Развитие наставничества, текущие вопросы и перспективы медицинской отрасли в Костанайской области | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Медицина

Опубликовано в Молодой учёный №26 (160) июнь 2017 г.

Дата публикации: 05.07.2017

Статья просмотрена: 317 раз

Библиографическое описание:

Тютенова, Ж. А. Развитие наставничества, текущие вопросы и перспективы медицинской отрасли в Костанайской области / Ж. А. Тютенова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 26 (160). — С. 68-71. — URL: https://moluch.ru/archive/160/45021/ (дата обращения: 16.12.2024).



В последние несколько лет тема наставничества стала чаще возникать среди актуальных проблем управления персоналом. Необходимость развития человеческого ресурса сегодня ни у кого не вызывает сомнений. Без высококвалифицированных кадров сложно начать какое-либо серьезное дело и практически невозможно развивать его в дальнейшем.

В современных условия наставничество выступает как очень удобный и эффективный метод, он не только экономичен и прост в использовании, но и прекрасно подходит для сохранения и передачи накопленного в учреждении опыта. Кроме того, он способен существенно помочь при решении проблем, связанных со старением кадров и просто с подготовкой специалистов в отрасли [1].

Популярность наставничества в системе здравоохранения Республики Казахстан одно из актуальных направлений. Вместе с тем, учитывая большое количество молодых специалистов, вопрос их компетентности напрямую отражает эффективность систем здравоохранения и качество оказания медицинских услуг.

Развитие такого важного направления, как наставничество, рекомендованного Государственной программой развития здравоохранения Республики Казахстан «Денсаулық» на 2016–2019 годы позволит разработать принципы и механизмы адаптации в медицинских организациях, особенно для молодых специалистов. Это позволит использовать профессионализм и опыт старших организаторов здравоохранения, врачей-специалистов для обучения молодых специалистов.

Разработанный план по развитию наставничества в системе здравоохранения Костанайской области проводится по трем направлениям.

Утвержден Меморандум о сотрудничестве, в рамках которого созданы благоприятные условия для развития наставничества (рисунок 1).

Рис. 1.

Закреплены договорные отношения между ГУ «Управление здравоохранения акимата Костанайской области» и медицинскими организациями, и определены наставники, из числа высококвалифицированных сотрудников, проводящие в индивидуальном порядке работу с молодыми специалистами по их адаптации к профессиональной деятельности, профессиональному развитию, обладающие высоким профессиональными качествами, практическими знаниями и опытом. Молодым специалистам выдаются подъемные денежные средства за счет бюджета области, выдается жилье, в свою очередь молодой специалист обязан отработать в медицинской организации не менее 5 лет, согласно договора (рисунок 2).

Рис. 2.

Также соответственно между медицинской организацией, наставником и молодым специалистом заключен договор, в котором определены права и обязанности наставника. Также предусмотрено соглашение к трудовому договору наставника, в котором определено вознаграждение за труд наставника, объем работы и сроки выполнения.

По следующему направлению издан приказ ГУ «Управление здравоохранения акимата Костанайской области» по развитию наставничества, разработано положение и концепция, создана рабочая группа, в состав которой вошли заместитель акима Костанайской области, руководитель Управления здравоохранения, председатель профсоюза работников здравоохранения, председатель Ассоциации независимых экспертов и другие ключевые специалисты, разработан план мероприятий по координации работы, оказании организационно-методической помощи по эффективному развитию наставничества в здравоохранении области (таблица 1).

Таблица 1

План работы рабочей группы по развитию наставничества всистеме здравоохранения Костанайской области

Мероприятия

Разработка и реализация единой кадровой политики и программ по управлению человеческими ресурсами с целью качественной подготовки и распределения медицинских работников в соответствии с потребностью в медицинских организациях области.

Аналитический отчет обеспеченности кадрами в отрасли здравоохранения области, оценка рисков рынка труда.

Определение структуры требуемых специальностей и квалификаций в соответствии со стратегией развития и потребности врачебных кадров в здравоохранения Костанайской области.

Координация и управление проектом по развитию наставничества в медицинских организациях области.

Оказание организационно-методической и практической помощи руководителям медицинских организаций в планировании их работы по обучению молодых специалистов отрасли.

Участие в разработке юридических документов для реализации проекта по развитию наставничества в системе здравоохранения области.

Обеспечение поддержки, направление и контроль мероприятий в области обучения и подготовки медицинских кадров здравоохранения области

Организация и проведение комплексной оценки по эффективности проводимого проекта по развитию наставничества в системе здравоохранения области.

Анализ деятельности рабочей группы с отчетом не реже одного раза в месяц.

В рамках проводимой работы в области не реже двух раз в год в соответствии с Меморандумом о сотрудничестве руководителям медицинских организаций необходимо посещать медицинские вузы с целью привлечения молодых специалистов в Костанайскую область с обязательным участием в ярмарке вакансий. Разработаны типовые договора по обучению (бакалавриат/резидентура/магистратура), которые планируется подписывать по соглашению сторон. По проекту планируется предусмотреть заключение договоров со студентами разных курсов и медицинскими организациями, согласно которых у студента появится возможность еще получения послевузовского образования (магистратура, резидентура) и получить узкую специальность, востребованную на рынке труда и закрепиться в Костанайской области.

Данное направление, такое как, обучение в магистратуре или резидентуре планируется реализовать при наличии финансовой возможности студентам, обучающихся за счет медицинских организаций, так и молодым специалистам, работающим в лечебно-профилактическом учреждении по специальности, за счет государственных средств акимата Костанайской области, медицинских организаций и иных спонсорских средств (коммерческие банки, спонсоры). В свою очередь молодой специалист будет обязан отработать в медицинской организации не менее 5 лет.

Третье направление реализации развития наставничества в области включает в себя проведение профессиональной ориентации среди учащихся школ 9–11 классов постоянно в течение года по освещению информационно-разъяснительной работы про систему здравоохранения, за руководителями медицинских учреждений закреплены города и районы области на территории которой находятся средние и средне-специальные учебные заведения.

В том числе ГККП «Костанайский медицинский колледж» на плановой основе также проводится профессиональная ориентация учащихся после окончания колледжа на получение высшего медицинского образования.

Внедрение оптимальных механизмов развития кадровых ресурсов, направленных на подготовку, поддержание, сохранение и эффективное использование имеющихся ресурсов — является одним из важных направлений кадровой политики в здравоохранении. Важное значение имеет стимулирование и мотивация медицинских работников к качественному выполнению своих обязанностей по средством укрепления мер социальной поддержки медицинских работников и эффективных мотивационных механизмов удержания кадров. Приоритетом остается привлечение и сохранение медицинских кадров посредством материального стимулирования: возможность получить ведомственное жилье, подъемные финансовые средства и получение послевузовского образования.

Таким образом, реализация развития наставничества в области, приведет к закреплению молодых врачей в области, быстрой адаптации на рабочем месте, передаче опыта и профессионального мастерства от врачей старшего поколения молодым специалистам, а как следствие качественной и доступной медицинской помощи, соответственно к повышению удовлетворенности пациентов.

Литература:

  1. Теплов А. О. Методы оценки эффективности наставничества // Государственное управление. Электронный вестник. 2011. – Вып.28. Сентябрь.
Основные термины (генерируются автоматически): Костанайская область, развитие наставничества, медицинская организация, молодой специалист, рабочая группа, Казахстан, медицинская организация области, послевузовское образование, система здравоохранения, Управление здравоохранения.


Похожие статьи

Развитие компетентностей обучающихся в контексте сотрудничества вуза и школы

Региональные проблемы энергосбережения и пути их решения в Орловской области

Актуальные проблемы управления и направления развития системы социальной защиты населения в Ростовской области

Взаимодействие семьи и школы в рамках экологического воспитания обучающихся на примере МАОУ Константиновской СОШ городского округа Домодедово

Роль и особенности компетенций исполнительной власти Приморского края в развитии компаний сферы здравоохранения

Выявление проблем и перспектив развития жилищно-коммунального хозяйства в г. Арсеньеве

Научный и технологический потенциал Булунского района в рамках создания Арктического кластера

Становление профессионального туристского образования в Калининградском регионе

Анализ проблем развития местного самоуправления в регионе с выявлением административно-территориальных барьеров для развития МСУ в Акмолинской области

Формирование информационно-аналитических умений у младших школьников на уроках чтения в средней общеобразовательной школе № 6 г. Верхнего Уфалея Челябинской области

Похожие статьи

Развитие компетентностей обучающихся в контексте сотрудничества вуза и школы

Региональные проблемы энергосбережения и пути их решения в Орловской области

Актуальные проблемы управления и направления развития системы социальной защиты населения в Ростовской области

Взаимодействие семьи и школы в рамках экологического воспитания обучающихся на примере МАОУ Константиновской СОШ городского округа Домодедово

Роль и особенности компетенций исполнительной власти Приморского края в развитии компаний сферы здравоохранения

Выявление проблем и перспектив развития жилищно-коммунального хозяйства в г. Арсеньеве

Научный и технологический потенциал Булунского района в рамках создания Арктического кластера

Становление профессионального туристского образования в Калининградском регионе

Анализ проблем развития местного самоуправления в регионе с выявлением административно-территориальных барьеров для развития МСУ в Акмолинской области

Формирование информационно-аналитических умений у младших школьников на уроках чтения в средней общеобразовательной школе № 6 г. Верхнего Уфалея Челябинской области

Задать вопрос