Лингвоэкология как междисциплинарная наука | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (63) апрель 2014 г.

Дата публикации: 19.03.2014

Статья просмотрена: 4933 раза

Библиографическое описание:

Семчук, Е. В. Лингвоэкология как междисциплинарная наука / Е. В. Семчук. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 4 (63). — С. 1233-1235. — URL: https://moluch.ru/archive/63/9073/ (дата обращения: 16.11.2024).

Лингвоэкология как наука способствует формированию лингвоэкологической компетентности языковой личности.

Lingvoecology as a science promotes to form lingvoecological competence of language person.

Язык — средоточие и выражение народного духа, настроения, стиля жизни современного общества. Чтобы понять, что такое язык — речь — слово для современного общества, надо осознать в полной мере классическое понимание Слова, лежащее в основе европейской философии жизни: «В начале было Слово…»Слово есть Бог, Бог есть Дух. Бог есть Любовь. И все эти категории отражены в человеческом слове.

«Народ выражает себя всего полнее и вернее в языке своем…»(И. И. Срезневский). Сегодня это значит: народное благополучие, здравие духовное и телесное,благоденствие, все формы народной жизни связаны с устройством современного языка.

Язык — это прежде всего тексты, словесная действительность, средство общения и взаимодействия, организация жизни во всех ее сферах. Совокупность словесных текстов составляет науку словесности, но охватить современную словесность — почти непосильная задача, ибо мы живем в огромном количестве текстов и неудобство нашей жизни связано с огромными речевыми нагрузками, которые предлагают жизнь в новом информационном обществе. Общество, дух которого по преимуществу упадочен, вульгарен, пошло-развлекателен, не может решить долгосрочные проблемы.

Лингвонаука — новая наука, появившаяся в 90х годах ХХ века, хотя впервые понятие экологии в лингвистическом контексте было употреблено американским ученым Э.Хаугеном еще в 1972 году в работе «Экология языка» [1].

Хотя, в последние 15–17 лет словарный запас русского языка расширился, судя по толковым словарям конца ХХ века и начала Х1 века, слово «лингвоэкология», появившееся в конце прошлого века, там не написано, оно осталось без внимания современных лексикографов [2;3].

Лингвоэкология — это метанаука(мета… от греч. meta — между, после, через. Часть сложнных слов, означающих промежуточность, следование за чем-либо, переход к чему-либо другому) [4], так как она возникла на стыке двух наук — лингвистики и экологии. Лингвистика — наука о языке [5] + экология (от греч. — дом) — наука о взаимоотношениях живых организмов и их сообществ друг с другом и окружающей средой. Термин был предложен в 1866 году немецким зоологом Э. Геккелем. В ХХ веке в следствие загрязнения окружающей среды и разрушительным воздействием человека на природу экология приобрела особое значение, как глобальная проблема современности.

В наши дни «изучение общих закономерностей взаимоотношений природы и общества выделяют в особое направление» [6], это экология человека, так как человек стал жертвой своих деяний, физически, морально и нравственно разрушая себя. И как следствие, в новом толковом словаре ХХ века понятие «экология» имеет уже четыре значения:1.Ком-плексная, социально-ориентированная наука, изучающая взаимодействие биосферы и общества; 2. Окружающая человека среда; природа, как сфера его деятельности; 3.Комплекс научных дисциплин и практических мер по изучению воздействия деятельности человека на природу; забота об окружающей среде; 4.Чего, какая. Перен. Чистота, правильность, обусловленные гармоничным соотношением элементов; забота о такой чистоте. (Экология языка). [7].

Лингвистическая экология — интегративная наука, которая рассматривает проблемы лингвистики в рамках экологической науки, являясь составной частью экологии культуры. Название этой молодой науки в научной литературе двояко — лингвоэкология и эколингвистика. Занимаясь изучением социолектов (языка в зависимости от социальной среды), а также влиянием различных социальных факторов на развитие языка и речи, лингвоэкология (далее — ЛЭ) предметом своего внимания избрала изучение экологического состояния как национального языка, так и его социолектов, формируемых и языком, и самой языковой личностью. Главной задачей ЛЭ является диагностика современного состояния языка, языкового и информационного пространства антропонимов с целью сохранения, оздоровления и реанимирования разрушенных языковых компонентов и явлений, а также изучение языковой личности как носителя языка и творца речевой, коммуникативной деятельности, усилия которой следует направлять на создание положительного биоэнергетического поля и «формирования гуманистического, инвайронментального (в переводе с англ. — среда обитания) образа мышления» [8].

У истоков ЛЭ стояли зарубежные ученые Э.Хауген, У. Маккей, А. Филл. В отечествен-ном языкознании факторы этой новой науки использовались учеными В. А. Виноградовым. А. И. Коваль, В. Я. Порковским. Большой вклад в ЛЭ внесли и продолжают вносить ученые- лингвисты Л. В. Савельев, Л. И. Скворцов, А. П. Сковородников и др.

Лингвоэкология — пограничная дисциплина, лежащая между языкознанием, социологией и экологией. У каждой науки есть какие-то общие точки соприкосновения, общие сферы, в которых они взаимодействуют. ЛЭ взаимодействует с языкознанием, с социо-, психо-, этнолингвистикой, герменевтикой, экологией, биологией, культурологией, этикой, педагогикой, методикой языка и культурой речи.

Языкознание — (лингвистика) наука об общих законах строения и функционирования человеческого языка. С точки зрения аспектов изучения языка выделяются внутренняя и внешняя лингвистика. К внутренней лингвистике относятся: общее языкознание, сравнительно-историческое и сопоставительное языкознание, области языкознания, которые изучают разные уровни языковой системы: фонетика, фонология, грамматика, лексикология, фразеология… Внешняя лингвистика (паралингвистика, этнолингвистика, психолингвистика, социолингвистика и т. д.) изучает аспекты языка, связанные с функционированием говорящего человека в обществе…(См. «Советский энциклопедический словарь». (далее — СЭС) — С.1586). Следовательно, ЛЭ относится к внешней лингвистике, так как изучает экологический аспект языка носителей речи.

ЛЭ обращается также к истории языка, а точнее к этимологии, но с целью восстановления формы и лексического значения слова в связи с его частичной или полной деформацией в ходе современного языкового процесса, так как этимология (от греч. истина и понятие) изучает:1. Происхождение слова или морфемы, 2.Представляет раздел языкознания, занимающийся изучением первоначальной словообразовательной структуры слова и выявлением элементов его древнего значения (См. СЭС — С. 1574).

Экстралингвистические приемы коммуникации, сопровождающие речевой акт, являются также предметом пристального внимания ЛЭ, потому что от условий и характера речевого поведения общающихся зависит чистота и степень «загрязнения» языкового пространства, созданного коммуникантами. Очень важны и биоэнергетические посылы, заполняющее биоэнергетическое пространство участников диалога и полилога.

Воспитанию речевого поведения, такта, формированию внутренней и внешней культуры, интеллигентности способствуют и знания этикета и этики, и культуры речи, что в совокупности также концентрирует в себе ЛЭ как предмет исследования.

В статье указаны основные междисциплинарные связи лингвоэкологии, науки, способствующей становлению и формированию лингвоэкологической компетентности языковой личности.

Литература:

1.      Haugen E. The ecology of language. — Stanford, 1972.

2.      Толковый словарь современного русского языка. Языковые изменения конца ХХ столетия:более 7000 слов и устойчивых словосочетаний / ИЛИ РАМ // Под ред Г. Н. Скляревской. М.: Астрель; Транзиткнига, 2005.

3.      Толковый словарь русского языка начала ХХ1 века. Актуальная лексика / Под ред Г. Н. Скляревской. М.: Эксмо, 2006. (Библиотека словарей).

4.      Герд А. С. Введение в этнолингвистику: Курс лекций и христоматия. — Изд. 2-е испр. — СПб.: Изд-во СПбГУ,2005.

5.      Аннушкин В. И. Русский язык и духовное состояние общества. /http://www/portal-slovo.ru.

Основные термины (генерируются автоматически): внешняя лингвистика, наука, окружающая среда, языковая личность, век, изучение, культура речи, речевое поведение, слово, современное общество, экология, язык, языкознание.


Похожие статьи

Лингвокультурологическая интерференция как коммуникативная помеха в процессе межкультурной коммуникации

Роль языкового сознания в формировании общекультурных компетенций

Понятие лингвострановедения и возможности лингвострановедческого подхода при обучении иностранному языку

Социальное проектирование как средство формирования социальной компетентности на уроках обществознания

Формирование социальной компетентности посредством предметных компетенций по обществознанию

Специфика и функционирование межличностной коммуникации в рамках современной культуры

Технология развития критического мышления в формировании коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку

Роль грамматических навыков в системе формирования иноязычной коммуникативной компетенции

Особенности формирования лингвокультурологической компетенции посредством англоязычных интернет-изданий

Иноязычная компетентность как составная часть профессиональной компетентности будущего специалиста в области прикладной информатики и вычислительной техники

Похожие статьи

Лингвокультурологическая интерференция как коммуникативная помеха в процессе межкультурной коммуникации

Роль языкового сознания в формировании общекультурных компетенций

Понятие лингвострановедения и возможности лингвострановедческого подхода при обучении иностранному языку

Социальное проектирование как средство формирования социальной компетентности на уроках обществознания

Формирование социальной компетентности посредством предметных компетенций по обществознанию

Специфика и функционирование межличностной коммуникации в рамках современной культуры

Технология развития критического мышления в формировании коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку

Роль грамматических навыков в системе формирования иноязычной коммуникативной компетенции

Особенности формирования лингвокультурологической компетенции посредством англоязычных интернет-изданий

Иноязычная компетентность как составная часть профессиональной компетентности будущего специалиста в области прикладной информатики и вычислительной техники

Задать вопрос