«Материалы Центра истории ДГТУ свидетельствуют…» (история развития Донского государственного технического университета в документах Центра истории ДГТУ) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Щукина, Т. В. «Материалы Центра истории ДГТУ свидетельствуют…» (история развития Донского государственного технического университета в документах Центра истории ДГТУ) / Т. В. Щукина, Л. А. Севостьянова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 22.1 (156.1). — С. 37-38. — URL: https://moluch.ru/archive/156/44317/ (дата обращения: 22.12.2024).



«Материалы Центра истории ДГТУ свидетельствуют…» (история развития Донского государственного технического университета в документах Центра истории ДГТУ)

Щукина Татьяна Владимировна, кандидат исторических наук, доцент;

Севостьянова Лидия Александровна, студент

Донской государственный технический университет (г. Ростов-на-Дону)

История Донского государственного технического университета (далее ДГТУ) начинается с 1930 года на базе механического факультета Донского политехнического института. Университет прошел большой этап развития, для того чтобы стать первым опорным вузом Ростовской области. Сегодня ДГТУ готовит специалистов более чем по 100 направлениям.

Первое название института — Северо-Кавказский институт сельскохозяйственного машиностроения (г. Новочеркасск). Тогда в СКИСХМе было всего две кафедры: «Сельскохозяйственные машины» и «Технология металлов». Штат преподавателей был определен в количестве 12 человек. В 1930 году в институт поступило 125 человек по трем направлениям, были открыты курсы и создан рабфак.

Первым директором института был Лев Борисович Суницын. После Льва Борисовича с 1931 по 1938 гг. вуз возглавляли известные деятели высшего образования. (1938-1939 гг.). В этом же году открывается вечернее отделение института в г. Ростове-на-Дону на заводе «Ростсельмаш» и началось строительство институтских зданий.

Летом 1932 года СКИСХМ был перебазирован в г. Ростов-на-Дону и переименован в Ростовский институт сельскохозяйственного машиностроения (РИСХМ). В этом же году были открыты два новых направления. Студентами института был создан первый комбайн «Сталинец-1». В вузе в 1932 году было создано научно-конструкторское бюро, возглавили бюро профессор В.Ю. Ган и Н.П. Крутиков. Из наиболее заметных разработок НКБ следует выделить разработки конструкций первых советских тракторных плугов ТП-3-30 и ТП-4-30 [1].

Успехи выпускников института поднимали престиж учебного учреждения. В начале 1934 года было организовано 3 факультета: механический, общетехнический, вечерний, на которых обучались 658 студентов.

В 1935 году институт тесно сотрудничает с предприятиями Ростсельмаш и Красный Аксай, цель была одна подготовить высококвалифицированных специалистов. В этом же году институт выпускает первых студентов РИСХМа - всего 65 человек, часть из них стали специалистами Ростсельмаша.

Преподавателями РИСХМА были сделаны первые научные исследования в регионе в области трибологии, начатые профессором Н.Н. Дьяковым (1883–1951 гг.) и продолженные доцентом Я.Г. Лифшицем (1899–1982 гг.) в специализированной лаборатории трения. Результатом их работы стала первая монография трибологического направления и первый в России справочник коэффициентов трения. В том же 1937 году профессор Крутиков и доцент Попов в соавторстве с сотрудниками Ростсельмаша и Красный Аксай создали комбайн «Сталинец-2», получивший на выставке в Париже почетный диплом «Гранд-При» [3].

С1938 г. по 1947 г. РИСХМ носил название Ростовский машиностроительный институт (РМИ). За первое десятилетие своей деятельности была существенно расширена материальная база вуза, сформирован высококвалифицированный состав преподавателей, количество студентов в 1940 году увеличилось до 1000 человек.

Наш институт стал передовым вузом Наркомата среднего машиностроения СССР. Ростовский машиностроительный институт три года подряд (1938–1940 гг.) занимал первое место в соревновании вузов отрасли, трижды награждался переходящим Красным знаменем «Лучшему Втузу Наркомата».

Годы Великой отечественной войны в истории института, как и в жизни всего нашего народа, занимают особую страницу. Уже в 1941–1942 учебном году коллектив перешел на учебные планы военного времени, предусматривающие сокращение срока обучения с 5 до 3,5 лет. Многие студенты и преподаватели уходили на фронт. Часть студентов была направлена в артиллерийскую академию им. Ф.Э. Дзержинского. Многие добровольно записались в созданный в городе полк народного ополчения. Так, под командованием заведующего кабинетом общественных наук Т.А. Малюгиной был организован санитарный взвод народного ополчения в составе лаборанта В.Г. Бойко, заведующей кафедрой иностранного языка Т.И. Марковой, заведующей библиотекой Л.Ф. Степановой и большого количества студентов.

Самые тяжелые потери для вуза — это потери его студентов, преподавателей и сотрудников. В ноябре 1941 года в боях за Ростов-на-Дону погибла заведующей кафедрой иностранного языка Т.А. Малюгина, под г. Бельцы в 1942 — студент Г.И. Ларин, в этом же году погиб на Миус-фронте студент Л. Мовшевич, в 1943 году за линией фронта трагически погибли студентки Зина Козлова и Шура Иванова-Вяземская, выполняя спецзадание командования; в Тираспольской тюрьме был зверски замучен бывший редактор институтской газеты «Втузовец» К.С. Гришин.

Сам институт в ноябре 1941 г. начал эвакуацию в Ташкент. Однако Институт до лета 1942 года институт продолжал работать в г. Ростове-на-Дону, а уже в октябре 1942-го возобновил свою работу в Ташкенте, в мае 1943 году был организован первый за военные годы прием в институт было зачислено 150 человек. После освобождения Ростова-на-Дону в 1943 году было принято решение о реэвакуации института, а уже 2 октября 1944 года РМИ начал учебный год в г. Ростове-на-Дону. К этому времени удалось собрать только 256 человек оставшихся в городе студентов и 32 преподавателя. 1944–1945 учебный год проходил в тяжелых условиях: помещения практически не отапливались, не хватало мебели, общежитие было разрушено, преподаватели, и студенты часто голодали. Однако активность коллектива были настолько велики, что в январе 1945 года состоялся выпуск 32 инженеров [2].

Победа в Великой отечественной войне дала новый импульс в развитии института. Вернувшиеся с фронтов преподаватели и студенты с энтузиазмом взялись за восстановление своего родного вуза. Первая закладка камня в фундамент главного корпуса университета была 22 марта 1949 года. Доцент РИСХМа И.Ф.Попов в составе творческого коллектива инженерами завода «Ростсельмаш» разработали зерноуборочный комбайн Сталинец-6 в 1947 году. В период 1950-1955 гг.в учебном процессе и научных исследованиях вуз выход победителем в соцсоревнованиях вузов Ростовской области и города, профессор Н.П.Крутиков награждается орденом Ленина, доценты Я.Г.Лифшиц, И.И.Смирнов, Б.В.Рябинин становятся обладателями ордена Знак Почета.

22 декабря 1992 года институт переименован в Донской государственный технический университет. В 2007 году и по настоящее время ректором является Б.Ч. Месхи.

Сегодня ДГТУ многопрофильный вуз. Первый опорный вуз в Южном федеральном округе. В вузе действуют программы поддержки и развития талантливой молодежи и представителей малого бизнеса.

Литература:

  1. Ануфриев, А.В. Музейное дело и охрана культурных ценностей: учебное пособие/А.В. Ануфриев, В.П. Шахеров, С.Л. Шахерова.-Иркутск: ИГУ, 2013.-197 с.
  2. Официальный сайт Донского государственного технического университета [Электронный ресурс]: https://donstu.ru (дата обращения: 12.05.2017).
  3. Официальный сайт Музея трудовой и боевой славы ДГТУ [Электронный ресурс]: https://donstu.ru/history (дата обращения: 12.05.2017).
Основные термины (генерируются автоматически): ростов-на-дону, студент, институт, Великая отечественная война, Донский государственный технический университет, Донской государственный технический университет, иностранный язык, Красный Аксай, народное ополчение, Ростовская область.


Похожие статьи

Обзор документов хранившихся под грифом «секретно» в научных публикациях 1989–1995 годов на тему «История Второй мировой войны»

Индикаторы эффективной деятельности образовательной организации среднего профессионального образования (на примере работы Тайгинского института железнодорожного транспорта — филиала ОмГУПС)

Очерк по истории некоторых аспектов медицинского дела в городе Тюмени (начало XX века)

Теоретические аспекты и проблемные вопросы развития страхования от несчастных случаев и профессиональных заболеваний (по материалам Орловской области)

Разработка автоматизированной системы обработки информации отдела ВУР на примере ТИ(ф) СВФУ

Возможности и структура электронного учебника «Социальная педагогика» в системе обучения и самообучения в педагогическом вузе

Перспектива развития наук технического профиля на примере предмета «Компьютерные методы моделирования углеводородов» технического профиля обучения студентов в системе высшего образования

«Славные страницы истории моей малой Родины» (конспект ООД по краеведению в рамках проекта «Белгородведение»)

Опыт организации профессиональной ориентации обучающихся г.Ижевска (на примере управления образования г.Ижевска)

Проблемный метод активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках истории (материалы из опыта работы учителя истории)

Похожие статьи

Обзор документов хранившихся под грифом «секретно» в научных публикациях 1989–1995 годов на тему «История Второй мировой войны»

Индикаторы эффективной деятельности образовательной организации среднего профессионального образования (на примере работы Тайгинского института железнодорожного транспорта — филиала ОмГУПС)

Очерк по истории некоторых аспектов медицинского дела в городе Тюмени (начало XX века)

Теоретические аспекты и проблемные вопросы развития страхования от несчастных случаев и профессиональных заболеваний (по материалам Орловской области)

Разработка автоматизированной системы обработки информации отдела ВУР на примере ТИ(ф) СВФУ

Возможности и структура электронного учебника «Социальная педагогика» в системе обучения и самообучения в педагогическом вузе

Перспектива развития наук технического профиля на примере предмета «Компьютерные методы моделирования углеводородов» технического профиля обучения студентов в системе высшего образования

«Славные страницы истории моей малой Родины» (конспект ООД по краеведению в рамках проекта «Белгородведение»)

Опыт организации профессиональной ориентации обучающихся г.Ижевска (на примере управления образования г.Ижевска)

Проблемный метод активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках истории (материалы из опыта работы учителя истории)

Задать вопрос