Условия повышения эффективности управления общеобразовательной организацией | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Несмотря на коронавирус, электронный вариант журнала выйдет 13 июня.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №24 (158) июнь 2017 г.

Дата публикации: 18.06.2017

Статья просмотрена: 1560 раз

Библиографическое описание:

Офицерова, А. В. Условия повышения эффективности управления общеобразовательной организацией / А. В. Офицерова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 24 (158). — С. 376-380. — URL: https://moluch.ru/archive/158/44617/ (дата обращения: 01.06.2020).



В данной статье рассматриваются условия, необходимые для повышения эффективности управления общеобразовательной организацией, раскрываются факторы, критерии и распространённые препятствия, влияющие на эффективность деятельности общеобразовательной организации.

Ключевые слова: эффективность, условия, управление, общеобразовательная организация, руководитель, взаимодействие

В наше время, всё чаще встаёт вопрос о значительных изменениях, которые претерпевает система образования. В связи с этим, требования к качеству образования повышаются, а это в свою очередь ведёт к актуализации проблемы повышения эффективности деятельности общеобразовательной организации. Проблема эффективности образования разрабатывается и изучается достаточно долго. Майоров А. Н. выделяет 3 подхода эффективности:

– основанная на общенаучных исследованиях эффективность, показывает соотношение между результатами какой- либо деятельности и конечной заданной целью. Критики считают, что для образования этот подход не очень подходит, из-за трудностей и несоответствия целей и результатов.

– предполагается соотношение результатов и затрат. Такой подход сможет спровоцировать получение высокой эффективности, за счёт снижения затрат. В этом случае, образование может перестать выполнять свои социальные функции, оставаясь весьма эффективным.

– подход исходит из понимания эффективности, как большей действенности результативности. Эффективность рассматривается в двух аспектах: учебном(качество подготовки учащихся); социальном(реализация задач и функций, выдвигаемых обществом перед школой, как социальным институтом). [Майоров]

Благодаря грамотному и умелому руководству, деятельность организации будет успешной. При этом процесс управления общеобразовательной организацией представляет собой не только деятельность руководителя, а целенаправленное, сознательное взаимодействие всех участников педагогического процесса для достижения оптимального результата и достижения общих целей [7]. Оно осуществляется на разных уровнях, и базируется на соблюдении ряда принципов, которые лежат в основе деятельности руководителя при выполнении всех управленческих функций. Эффективность управления представляет собой результативность деятельности конкретной управленческой системы, которая отражается в различных показателях, как объекта управления, так и собственно управленческой деятельности (субъекта управления), причём эти показатели имеют как количественные, так и качественные характеристики [6]. На наш взгляд, понятие «эффективность управления общеобразовательной организацией» — это одно из условий качественного и продуктивного управления, основывающееся на сравнении результатов деятельности и ресурсов, затраченных на их достижение.

Не смотря на разногласия в трактовках, в образовательных организациях создаются условия, для их эффективной деятельности. В начале восьмидесятых годов в США была разработана модель 5 факторов для эффективной деятельности школ: сильное административное руководство; благоприятный психологический климат в коллективе; ориентация на базовые академические навыки; ожидание более высоких результатов от обучающихся со стороны преподавателей; система контроля по достижениям учащихся.

Чиркин В.Е, более полно раскрывает понятие эффективность управления общеобразовательной организацией — это результат достижения целей управленческой деятельности, а деятельность по управлению организацией — это результат достижения целей общеобразовательного учреждения. Говорить об эффективном управлении школой можно в том случае, если необходимые цели и результат достигаются быстро и с экономией ресурсов [7].

Рассуждая о повышении эффективности работы общеобразовательной организации, необходимо обратиться к характеристике личности руководителя. Эффективный руководитель современной школы должен конкретно ставить задачи, которые важны сегодня и которые станут еще более важными завтра, грамотно распределить должностные обязанности между работниками, а, главное, уметь находить пути их решения. Развивая и совершенствуя личностные качества руководителя, изменяя стиль руководства, можно не только повысить эффективность работы образовательной организации, но и усовершенствовать жизнедеятельность школы в целом.

Зайцева И. К. отмечает, что одному руководителю сегодня невозможно решить все управленческие задачи, поэтому возникает необходимость построения организационной структуры образовательного учреждения. Определяя организационную структуру, субъект управления регламентирует полномочия и ответственность участников совместной деятельности. Эффективность протекания управленческого процесса, настроение людей в организации, отношения между сотрудниками зависят от множества факторов: непосредственных условий работы, профессионализма кадровых работников, уровня компетентности управленческого состава [1]. Эффективное управление осуществляется посредством взаимодействия между субъектом и объектом управления, которое позволяет реализовать управленческие отношения.

Для эффективного функционирования системы управления общеобразовательной организацией требуется создать комплекс необходимых условий. Остановимся на характеристике тех, условий, которые на наш взгляд являются наиболее необходимыми именно в системе образования. Все условия представлены на рис. 1.

Рис. 1. Условия, необходимые для повышения эффективности управления общеобразовательной организацией

Рассмотрим более подробно каждое из представленных на рисунке условий:

Субъект и объект управления должны соответствовать друг другу (взаимопонимание, психологическая совместимость). Если такого соответствия не будет, окажется трудно их “состыковать”, они не смогут понять друг друга в процессе работы, а, следовательно, и реализовать свои потенциальные возможности. Более того, субъект и объект управления должны быть совместимы друг с другом в процессе функционирования. Так, если руководитель и подчиненный не будут совместимы психологически, то рано или поздно между ними начнутся конфликты, которые окажут самое негативное влияние на результат работы.

В рамках единства, субъект и объект управления должны обладать относительной самостоятельностью. Субъект управления не в состоянии предусмотреть все интересы объекта и возможные варианты его действий в той или иной ситуации, особенно если она возникает непредвиденно. Прежде всего, нет гарантии, что принимаемые решения будут оптимальными, так как удаленность от места событий, незнание многих деталей, сопряженных с возникшими обстоятельствами, и так далее препятствуют этому. Субъект управления может задерживать по тем или иным причинам само решение, что влечет за собой потерю времени и все связанные с этим негативные результаты для объекта. Наконец, когда в качестве объекта управления выступают живые люди, обладающие собственными интересами, стремлениями, взглядами на ситуацию, они должны иметь возможность реализовать их на практике. При отсутствии такой возможности люди либо перестанут проявлять активность, либо предпримут все меры, чтобы добиться своего, Если всего этого не учитывать, последствия взаимодействия субъекта и объекта могут быть самыми неприятными.

Субъект и объект управления должны осуществлять между собой двустороннее взаимодействие, основанное на принципах обратной связи, определенным образом реагируя на управленческую информацию, полученную от другой стороны. Такая реакция служит ориентиром для корректировки последующих действий, которые обеспечивают приспособление субъекта и объекта управления не только к изменению внешней ситуации, но и к новому состоянию друг друга.

Как субъект, так и объект управления должны быть заинтересованы в четком взаимодействии; один — в отдаче в данной ситуации команд, другой — в их своевременном и точном исполнении. Возможность субъекта управлять обусловлена готовностью объекта, следовать поступающим командам. Подобная ситуация возникает в том случае, если личные цели участников управленческого процесса будут совпадать и одновременно соответствовать целям объекта управления. То есть степень достижения участниками управленческой деятельности своих целей должна находиться в прямой зависимости от степени достижения целей самого управления, вытекающих из потребностей самого объекта. И это составляет самую большую проблему управления в том случае, когда его субъект и объект не связаны отношениями собственности [2].

Для устойчивого развития школы, необходимы постоянные организационные изменения и движение вперед. Необходимо постоянно поддерживать творческий настрой и разумный энтузиазм педагогического коллектива, в связи с этим, можно обратиться к стратегии по преодолению всего спектра возникающих различных препятствий на пути повышения эффективности деятельности.

На взгляд Лепешевой Е. М., самые распространенные препятствия, которые могут снижать эффективность деятельности общеобразовательной организации, можно разделить на три группы:

– препятствия, порожденные внешней средой: отсутствие ориентации на рыночные факторы; стремление общественности видеть немедленные результаты и пренебрежение скромными постепенными результатами, желание сохранить заведенный порядок, недопонимание сути и значения эффективности, законодательные ограничения, существующая процедура принятия решений в области финансирования;

– препятствия, порожденные собственной организацией: бюрократизация, дефицит ответственности, несовершенная поощрительная система, сопротивление отдельных педагогов, неопределенность целей, неспособность отказаться от неоправдавших или исчерпавших себя инновационных проектов, низкий уровень аналитической культуры, неадекватная информация о проводившихся инновациях и нежелание использовать имеющуюся информацию, завышенная самооценка, завышенные ожидания;

– препятствия, порожденные людьми, — ошибки, мнения, поведение, которые не позволяют добиться повышения эффективности или вовсе отбивают желание добиваться этого, а также дефицит времени, ложные представления, стремление избежать риска [3].

Не сложно доказать, что некоторые проблемы надо относить не к одной группе, а к другой. На самом деле многие из них относятся сразу к двум группам, а возможно и к трем.

На эффективность управления общеобразовательной организацией влияет ряд факторов: потенциал сотрудников, их способности выполнять определенную работу; средства производства; социальные аспекты деятельности персонала и коллектива в целом; культура организации, профессиональная культура руководителя, а именно наличие у него соответствующих личностных качеств и способностей к управленческой деятельности; социальная ответственность, позволяющая учитывать интересы многих субъектов внешней и внутренней среды организации; умение использовать такие социальные факторы управления, как организационная культура, организационный порядок, самоорганизация и самоуправление; умение формировать предпринимательское организационное поведение, создавать инновационную среду и оказывать поддержку сотрудникам; умение использовать эффективные методы и технологии управления, наличие развитой инфраструктуры, включающей законодательную, информационную и консультативную базу [5]. Все эти факторы действуют совместно, в интеграционном единстве.

Таким образом, повышение эффективности управления общеобразовательной организацией, связано с множеством факторов и условий. На современном этапе развития общества, несомненно, важно при управлении образовательными системами создавать все обозначенные выше условия, на наш взгляд, лишь при включении всех слоев образовательного процесса в подготовку, принятие и реализацию управленческих решений представляется возможным выяснить необходимые сферы для модернизации и определить пути совершенствования. Но, как известно, многие не компетентны в вопросе управления и влияния на него, поэтому необходимо повышать профессиональное мастерство и управленческую компетентность всех участников системы управления школой. При соблюдении этих условий управление образовательными системами будет действительно эффективным.

Литература:

  1. Зайцева И. К., Миронова Т. В. Управление образовательными системами: Учеб. пособие. — М.: ИКЦ «МарТ», 2003. — 464с.
  2. Курганский С. М. Управление школой в «режиме развития». — Школьные технологии», 2002. — 85с.
  3. Лепешева Е. М. «Директор школы — начало пути. Работа с персоналом». — СПб., 2010. — 102 с.
  4. Майоров А. Н. «Мониторинг в образовании». — М: Интеллект-Центр., 2005.- 424с.
  5. Роньжова Н. В. «Эффективное управление образовательной организацией. Сущность понятия «эффективное управление». Критерии оценки эффективности управления образовательной организацией». — Молодой ученый. — № 23. — 2016. — С. 512- 517.
  6. Сластёнин, В.А. «Психология и педагогика: Учебный курс». — М.: Юрайт, 2013. — 543 c.
  7. Чиркин В. Е. Государственное управление. Элементарный курс. — М.: Юристъ, 2003. — 320 с.
Основные термины (генерируются автоматически): общеобразовательная организация, управление, субъект управления, управленческая деятельность, эффективность управления, повышение эффективности управления, организационная структура, управленческий процесс, эффективное управление, друг друга.


Похожие статьи

Эффективное управление образовательной организацией.

В статье представлен анализ управления образовательной организацией. Раскрыты критерии оценки эффективности управленческой деятельности в дошкольной образовательной организации.

Управление образовательной организацией на основе...

Особое внимание власти акцентируют на эффективности управлении в сфере образования. Одним из важнейших направлений подготовки управленческих кадров в данной сфере является оценка качества осуществляемых процессов образовательной организацией.

Эффективность системы управления организацией.

Эффективность системы управления организацией. Основные факторы, влияющие на эффективность.

 умственные и физические возможности человека, его способности осуществлять управленческую деятельность

Специфика деятельности руководителя в системе управления...

Эффективность менеджмента организации в целом напрямую зависит от эффективности функционирования всех уровней системы управления организацией в процессе их взаимодействия, взаимовлияния, взаимообогащения.

Сущностные особенности управления современной...

Эффективное управление образовательной организацией.

Критерии оценки эффективности управления образовательной организацией.

Роль контрольно-диагностической деятельности в обеспечении качественного управления дошкольной...

Оценка эффективности организационной структуры торгового...

В работе рассматриваются методы оценки эффективности управления процессами организационных изменений на предприятии, определяются модели структурной эффективности...

Функции управления | Статья в журнале «Молодой ученый»

Естественное управление (управление процессами жизнедеятельности живых организмов). Социальное управление(управление общественными процессами, людьми и

Наличие обязательных элементов: субъекта управления и объекта управления.

Особенности управленческой деятельности | Статья в журнале...

управленческая деятельность, управляемая система, субъект управления, руководитель, механизм управления, решение, деятельность, процесс принятия, Запад, управленческое решение.

Управление дошкольной образовательной организацией...

Управление дошкольной образовательной организацией — многофакторный процесс, составляющей частью которого является организационная структура, общая культура образовательной организации, стратегия и тактика руководителя.

Эффективное управление образовательной организацией.

В статье представлен анализ управления образовательной организацией. Раскрыты критерии оценки эффективности управленческой деятельности в дошкольной образовательной организации.

Управление образовательной организацией на основе...

Особое внимание власти акцентируют на эффективности управлении в сфере образования. Одним из важнейших направлений подготовки управленческих кадров в данной сфере является оценка качества осуществляемых процессов образовательной организацией.

Эффективность системы управления организацией.

Эффективность системы управления организацией. Основные факторы, влияющие на эффективность.

 умственные и физические возможности человека, его способности осуществлять управленческую деятельность

Специфика деятельности руководителя в системе управления...

Эффективность менеджмента организации в целом напрямую зависит от эффективности функционирования всех уровней системы управления организацией в процессе их взаимодействия, взаимовлияния, взаимообогащения.

Сущностные особенности управления современной...

Эффективное управление образовательной организацией.

Критерии оценки эффективности управления образовательной организацией.

Роль контрольно-диагностической деятельности в обеспечении качественного управления дошкольной...

Оценка эффективности организационной структуры торгового...

В работе рассматриваются методы оценки эффективности управления процессами организационных изменений на предприятии, определяются модели структурной эффективности...

Функции управления | Статья в журнале «Молодой ученый»

Естественное управление (управление процессами жизнедеятельности живых организмов). Социальное управление(управление общественными процессами, людьми и

Наличие обязательных элементов: субъекта управления и объекта управления.

Особенности управленческой деятельности | Статья в журнале...

управленческая деятельность, управляемая система, субъект управления, руководитель, механизм управления, решение, деятельность, процесс принятия, Запад, управленческое решение.

Управление дошкольной образовательной организацией...

Управление дошкольной образовательной организацией — многофакторный процесс, составляющей частью которого является организационная структура, общая культура образовательной организации, стратегия и тактика руководителя.

Похожие статьи

Эффективное управление образовательной организацией.

В статье представлен анализ управления образовательной организацией. Раскрыты критерии оценки эффективности управленческой деятельности в дошкольной образовательной организации.

Управление образовательной организацией на основе...

Особое внимание власти акцентируют на эффективности управлении в сфере образования. Одним из важнейших направлений подготовки управленческих кадров в данной сфере является оценка качества осуществляемых процессов образовательной организацией.

Эффективность системы управления организацией.

Эффективность системы управления организацией. Основные факторы, влияющие на эффективность.

 умственные и физические возможности человека, его способности осуществлять управленческую деятельность

Специфика деятельности руководителя в системе управления...

Эффективность менеджмента организации в целом напрямую зависит от эффективности функционирования всех уровней системы управления организацией в процессе их взаимодействия, взаимовлияния, взаимообогащения.

Сущностные особенности управления современной...

Эффективное управление образовательной организацией.

Критерии оценки эффективности управления образовательной организацией.

Роль контрольно-диагностической деятельности в обеспечении качественного управления дошкольной...

Оценка эффективности организационной структуры торгового...

В работе рассматриваются методы оценки эффективности управления процессами организационных изменений на предприятии, определяются модели структурной эффективности...

Функции управления | Статья в журнале «Молодой ученый»

Естественное управление (управление процессами жизнедеятельности живых организмов). Социальное управление(управление общественными процессами, людьми и

Наличие обязательных элементов: субъекта управления и объекта управления.

Особенности управленческой деятельности | Статья в журнале...

управленческая деятельность, управляемая система, субъект управления, руководитель, механизм управления, решение, деятельность, процесс принятия, Запад, управленческое решение.

Управление дошкольной образовательной организацией...

Управление дошкольной образовательной организацией — многофакторный процесс, составляющей частью которого является организационная структура, общая культура образовательной организации, стратегия и тактика руководителя.

Эффективное управление образовательной организацией.

В статье представлен анализ управления образовательной организацией. Раскрыты критерии оценки эффективности управленческой деятельности в дошкольной образовательной организации.

Управление образовательной организацией на основе...

Особое внимание власти акцентируют на эффективности управлении в сфере образования. Одним из важнейших направлений подготовки управленческих кадров в данной сфере является оценка качества осуществляемых процессов образовательной организацией.

Эффективность системы управления организацией.

Эффективность системы управления организацией. Основные факторы, влияющие на эффективность.

 умственные и физические возможности человека, его способности осуществлять управленческую деятельность

Специфика деятельности руководителя в системе управления...

Эффективность менеджмента организации в целом напрямую зависит от эффективности функционирования всех уровней системы управления организацией в процессе их взаимодействия, взаимовлияния, взаимообогащения.

Сущностные особенности управления современной...

Эффективное управление образовательной организацией.

Критерии оценки эффективности управления образовательной организацией.

Роль контрольно-диагностической деятельности в обеспечении качественного управления дошкольной...

Оценка эффективности организационной структуры торгового...

В работе рассматриваются методы оценки эффективности управления процессами организационных изменений на предприятии, определяются модели структурной эффективности...

Функции управления | Статья в журнале «Молодой ученый»

Естественное управление (управление процессами жизнедеятельности живых организмов). Социальное управление(управление общественными процессами, людьми и

Наличие обязательных элементов: субъекта управления и объекта управления.

Особенности управленческой деятельности | Статья в журнале...

управленческая деятельность, управляемая система, субъект управления, руководитель, механизм управления, решение, деятельность, процесс принятия, Запад, управленческое решение.

Управление дошкольной образовательной организацией...

Управление дошкольной образовательной организацией — многофакторный процесс, составляющей частью которого является организационная структура, общая культура образовательной организации, стратегия и тактика руководителя.

Задать вопрос