От слов и ум
к высотам устремляется
и возвышает человека.
Аристофан [1]
Если обратиться к студентам с вопросом, что значит слово «экология», можно определённо услышать, что это охрана природы и окружающей среды… И совсем немногие свяжут этот термин с культурой речи… Между тем не случайно само слово «экология», образованное от греческого oikos («дом») и loqos («учение»), вбирает в себя и проблемы языкового пласта. Ведь любой дом состоит не только из стен, его жильцов, окружающей природы; жизненная сила дома во многом зависит от его духовной наполненности, а значит, и от языка. Язык — тонкие, прозрачные и очень крепкие нити, обеспечивающие взаимодействие человека в природе и с природой. Поэтому речь точно так же, как лес, вода, воздух, природные богатства нуждается в бережном подходе, очищении… Сегодня многие филологи считают: «объем мусора в нашей речи (живой и письменной) достиг таких размеров, что тревога людей, не совсем глухих к языку, вполне обоснована. Экология языка — проблема не менее насущная, чем экология планеты…» [2]
Если принять во внимание, что «язык — это город, на построение которого каждый живущий на земле человек принес свой камень», интересно, какие слова для языкового фундамента поставляют наши студенты? Экологично ли речевое пространство обучающихся? Однажды задавшись целью найти ответ на данный вопрос, мы провели анкетирование, прислушались к устной речи, провели наблюдение за письменными текстами (неформальный язык общения в глобальных информационных системах) студентов заочного отделения, отличающихся возрастной категорией, жизненным, учебным опытом.
Полученные данные позволили отметить, что общение с однокурсниками молодых людей в возрасте 18–25 лет более агрессивно, наполнено бранными словами, нежели речь людей в возрасте 30 лет и старше. Причем, бранные слова выполняют не столько функцию выражения эмоций, сколько являются словами-связками и способом самовыражения. Анализируя формулы неформального общения молодых людей между собой и их речевые обороты в процессе делового общения (в модели коммуникации «методист-студент», «студент-преподаватель»), мы обратили внимание на обилие жаргонной лексики: «забанили», «продинамили», «тянул реферат». Многочисленна та группа словоупотребления, которая образуется путем усечения производной основы: «препод» (преподаватель); «инфа» (информация); «хор» (хорошо); «комп» (компьютер); путём универбации с помощью суффиксов –к-; –ак/-ач-: «академка» (академическая справка); «лабы» (лабораторные работы); «заочка» (заочное отделение); «инженерка» (инженерная графика); «личка» (личная страница «В контакте»); «кузовняк» (кузовные работы), «курсач» (курсовой проект); продуктивны словообразовательные модели, образованные с помощью суффиксов –як-: «точняк»; суффиксов -ос-: «проблемос», «Димас» и т. д. Наблюдается повсеместное использование ненормативной орфографии: «пжаалста» (пожалуйста), «спс» (спасибо), «спасибки» (спасибо), «ктонить» (кто-нибудь), «прально» (правильно). Обращает внимание частое прибегание студентов к заимствованным словам: «хелп», «ок», «плиз». Устные высказывания обучающихся засорены неэкологичными словами-паразитами: «как бы», «короче», «по ходу», «типа», «ни вопрос».
Наблюдения за речью студентов приводят к выводу о том, что обедняется язык (теряются родные лексические формы, приживаются заимствования), что наблюдается подмена понятий, нередко приводящих к курьёзам. Примером тому может послужить такая выдержка из студенческого сочинения: «русский народный праздник хэллоуин».
Речь студентов — наглядное подтверждение актуальности лингвоэкологии, науки об энергетике слова, о его творящей силе, о связи с биосферой, о языке как о носителе духовных ценностей.
Сегодня очевидно, чистую гладь современного нормированного русского литературного языка затягивает словесный «мусор». Признано, что густая сеть заимствований, грязная паутина жаргонизмов, липкие лоскутья сквернословия, неровные обрывки слов-паразитов, несомненно, делают примитивнее словарный запас студентов, а значит, деформирует их представление о мире и явлениях.
Теоретические и практические занятия по современной речевой культуре, включённые в учебный план студентов нашего колледжа по каждой из специальностей среднего профессионального образования, можно рассматривать как часть экологического подхода к родному языку. Они направлены на актуализацию интереса к языку в целом, на совершенствование практики речевого общения, на развитие у студентов тех необходимых коммуникативных навыков, важных составляющих профессиональных умений, которые способствуют правильному ориентированию в огромном, меняющемся информационном пространстве, которые служат «визитной карточкой человека в обществе».
Литература:
1. Аристофан. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.aphorism-portal. Info. — (Дата обращения: 11.12. 2013).
2. Панкеев, И. А. Экология языка, речи и информации. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.jarki.ru. — (Дата обращения: 16.12. 2013).
3. Скворцов, Л. И. Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.litprichal.ru — (Дата обращения: 11.12. 2013).