Государственная поддержка племенного животноводства в Бурятии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №12 (250) март 2019 г.

Дата публикации: 22.03.2019

Статья просмотрена: 307 раз

Библиографическое описание:

Цырендоржиев, Ж. Б. Государственная поддержка племенного животноводства в Бурятии / Ж. Б. Цырендоржиев, И. Ц. Доржиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 12 (250). — С. 121-124. — URL: https://moluch.ru/archive/250/57397/ (дата обращения: 19.12.2024).



Развитие животноводства является одной из важнейших задач в агропромышленном комплексе России. На сегодня в стране поголовье мясного скота составляет 16 % от удельного веса. Из-за природно-климатических условий в Бурятии продуктивность ниже. Но внутренний потенциал для роста есть — для увеличения поголовья овец, продуктивности молочного скота нужно улучшить селекционно-племенную базу.

На сегодняшний день в республике имеется 33 племпродуктора и 5 племенных заводов в том числе 11 по разведению казахско-белоголовой породы такое же число племпродукторов по разведению калмыцкой породы. Также 1 племпродуктор по развитию молочного животноводства разводящие симментальскую породу и 4 по овцеводству. Всего в регионе насчитывается 294 тыс. овец (из них племенных около 26 тыс.), общее поголовье крупного рогатого скота (КРС) — 380 тыс. (из них племенного около 27 тыс. голов).

Приоритетной задачей в племенном скотоводстве является улучшение ситуации по обеспечению животноводства республики качественными кормами, создание технологических и экономических условий интенсивного развития отрасли специализированного мясного скотоводства и производства высококачественной говядины.

Основными критериями для отнесения животных к статусу племенных являются наличие идентификационного номера, родословной, установленной доли кровности, а также регистрация в соответствующей книге племенных животных. Согласно Федеральному закону от 3 августа 1995 г. № 123-ФЗ «О племенном животноводстве» племенным сельскохозяйственным животным признается животное, имеющее документально подтвержденное происхождение, используемое для воспроизводства определенной породы и зарегистрированное в государственной книге племенных животных в порядке, установленном указанным Федеральным законом [1].

С целью создания современной нормативной правовой базы, обеспечивающей эффективное функционирование племенного животноводства, Минсельхозом России разработан проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О племенном животноводстве» (далее — законопроект), предусматривающий установление порядка регистрации племенных животных (племенных стад) в государственном реестре племенных животных. Законопроектом предполагается создание государственного реестра племенных животных (племенных стад) и государственного реестра субъектов племенного животноводства (далее — реестры).

За период 2013–2016 годов прошли аттестацию в Минсельхозе России на определение вида деятельности в племенном животноводстве 14 сельхозтоваропроизводителей.

Поддержка племенного дела в Республике Бурятия позволила увеличить удельный вес племенного скота в общем поголовье сельскохозяйственных животных с 7-ми до 9,72 %. Прирост племенного маточного поголовья сельскохозяйственных животных в Республике Бурятия представлен в таблице.

Таблица 1

Прирост племенного маточного поголовья сельскохозяйственных животных за 2013–2016г.

Год реализации мероприятия

Поголовье племенного маточного поголовья сельскохозяйственных животных, голов

Прирост, голов

%

На начало года

На конец года

2013 год

33687

34844

1157

103,4

2014 год

21730

22404

674

103,1

2015 год

22352

23156

804

103,6

На начало года

План на 2016 год

Плановый прирост

Плановый процент роста

2016 год

17544

18064

520

103,0

Источник: htpp: /www.mcx.ru/ [3].

За 2013–2016 годы построено 8 откормочных ферм и площадок на 4,5 тыс. скотомест, приобретена сельскохозяйственная ресурсосберегающая техника для заготовки кормов (12 кормоуборочных комбайнов, более 50 ед. колесных тракторов, 34 пресс-подборщика).

Государственная поддержка племенного животноводства производится за счет федерального и республиканского бюджетов, рассмотрим расходы соответствующих бюджетов в 2014–2016 г. в таблице.


Таблица 2

Финансирование племенного животноводства за счет федерального иреспубликанского бюджетов в 2014–2016г., млн. руб.

2014 год

2015 год

2016 год

Направления расходов

ФБ

РБ

ФБ

РБ

ФБ

РБ

Приоритетное развитие животноводства

103 201 896

64 093 500

63 162 300

29 034 217

80 442 801

230 674 468

Субсидии на содержание маточного поголовья (поддержка плем. животноводства)

62 889 600

12 527 000

46 578 200

13 259 515

55 933 600

2 944 500

Субсидии на плем. покупку

16 695 706

Субсидии на искусственное осеменение

4 000 000

1 040 300

1 000 000

Субсидии на компенсацию части затрат по страхованию животных

164 996

8 684

1 129 901

59 468

Субсидии на приобретение крупного рогатого скота для восстановления аборигенного КРС

5 400 000

Субсидии на содержание маточного поголовья КРС (корма) ЛПХ

100 000 000

Источник: htpp: /www.mcx.ru/ [4].


Для решения задачи развития мясного скотоводства 2016-м году в республике реализовывались мероприятия республиканской целевой программы «Развитие мясного скотоводства Республики Бурятия на 2014–2016 годы», утвержденной приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия от 20 июня 2014 года № 74 [2].

Общий объем финансирования составил 72,11 млн. руб., в том числе из федерального бюджета 61,99 млн. рублей, республиканского бюджета — 10,12 млн. руб. Средства программы освоены на 100 %.

В рамках реализации мероприятий отраслевой программы оказана государственная поддержка 40 сельхозтоваропроизводителям на приобретение 135 единиц техники для заготовки кормов и двум сельхозорганизациям на приобретение оборудования для первичной переработки мяса.

Основными результатами являются:

– рост поголовья крупного рогатого скота в хозяйствах — получателях государственной поддержки на 1157 голов к уровню 2012 года или на 5,1 % (104,6 % к плану),

– в том числе коров — на 359 голов или на 12,5 % (103,5 % к плану),

– рост объемов производства мяса на 593,1 тонну или на 25,3 %, в том числе говядины — на 254,4 тонны или на 24,5 % (112,8 % к плану).

Субсидия на возмещение части затрат на приобретение высокотехнологической техники для заготовки и приготовления кормов в мясном скотоводстве предоставлялась в 2014–2015 годах 19-ти сельхозтоваропроизводителям. В рамках заключенных соглашений получатели государственной поддержки по данному направлению увеличили в 2014 г. поголовье крупного рогатого скота на 1018 голов или на 6,8 %. (1316 голов и 9,3 % в 2015г.), объемы производства говядины — на 132,8 тонн или на 9,9 % (924,6 тонн или на 62 % в 2015г.). В 2016 году — 9 сельхозтоваропроизводителей. В рамках заключенных соглашений хозяйства увеличили поголовье крупного рогатого скота на 3,2 %, в том числе коров — на 8,5 %, объемы производства говядины — на 125 тонн или на 20,7 %.

Субсидии на возмещение части затрат на приобретение молодняка крупного рогатого скота мясных пород предоставлялась в 2014, 2015 г.19-ти сельхозтоваропроизводителям. В рамках заключенных соглашений получатели государственной поддержки по данному направлению увеличили поголовье крупного рогатого скота мясного направления на 1073 голов или на 25,5 % (111,6 % к плану), в том числе коров — на 712 голов или на 39,9 % (131,1 % к плану), объемы производства мяса — на 568,8 тонн или в 2,6 раза, в том числе говядины — на 558,8 тонн или на в 3 раза (217,4 % к плану). Все получатели субсидий выполнили свои обязательства по сохранению увеличения маточного племенного поголовья.

Для контроля и планомерной работы в развитии племенного животноводства Министерство сельского хозяйства и продовольствия РБ инициировало создание республиканского информационно-селекционного центра (РИСЦ), который ведет научно-методическую, информационную, технологическую и сервисную деятельность в сфере животноводства. Цель его работы — создание единой политики в области племенного животноводства и обеспечение эффективного сотрудничества научных и образовательных организаций с племенными хозяйствами. В РИСЦ создается база автоматизированной системы управления селекционной и племенной работы на основе программы «Селэкс». Также РИСЦ собирает и обрабатывает информацию сводных ведомостей по бонитировке сельхозживотных.

РИСЦ сотрудничает с Бурятской государственной сельскохозяйственной академией им. В. Р. Филиппова по разработке планов селекционной племенной работы, консультационной помощь и пр. Также совместно с ООО «Племенным объединением Бурятское», РИСЦ организовывает пункты искусственного осеменения для дальнейшего обслуживания как сельхозпредприятий и крестьянских (фермерских) хозяйств, так и ЛПХ. Для сельхозпроизводителей организованы специальные курсы по вопросам осеменения скота и племенной работы в БГСХА им. В. Р. Филиппова.

В 2019 году для развития племенного животноводства будет создана Государственная племенная служба — отдельная структура управления племенным животноводством в рамках Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия. Главной ее задачей будет развитие племенного животноводства в республике, организация искусственного воспроизводства сельскохозяйственных животных от высокопродуктивных производителей, создание объективной региональной базы данных племенного животноводства и повышение профессионального уровня специалистов в области животноводства. В структуре службы будет собственная лаборатория иммунно-генетического анализа. Планируется, что новая структура будет взаимодействовать с племенными службами других субъектов РФ, организовывать выставки и аукционы племенного животноводства.

Отметим, что несмотря на оказываемые меры по субсидированию предприятий отрасли, все еще наблюдаются проблемы в племенном учете, проблемы с качеством племенного поголовья. Это связано как с высокой текучестью кадров в зоотехнике, так и с недостаточным образованием специалистов. Еще одной проблемой является то, что сравнительно высокая трудоемкость, капиталоемкость, энергоемкость отрасли при свободных ценах на энергоносители ограничивает возможность снижения себестоимости продукции, что приводит к отсутствию роста и даже к снижению рентабельности. В этой связи, принимаемые в настоящее время меры по организации отдельных структур, направленных на поддержку развития племенного скотоводства, выглядят наиболее конструктивными способами дальнейшего восстановления племенного животноводства в республике. Совместная работа Республиканского информационно-селекционного центра и Государственной племенной службы, Бурятской государственной сельскохозяйственной академией им. В. Р. Филиппова, ООО «Племенное объединение Бурятское», а также сельхозпредприятий и крестьянских (фермерских) хозяйств, позволит повысить эффективность отрасли, улучшить селекционно-племенную работу, повысить квалификацию кадров и обеспечить отрасль трудовыми, материально-техническими и информационными ресурсами.

Литература:

  1. Федеральный закон от 3 августа 1995 г. N 123-ФЗ «О племенном животноводстве» (с изменениями и дополнениями)
  2. Гончаров В. Д. Продовольственный комплекс России / В. Д. Гончаров, С. В. Котеев // АПК: экономика и управление. — 2013.– № 9. — С. 94;
  3. Официальный сайт Министерства сельского хозяйства РФ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: htpp: /www.mcx.ru. (Дата обращения: 08.02.2017).
  4. Официальный сайт Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://mcx03.ru/(Дата обращения: 08.06.2017).
Основные термины (генерируются автоматически): племенное животноводство, крупный рогатый скот, Бурятия, государственная поддержка, животное, гол, племенное маточное поголовье, сельское хозяйство, субсидия, число коров.


Задать вопрос