Анализ управления муниципальной собственностью г. Улан-Удэ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №24 (158) июнь 2017 г.

Дата публикации: 15.06.2017

Статья просмотрена: 608 раз

Библиографическое описание:

Шарбунаев, Б. А. Анализ управления муниципальной собственностью г. Улан-Удэ / Б. А. Шарбунаев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 24 (158). — С. 319-322. — URL: https://moluch.ru/archive/158/44600/ (дата обращения: 17.12.2024).



Муниципальная собственность — главная составляющая экономической основы местного самоуправления.

Эффективное управление собственностью — это, прежде всего, формирование доходной части городского бюджета, создание условий для реализации социально-экономической политики, направленной на развитие города и создание благоприятных условий жизни для граждан города Улан-Удэ. [6, ст. 5]

Одним из основных результатов работы Комитета по управлению имуществом города Улан-Удэ является доход, получаемый в бюджет города от управления и распоряжения муниципальной собственностью.

Сегодня говоря о развитии города, очевидно, что бесспорным инструментом реализации движения является местный бюджет, в пополнении доходной части которого Комитет по имуществу играет основную роль.

Доля неналоговых доходов в структуре бюджета невысока. Вместе с тем это самый мобильный источник. Комитет в 2016 году выполнил показатели первоначального плана на 114,8 %. Ежегодное снижение сумм, поступающих в бюджет от аренды и продажи муниципального имущества и городских земель — процесс, имеющий объективные причины. Именно поэтому ключевыми задачами здесь мы определяем следующие.

Значительное сокращение наблюдается по доходам от продажи земельных участков на 89 619,9 тыс. руб. или на 49,9 % (поступило 89 840,1 тыс. руб., в 2014г. — 179 460,0 тыс. руб.) по причине уменьшения количества городских земель, а также в связи с вступлением в силу с 1 марта 2016г. Федерального закона от 23.06.2014г № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ», согласно которому не допускается продажа земельных участков для строительства зданий, строений, сооружений, в связи с чем, земельные участки предоставляются исключительно на праве аренды по результатам торгов.

Снизились поступления по доходам от продажи имущества на 14 786,3 тыс. руб. или 57,4 % (зачислено 10 973,2 тыс.руб., в 2014 г. — 25 759,6 тыс. руб.) в связи низкой потребительской активностью на рынке недвижимости и отсутствием спроса на муниципальные объекты.

Сокращается нежилой фонд вследствие ежегодной приватизации, соответственно, снижаются поступления от аренды нежилых помещений. В 2016г. поступило 20 136,0 тыс.руб., что на 7 943,0 тыс.руб. меньше уровня 2014г. (28 079,1 тыс.руб.).

Объём арендных платежей за земельные участки сократился на 18 024,2 тыс. руб. (поступило 134 821,8 тыс. руб., в 2015г. — 152 846,0 тыс. руб.) в связи с перерасчетом арендной платы по договорам ОАО «ТГК № 14» с учётом понижающего коэффициента.

Доходы от аренды земельных участков за отчетный год составило134,7млн. руб. при плане 129 млн. руб. (104,4 %). По сравнении с прошлым годом поступления уменьшились на 18,1 млн. руб.

Доходы по аренде нежилых помещений составило 20,1 млн. руб. при плане 18,5 млн. руб. (108,8 %). По сравнении с 2015г. поступления снизились на 7 млн. руб.

Доходы по аренде имущественных комплексов, движимого имущества поступило 6,8 млн. руб. при плане 5,4 млн. руб. (129,1 %).

Прочие поступления от использования имущества (неосновательное обогащение) при плане 11,7 млн. руб. поступило 12,5 млн. руб. (108,7 %).

Прибыль муниципальных предприятий в бюджет города зачислена в размере 4 млн. руб.

Поступления по найму жилых помещений составили 4.2 млн. руб. при плане 4 млн. руб. (103,7 %).

Доходы от Продажи муниципального имущества составили 10,2 млн. руб. при плане 10 млн. руб. или 105,5 % к плану. По сравнению с 2015 годом доходы уменьшились на 15,5 млн. руб.

Доходы от продажи земельных участков составили 89,1 млн. руб. при плане 85 млн. руб. (101,6 %). по сравнении с 2014г. поступления от продажи земельных участков уменьшились на 90,3 млн. руб. [13]

Исходя из представленных данных, наблюдается резкое снижение поступлений от продажи земельных участков в 2016 г. по сравнению с 2015г. Снижение связано, прежде всего, с уменьшением количества городских земель, а также с затруднительным социально-экономическим положением населения. Однако, плановый показатель 2015г перевыполнен на 106 %, что связано со стимулированием арендаторов к выкупу земельных участков, находящихся в аренде и предоставленных для строительства.

В этом направлении Комитетом в 2016 году была проведена комплексная ревизия городских земель. Сегодня картина очевидна: около 18 % земли не облагается налогом.

В основной массе это гаражи, индивидуальные жилые дома и неоформленные садовые и дачные участки.

Процесс оформления продолжается. Только за 2016 год было оформлено в собственность:

‒ более 2 га, занятых гаражами

‒ около 30 га под жилыми домами, в том числе самовольными постройками

‒ под садовыми участками (38,3 га)

‒ путем перераспределения земель (т. е. оформления прирезков, ранее используемые гражданами просто так) (2 га).

Но все же 100 % охват еще не достигнут. Основной причиной явилось то, что оформление земельных участков, занятых объектами, носит заявительный характер.

Сегодня при решении вопросов местного значения в сфере управления земельными ресурсами важна оперативность, которая может быть достигнута только полным обладанием информацией. Однако сегодня ОМСУ получают сведения от федеральных органов относительно оснований постановки на кадастровый учет, собственнике земельного участка, основаниях для регистрации права собственности в заявительном порядке.

Наглядный пример: ОМСУ выявил строение. При помощи АИС ИЗК установил, что участок поставлен на кадастровый учет. В случае, если невозможно выявить землепользователя — направляются запросы в правоохранительные органы для установления личности. А на это уходит немало времени, в некоторых случаях месяцами мы ищем граждан, информацию о них, чтобы применить соответствующие меры взыскания; выясняем основания для постановки земельного участка на кадастровый учет, основаниях для гос. Регистрации. И потому сегодня мы предлагаем внести предложения Правительству РФ инициировать законодательное закрепление предоставления сведений ОМСУ с указанием ИНН владельца З/у, его персональных данных, а также всех необходимых материалов, связанных с землей, как говорится, в режиме онлайн.

Наблюдается снижение количества предоставленных земельных участков в 2 раза по сравнению с аналогичным периодом 2014 г. Данное снижение связано с изменениями в земельном законодательстве, вступившими в силу с 1 марта 2015г. В частности, предоставление земельных участков для строительства в коммерческих целях осуществляется исключительно в аренду.

Земли, занятые особо охраняемыми территориями и объектами в республике Бурятия имеют большую ценность для населения. Так как к особо ценным землям относятся участки, в границах которых имеются природные и историко-культурные объекты, представляющие особую научную, историко-культурную ценность.

Территория общей площадью 988,0 га находится в собственности муниципального округа г. Улан-Удэ.

Анализ данных, полученных в результате статистического наблюдения за земельными ресурсами, и докладов о состоянии и использовании земель в субъектах Российской Федерации показал, что в 2016 г. значительные площади земель были вовлечены для сельскохозяйственного использования, а также продолжались процессы установления (изменения) границ населенных пунктов и приведения правового статуса земель в соответствие с нормами действующего законодательства.

При этом наиболее значительные изменения площади категории земель населенных пунктов наблюдались в тех субъектах Российской Федерации, где активно формировались территории муниципальных образований. Следует отметить, что установление границ муниципальных образований влияло на перераспределение земель в целом. В течение 2015 г. переводы земель из одной категории в другую затронули все категории земель, в большей степени это коснулось земель сельскохозяйственного назначения, земель лесного фонда, земель особо охраняемых территорий и объектов, а также земель запаса

Таким образом, можно предположить, что в муниципальной и не разграниченной государственной собственности находится порядка 70 % от всех земель МО «Г. Улан-Удэ», из которых 51 % являются землями, ограниченными в обороте (леса, водные объекты, места общего пользования, охранные, шумовые, затопляемые территории).

Количественные и качественные характеристики земель определенных функциональных зон, входящих в земельный фонд города Улан-Удэ, не являются величиной статической и постоянно изменяются во времени, характеризуя социально-экономическое развитие города.

В муниципальной и не разграниченной государственной собственности находится порядка 70 % от всех земель МО «Г. Улан-Удэ», из которых 51 % являются землями, ограниченными в обороте (леса, водные объекты, места общего пользования, охранные, шумовые, затопляемые территории).

Количественные и качественные характеристики земель определенных функциональных зон, входящих в земельный фонд города Улан-Удэ, не являются величиной статической и постоянно изменяются во времени, характеризуя социально-экономическое развитие города.

Так, в целях определения пропорционального развития всей системы жизнеобеспечения — жилищного хозяйства, диверсифицированной сферы услуг, инженерной и транспортной инфраструктуры при соблюдении необходимых соотношений между новым строительством всех видов и реконструкцией решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 25.03.2008 № 816–82 утвержден градостроительный документ, в котором также определены границы и описание функциональных зон населенного пункта, — Генеральный план городского округа «Город Улан-Удэ». За прошедшие годы были неоднократные изменения границ функциональных зон территории города в сторону увеличения зон жилой застройки за счет земель, занятых городскими лесами. В 2011 г. в целях исключения возможности сокращения площади городских лесов были определены границы лесного фонда г. Улан-Удэ, площадь городских лесов составила 8448 га.

Генеральный план исходит из того, что регулирование процессов градостроительного развития определяется механизмами местного самоуправления. Однако для развития города должны быть созданы и обеспечены благоприятные условия для привлечения инвестиций, ибо необходимые для этого права, механизмы и ресурсы не могут сформироваться сразу, одномоментно. Столице республики необходимо иметь механизмы и ресурсы для дальнейшего развития.

Одними из шагов к развитию единой политики в рамках градостроительных и земельных отношений явилось принятие:

‒ Программ социально-экономического развития города Улан-Удэ;

‒ Программы комплексного освоения земельных участков в целях жилищного строительства на 2009–2020 годы, утвержденной постановлением Администрации г. Улан-Удэ от 03.08.2009 № 331;

‒ Плана мероприятий по развитию застроенных территорий, утвержденного распоряжением Администрации г. Улан-Удэ от 15.02.2012 № 168-р.

По состоянию на 01.01.2015г. в очереди на предоставление земельных участков состоит 6821 гражданин. Только за 2014г. в очередь было включено 1293 гражданина. Несмотря на то, что за отчетный период в рамках реализации данного направления было предоставлено 632 участка в мкр. Забайкальский, мкрн. Радужный количество лиц, нуждающихся в бесплатном предоставлении, в целом, только увеличивается.

Острой проблемой в реализации указанных льгот является отсутствие территорий, обеспеченных необходимой инженерной инфраструктурой, которая из года в год не теряет своей актуальности, а также дефицит территорий, способных обеспечить в полном объеме льготных категорий граждан.

Подобранные площадки в сотых кварталах (121–124а, 130, 145 квартала), площадью около 50 га (632 участка по 800 кв.м.) остаются необеспеченными необходимой инфраструктурой. Для проведения данных работ требуются средства в размере 180 млн. руб.

Конечно, данный вопрос не может быть решен силами местного бюджета. Необходимо участие ресурсоснабжающих организаций в строительстве инженерных сетей в рамках инвестиционных программ, застройщиков на территориях, предоставленных для комплексного освоения, а также субсидирование из республиканского бюджета.

Рассмотренное мной управление муниципальной собственностью в городском округе город Улан-Удэ показало, что органы местного самоуправления в целом эффективно управляют муниципальной собственностью. Об этом можно судить на основании увеличения неналоговых доходов. Также стоит отметить о положительном балансе практически всех унитарных предприятий города. Но, как и в большинстве муниципальных образований России, есть и некоторые сложности: проблема бесхозяйного имущества; использование разобщенных автоматизированных систем. Департаменту имущественных и земельных отношений необходимо разработать концепцию управления муниципальной собственности, в которой будут рассмотрены конкретные способы и методы управления.

Литература:

  1. Конституция Российской федерации: принята общероссийским референдумом от 12 декабря 1993 г. // СПС «Консультант Плюс»;
  2. Федеральный закон Российской Федерации от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 03.05.2011 № 88-ФЗ) //СПС «Консультант плюс».
  3. Закон Республики Бурятия от 10.09.2007г № 2431-III «О муниципальной службе в Республике Бурятия» // СПС «Консультант плюс».
  4. Решение от 21.04.2010 г. № 272–21 «Об утверждении положения о порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом городского округа «Город Улан-Удэ»» // СПС «Консультант плюс».
  5. Бабун Р. В. Организация местного самоуправления. — М.: КноРус, 2011. — 224 с.
  6. Бялкина Т. М. О некоторых проблемах эффективности осуществления местного самоуправления // Муниципальная служба: правовые вопросы, 2012, № 2.
  7. Вертакова Ю. В., Харченко Е. В. Система государственного и муниципального управления. — М.: КноРус, 2011. — 272 с.
  8. Петросенко А. В. Управление земельными ресурсами в РФ. // «Экономика и жизнь». — 2013. — № 9. — С. 109.
  9. Григорьев В. В. Острина И. А. Руднев А. В. Управление муниципальной Недвижимостью. Учебно-практическое пособие. — М.: Дело 2010г.
  10. Гегедюш Н. С., Мокеев М. М., Сергушко С. В. и др. Государственное и муниципальное управление. — М.: Высшее образование, 2011. — 183 с.
  11. Ершов В. А. Государственное и муниципальное управление. М.: Гросс-Медиа, 2011. — 256 с.
  12. Зеркин Д. П., Игнатов В. Г. Основы теории государственного управления. Курс лекций. — Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2012. — С. 488.
  13. Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия [Электронный ресурс] // URL: http:// www.to03.rosreestr.ru (дата обращения: 06.06.2016)
Основные термины (генерируются автоматически): участок, улан-удэ, муниципальная собственность, доход, земля, аренда, кадастровый учет, местное самоуправление, план, развитие города.


Задать вопрос