Анализ эффективности исполнения государственной финансовой поддержки сельского хозяйства Республики Бурятии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №24 (158) июнь 2017 г.

Дата публикации: 18.06.2017

Статья просмотрена: 646 раз

Библиографическое описание:

Цыденова, Г. Д. Анализ эффективности исполнения государственной финансовой поддержки сельского хозяйства Республики Бурятии / Г. Д. Цыденова, М. А. Баниева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 24 (158). — С. 312-316. — URL: https://moluch.ru/archive/158/44645/ (дата обращения: 16.12.2024).



В данной статье основное содержание исследования составляет анализ эффективности государственной поддержки сельского хозяйства Республики Бурятия. На основе проведенного анализа представлены выводы.

Ключевые слова: агропромышленный комплекс, сельское хозяйство, государственная финансовая поддержка, госпрограмма, целевые индикаторы, сельхозтоваропроизводители

Сельское хозяйство выступают значимой сферой российской экономики, обеспечивающей продовольственную безопасность государства как составной части экономической безопасности, формирующей рынок сельскохозяйственной продукции, способствующей развитию сельских территорий.

Задача обеспечения населения качественным и безопасным продовольствием отечественного производства стоит перед любым государством. Особенно актуальна данная задача для Российской Федерации, в связи с возникновением ряда внешних вызовов и угроз для отечественного агропромышленного комплекса, когда проблема преодоления продовольственной зависимости страны встала наиболее остро. Решение данной проблемы невозможно без активного вмешательства государства. В последние годы России усиливает государственную финансовую поддержку развития сельского хозяйства и сельских территорий. Программное построение бюджетов определяет формирование государственных программ по развитию сельского хозяйства на всех уровнях.

Государственная программа «Развитие агропромышленного комплекса и сельских территорий в Республике Бурятия» утверждена Постановлением Правительства Республики Бурятия от 28.02.2013 года № 102. Целью Госпрограммы является повышение эффективности производства продукции агропромышленного комплекса и уровня жизни сельского населения в Республике Бурятия.

Программа предусматривает следующие объемы финансирования: общий объем на 2014–2020 гг. — 13475 млн. руб., где доля регионального бюджета составляет 24,4 %, основная часть приходится на внебюджетные источники, поскольку государственное финансирование в современных условиях строится на условиях софинансирования, как обязательной составляющей, позволяющей достичь намеченных результатов. (табл. 1).

Таблица 1

Объем бюджетных ассигнований Госпрограммы, тыс. руб.

Ист-ки фин-ия

Всего

2014 год

2015 год

2016 год

2017 год

2018 год

2019 год

2020 год

Всего

13475123,0

5311414,2

4009345,3

1735859,7

1386466,2

470152,8

464853,7

97031,1

ФБ

2749803,0

493831,3

868056,2

543607,3

407444,5

221081,4

215782,3

0

РБ

3289788,9

562735,0

845687,3

616405,8

669786,9

249071,4

249071,4

97031,1

МБ

28483,3

15456,8

7590,0

4467,0

969,5

0

0

0

ВИ

7407047,8

4239391,1

2288011,8

571379,6

308265,3

0

0

0

[Источник: Постановление Правительства республики Бурятия от 28.02.2013 N102 «Об утверждении государственной программы «Развитие агропромышленного комплекса и сельских территорий в Республике Бурятия»]

Основой программного бюджета являются направленность на результат, который позволяют отразить целевые индикаторы.

Государственной программой предусмотрены целевые индикаторы в целом по Госпрограмме и по каждой из подпрограмм, включенных в состав Госпрограммы (табл.2)

Таблица 2

Целевые индикаторы Госпрограммы развития АПК вРеспублике Бурятия (2014–2019гг.)

Наименование целевого индикатора

Ед.изм

Значение индикаторов по годам

2014 год

2015 год

2016 год

2017 год

2018 год

2019 год

1

Валовая продукция сельского хозяйства

млрд. руб/

14,6

15,4

18,2

18,9

19,6

20,5

2

Объем отгрузки по виду деятельности «Производство пищевых продуктов, включая напитки»

млрд. руб/

8,4

9,0

9,5

10,1

10,9

11,7

3

Уровень рентабельности сельскохозяйственных организаций (с учетом субсидий)

%

15,2

15,5

15,5

20,0

21,4

21,6

4

Среднемесячная заработная плата в сельском хозяйстве

руб.

10800

12500

12900

13300

13700

14800

5

Объем инвестиций в АПК

млн. руб.

500,0

520,0

430,3

577,0

674,0

772,0

6

Расходы государственной программы

млн. руб.

1053,3

1659,2

1159,7

1063,4

583,3

575,3

Методология формирования государственным программ предусматривает наличие подпрограмм, для Республики Бурятия это:

В состав Программы входит 10 подпрограмм:

  1. «Развитие растениеводства в Республике Бурятия до 2020 года»
  2. «Поддержание почвенного плодородия в Республике Бурятия в 2011–2017 годы и на период до 2020 года»
  3. «Развитие животноводства и рыбного хозяйства в Республике Бурятия на 2011–2017 годы и на период до 2020 года»
  4. «Технологическая и техническая модернизация агропромышленного комплекса Республики Бурятия на 2011–2017 годы и на период до 2020 года»
  5. «Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности в Республике Бурятия на 2011–2017 годы и на период до 2020 года»
  6. «Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации и малых форм хозяйствования на селе»
  7. «Регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Бурятия на 2011–2017 годы и на период до 2020 года»
  8. «Кадровое обеспечение агропромышленного комплекса Республики Бурятия»
  9. «Создание системы информационного обеспечения агропромышленного комплекса и службы сельскохозяйственного консультирования сельских территорий Республики Бурятия»
  10. «Развитие сельских территорий Республики Бурятия».

Ведущая отрасль региона — животноводство, основными направлениями которой являются мясное и молочное скотоводство, овцеводство, свиноводство и птицеводство. Эффективное функционирование животноводства имеет большое социальное значение, так как определяет обеспечение населения высокопитательными продуктами, а также экономический потенциал сельскохозяйственных товаропроизводителей. Стоимость произведенной животноводческой продукции в Республике Бурятия в фактических ценах в 2015 году находилась на уровне 12,1 млрд руб. (62-е место среди регионов РФ или 0,5 % в общей стоимости всей продукции животноводства, произведенной в России).

Показатели развития отрасли животноводства в регионе отражает таблица 3

Таблица 3

Показатели производства сельскохозяйственной продукции вРеспублике Бурятия (2010–2015гг.)

Поголовье крупного рогатого скота вБурятии по состоянию на конец 2015 года насчитывало 374,1 тыс. голов или 2,0 % от общероссийской численности стада крупного рогатого скота. В том числе, поголовье коров насчитывало 159,0 тыс. голов (1,9 %). За 5 лет размер стада крупного рогатого скота в Республике Бурятия вырос на 3,0 %, за 10 лет — на 19,7 %, за 15 лет — на 12,6 %. Поголовье коров за 5 лет выросло на 7,0 %, за 10 лет — на 23,6 %, за 15 лет — на 14,8 %.

Производство говядины вБурятии в 2015 году составило 39,2 тыс. тонн в живом весе (22,3 тыс. тонн в перерасчете на убойный вес). По отношению к 2010 году оно выросло на 17,8 %, к 2005 году — на 21,1 %, к 2001 году — на 14,4 %. Доля республики в общем объеме производства говядины в России находилась на уровне 1,4 % (23-е место в рейтинге регионов)

Производство молока вРеспублике Бурятия в хозяйствах всех категорий в 2015 году составило 205,6 тыс. тонн. Это 0,7 % от общероссийского надоя молока (53-е место в России). За 5 лет надой молока сократился на 10,4 %, за 10 лет — на 9,0 %, по отношению к 2001 году — на 12,7 %.

Поскольку животноводство является приоритетной отраслью АПК Республики Бурятия, рассмотрим финансирование этой отрасли в рамках ведомственных целевых программ, предусматривающих трехлетний период реализации: «Развитие мясного скотоводства в Республике Бурятия на 2014–2016 годы», «Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока на 2014–2016 годы», «Развитие овцеводства в Республике Бурятия на 2014–2016 годы».

В 2016 году на развитие мясного скотоводства в Республике Бурятия было выделено 24341,6 тыс. руб.из республиканского бюджета.На возмещение части затрат на приобретение молодняка крупного рогатого скота мясных пород было использованы 17993,34 тыс. руб., а на возмещение части затрат на приобретение кормозаготовительной техники в мясном скотоводстве — 6348,26 тыс. руб. В общей сложности была оказана поддержка сельхозтоваропроизводителям на приобретение:

– 1145 голов племенного скота мясного направления;

– 115 единиц техники;

– 3 единиц оборудования для убоя скота.

Результативность реализации ведомственной целевой программы определена следующими тремя индикаторами увеличения:

– поголовья КРС мясного направления;

– поголовья мясных коров;

– производства КРС на убой в живом весе.

При изучение годовых тенденций наблюдается следующее: в 2016 г. 11 сельхозтоваропроизводителей получили государственную финансовую поддержку, в таблице 4 представлены ее результаты.

Таблица 4

Динамика изменения индикаторов по ВЦП «Развитие мясного скотоводства вРеспублике Бурятия на 2014–2016 годы»

Индикаторы

2015 год

2016 год

2016г. к 2015г.

+/-

%

Поголовье КРС мясного направления, гол.

11880

12355

475

104

В т. ч мясных коров, гол

5469

5933

464

108,5

Производство КРС на убой в живом весе, ц

9125,1

14094,0

4968,9

154,5

Таким образом, финансовая поддержка сельхозпроизводителей оценивается как эффективная, поскольку было увеличено поголовье КРС мясного направления по сравнению с прошлым годом на 475 голов, что составляет 104 % к уровню прошлого года. Увеличено поголовье коров мясного направления на 464 головы, что составляет 108,5 % к уровню прошлого года. Производство КРС на убой в живом весе увеличено на 4968,9 ц., что составило 154,5 % к уровню прошлого года.

В молочном скотоводстве финансирование по ВЦП «Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока на 2014–2016 годы» производится по направлениям:

– на возмещение части затрат на приобретение молодняка КРС молочных пород;

– на возмещение части затрат на приобретение кормозаготовительной техники в молочном скотоводстве;

– на возмещение части затрат на приобретение технологического оборудования, спецавтотранспорта для молочных ферм. Всего за период действия программы оказана господдержка сельхозтоваропроизводителям на приобретение:

– 463 голов молодняка;

– 35 единиц кормозаготовительной техники;

– 180 единиц оборудования для молочно-товарных ферм.

При рассмотрении годовых изменений можно отметить следующее. В 2016 году из регионального бюджета было по направлениям было профинансировано 18915,8 тыс. руб.; 3271 тыс. руб.; 6302,6 тыс. руб. соответственно, общая сумма финансирования по программе составила 28489,5 тыс. руб.

В рамках реализации программы закуплено 196 голов молодняка (телки и нетели) за пределами Республики Бурятия, созданы 3 молочно-товарные фермы в трех районах на 350 голов. Приобретено 178 единиц оборудования и комплектующих для молочно-товарной фермы, господдержка составила 6302,6 тыс. руб. На 50 % понесенных затрат просубсидировано приобретение 16 единиц кормозаготовительной техники общей стоимостью 6542,130 тыс. руб. В таблице 5 представлены результаты государственного финансирования за последние два года.

Таблица 5

Динамика изменения индикаторов по ВЦП «Развитие молочного скотоводства иувеличение производства молока на 2014–2016 годы»

Индикаторы

2015 год

2016 год

2016г. к 2015г.

+/-

%

Поголовье КРС, гол.

3633

3962

329

109

В т.ч молочных коров, гол

555

672

117

121,1

Производство молока, ц

14896,72

21749,39

15961,3

в 3,59 раза

Государственное финансирование 7 сельхозтоваропроизводителей Республики Бурятия, позволило в 2016 г. увеличить поголовье коров молочного направления по сравнению с прошлым годом на 117 голов, что составляет 121,1 % к уровню прошлого года. Производство молока увеличено на 15691,3 ц, что составляет 359 % к уровню прошлого года.

За период реализации ВЦП «Развитие овцеводства в Республике Бурятия» за 2014–2016 гг. оказана господдержка сельхозтоваропроизводителям на приобретение:

– 1643 голов молодняка;

– 24 единиц кормозаготовительной техники;

– 35426,2 кг шерсти просубсидировано.

Непосредственно в 2016 году финансирование составило 10 млн. руб. по трем направлениям:

– на возмещение части затрат на приобретение ремонтного молодняка овец

– на возмещение части затрат на приобретение кормозаготовительной техники в овцеводстве

– на возмещение части затрат на 1 килограмм реализованной шерсти перерабатывающим предприятиям Республики Бурятия

В рамках реализации данного мероприятия закуплено 2370 голов молодняка (ярки и баранчики) за пределами Республики Бурятия. Участниками программы в 2016 г. увеличено поголовье овец по сравнению с прошлым годом на 3139 голов, что составляет 114,8 % к уровню прошлого года.

Таким образом, оценка эффективности осуществления расходов регионального бюджета на сельское хозяйство основана на достижении показателей результативности сельскохозяйственных товаропроизводителей. При рассмотрении программного финансирования отрасли животноводства за период 2014–2016 гг. в Республике Бурятия, можно отметить, что выделение в отдельные ведомственные целевые программы является оправданным, в связи со сложностью структуры сельскохозяйственного производства, определение приоритетных направлений финансирования также позволяет сконцентрироваться на достижении конечных результатов. Заложенные в госпрограммах индикаторы достижимы, понятны для получателей субсидий, имеют положительную динамику роста за анализируемый период времени.

Литература:

  1. Постановления Правительства РБ от 10.12.2013 N 644 «Об утверждении Государственной программы «Развитие агропромышленного комплекса и сельских территорий в Республике Бурятия» (ред.от 27.02.2015г № 87);
  2. Постановления Правительства Республики Бурятия от 28.02.2013г. № 102 об утверждении государственной программы «Развитие агропромышленного комплекса и сельских территорий в Республике Бурятия» (ред. от 04.12.2015 N 598);
  3. Сайт Министерства сельского хозяйства Российской Федерации — www.mcx.ru;
  4. Сайт Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия — www.mcx03.ru;
  5. Сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республики Бурятия — www.burstat.gks.ru;
  6. Сайт Министерства финансов Российской Федерации — www.minfin.ru
Основные термины (генерируются автоматически): Бурятия, возмещение части затрат, сельское хозяйство, кормозаготовительная техника, молочное скотоводство, уровень прошлого, агропромышленный комплекс, мясное направление, Развитие, Республика.


Ключевые слова

сельское хозяйство, агропромышленный комплекс, сельхозтоваропроизводители, государственная финансовая поддержка, госпрограмма, целевые индикаторы

Похожие статьи

Механизм государственной поддержки сельского хозяйства Республики Крым

В статье отражены основные причины, роль и необходимость государственного регулирования и поддержки сельхозтоваропроизводителей, в том числе на примере Республики Крым. Дана характеристика нормативно-законодательного обеспечения устойчивого развития ...

Государственная поддержка малого бизнеса в Чеченской Республике

В данной статье проводится анализ эффективности действующей системы государственной поддержки малого бизнеса в Чеченской Республике. Выявлены проблемы этой системы. Определены меры, необходимые для повышения ее эффективности.

Государственная поддержка малого бизнеса в Чеченской Республике

В данной статье проводится анализ эффективности действующей системы государственной поддержки малого бизнеса в Чеченской Республике. Выявлены проблемы этой системы. Определены меры, необходимые для повышения ее эффективности.

Повышение экономической эффективности производства основных видов сельскохозяйственной продукции (на примере Пермского края)

В статье проведен анализ развития сельского хозяйства на примере Пермского края за период пяти лет. Было выявлено, что в динамике объем производства сельского хозяйства в целом растет. Удельный вес сельского хозяйства в ВРП составляет не более 4 %. В...

Проблемы реализации государственной программы Забайкальского края «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия»

В статье проанализированы факторы, влияющие на реализацию госпрограммы Забайкальского края «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия». Определены причины и факторы, препятствующие высо...

Оценка особенностей регионального консолидированного бюджета и перспектив его развития на примере Республики Бурятии

Данная статья содержит в себе сущность понятия бюджетного потенциала. Проведенное исследование показало структурные статьи доходов и расходов государственного бюджета, а также позволило выявить угрозы экономической безопасности Республики Бурятия. В ...

Варианты улучшения деятельности предприятия и снижения его расходов на примере ООО «Дуброво-Агро»

В статье представлены направления улучшения деятельности сельскохозяйственного предприятия на основе снижения его расходов с определением экономической эффективности и прогнозом финансовых результатов.

Проблемы реализации государственных программ и пути их решения

В настоящей статье рассмотрены основные проблемы реализации государственных программ в Новосибирской области. На основании цифровых значений проведен анализ эффективности и результативности программ. В ходе анализа предложены пути решения проблем и р...

Государственная политика в сфере сельского хозяйства Республики Тыва

В статье автор исследует основные направления государственной политики в сфере сельского хозяйства в Республике Тыва, выделены основные проблемы и возможные пути их решения.

Современное состояние агропромышленного комплекса Амурской области

В статье рассмотрено современное состояние агропромышленного комплекса в Амурской области. Проведен анализ основных показателей развития АПК Амурской области за 2020–2023 годы.

Похожие статьи

Механизм государственной поддержки сельского хозяйства Республики Крым

В статье отражены основные причины, роль и необходимость государственного регулирования и поддержки сельхозтоваропроизводителей, в том числе на примере Республики Крым. Дана характеристика нормативно-законодательного обеспечения устойчивого развития ...

Государственная поддержка малого бизнеса в Чеченской Республике

В данной статье проводится анализ эффективности действующей системы государственной поддержки малого бизнеса в Чеченской Республике. Выявлены проблемы этой системы. Определены меры, необходимые для повышения ее эффективности.

Государственная поддержка малого бизнеса в Чеченской Республике

В данной статье проводится анализ эффективности действующей системы государственной поддержки малого бизнеса в Чеченской Республике. Выявлены проблемы этой системы. Определены меры, необходимые для повышения ее эффективности.

Повышение экономической эффективности производства основных видов сельскохозяйственной продукции (на примере Пермского края)

В статье проведен анализ развития сельского хозяйства на примере Пермского края за период пяти лет. Было выявлено, что в динамике объем производства сельского хозяйства в целом растет. Удельный вес сельского хозяйства в ВРП составляет не более 4 %. В...

Проблемы реализации государственной программы Забайкальского края «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия»

В статье проанализированы факторы, влияющие на реализацию госпрограммы Забайкальского края «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия». Определены причины и факторы, препятствующие высо...

Оценка особенностей регионального консолидированного бюджета и перспектив его развития на примере Республики Бурятии

Данная статья содержит в себе сущность понятия бюджетного потенциала. Проведенное исследование показало структурные статьи доходов и расходов государственного бюджета, а также позволило выявить угрозы экономической безопасности Республики Бурятия. В ...

Варианты улучшения деятельности предприятия и снижения его расходов на примере ООО «Дуброво-Агро»

В статье представлены направления улучшения деятельности сельскохозяйственного предприятия на основе снижения его расходов с определением экономической эффективности и прогнозом финансовых результатов.

Проблемы реализации государственных программ и пути их решения

В настоящей статье рассмотрены основные проблемы реализации государственных программ в Новосибирской области. На основании цифровых значений проведен анализ эффективности и результативности программ. В ходе анализа предложены пути решения проблем и р...

Государственная политика в сфере сельского хозяйства Республики Тыва

В статье автор исследует основные направления государственной политики в сфере сельского хозяйства в Республике Тыва, выделены основные проблемы и возможные пути их решения.

Современное состояние агропромышленного комплекса Амурской области

В статье рассмотрено современное состояние агропромышленного комплекса в Амурской области. Проведен анализ основных показателей развития АПК Амурской области за 2020–2023 годы.

Задать вопрос