Социально-политический, духовно-просветительский рост в единстве с наукой о языке | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №25 (159) июнь 2017 г.

Дата публикации: 19.06.2017

Статья просмотрена: 13 раз

Библиографическое описание:

Тожиева, Г. Н. Социально-политический, духовно-просветительский рост в единстве с наукой о языке / Г. Н. Тожиева, Д. О. Боймирова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 25 (159). — С. 344-346. — URL: https://moluch.ru/archive/159/44667/ (дата обращения: 17.12.2024).



Наука и общество — явления смежные. Это взаимосвязанные друг с другом понятия. Науку не следует понимать вне общества и его развития. Не зря в “Национальной программе подготовки кадров” Республики Узбекистан наука, общество и производство толкуются как составные части единого целого.

Наука не только является системой и комплексом объективных знаний о мире, она также является формой социального сознания, играющей важную роль в преобразовании природы и общества, подчинению природы человеку, реформировании общества на основе требований человеческих потребностей, его реорганизации и развитии. Даже если игнорировать влияние науки на общество, она останется в тесной взаимосвязи с обществом как разновидность социального сознания. В силу этого, когда речь идёт о социальных ценностях, все утверждают, что наука является одной из основных её составных частей после духовности. Наука имеет огромное значение в экономическом, социально-политическом, нравственно-духовном, технико-технологическом развитии общества. Она выполнила функцию локомотива в формировании и развитии социального и индивидуального мировоззрения, налаживании и росте образования и воспитания, утверждении нравственных факторов в рамках социальных требований, организации и развитии системы управления, физическом, интеллектуальном и духовном совершенствовании личности. Невозможно представить современное состояние цивилизации, социально-экономическое развитие вне науки и духовности. Подобно тому, как наука берёт на себя социальный заказ на основании требований общества, в свою очередь, общество не может не обращаться к науке в процессе внедрения достижений науки в производство. В целом, “если наука действует в среде обитания человека — природе (от процессов метагалактики до интеллектуальной деятельности) и обществе (от деятельности ООН до духовности личности), религия касается внутреннего мира человека — души и духовного мира. Обе сферы соприкасаются с мостами сознания и мышления”. [1,42]

Социальность науки, прежде всего, проявляется в его гуманизме, служении интересам человека, адаптации природы и общества для человека. В целом наука формируется и развивается в силу потребности и в целях совершенствования изучаемых объектов для интересов человека или облегчения его использования людьми. Поэтому “в основе всякой науки лежит наблюдения людей над природой. Человек с помощью органов чувств ощущает элементы окружающего его мира. Он сравнивает их с другими, определяет общие и отличительные черты. Затем приходит к определенным заключениям. Следовательно, любая наука появляется благодаря наблюдениям человека, в процессе познания, в результате него” [3,7].

Неоценима роль социально-гуманитарных наук в целостности и развитии общества, правильности и эффективности пути развития, влияния социальной структуры на членов общества. Безусловно, влияние социально-гуманитарных наук на точные и, наоборот, является явлением бесспорным. Абу Наср Фараби — известный всему миру как “второй учитель” (“Муаллимус-соний”) ‑ различает два противоположных уровня знаний, а в своей книге “Ихсо ал-улум” (“О происхождении наук”) выдвигает тезис, что “в мире нет ничего, кроме субстанции (жавхр) и акциденции (ораз) и Милосердного творца — создателя субстанции и акциденции” [5,151], и это стало переворотом в развитии теория познания. Приведенные ниже взгляды доказывают, что его философские взгляды о субстанции и акциденции залегли в основу основных категорий и понятий точных наук: “...число, образуемое из множества единиц, образовано благодаря дроблению различными путями субстанции на части и составлению его из различных частей. В силу того, что субстанция по природе может делиться на неограниченное количество частей, числительное тоже по природе не ограничено. Наука о числительных — это наука, направленная на умножение друг на друга частей субстанции, деление одного на другое, прибавление одного к другому, вычитание одного от другого, если у этих частей есть основа, нахождение его основы и определения их баланса. Из выше приведённого выясняется, что генезис числительного, его формирование и умножение привёл его к самостоятельному существованию, четко выясняется причина его самостоятельного существования, причина воплощения возможности в действительность, превращения небытия в бытие. Эту науку греческие мыслители называют арифметикой.” [5,174–175]. Или “В ХIX-XX вв. на Западе на основе развития производства развивалось производство электрического тока, процветала ядерная и радиационная физика, действие приблизилось к скорости света, изобретены ускорители. Эти технические достижения поставили на повестку дня в социально-гуманитарных науках различие познавательных (теоретический, интеллектуальный, рациональный, теоретический) и осязаемых (материальный, чувственный, вещественный, эмпирический) знаний, в развитии социального сознания непрерывной цепи осязаемый→сознательный→осязаемый→сознательный... и методологию опирания на них в практических анализах” [4,46].

Философские и духовно-нравственные взгляды во все времена оказывали сильное воздействие на точные науки. В частности, “диалектический метод Ф. Гегеля в начале

XX века в научно-философском учении Европы оказал сильное воздействие на формирование и развитие теории относительности А. Эйнштейна, которая стала в физике переворотом, наряду с другими науками она оказала влияние и на языкознание” [2,7].

Наука языкознание отделилась от состава других наук в XIX веке, однако история её формирования и развития насчитывает три тысячелетия. До формирования языкознания в качестве самостоятельной науки оно развивалось в составе философии, логики. (Однако следует отметить, что и сегодня оно в полной мере способно решать свои проблемы лишь благодаря тесному взаимодействию с ними, что ярко бросается в глаза в современных тенденциях интеграции науки). Позже оно попало в окружение естественных наук. “В частности, в середине XIX века, в эпоху процветания естественных наук под влиянием учения Ч. Дарвина усилилось влияние дарвинизма на языкознание. В языкознание появилось натуралистическое направление под руководством немецкого учёного А. Шлейхера. Сторонники этого направления старались применить законы биологии по отношению к истории внутреннего строения языка. Они старались рассматривать языкознание как биологическое явление, а языкознание толковали как биологическую науку. В результате языкознание оказалось в плену естественных наук” [4,22]. И только к XIX веку изменение геополитической ситуации мира привело к отделению лингвистических наук от естественных и стало развиваться отдельно.

Время и наука развиваются сообща, в унисон. Именно поэтому “каждая эпоха ставит перед наукой определенные цели и требования. Развитие наук тесно взаимосвязано с передовой философской мыслью этого времени, достижениями передовых отраслей науки своей эпохи. В силу того, что источники различных наук многогранны, ведущая философская мысль своей эпохи определяет, каким сторонам источников изучения необходимо уделять особое внимание, устанавливает пути отражения существующих в бытие законов в логических категориях. Именно в этом заключается методологическое значение философии, его непосредственное влияние на другие науки” [2,7].

Несмотря на то, что языкознание в XIX веке стало самостоятельной наукой и выражает своё отношение к требованиям времени в рамках своих проблем, оно и в составе других наук брало на себя социальный заказ и занималось её исполнением. Наблюдение за этим на фоне социально-политического и духовно-культурного развития ещё больше дополняет наши представления.

Литература:

  1. Абдулла, Аъзам. Фан ва дин. Муносабат диалектикаси //«Тафаккур», 1999, — № 1. — Б. 42.
  2. Неъматов Ҳ., Бозоров О. Тил ва нутқ. — Тошкент: Ўқитувчи, 1989. ‑ 32 б.
  3. Нурмонов А., Йўлдошев Б. Тилшунослик ва табиий фанлар. — Тошкент: “Шарқ” НМАК Бош таҳририяти, 2001. ‑ 160 б.
  4. Неъматов Ҳ. Градуал тилшунослик — ахборот асри талаби // Ўзбек тилшунослиги масалалари. — Қарши: “Насаф” нашриёти. — № 3. — Б.46.
  5. Фаробий Абу Наср. Фозил одамлар шаҳри. –Тошкент: 1983. — Б.151.
Основные термины (генерируются автоматически): наука, общество, социальное сознание, языкознание, интерес человека, развитие, самостоятельная наука, самостоятельное существование, сильное воздействие, социальный заказ.


Похожие статьи

Воспитание духовного развития молодежи в изучении социально-гуманитарных дисциплин

Формирование духовно-нравственной культуры в процессе подготовки специалистов высшей школы

Формирование базовых национальных ценностей на основе коллективно-творческой деятельности обучающихся

Познание родного края посредством эколого-туристической деятельности

Воспитание молодежи в духе патриотизма, толерантности в преподавании социально-гуманитарных дисциплин

Историко-краеведческая работа как одно из приоритетных направлений гражданско-патриотического воспитания школьников

Духовно-нравственное воспитание учащихся в контексте принципов «народной экологии»

Формирования этнокультурных навыков детей дошкольного возраста посредством приобщения к национальным и социокультурным традициям Дагестана

Актуальность самосознания и восстановление исторической и культурной памяти своего народа

Интеллектуальный и духовный потенциал — решающий фактор успешного воспитания молодёжи

Похожие статьи

Воспитание духовного развития молодежи в изучении социально-гуманитарных дисциплин

Формирование духовно-нравственной культуры в процессе подготовки специалистов высшей школы

Формирование базовых национальных ценностей на основе коллективно-творческой деятельности обучающихся

Познание родного края посредством эколого-туристической деятельности

Воспитание молодежи в духе патриотизма, толерантности в преподавании социально-гуманитарных дисциплин

Историко-краеведческая работа как одно из приоритетных направлений гражданско-патриотического воспитания школьников

Духовно-нравственное воспитание учащихся в контексте принципов «народной экологии»

Формирования этнокультурных навыков детей дошкольного возраста посредством приобщения к национальным и социокультурным традициям Дагестана

Актуальность самосознания и восстановление исторической и культурной памяти своего народа

Интеллектуальный и духовный потенциал — решающий фактор успешного воспитания молодёжи

Задать вопрос