в эпоху арабского владычества были построены первые университеты в Испании, получили развитие математика, астрономия, медицина. При этом, наравне с маврами этими достижениями пользовались все жители страны. Население страны, исповедующее другие религии, не притеснялось на религиозной почве. В XV веке после окончательной победы испанцев-христиан над маврами, мусульман поставили перед выбором: перейти в христианство или покинуть страну. Такая же учесть была приготовлена и евреям, чья религиозная свобода при власти мусульман под вопрос не ставилась.

С этого момента Испания становится оплотом средневековой инквизиции. Погромы, охота за «ведьмами» и «еретиками», «святые» костры инквизиции быстро распространились по Западной Европе. Инквизиция смогла перешагнуть и на только что открытую Америку. Официальный тезис Римской католической церкви об «изначальной греховности индейцев» позволял католическим миссионерам путем угроз и физического насилия обращать коренные народы Америки в христианство. Примером этому является ярко выраженное теократическое государство, которое в течение 160 лет (1670–1768) существовало в Парагвае, где иезуиты создали посредством «божеских» законов один из самых свирепых и бесчеловечных режимов. Это было рабовладельческое государство, на территории которого индейцы подвергались самой жестокой эксплуатации в сочетании с духовным насилием, навязыванием католической веры. [4, с. 29]

В 1517 году на смену инквизиции пришла новая религиозная война -между католиками и протестантами — сторонниками Мартина Лютера. Она закончилась в 1555 г. подписанием Аугсбурского религиозного договора. Новый раскол породил очередную волну взаимного насилия и террора между конфликтующими сторонами. Так, характерным примером жестокости является массовое убийство во Франции гугенотов (протестантов) в «ночь длинных ножей» на праздник св. Варфоломея 24 августа 1572 г. Начавшиеся в Париже убийства продолжались несколько дней в провинции. Их жертвами стали около 30 тысяч человек. Так же в данном ряду сожжение на костре бывшего монаха Джордано Бруно в Риме в 1600 г. на площади Цветов. [5, с. 79]

История крещения Руси, так же имеет немало фактов, когда сторонники христианизации, используя политические ресурсы — возможности княжеской власти Владимира Святославовича, заставляли силой язычников принять православную веру. Это, естественно, приводило к тому, что сторонники языческих культов, а именно волхвы, которые не желая уступать своего доминирования православному духовенству, нередко организовывали антихристианские восстания (Суздаль — 1024 г. и Ростов — 1071 г.)39. Так же, следует отметить, что после завоевания Иваном Грозным Казанского Ханства (1552 г.), Астраханского Ханства (1556 г.), присоединения и добровольного включения Ногайской Орды и Башкирии в состав Московской Руси, отдельными представителями власти, одновременно являющимися адептами православия, предпринимались неоднократные попытки прозелитизма в отношении мусульман. «Результаты христианизации российских мусульман до второй половины XVIII в., несмотря на все усилия светских властей и Русской Православной церкви, оказались незначительными, а участие мусульман в ряде восстаний (1681 -1683 гг., 1733–1735 гг., 1735–1740 гг., 1755 г.) показали бесперспективность антимусульманской политики» [6, с. 147]. В итоге Екатерина II в 1764 г. закрыла Новокрещенскую контору в Казани и предприняла меры к законодательному оформлению веротерпимости в отношении ислама.

Сегодня, в практике политической деятельности, прежде всего в политике прозелетизма католической церкви можно также зафиксировать проявления экстремизма. Показательными примерами этого являются проявления конфронтации с православными приходами на западной Украине.

Среди различных религиозных организаций, наибольшей криминогенной опасностью характеризуются тоталитарные религиозные организации, что обуславливается самой их природой, полной непредсказуемостью действий, насаждением фанатизма среди своих сторонников, созданием предпосылок и планированием террористических актов, массовых беспорядков и самоубийств. История подтверждает опасность религиозного фанатизма.

 

Литература:

 

  1.      Бидова Б. Б. Психолого-политическое понимание экстремизма // Молодой ученый. — 2013. — № 1. — С. 259–260.
  2.      Федерн К. Данте и его время. — М.:Издание Товарищества И. Д. Сытина, 1911. 213с.
  3.      Скальфи Р. «Я с вами до окончания века»: Краткая история Католической церкви. — — М.: ХристианскаяРоссия, 2009. — С. 517.
  4.      Великович Л. Н. Черная гвардия Ватикана. — М.: Мысль, 1985. — 232с.
  5.      Франческо Руффини. Религиозная свобода. — М.: ИВИ РАН, 1995. — 199с.
  6.      Сосновских Елена Геннадьевна Трансформация государственно-конфессиональных отношений в 1985–1997 гг. (на материалах Челябинской области): Дис....канд. юрид. наук. — Челябинск, 2014. — 279с.
Основные термины (генерируются автоматически): крестовый поход, VIII, XII-XIII, Западная Европа, Испания, католическая церковь, религия, Южная Америка.


Задать вопрос