Анализ законодательного процесса в Удмуртской Республике | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №15 (357) апрель 2021 г.

Дата публикации: 05.04.2021

Статья просмотрена: 639 раз

Библиографическое описание:

Наговицина, И. В. Анализ законодательного процесса в Удмуртской Республике / И. В. Наговицина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 15 (357). — С. 226-228. — URL: https://moluch.ru/archive/357/79761/ (дата обращения: 19.12.2024).



Законодательный процесс является важным элементом в формировании современного правового государства. Основным элементом законодательного процесса являются нормы права, которые облечены в форму закона, это подчеркивает важность изучения данного процесса в правовом государстве, где одним из важнейших признаков является верховенство закона.

В любых общественных процессах возможность реализации прав зависит от их нормативного закрепления и установленных механизмов воплощения в объективную действительность. Однако, следует внести ясность, что представляет собой законодательный процесс.

Определение понятия законодательного процесса можно сформулировать следующим образом: Законодательный процесс в узком смысле является видом правотворческого процесса, в широком — юридического процесса, который осуществляется на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации.

Рассматривая понятие законодательного процесса в узком значении, можно сформулировать его как конституционно установленный ряд последовательно сменяющих друг друга этапов [1].

Рассматривая законодательный процесс в широком смысле, Г. П. Ивлиев и Г. А. Гаджимагомедов, определяют его как регламентированную деятельность компетентных органов государственной власти и должностных лиц по разработке, внесению и рассмотрению законопроектов, а также принятию, одобрению, подписанию, обнародованию (официальному опубликованию) и реализации законов [2].

Законодательная деятельность Удмуртской Республики основывается на Конституции Российской Федерации, федеральных законах, которые регулирующих законодательную деятельность субъектов Российской Федерации, а также на Конституции Удмуртской Республики. Законодательная деятельность, ее характер, признаки отражают роль и значение такого государственного публичного образования, как субъект Федерации в организации жизни региона путем принятия нормативных правовых актов. Итогом законодательной деятельности является принятие закона [3].

Законодательным (представительным) и контрольным органом государственной власти Удмуртской Республики является Государственный Совет Удмуртской Республики. Государственный Совет Удмуртской Республики состоит из 60 депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Согласно Федеральному закону Российской Федерации «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», определен «предел» количества депутатов. Так, установленное число депутатов должно составлять:

а) не менее 15 и не более 50 депутатов — при численности избирателей менее 500 тыс. человек;

б) не менее 25 и не более 70 депутатов — при численности избирателей от 500 тыс. до 1 млн человек;

в) не менее 35 и не более 90 депутатов — при численности избирателей от 1 до 2 млн человек;

г) не менее 45 и не более 110 депутатов — при численности избирателей свыше 2 млн человек.

Следует сказать, что Государственный Совет Удмуртской Республики, согласно Конституции Удмуртской Республики, осуществляет законодательную деятельность, рассматривает и принимает конституцию Удмуртской Республики, а также поправки к ней. Это является основной и самой важной деятельностью законодательного органа. Еще одним наиболее важным полномочием в законодательной деятельности является утверждение бюджета, а также отчета об его исполнении. Утверждаются программы социально-экономического, устанавливаются налоги и сборы и порядок их взимания.

Если рассматривать стадии законодательного процесса в Удмуртской Республике, то можно выделить следующие 5 пунктов:

1) реализация законодательной инициативы;

2) предварительное рассмотрение законопроектов в Государственном Совете Удмуртской Республики;

3) рассмотрение и принятие закона Государственным Советом Удмуртской Республики;

4) подписание и опубликование принятых законов Главой Удмуртской Республики;

5) вступление в силу законов.

На первой стадии законодательного процесса, реализация законодательной инициативы, депутаты, представительные органы местного самоуправления, Глава Удмуртской Республики, вносят в Государственный Совет Удмуртской Республики законопроект, который подлежит дальнейшему рассмотрению. Законопроекты, внесенные Главой Удмуртской Республики, имеют первоочередное рассмотрение.

Далее, на второй стадии, предварительное рассмотрение законопроектов в Государственном Совете Удмуртской Республики, законодательный орган рассматривает законопроект, вносит в него свои предложения, определяет, не противоречит ли он федеральному законодательству и т. п. Если по законопроекту есть замечания, то его отправляют на доработку.

Следующая стадия законодательного процесса предполагает рассмотрение и принятие законопроекта, т. е. внесенный законопроект рассматривается уже не в общем виде, а полностью и проводится голосование для его принятия, либо для отклонения. Проект закона принимается не менее, чем в двух чтениях.

Обнародование закона происходит путем его подписания или издания специального акта. Глава Удмуртской Республики может отклонить закон предоставив мотивированное обоснование либо предложения о внесении в него изменений.

Последняя стадия законодательного процесса —вступление в силу принятого закона. Дата вступления закона в силу зависит от того, какой именно закон был принят, т. е. какие общественные отношения он регулирует. Так, Законы Удмуртской Республики вступают в силу после их официального опубликования. Законы и иные нормативные правовые акты Удмуртской Республики по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования.

Анализируя количество принятых законов Удмуртской Республики за период 2016–2020 год (Таблица 1) можно сделать вывод, что основная часть законодательного процесса сосредоточена на внесение изменений в действующие законы Удмуртской Республики [4].

Причины появления поправочных законов могут быть вызваны в изменении той или иной сфере общественных отношений, либо сам закон был принят без должной проработки вопроса, а именно слабая юридическая подготовка.

Количество базовых законов зачастую связаны с вступившими в силу федеральными законами, а также в изменениях в сфере общественных отношений.

Таблица 1

Количество принятых законов Удмуртской Республики за 2016–2020гг.

2016 год

2017 год

2018 год

2019 год

2020 год

Количество принятых законов Удмуртской Республики всего, в том числе:

98

34

96

85

95

базовых

20

7

26

23

19

о внесении изменений в действующие законы

78

26

68

61

71

о внесении поправок к Конституции Удмуртской Республики

1

1

1

1

0

о признании утратившими силу законов

1

0

1

0

3

Обобщая все вышеизложенное, можно сделать вывод, что законодательный процесс представляет собой упорядоченную процедуру принятия законов и включающая в себя ряд последовательных логически завершенных этапов: от разработки законопроекта его реализации в качестве закона [5]. Важно обратить пристальное внимание на этап разработки законопроекта, места будущего закона в системе действующего законодательства, а также значение, которое будет иметь законопроект для правовой системы.

Литература:

  1. Парламентское право России: Учебное пособие / Под ред. Т. Я. Хабриевой. — М., 2003. -С. 195
  2. Ивлиев Г. П., Гаджимагомедов Г. А. Участие Правительства РФ в законодательной деятельности. — М., 2013. — С. 14–21
  3. Липатов Э. Г. Компетенция органов власти субъектов Российской Федерации в сфере правотворчества. Саратов, 2009.
  4. www.udmgossovet.ru
  5. Аналитический вестник № 13 (531) “Совершенствование законодательного процесса в Российской Федерации). Москва, 2014.
Основные термины (генерируются автоматически): Удмуртская Республика, законодательный процесс, Государственный Совет, законодательная деятельность, Российская Федерация, численность избирателей, официальное опубликование, Главая Удмуртская Республика, государственная власть, законодательная инициатива.


Похожие статьи

Тенденции развития законотворческой инициативы в Республике Башкортостан

Анализ деятельности территориальных органов государственной власти в Республике Башкортостан

Анализ развития муниципальной службы Ставропольского края

Анализ стратегии развития электронного университета в Республике Узбекистан

Анализ становления аудита в Республике Казахстан за годы независимости

Формирование и перспективы развития институтов гражданского общества в Республике Узбекистан

Государственное регулирование развития малого и среднего предпринимательства в Республике Хакасия в 2014–2015 гг.

Принципы законотворческого процесса в Российской Федерации

Проблемы управления средним профессиональным образованием в Республике Бурятия и пути их решения

Проблемы мировой юстиции в Республике Тыва и пути их решения

Похожие статьи

Тенденции развития законотворческой инициативы в Республике Башкортостан

Анализ деятельности территориальных органов государственной власти в Республике Башкортостан

Анализ развития муниципальной службы Ставропольского края

Анализ стратегии развития электронного университета в Республике Узбекистан

Анализ становления аудита в Республике Казахстан за годы независимости

Формирование и перспективы развития институтов гражданского общества в Республике Узбекистан

Государственное регулирование развития малого и среднего предпринимательства в Республике Хакасия в 2014–2015 гг.

Принципы законотворческого процесса в Российской Федерации

Проблемы управления средним профессиональным образованием в Республике Бурятия и пути их решения

Проблемы мировой юстиции в Республике Тыва и пути их решения

Задать вопрос