Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

К вопросу об определении стадий законодательного процесса в Российской Федерации

Научный руководитель
Юриспруденция
20.11.2025
3
Поделиться
Аннотация
В статье анализируется мнение ученых относительно стадий законодательного процесса; проводится сравнение подходов к определению стадий законодательного процесса; выделены теоретические проблемы относительно количества стадий законодательного процесса; предлагается авторское видение порядка стадий законодательного процесса.
Библиографическое описание
Маньков, М. С. К вопросу об определении стадий законодательного процесса в Российской Федерации / М. С. Маньков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 47 (598). — С. 246-248. — URL: https://moluch.ru/archive/598/130365.


Законодательный процесс в Российской Федерации является важной составляющей деятельности парламента. От продуманности, четкости и организованности этого процесса зависит качество принимаемых законов. Законодательный процесс состоит из ряда последовательных элементов (стадий), каждая из которых имеет свое непосредственное назначение.

В научном сообществе существует достаточно большое количество работ, которые посвящены как законодательному процессу в целом, так и его отдельным стадиям. Среди них можно выделить труды таких ученых, как М. В. Залоило [1], С. Ф. Сулеймановой [2], В. Д. Горобец [3] и т. д. Но в то же время среди ученых не существует единого подхода относительно определения точного количества стадий законодательного процесса, что обусловлено как сложностью, так и отсутствием нормативного закрепления понятий «стадия законодательного процесса».

В соответствии с Конституцией РФ [4] Федеральное Собрание является представительным и законодательным органом Российской Федерации, именно в его ведении находится деятельность по созданию законов. Основной закон в своем тексте содержит необходимый базис информации относительно законодательного процесса и некоторых его аспектов. Например, статья 104 закрепляет субъекты законодательной инициативы, а также то, что законопроекты вносятся в Государственную Думу. Более детальное регулирование действий, связанных с законотворческой деятельностью, находится в Регламенте Государственной Думы [5] и Регламенте Совета Федерации [6].

Но несмотря на имеющееся правовое регулирование законодательного процесса, нормативное определение «стадии» законодательного процесса на сегодняшний день отсутствует. В. С. Клубенко в своей статье выделяет признаки стадий законодательного процесса: цели и задачи; субъекты; требования для субъектов; завершающий документ или действие [7, с. 169]. Так как законодательный процесс представляет из себя систему этапов, каждый из которых следует за другим, в предложенный список критериев можно также отнести и определенные действия, позволяющие переходить одной стадии в другую, обеспечивая тем самым согласованность и связанность стадий друг с другом.

Проанализировав мнения разных ученых, можно обнаружить, что большинство исследователей придерживаются узкого и широкого подхода к определению стадий законодательного процесса. Первые склоняются к тому, что законодательный процесс состоит из 5 стадий, что нашло свое отражение на официальном сайте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации [8], и условно их можно определить как: внесение законопроекта в Государственную Думу в порядке законодательной инициативы от соответствующего субъекта; рассмотрение законопроекта; принятие закона и направление его в Совет Федерации; рассмотрение и одобрение в этой палате; подписание закона главой государства; опубликование закона. Данный подход к определению стадий законодательного процесса является обобщенным и не отражает некоторые детали, например, существование стадии до законодательной инициативы. Это позволяет говорить о законодательном процессе в узком смысле.

Представители широкого подхода, например, Золотухина Т. А., рассматривает законодательный процесс в виде трех стадий: «начальную (предпарламентскую), парламентскую и послепарламентскую» [9, с. 60], указывая на главенствующую позицию именно парламентской стадии, состоящая из основной работы Государственной Думы и Совета Федерации над законопроектом, хотя называть центральной именно эту стадию можно с оговоркой, поскольку законодательный процесс есть система взаимосвязанных элементов, и если из них отсутствует хотя бы один, то дальнейшее развитие будет невозможным.

В советский период считалось, что законодательный процесс состоит из 4 частей: законодательная инициатива, обсуждение закона, утверждение закона, обнародование закона [10, с. 152]. Данный подход схож с определением стадий законодательного процесса в узком смысле, рассматриваемого ранее. Основным же его недостатком является игнорирование начальной стадии, которая начинается еще до реализации законодательной инициативы, основная суть которой заключается в поиске в обществе тех общественных отношений и ситуаций, которые не урегулированы законодательством страны или нуждаются в правовом регулировании. Лишь осознание наличия пробела в законодательстве страны и необходимости законодательного регулирования общественных отношений в дальнейшем перейдет в законодательную инициативу с наработками нового закона.

Как одну из стадий законодательного процесса можно выделить «нулевые чтения», суть которых связана с достижением договоренности между органами государственной власти, общественностью и иными субъектами относительно нового закона и его аспектов до его рассмотрения в официальных чтениях в парламенте. Данная процедура используется часто не только на федеральном уровне в виде консультаций между представителями исполнительной власти и депутатами Государственной Думы по поводу позиций Правительства, представленных в вносимым им законопроектом, но и на уровне общественности, поскольку большинство резонансных или важных для общества законов предварительно рассматриваются на сайте Общественно Палаты Российской Федерации в виде общественно экспертизы [11]. Выделение «нулевых чтений» как стадии законодательного процесса оправдано тем, что при реализации данного метода позволяет достичь консенсуса между субъектами по поводу принятия нового закона еще до его официального рассмотрения в стенах парламента, что положительно сказывается на качестве законопроекта, а также позволяет выделить и разрешить начальные неточности и проблемы будущего закона.

Некоторые ученые в качестве одной из стадий законодательного процесса предлагают выделить правовой мониторинг закона. Например, Т. С. Цолоева, А. З. Богатерыева и А. В. Тлупова, отмечают, что: «Правовой мониторинг законодательства должен стать неотъемлемой частью законодательного процесса, только тогда будет достигнуто единство правового пространства на территории РФ, будут сделаны существенные успехи в преодолении коллизий, пробелов в законодательстве, а также ошибок в правоприменительной практике». [12, c. 68]. Выделение федерального мониторинга отдельной стадией законодательного процесса обосновано тем, что закон только начинает функционировать в постоянно меняющемся обществе и необходимо изучить последствия его внедрения в жизнь. Реализация закона на практике может встретить определенные препятствия и недочеты, которые можно проанализировать и устранить путем внесения изменений и дополнений. При этом его проведение должно осуществляться хотя бы раз в месяц для более быстрой адаптации и оперативного решения проблем.

Таким образом, законодательный процесс представляет собой определенную систему, состоящая из нескольких самостоятельных, но связанных между собой стадий: поиск и анализ общественных отношений, нуждающихся в законодательном регулировании; реализация законодательной инициативы; «нулевые чтения»; рассмотрение законопроекта в Государственной Думе; одобрение закона и направление его в другую палату; рассмотрение в Совете Федерации и передача законопроекта главе государства; подписание закона Президентом РФ; опубликование закона, которую следует дополнить стадией правового мониторинга.

Литература:

  1. Залоило, М. В. Законодательный процесс в Российской Федерации: современное состояние и перспективы развития // Московский юридический журнал. 2023. № 1. С. 45–57.
  2. Сулейманова, С. Ф. Федеральный законодательный процесс: проблемы правового регулирования и практики // Право и государство: теория и практика. 2021. № 1 (193). С. 84–87.
  3. Горобец, В. Д. Этапы федерального законотворческого процесса в Российской̆ Федерации // Закон и право. 2019. № 9. С. 15–18.
  4. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. 2020. 04 июля.
  5. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22.01.1998 N 2134-II ГД (ред. от 24.09.2024) «О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 1998. — N 7. — Ст. 801; 2024. — редакция от 29 сентября 2024 г.
  6. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 30.01.2002 N 33-СФ «О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 2002. — N 7. — Ст. 635.
  7. Клубенко, В. С. Стадии законодательного процесса на примере Республики Крым и иных субъектов Российской Федерации // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Юридические науки. 2023. № 1. С. 169–178
  8. Законодательный процесс [Электронный ресурс] // Официальный сайт Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. URL: http://council.gov.ru/services/reference/9373/ (дата обращения: 15.10.2025).
  9. Золотухина, Т. А. О структуре законотворческого процесса в России: стадии и этапы // Общество: политика, экономика, право. 2019. № 4 (69). С. 59–62.
  10. Правотворчество в СССР / Под. ред. А. В. Мицкевича, М., 1974. 313 c.
  11. Законопроекты для обсуждения [Электронный ресурс] // Официальный сайт Общественной Палаты Российской Федерации. URL: https://www.oprf.ru/public-examination (дата обращения: 10.11.2025)
  12. Цолоев Т. С., Богатырев А. З., Тлупова А. В. К вопросу форм правового мониторинга законодательства в российской федерации // Образование и право. 2022. № 3. С. 65–68.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №47 (598) ноябрь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 246-248):
Часть 4 (стр. 221-287)
Расположение в файле:
стр. 221стр. 246-248стр. 287

Молодой учёный