Авторы: Калашников Андрей Александрович, Жалбэ Вячеслав Георгиевич

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №28 (162) июль 2017 г.

Дата публикации: 11.07.2017

Статья просмотрена: 14 раз

Библиографическое описание:

Калашников А. А., Жалбэ В. Г. Фитнес-джампинг в процессе физического воспитания дошкольников // Молодой ученый. — 2017. — №28. — С. 102-105.



В статье представлен анализ научно-методической литературы, рассматривающей опыт использования современных фитнес технологий в процесс физического воспитания детей дошкольного возраста. В том числе применение средств вида спорта прыжки на батуте в составе нового направления фитнес-джампинга.

Ключевые слова: дошкольники, физическое воспитание, координационные способности, прыжки на батуте, фитнес-джампинг

Дефицит двигательной активности серьезно ухудшает здоровье растущего организма человека, ослабляет его защитные силы, не обеспечивает полноценное физическое развитие [11, 10]. Результаты исследования уровня развития кондиционных способностей детей, проживающих на Крайнем Севере, показали, что большинство из них (61–72 %) имеет уровень «ниже среднего» в соответствии с нормативами, разработанными для детей из центральных регионов нашей страны. По параметрам скоростно-силовых способностей, показатели лишь 3 % детей 5–7 лет находятся в пределах «выше среднего» уровня. В беге на выносливость результаты 4 % обследованных 5 и 7 лет и 1 % — 6 лет соответствуют уровню «выше среднего» [1]. Представленные данные позволяют говорить о том, что физическое воспитание в дошкольных учреждениях, зачастую, не справляется с задачей сохранения и укрепления здоровья детей, которую ставит Федеральный государственный образовательный стандарт. В большей степени это связано с недостаточной эффективностью физкультурных занятий, характеризующихся однообразием упражнений, низким уровнем интенсивности физической нагрузки, отсутствием заинтересованности детей в используемых средствах, недостаточной эмоциональностью.

Вместе с этим, нельзя не отметить, что в последнее время стали активно внедряться различные средства и методы для повышения уровня здоровья, физической подготовленности, а также интереса к занятиям физическим воспитанием. Так, например, авторы Г. Н. Пономарев, Н. В. Казакевич и др. применили детский фитнес в дошкольном образовательном учреждении. Педагогический эксперимент проводился четыре года, внедрялись различные фитнес-технологии (аква-гимнастика, степ-аэробика, фитбол-гимнастика). Проведенное исследование показало, что средства всех использованных видов фитнеса имели положительный результат в повышении физической подготовленности, а также широкий выбор средств детского фитнеса формирует интерес к занятиям физическим воспитанием [9].

Внедряются в процесс занятий с дошкольниками средства вида спорта прыжки на батуте. Этот вид спорта предусматривает выполнение спортсменом серии высоких сложно-координационных прыжков с многократными вращениями вокруг поперечной и продольной осей тела на специальных снарядах посредством использования упругой деформации опоры. Из исследований Казанцевой Н. В. мы видим положительное влияние занятий на состояние сводов стопы детей 5–7 лет. По окончанию 9-ти месячного эксперимента, особенностью которого стало использование средств вида спорта прыжки на батуте, на 62 % увеличилось количество детей с нормальным сводом стопы. В то время как занятия по традиционной методике коррекции плоскостопия дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения позволили улучшить показатели на 41 % [4]. Также с использованием прыжков на батуте была создана методика «Лого-батут» для обучения чтению детей, где ребенку предлагается прыгать на небольшом батуте и одновременно читать буквы вслух, слоги или слова. В результате у детей улучшились навыки чтения, исчез негативизм к чтению [3].

Важность развития координационных способностей, как возможности индивида, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регулировки двигательного действия, трудно переоценить. Не овладев в полной мере данными способностями невозможно максимально эффективно управлять своими движениями, проявлять быструю реакцию, контролировать свое тело в различных изменяющихся условиях, это говорит о том, что координацию важно развивать в дошкольном возрасте, когда наступает период оптимального развития этих способностей [2, 6, 7].

Изучение специфических координационных способностей детей дошкольного возраста, занимающихся прыжками на батуте и не занимающихся этим видом спорта, посещающих дошкольные образовательные учреждения, показало отличие в тестах, характеризующих перестроение к двигательному действию, способность к равновесию и к реагированию, что подтолкнуло нас на создание тренировочного модуля [8]. Использование комплекса упражнений на развитие специфических координационных способностей, состоящих из средств вида спорта прыжки на батуте в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста, без применения батута, показало, что упражнения более эффективно способствуют развитию координации, положительные результаты были выявлены в тестах на способность к равновесию, ориентированию в пространстве, к согласованности движений [5].

В последнее время создаются все больше направлений фитнеса, некоторые из которых внедряются в процесс физического воспитания дошкольников, школьников, а также студентов. Одним из разновидностей фитнеса с применением батута является фитнес-джампинг.

Фитнес-джампинг — это сравнительно новое направление фитнес-индустрии и представляет из себя сочетание аэробных (кардио) нагрузок, упражнений на формирование и укрепление основных групп мышц, а также комплекса на растяжку. Данная система фитнеса не имеет ограничений по возрасту. Джампинг предполагает использование круглых батутов, оснащенных ручками служащих опорой [12]. Благодаря прыжкам на батуте тренируется вестибулярный аппарат, укрепляется опорно-двигательный аппарат, также это профилактика плоскостопия, прыжки на батуте способствуют стимуляции внутренних органов, за счет чего происходит усиление циркуляции лимфы, при этом токсины выводятся из клеток, и к ним подводятся питательные вещества. Прыжки на батуте положительно сказываются на здоровье детей, постоянное смещение центра тяжести побуждает прыгуна к быстрой адаптации положения тела и компенсирующим движениям. При этом повышается координация и умение держать равновесие, что в дальнейшем пригодится при любой физической активности. Батут — это способ детоксикации и усиления иммунной системы. Но при этом существуют и противопоказания. Занятия на батуте не рекомендованы детям, страдающим бронхиальной астмой, диабетом, слабостью костной ткани [14].

При использовании батутов важно помнить о технике безопасности: устанавливать батут нужно только на твердую, ровную поверхность. Место установки должно быть свободно от препятствий и других объектов в радиусе 2 метра от батута, если не используется защитная сетка. Также при установке батута в помещении важно обратить внимание на расстояние до потолка [13].

Таким образом, анализ научно-методической литературы показал важность использования новых направлений фитнеса в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста, что позволит целенаправленно развивать координационные способности, активизировать двигательную активность, повышать эмоциональный фон занятий. Одним из таких направлений является фитнес-джампинг.

Литература:

  1. Ведерникова Л. В. Совершенствование координационных способностей дошкольников 5–7 лет, проживающих в регионах крайнего Севера / Л. В. Ведерникова: автореф. дисс. … канд. пед. наук. 2005. С. 8–9.
  2. Горская И. Ю. Развитие и совершенствование координационных способностей спортсменов с учетом уровня квалификации и индивидуально-типологических способностей: методические рекомендации / И. Ю. Горская, И. В. Аверьянов, А. М. Кондакова. — Омск: из-во СибГУФК, 2014. — 80 с.
  3. Ефимова В. Л., использование методики «лого-батут» в процессе педагогического сопровождения младших школьников с учебными затруднениями // историческая и социально-образовательная мысль. 2015. № 6–1 том 7. — С. 290.
  4. Казанцева Н. В. Использование прыжков на упругой опоре для коррекции плоскостопия у детей дошкольного возраста / Н. В. Казанцева // Вестник Красноярского государственного педагогического им. В. П. Астафьева. 2010. № 3. 2–3 с.
  5. Калашников А. А. Эффективность использования средств вида спорта прыжки на батуте в физическом воспитании детей дошкольного возраста / А. А. Калашников, Р. Ф. Хазиева // Теория и практика современной науки»Образование и педагогика. — 2017. — № 6 (24).
  6. Лях В. И. Координационные способности: диагностика и развитие / В. И. Лях. — М.: ТВТ Дивизион, 2006.
  7. Пащенко Л. Г., Гончарова Ю. О. Развитие координационных способностей у юных акробаток / Семнадцатая региональная студ. науч. конф. Нижневартовского государственного университета: Статьи докладов (г.Нижневартовск, 2–3 апреля 2015 года). — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. ун-та, 2015. С. 655–657.
  8. Пащенко Л. Г. Изучение координационных способностей детей, занимающихся прыжками на батуте/ Л. Г. Пащенко, Р. Ф. Хазиева, А. А. Калашников // Культура, наука, образование: проблемы и перспективы: материалы VI международной научно-практической конференции Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2017. Ч. I. Общественные и гуманитарные науки. — С.347–349.
  9. Пономарев Г. Н. Применение детского фитнеса в дошкольных образовательных учреждениях / Г. Н. Пономарев, Н. В. Казакевич, Кузьмина С. В. // Культура физическая и здоровье. — 2013. — № 4 (46). С. 20–23.
  10. Холодов Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. — 5-е изд.,стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — С.
  11. Храмцов П. И. Состояние здоровья и образ жизни современных дошкольников /П. И. Храмцов, Березина Н. О. // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста». — 2014. № 2. С. 1–3.
  12. Джампинг фитнес // Sportwiki, спортивная энциклопедия. URL: http://sportwiki.to/Джампинг_фитнес (дата обращения: 4.07.2017).
  13. Мини батут, инструкция по использованию // Hast tings. URL: http://dostsport.ru/d/754231/d/information_items_property_726.pdf (дата обращения: 5.07.2017).
  14. Польза прыжков на батуте для детского здоровья // Батутный парк «Маугли». URL: https://maygli-jump.ru/stati/polza-batuta-dlya-detskogo-zdorovya/ (дата обращения: 5.07.2017).
Основные термины (генерируются автоматически): детей дошкольного возраста, координационных способностей, вида спорта прыжки, физического воспитания, средств вида спорта, воспитания детей дошкольного, физического воспитания детей, процессе физического воспитания, способностей детей, координационных способностей детей, физического воспитания дошкольников, специфических координационных способностей, процесс физического воспитания, занятиям физическим воспитанием, способностей детей дошкольного, координационных способностей дошкольников, кондиционных способностей детей, анализ научно-методической литературы, международной научно-практической конференции, развития координационных способностей.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос