Исследована история заката рыцарства, история первой волны феминизма, история классического женского костюма. Изучен статус обуви на каблуке. Проанализированы модные тенденции с уклоном на «женское рыцарство» последних лет. Сгруппированы рыцарские элементы для создания дизайна обуви. Описан авторский стиль дизайна обуви. Приведён SWОT-анализ. Представлен эскиз «Стальная туфелька» авторского дизайна.
Ключевые слова: рыцарь, сбруя, доспехи, костюм, женщина, феминизм.
The history of the decline of chivalry, the history of the first wave of feminism, history of the classic women’s costume was investigated. Studied the status of shoes with heels. Fashion trends with a focus on «female chivalry» of recent years are analyzed.Knightly elements are grouped to create a shoe design. The author's style of shoe design is described. A SWOT-analysis is provided. Sketches «Steel shoe» of the author's design are presented.
Keywords : knight, harness, armor, suit, woman, feminism.
Рыцарская мода, возможно, навсегда останется частью мужского исторического костюма. Основным материалом являлась не практичная ткань, а тяжёлая сталь.
Множество элементов мужского гардероба переходит в женский, и это не только мужской костюм, но и рыцарские доспехи. Такой образ, на данный момент, предлагает лишь высокая мода. Отсутствие рыцарской моды в повседневном стиле женщины стало волнующей проблемой исследовательской работы. Тема актуальна, так как современная женщина нуждается в более сильном выделении своих сильных качеств.
Целью исследования стало создание коллекции обуви, отражающей характер современной женщины.
Новизной исследования является рыцарская мода в повседневном стиле.
Следует решить ряд задач: изучение истории заката рыцарства, истории первой волны феминизма, истории женского классического костюма, поиск рыцарских элементов в моде, предложение обуви, отражающей дух современной женщины.
Незабываемая пора милых принцесс и отважных рыцарей осталась только на страницах истории. Война скинула платье с женского тела и заковала его в мужской костюм, а рыцарские доспехи были переплавлены в памятники победы.
Период заката рыцарских доспехов можно разделить на два этапа. Первый, начальный, охватывает XVI век, второй, «период полного упадка», занял следующий, XVII век. На Западе возобладал практичный подход, что привело к унификации и упрощению защитного снаряжения и вооружения. Несмотря на все попытки сделать их более легкими, после 1600 года они практически вышли из употребления, и впоследствии их видели только на парадах [3, с. 152–162].
Сражения стали борьбой двух полов — женщины, тоже, могут защищать свою честь. Матриархат присущ не только королевским временам, но и XXI веку. Роль руководителя, солдата, спортсмена, ученого, революционера, президента стала играть и женщина. Она заняла практически каждую сферу жизни, в которой движущим звеном являлся всегда мужчина. Кодекс рыцаря, отчасти, стал частью современной женщины — она храбра, верна своему слову, совершает подвиги, не терпит «трусость», защищает честь дам.
В 1850–1860-е годы женщины повсеместно в Европе объединялись для борьбы со своим подчиненным положением в обществе. Феминизм первой волны произрос из женского вопроса, вставшего в третьей четверти XVIII века. Он оказался следствием попыток литераторов и философов эпохи Просвещения, таких как Руссо, объяснить подчинённый статус женщины. Европа, озарённая сплохами Великой французской революции, стала ареной интеллектуальной борьбы, связанной с правами и обязанностями женщины. Волны этой борьбы сменяли друг друга: кампании против рабства, социалисты-утописты, евангелисты, либералы, политические радикалы, и революционеры. Эпоха Просвещения породила феминизм, создав новый образ мыслей [1, с. 299].
Термин «феминизм» и «феминистка» ввела в 1880-е годы Убертина Оклер во Франции для обозначения тех, кто занимался женским вопросом.
Первая мировая война определила бесповоротный путь от традиционных ценностей в сторону феминизма.
С началом войны началась широкомасштабная женская безработица. Поэтому они прогуливались вокруг лагерей, флиртовали с солдатами, приглашали их домой на чай, ходили с ними в пабы. О таких девушках говорили, что они страдают «лихорадкой хаки». Однако такие девушки не рассматривались, как невинные жертвы обстоятельств. Напротив, их считали распутницами, демонстрировавшими активную сексуальность. Демонстрация сопровождалась курением, выпивкой и бранью. Критики усмотрели выражение возрастающей независимости женщин от мужчин [1, с. 344].
С конца 1870-х годов женщины стали носить более короткие юбки. А уже в 1890-х годах перед нами предстает эмансипированная дама, которая зарабатывает себе на жизнь и отстаивает свои права.
К концу XIX столетия женщины отстояли своё право на существование черного цвета в своём гардеробе, когда изначально их цветами преимущественно были белые и другие светлые оттенки. Чёрный цвет ассоциировался с деловитостью, властью, но затем превратился в символ отрицания гендерных различий.
Женский костюм начал зарождаться в 1660-е годы, как костюм для верховой езды, начинающий включать в себя сочетание жакета и юбки. Данная форма одежды укрепилась в конце XIX века и стала классическим костюмом только после Первой мировой войны.
Понятие брючного костюма появилось только в 1930-х годах. Одно из первых появлений брючного костюма на страницах журнала датировано 1933 годом, где Марлен Дитрих позировала в летней двойке. Вплоть до 1950-х женщину в брючном костюме могли арестовать за то, что она обманывает людей, представляя из себя мужчину.
Запрет давно указан в Библии: «На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье. Ибо мерзок перед Господом, Богом твоим, всякий делающий сие». В средние века религия играла ключевую роль — ношение мужской одежды приравнивалось к тяжкому греху. Вспомним военачальницу и, впоследствии, французскую святую Жанну д’Арк — для нее по специальному разрешению были изготовлены рыцарские доспехи, и как за это её осудила церковь. На фоне туманных намеков на идолопоклонство и колдовство, ношение мужского костюма выдвигается в качестве едва ли не главной причины начала инквизиционного процесса.
В XX веке, с укреплением роли женщины в обществе, костюм стали носить не только мужчины.
С такой модной тенденцией, феминизм, боролся Кристиан Диор. Он не мог смириться с солдатским образом женщины и создаёт свой новый стиль.
New look был полной противоположностью военным силуэтам 1940-х годов, которые скрадывали и нивелировали женские фигуры, благодаря подкладным плечикам. Диор же приказал забыть привычно висевший в шкафу облик войны [4, с. 18].
Он создает женщину-цветок. Любовь к цветам берёт начало еще в детстве великого кутюрье. Он находит в последствии источник вдохновения в ней. Диор рассказывает, что рисовал женщин, напоминавших цветы. Больше всего он любил ландыши, но королевой садов считал розу, и, именно, розовый цвет был его любимым.
Революция оказала влияние на короткий период, и «женщина-воин» снова восходит на первое место.
Нам стало известно, что современная женщина носит мужской костюм, но какую же обувь?
Женские туфельки на высокой платформе в исторические времена играли большую роль. Женщины, которые хотели казаться выше, носили обувь на платформе. В Средневековой Европе особое место занимают пианели. Высота пианелей могла вознести их на полметра над землей. Пианели выбирали для себя куртизанки. Именно они чрезмерно себя украшают, чтобы привлечь внимание противоположного пола.
Выходили законы о запрете высоты платформы замужним и беременным женщинам. Тем не менее высота платформ постепенно увеличивалась. В 1470-х годах отец Эрнандо де Талавера, духовный наставник королевы Изабеллы Кастильской, утверждал, что видел собственными глазами чопины «высотой в локоть» [2, с. 66].
Роскошным гардеробом женщины могли заявить о собственном достатке и материальной независимости. Чопины становились идеальным инструментом для этой цели.
Образ куртизанки во второй половине XIX века соединял в себе представление о женской власти и способности к сексуальной манипуляции.
К началу 1980-х годов беспрецедентное число женщин начали претендовать на руководящие и ключевые позиции в деловом мире, соперничая с мужчинами. В мире моды пользовался популярностью «деловой стиль». «Платье для успеха» приобретал откровенно сексуальную коннотацию. Успешная бизнес-леди преставала агрессивной хищницей: она носила «убийственные» туфли на невероятно высоких острых шпильках [2, с. 195].
Ориентируясь на исторические аспекты, образ жизни и моду современной женщины, целью статьи стало создание дизайна обуви для женщины XXI века. Для этого необходимо исследовать модные тенденции и предложения модных дизайнеров аналогичные с нашей концепцией — «женщина-рыцарь».
Результат проведённого анализа показал, что:
- В моде 2021 весна/лето: цепи, сетка.
- В моде 2020 осень/зима: закрытое лицо, скромные чёрные платья в пол, мужские серые пальто, металлические цепи.
- В моде 2020 весна/лето: кринолины и турнюры, майки-алкоголички, кружево, рукава-фонарики, золотой цвет.
- В моде 2019 осень/зима: готический стиль, цепи, стиль гранж, корсеты, мужской костюм, подчёркивающий талию, огромные рюши, стиль милитари.
- В моде 2019 весна/лето: огромные банты, огромные шляпы, стиль викторианской эпохи, объёмные плечи, парча, пышные рюши и оборки, серебро, сетка, стиль милитари.
Следовательно, можно утверждать, что женщина в современном мире не только рыцарь, но и принцесса. В одной линии с такими брутальными трендами (цепи, сетка, стиль милитари и гранж) стоят необыкновенно женственные и, даже, королевские (викторианский стиль, платья в пол, металлические цвета, кринолины и турнюры).
Женщину в образе рыцаря любят воплощать Джон Гальяно, Жан Поль Готье, Александр МакКвин, Пако Рабан. Впервые женщину одел в рыцарские доспехи Пако Рабан. Его металлические платья-кольчуги появились в 1966 году. Он говорил, что создал платья из тяжёлых материалов, чтобы дать почувствовать женщинам их силу и могущество. Пако Рабан увидел в женщине не нежность и хрупкость, а мужские качества. Его платья отражали дух времени — начинающуюся эпоху феминизма.
В коллекции осень/зима 2006–2007 от Кристиан Диор женщина предстала в образе не только рыцаря, но и роскошной средневековой красавицы. Голову моделей украшали богатые бармицы, а само одеяние представляло собой платье, но одну сторону или руку модели защищала сбруя. Цвет рыцарского платья стал не только чёрным, стальным, бронзовым, золотым, что свойственно средневековью, но и нежно-розовым. Коллекция показывает, как изысканно женщина носит доспехи. Она говорит, что ей надо защищаться, но она по-прежнему грациозна и красива. Доспехи были представлены не только из стали, но также и из ткани, обильно инкрустированной.
Следовательно, можно утверждать, что сбруя, выкроенная из ткани, представляет собой не что иное, как сложнокроеный, облегающий тело, жакет. У сбруи и современного пиджака существует одна общая черта — это наплечники. Если ранее они защищали и были видны, то в современном костюме они называются «подплечники» и скрываются под одеждой. Служат для придания формы и объёма плечам.
На смену войне пришёл деловой образ жизни, и в нем участвуют, также, женщины. Доспехи сменил костюм.
Обувь начала приобретать рыцарские мотивы — это холодное оружие в оформлении каблука, металлические пластины в дизайне подошвы, шипы.
В результате оценки женщины на протяжении последних столетий и модных тенденций 2019–2020 года была создана коллекция обуви «Стальная туфелька», которая показала не только воинственный характер женщины, но и её привлекательность. Именно образ рыцаря был применён в дизайне обуви, так как он максимально выражает силу духа, свойственную даме конца XIX, XX и XXI века.
Коллекция «Стальная туфелька» представляет собой обувь для двух сезонов — босоножки (лето), сапоги (зима) и туфли. У них есть одна общая черта — они на высоком подъёме. Именно высота женской обуви придаёт грациозность, целеустремленность, властность не только внешнюю, но и внутреннюю.
Основным материалом обуви должна стать натуральная кожа, покрытая металлическим цветом. Он станет имитацией металла. Материалом отделки подошвы должны стать тонкие стальные пластины. Для внедрения на массовый рынок натуральную кожу следует заменить на искусственную, а стальные пластины — на стальное покрытие.
Оружие рыцаря отразилось в дизайне платформы и каблука. Сама же обувь воплощение сбруи (рис.1, рис.2).
Костюм рыцаря мог включать: баклер, бармицу, бацинет, белые доспехи, бувигер, верхний набедренник, гамбезон, готические доспехи, закрытые поножи, кирасу, кольчугу, наголенники, наколенники, налокотник, наплечник, ножные латы, сабатон, салад, стеганую куртку, сюркот, табард, сабатон.
Вооружением рыцаря могли стать: алебарда ангон, аркебуза, базилард, булава, вуж, гизарма, глевия, дирк, кинжал, копье, копье со шнуром, молот, пика.
Зимняя обувь включает в себя дизайн следующих рыцарских составляющих: алебарда (платформа), гамбезон, — летняя: алебарда и пика (каблук и платфома), закрытые поножи, — туфли: алебарда (платформа). В летнюю обувь включена шнуровка, которая была популярна в средневековые времена, — в туфли-кандалы, которые остались атрибутом Средневековья.
Сформированный дизайн возможно воплощать в разных сферах жизни — театральный костюм, сценический образ, праздничное мероприятие, повседневная жизнь.
Рис. 1. Дизайн зимней (а) и летней (б) обуви коллекции «Стальная туфелька»
Рис. 2. Дизайн туфли коллекции «Стальная туфелька»
Для внедрения идеи на рынок обуви необходимо было провести SWOT-анализ. Результаты показаны в таблице 1.
Таблица 1
SWOT -анализ коллекции «Стальная туфелька»
Преимущества ( S ) |
Недостатки ( W ) |
Отсутствие сабатона в современности Средневековый стиль в моде Спрос и предложение мужского стиля |
Отсутствие металла в обуви для массового рынка |
Возможности ( O ) |
Угрозы ( T ) |
Возвращение костюма рыцаря Положительное отражение образа — женщина-рыцарь Подражание образу Жанны д'Арк |
Появление конкуренции Религиозные осуждения |
Потребителем может стать большинство современных женщин, так как именно их властные черты в полной мере покажет через образ данная коллекция. Именно в таких босоножках, сапогах и туфлях женский пол будет чувствовать себя максимально гармонично.
С данной коллекцией женщина станет воплощением образа женского рыцаря и отражением эпохи женской эмансипации. Изощрённый каблук и платформа заставят боятся, металлическая отделка покажут стальной характер, а металлический цвет раскроет всю роскошность женской красоты.
Мода чувствует время, благодаря ей мы узнаём множество уникальных подробностей. Она хранит не только образцы прошлых лет, но и служит средством перевоплощения.
Металлический дизайн позволит будущему поколению почувствовать себя женщиной-рыцарем XXI века и, даже, самой Жанной д’Арк. Подобно золушке, потерявшей свою «хрустальную туфельку», современная женщина забыла свою «стальную туфельку» в средних веках.
Литература:
- Абрамс Л. Формирование европейской женщины новой эпохи. 1789–1918. / Л. Абрамс. _ М.: дом Гос. Ун-та Высшей школы экономики, — 2011, — 408 с.
- Обувь: от сандалий до кроссовок / Пер. с англ. Н. Горовой, Е. Демидовой, Е. Канищевой, Е. Кардаш, В. Кулагиной-Ярцевой, С. Силаковой. — М.: Новое литературное обозрение, — 2013, —376 с.
- Шпаковский В. История рыцарского вооружения / В. Шпаковский. — М.:Ломоносовъ, — 2013, — 208 с.
- Я — Кутюрье; Кристиан Диор и Я / Пер. с фр. А. А. Бряндинской. — М.: Этерна, 2018. — 440 с.