Сущностные особенности управления современной образовательной организацией | Статья в журнале «Молодой ученый»

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №19 (78) ноябрь-2 2014 г.

Дата публикации: 11.11.2014

Статья просмотрена: 2535 раз

Библиографическое описание:

Султанова Т. А., Ткачева Е. В. Сущностные особенности управления современной образовательной организацией // Молодой ученый. — 2014. — №19. — С. 613-616. — URL https://moluch.ru/archive/78/13549/ (дата обращения: 25.09.2018).

Инновационное обновление деятельности современной образовательной организации, обусловленное введением ФГОС, актуализирует значимость осмысления целостного педагогического процесса с позиций научного управления. При этом сама категория «управление» относится к числу наиболее общих, универсальных. Она используется во всех областях человеческой деятельности: технических, производственных, в сфере сложных социальных систем, в том числе и педагогических. В этой связи управление составляет основание деятельности современной образовательной организации, осуществляющей процесс подготовки молодого поколения к жизнедеятельности в обществе.

Соглашаясь с позицией В. А. Сластенина, под управлением мы понимаем деятельность, направленную на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации [10].

Школа, являясь сложным социальным объектом, раскрывается через систему «администрация — учитель — ученик». Точкой отсчета данной системы является человек, активно участвующий в формировании самой системы, влияющий на характер связей и отношений внутри нее, а также их функционирование и развитие. Таким образом, представляя школу как систему социальную по своей природе, ее управление следует изучать как управление социальной системой [6].

В литературе по педагогическому менеджменту представлены различные трактовки категории «управление образовательным учреждением». Так А. М. Моисеев под системой управления школой понимает совокупность человеческих, материальных, технических, информационных, нормативно-правовых и других компонентов, связанных между собой так, что благодаря этому осуществляется процесс управления, реализуются управленческие функции [5]. B. C. Лазарев под управлением школой понимает особую деятельность субъекта, обеспечивающую организованность совместной деятельности учащихся, педагогов, родителей, обслуживающего персонала и ее направленность на достижение образовательных целей и целей развития школы посредством решения управленческих задач [4].

Важно подчеркнуть, что управление школой не может существовать на сугубо административной основе. В этой связи проявление внутренней активности всех участников образовательного процесса возможно лишь в случае значимости и понятности целей управления, а также позитивного результата для каждого участника процесса функционирования образовательной организации.

Объектом школьного управления выступает сама образовательная организация. Субъектами управления являются руководители (директор и его заместители), учителя, учащиеся, родители [11]. В совокупности они составляют управляющую и управляемую подсистемы.

Содержание процесса управления раскрывается в его функциях, представляющих собой комплексы повторяющихся управленческих действий и процедур, объединенных единством содержания и целевой направленностью, с помощью которых субъект управления воздействует на управляемый объект [6].

В работах Т. И. Шамовой выделены следующие функции управления школой [13; 14]: информационно-аналитическая, мотивационно-целевая, планово-прогностическая, организационно-исполнительская, контрольно-диагностическая, регулятивно-коррекционная.

При этом управление школой призвано обеспечивать целенаправленность и организованность процессов в управляемом объекте. Данная позиция реализуется посредством решения специфических управленческих задач. Среди них можно выделить: формирование образа того, что должно быть; распределение обязанностей и полномочий между исполнителями, предполагающее построение и поддержание формальной структуры; создание условий, обеспечивающих заинтересованность исполнителей в продуктивной работе; контроль хода работ и т. д.

По мнению В. С. Лазарева, закономерные связи между свойствами управляющей системы школы, характеристиками процесса управления и результатами функционирования и развития школы в различных внешних и внутренних условиях составляют обобщенный предмет внутришкольного управления [4]. В качестве конкретизирующих выступают такие элементы, как: учебно-воспитательный процесс; подбор кадров, оценка их деятельности, положительная мотивация, формирование благоприятного психологического микроклимата в коллективе; процесс развития школы; зависимость результатов управления от внешних условий (социокультурной среды).

В существующих исследованиях помимо задач, функций, предметов общего и частного порядка выделены также и принципы управления школой [3; 4; 12; 15]. Принципы управления являются базовыми правилами, обязательными для соблюдения субъектами управления при принятии различного рода управленческих решений. Они позиционируются как основная форма целенаправленного использования объективных законов в практике управления.

На наш взгляд, сущность управления достаточно полно и всесторонне отражается через следующие принципы [8]: сочетание коллегиальности и единоначалия; сочетание в управлении государственных и общественных начал; научность; неразрывная взаимосвязь теории и практики; плановость; системность и комплексность; эффективность, ориентация на конечные результаты.

По мнению А. А. Орлова, принципы управления являются конкретным проявлением и отражением закономерностей управления [7]. В соответствии с этим он выделяет следующие закономерности: зависимость эффективности функционирования системы управления учебно-воспитательной работы от уровня структурно-функциональных связей между субъектом и объектом управления; обусловленность содержания и методов управления учебно-воспитательной работой содержанием и методами организации педагогического процесса в школе и др.

Структура управления школой представлена несколькими уровнями [9]: уровень директора школы; уровень заместителей директора школы (руководителей структурных подразделений); уровень педагогических работников (педагогического самоуправления); уровень ученического самоуправления.

На каждом из данных уровней разворачивается собственная взаимосвязанная горизонтальная структура органов, объединений, групп, комиссий, советов, комитетов, творческих групп, секций, клубов и т. п. При этом каждое структурное подразделение успешно выполняет свои функции в соответствии с целями и задачами образовательного учреждения по обучению и воспитанию школьников. А тесное сотрудничество между педагогами и службами по различным направлениям деятельности позволяет наблюдать позитивную динамику в результатах деятельности коллектива.

Непосредственное руководство школой осуществляет директор, который является главным административным лицом, воплощающим единоначалие и несущим персональную ответственность за все, что делается в образовательном учреждении всеми субъектами управления.

Вместе с тем в соответствии с уставом школы утверждается коллегиальный орган самоуправления, так называемый управляющий совет школы. В его полномочия входит решение отдельных вопросов, относящихся к компетенции школы: определение основных направлений развития школы; повышение эффективности финансово-экономической деятельности образовательного учреждения, стимулирование труда работников; содействие созданию в школе оптимальных условий и форм организации образовательного процесса; контроль за соблюдением надлежащих условий обучения, воспитания и труда в школе, сохранения и укрепления здоровья обучающихся, целевое и рациональное расходование финансовых средств школы; участие в рассмотрении конфликтных ситуаций; обеспечение информирования общественности о состоянии дел в школе и т. д.. Решения управляющего совета школы носят рекомендательный характер.

Также в школе действует педагогический совет, который рассматривает актуальные вопросы организации образовательного процесса и обеспечения повышения квалификации педагогов [2]. Главными задачами педагогического совета являются: реализация государственной политики по вопросам образования; ориентация деятельности педагогического коллектива на совершенствование образовательного процесса; разработка содержания работы по общей методической теме образовательного учреждения; внедрение в практическую деятельность педагогических работников достижений педагогической науки и передового педагогического опыта; решение вопросов о приеме, переводе и выпуске обучающихся (воспитанников), освоивших образовательные программы, соответствующие лицензии данного учреждения.

При педагогическом совете создаются методические объединения, секции, малые педсоветы и классные родительские комитеты, задачами которых является обеспечение единства педагогических требований к учащимся, оказание помощи в воспитании и обучении и т. д.

Помимо педагогического в школе действует попечительский совет, который является одной из форм участия общества в управлении образованием. Это негосударственная, неправительственная, общественная, некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе всех, кто заинтересован в развитии образования и конкретного образовательного учреждения [1]. Попечительский совет реализует социальные, экономические и политические функции.

Таким образом, четко разработанные функциональные обязанности уровневой структуры управления образовательной организацией обеспечивают слаженность в управлении развитием образовательного учреждения. Данная позиция в свою очередь способствует повышению культуры управленческой деятельности, проявляющейся в слаженности, целенаправленности и планомерности подготовки выпускника школы.

 

Литература:

 

1.      Борщева, Н. Попечительский совет — общественная форма управления образовательным учреждением / Н. Борщева // Народное образование, 2011. — № 10. — С. 7–9.

2.      Заикина, А. Н. Педагогический совет в общеобразовательной школе (из опыта работы) / А. Н. Заикина // Завуч, 2006. — № 6. — С. 97.

3.      Конаржевский, Ю. А. Менеджмент и внутришкольное управление / Ю. А. Конаржевский. — М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. — 224 с.

4.      Лазарев, B. C. Системное развитие школы / В. С. Лазарев. — М.: Педагогическое общество России, 2002. — 304 с.

5.      Моисеев, А. М. Функции управления школой / А. М. Моисеев // Практика административной работы в школе, 2004. — № 5. — С. 24–26.

6.      Омарова, В. К. Педагогический менеджмент и управление современной школой / В. К. Омарова, Н. П. Рачинская, О. Н. Баринова, Л. В. Шевченко. — Павлодар: ПГПИ, 2011. — 251 с.

7.      Орлов, А. А. Управление учебно-воспитательной работой в школе / А. А. Орлов. — М.: Просвещение, 1991. — 387 с.

8.      Пидкасистый, П. И. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / П. И. Пидкасистый. — М: Педагогическое общество России, 1998. — 640 с.

9.      Советова, Е. В. Справочник заместителя директора школы по учебно-воспитательной работе / Е. В. Советова. — Ростов н/Д.: Феникс, 2008. — 315 с.

10.  Сластенин, В. А. Педагогика: учеб. пособие / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаева, Е. Н. Шиянов. — М.: Изд. центр «Академия», 2002. — 576 с.

11.  Султанова, Т. А. К вопросу о прогностической направленности деятельности менеджеров образования / Т. А. Султанова // Государственная политика реформирования социального и гуманитарного образования: сравнение опыта постсоциалистических государств. — Оренбург: Изд-во ОГУ, 2014. — С. 70–76.

12.  Третьяков, П. И. Управление школой по результатам: Практика педагогического менеджмента / П. И. Третьяков. — М.: Новая школа, 1998. — 283 с.

13.  Шамова, Т. И. Управление образовательными системами / Т. И. Шамова, П. И. Третьяков, Н. П. Капустин. — М.: Изд-во «Владос», 2002. — 214 с.

14.  Шамова, Т. И. Менеджмент в управлении школой / Т. И. Шамова. — М.: Изд-во «Владос», 1992. — 316 с.

15.  Управление качеством образования: практикоориентированная монография и методическое пособие / Под ред. М. М. Поташника. — М.: Педагогическое общество России, 2000. — 448 с.

Основные термины (генерируются автоматически): образовательное учреждение, школа, управление, управление школой, субъект управления, принцип управления, педагогический совет, образовательный процесс, попечительский совет, образовательная организация.


Похожие статьи

Государственно-общественное управление образовательной...

государственно-общественное управление, Совет Гимназии, образовательное учреждение, Гимназия, образовательный процесс, образовательная организация, коллегиальный орган управления, Российская Федерация...

Участие коллегиальных органов в управлении дошкольной...

Педагогический советобразовательной организации высшего образования — ученый совет), а также попечительские советы, управляющие советы, наблюдательные советы и другие коллегиальные органы управления...

Специфика деятельности руководителя в системе управления...

Система управления современной образовательной организацией - это сложный и разноаспектный процесс, основанный на принципах научного управления, ориентированный на современные потребности в сфере образования.

Управление качеством образования в образовательном...

Данный принцип проявляется в общественно-государственном характере управления (Экспертный совет, Совет образовательного учреждения, Попечительский совет, Координационный совет и т. п.).

Современные подходы к управлению развитием...

образовательное учреждение, управление образовательным учреждением, подход к управлению развитием образовательного учреждения, принципы управления образовательным учреждением, модель управления ГБОУ школы №103 Выборгского...

Проблема управления качеством образования начальной школы

образовательная организация, управление, образовательное учреждение, система, функция управления, управленческая деятельность, педагогический анализ, организационная деятельность...

Эффективное управление профессиональным образованием...

Эффективное управление образовательной организацией.

Критерии оценки эффективности управления образовательной организацией. Возможности организации учебного процесса на основе педагогического сотрудничества.

Подходы к управлению многопрофильными образовательными...

 усложнится система управления образовавшейся крупной образовательной организации, при этом система единого управления ресурсами образовательного комплекса еще не создана

Управление дошкольной образовательной организацией...

качество образования, образовательное учреждение, педагогический коллектив, образовательная организация, качество, внешняя среда, дошкольная образовательная организация...

Государственно-общественное управление образовательной...

государственно-общественное управление, Совет Гимназии, образовательное учреждение, Гимназия, образовательный процесс, образовательная организация, коллегиальный орган управления, Российская Федерация...

Участие коллегиальных органов в управлении дошкольной...

Педагогический советобразовательной организации высшего образования — ученый совет), а также попечительские советы, управляющие советы, наблюдательные советы и другие коллегиальные органы управления...

Специфика деятельности руководителя в системе управления...

Система управления современной образовательной организацией - это сложный и разноаспектный процесс, основанный на принципах научного управления, ориентированный на современные потребности в сфере образования.

Управление качеством образования в образовательном...

Данный принцип проявляется в общественно-государственном характере управления (Экспертный совет, Совет образовательного учреждения, Попечительский совет, Координационный совет и т. п.).

Современные подходы к управлению развитием...

образовательное учреждение, управление образовательным учреждением, подход к управлению развитием образовательного учреждения, принципы управления образовательным учреждением, модель управления ГБОУ школы №103 Выборгского...

Проблема управления качеством образования начальной школы

образовательная организация, управление, образовательное учреждение, система, функция управления, управленческая деятельность, педагогический анализ, организационная деятельность...

Эффективное управление профессиональным образованием...

Эффективное управление образовательной организацией.

Критерии оценки эффективности управления образовательной организацией. Возможности организации учебного процесса на основе педагогического сотрудничества.

Подходы к управлению многопрофильными образовательными...

 усложнится система управления образовавшейся крупной образовательной организации, при этом система единого управления ресурсами образовательного комплекса еще не создана

Управление дошкольной образовательной организацией...

качество образования, образовательное учреждение, педагогический коллектив, образовательная организация, качество, внешняя среда, дошкольная образовательная организация...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Государственно-общественное управление образовательной...

государственно-общественное управление, Совет Гимназии, образовательное учреждение, Гимназия, образовательный процесс, образовательная организация, коллегиальный орган управления, Российская Федерация...

Участие коллегиальных органов в управлении дошкольной...

Педагогический советобразовательной организации высшего образования — ученый совет), а также попечительские советы, управляющие советы, наблюдательные советы и другие коллегиальные органы управления...

Специфика деятельности руководителя в системе управления...

Система управления современной образовательной организацией - это сложный и разноаспектный процесс, основанный на принципах научного управления, ориентированный на современные потребности в сфере образования.

Управление качеством образования в образовательном...

Данный принцип проявляется в общественно-государственном характере управления (Экспертный совет, Совет образовательного учреждения, Попечительский совет, Координационный совет и т. п.).

Современные подходы к управлению развитием...

образовательное учреждение, управление образовательным учреждением, подход к управлению развитием образовательного учреждения, принципы управления образовательным учреждением, модель управления ГБОУ школы №103 Выборгского...

Проблема управления качеством образования начальной школы

образовательная организация, управление, образовательное учреждение, система, функция управления, управленческая деятельность, педагогический анализ, организационная деятельность...

Эффективное управление профессиональным образованием...

Эффективное управление образовательной организацией.

Критерии оценки эффективности управления образовательной организацией. Возможности организации учебного процесса на основе педагогического сотрудничества.

Подходы к управлению многопрофильными образовательными...

 усложнится система управления образовавшейся крупной образовательной организации, при этом система единого управления ресурсами образовательного комплекса еще не создана

Управление дошкольной образовательной организацией...

качество образования, образовательное учреждение, педагогический коллектив, образовательная организация, качество, внешняя среда, дошкольная образовательная организация...

Государственно-общественное управление образовательной...

государственно-общественное управление, Совет Гимназии, образовательное учреждение, Гимназия, образовательный процесс, образовательная организация, коллегиальный орган управления, Российская Федерация...

Участие коллегиальных органов в управлении дошкольной...

Педагогический советобразовательной организации высшего образования — ученый совет), а также попечительские советы, управляющие советы, наблюдательные советы и другие коллегиальные органы управления...

Специфика деятельности руководителя в системе управления...

Система управления современной образовательной организацией - это сложный и разноаспектный процесс, основанный на принципах научного управления, ориентированный на современные потребности в сфере образования.

Управление качеством образования в образовательном...

Данный принцип проявляется в общественно-государственном характере управления (Экспертный совет, Совет образовательного учреждения, Попечительский совет, Координационный совет и т. п.).

Современные подходы к управлению развитием...

образовательное учреждение, управление образовательным учреждением, подход к управлению развитием образовательного учреждения, принципы управления образовательным учреждением, модель управления ГБОУ школы №103 Выборгского...

Проблема управления качеством образования начальной школы

образовательная организация, управление, образовательное учреждение, система, функция управления, управленческая деятельность, педагогический анализ, организационная деятельность...

Эффективное управление профессиональным образованием...

Эффективное управление образовательной организацией.

Критерии оценки эффективности управления образовательной организацией. Возможности организации учебного процесса на основе педагогического сотрудничества.

Подходы к управлению многопрофильными образовательными...

 усложнится система управления образовавшейся крупной образовательной организации, при этом система единого управления ресурсами образовательного комплекса еще не создана

Управление дошкольной образовательной организацией...

качество образования, образовательное учреждение, педагогический коллектив, образовательная организация, качество, внешняя среда, дошкольная образовательная организация...

Задать вопрос