Статистический анализ основных показателей системы высшего профессионального образования в России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №22 (156) июнь 2017 г.

Дата публикации: 02.06.2017

Статья просмотрена: 12551 раз

Библиографическое описание:

Костюченко, А. П. Статистический анализ основных показателей системы высшего профессионального образования в России / А. П. Костюченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 22 (156). — С. 172-176. — URL: https://moluch.ru/archive/156/43762/ (дата обращения: 22.12.2024).



Профессиональнее высшее образование должно отвечать требованиям научного, экономического и социального развития. В 2016/17 учебном году продолжился процесс совершенствования системы образования, направленный на повышение эффективности деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, усиления результативности функционирования образовательной системы, в рамках которого происходило укрупнение (объединение) образовательных организаций в целях оптимизации бюджетных расходов на образование [2]. Проанализируем основные показатели, характеризующие систему высшего профессионального образования на территории российской Федерации.

Таблица 1

Учреждения ВПО [1, c. 207] (на начало учебного года)

Годы

Число образовательных учреждений

Численность студентов— всего, тыс. человек

в том числе по формам обучения

На 10000 человек населения приходилось студентов

очная

очно-заочная

Заочная

1914

72

86,5

86,5

-

-

10

1917

150

149

149

-

-

16

1927

90

114,2

114,2

-

-

-

1940/41

481

478,1

335,1

15

128

43

1950/51

516

796,7

502,6

17

277,1

77

1960/61

430

1496,7

699,2

167,6

629,9

124

1970/71

457

2671,7

1296,5

389,8

985,4

204

1980/81

494

3045,7

1685,6

401

959,1

219

1990/91

514

2824,5

1647,7

284,5

892,3

190

1995/96

762

2790,7

1752,6

174,8

855,8

188

2000/01

965

4741,4

2625,2

302,2

1761,8

324

2005/06

1068

7064,6

3508,0

371,2

3032,0

493

2008/09

1134

7513,1

3457,2

343,7

3540,7

529

2011/12

1080

6490,0

2847,7

263,4

3289,7

454

2012/13

1046

6075,4

2724,3

229,7

3051,4

424

2013/14

969

5646,7

2618,8

189,2

2838,6

393

2014/15

950

5209,0

2575,0

158,5

2475,5

356

2015/16

896

4766,5

2379,6

149,1

2237,8

325

До 2012/13 учебного года — включая экстернат. С 1 сентября 2013 г. понятие формы обучения «экстернат» упразднено

Анализ данных, представленных в таблице 1, показал, что количество высших профессиональных образовательных организаций увеличивалось в период с 1940/41 года по 2011 год. Если в 1927 году действовало всего 90 вузов, то к 1940 году, не смотря на тяжелое военное время для страны, количество высших учебных заведений увеличилось в 5,3 раза и составило 481 учебное заведение. В дальнейшем число вузов увеличивалось незначительно, в 1990 году составив 514 высших учебных заведений, в которых обучалось 2824,5 студентов. Уже к 1995 году количество вузов увеличилось на 248 учреждений, но при этом сократилось число студентов на 33,8 тыс. человек. Значительный рост как числа высших учебных заведений (965 учреждений), так и числа студентов (4741,4 тыс. человек, рост по сравнению с 1995 г. — на 69,9 %) наблюдается в 2000 году. Стабилизировалась ситуация с ростом численности учебных организаций и числом студентов лишь к 2005 году (1068 вузов, 7054,6 тыс. студентов). Наибольшее количество учреждений высшего профессионального образования действовало в 2008/09 году — 1134 учреждений, число студентов — 7513,1 тыс. человек. Однако рост числа учебных заведений продолжался до 2013 года. В ходе проведения мониторинга эффективности вузов было, Минобрнауки приняло решение о реорганизации ряда вузов. Проведенная реорганизация ряда вузов (например, ликвидация и присоединение в качестве структурного подразделения Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ) [4] и Российского государственного торгово-экономического университета (РГТЭУ) [5] к Российскому экономическому университету имени Г. В. Плеханова (РЭУ им. Г. В. Плеханова), закрытие неэффективных филиалов и представительств привели к тому, что с 2011 учебного года в России началось сокращение вузов (в 2011/12 году в России действовало 1080 учебных заведений, число студентов составляло 6490 тыс. студентов). В настоящий момент реорганизация вузов приостановлена. Итогом всех проведенных объединений должно стать создание опорных вузов. Создание таких университетов будет способствовать концентрации интеллектуального потенциала и образованию научно-образовательных комплексов, нацеленных на экономическое и социальное развитие регионов России [3].

Если до 2005/06 учебного года число студентов очной формы обучения превышало число студентов заочной формы обучения (в 2005/06 году — 3508 и 3032 тыс. студентов соответственно), то в последующие периоды наблюдалось преобладание студентов заочной формы обучения (в 2013/14 году на 8,4 % больше, чем студентов, обучающихся на очной форме).

Начиная с 2011/12 учебного года наблюдется снижение числа высших учебных заведений, как реакция на начавшееся проведение реорганизации вузов. Так, за 5 лет (с 2010 по 2015 гг.), количество образовательных учреждений снизилось на 184 заведения. И к началу 2015 учебного года их количество составляло 950 организаций, что на 16,2 % меньше, чем в 2011/12 учебном году. В численность студентов также наблюдается тенденция к снижению. В среднем число студентов уменьшается на 460, 8 тыс. человек. В 2015/16 учебном году в высших учебных заведениях обучалось 4766,5 тыс. студентов. Стоит отметить, что студентов очной формы обучения превысило численность студентов-заочников на 5,99 % (2379,6 и 2237,8 тыс. человек соответственно). Общее число образовательных организаций высшего образования в 2016 году по сравнению с 2015 годом сократилось на 5,7 % (или на 54 единицы): число государственных и муниципальных образовательных организаций высшего образования в 2016г. уменьшилось на 3,3 % (18 единиц); а количество действующих частных образовательных организаций высшего образования — на 9,0 % (на 36 единиц). В то же время численность студентов образовательных организаций высшего образования по сравнению с 2015г. уменьшилась на 442,5 тыс. человек, из них 77,8 % — студенты государственных и муниципальных образовательных организаций.

Осуществление модернизации системы высшего профессионального образования должно также опираться на высококвалифицированный преподавательский состав (таблица 2).

Таблица 2

Численность профессорского-преподавательского состава ВПО [1, c. 209] (на начало учебного года, тыс. человек)

2005/06

2008/09

2011/12

2012/13

2013/14

2014/15

2015/16

Численность профессорского-преподавательского состава в государственных и муниципальных учреждениях — всего

322,1

341,1

319,0

312,8

288,2

271,5

279,7

в том числе имеют:

ученую степень

доктора наук

37,3

42,1

41,1

41,0

39,7

39,4

38,7

кандидата наук

155,3

173,5

168,5

167,8

157,8

152,8

145,5

ученое звание

профессора

33,3

35.6

32,8

32,3

29,9

29,2

27,5

доцента

102,2

111,3

107,3

106,6

100,0

97,4

92,2

Численность профессорского-преподавательского состава в частных учреждения — всего

36,7

37,7

29,2

29,2

31,1

28,2

23,9

в том числе имеют:

ученую степень

доктора наук

5,9

5,1

3,7

4,0

5,3

4,7

4

кандидата наук

16,8

19,1

15,0

15,2

16,8

16,3

14,4

ученое звание

профессора

5,2

4,1

3,1

3,3

4,6

3,9

3,2

доцента

10,5

10,6

8,4

8,5

9,3

9,3

8,1

В 2008/09 году в государственных и муниципальных образовательных заведениях преподавали 341,1 тыс. преподавателей, из них ученую степень доктора наук имели 42,1 тыс. человек, кандидата наук — 173,5 тыс. человек. Ученое звание профессора имели 35,6 тыс. человек, доцента — 111,3 тыс. человек. В негосударственных ВПО численность ученых была значительно ниже (докторов наук — 5,1 тыс. человек, кандидатов наук — 19,1 тыс. человек; ученое звание профессора имели 4,1 тыс. человек, звание доцента — 10,6 тыс. человек). Начиная с 2014 года наблюдается снижение численности профессорско-преподавательского состава как в государственных, так и в негосударственных высших учебных заведениях. К 2016 году произошло снижение в численности преподавательского состава в государственных учреждениях на 61,4 тыс. человек или на 18 %, и в негосударственных образовательных учреждениях на 13,8 тыс. человек или на 36,6 %.

Одним из показателей развития сферы образования является концентрация вузов в различных округах Российской Федерации. Так, проведенный анализ показал, что характерна неравномерность развития сферы высшего профессионального образования по отдельным округам (рис. 1)

Рис. 1. Концентрация вузов по федеральным округам РФ в 2015 и 2016 учебных годах, единиц

Наибольшее количество высших учебных заведение представлено в Центральном Федеральном округе (в 2014/15 году их количество составило 1577,9 учреждений, что на 169 учреждений меньше, чем в 2013/14 учебном году). Наименьшее количество вузов действует на территории Крымского Федерального округа, в 2015 году их количество составило 57,4 организации.

Рис. 2. Численность студентов по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры государственных и муниципальных образовательных организаций по источникам финансирования, тыс. человек

На рис. 2 представлена динамика структуры студентов, принятых в высшие учебные заведения по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры в зависимости от вида финансирования, за период с 2013 по 2015 учебные годы. Следует отметить, что преобладающий удельный вес имеют студенты, обучающиеся на платной основе. В 2015 году данное удельный вес обучающихся за счет бюджетов (федерального, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов) составил 47,4 % от общей численности студентов.

Рис. 3. Выпускники с высшим образованиям по уровню полученных дипломов, тыс. человек

Анализ структуры студентов (выпускников) по уровню образования показывает, что вузы выпускают больше студентов с дипломами специалистов (рис.3). Удельный вес выпускников-специалистов в 2015 году составил 49 % или 633,3 тыс. человек. За этот же период было выпущено 77,4 тыс. студентов-магистров и 589,3 тыс. человек, обучающихся по программам бакалавриата. В 2015 году выпустилось примерно поровну студентов бакалавриата и специалитета.

Политика модернизации системы высшего профессионального образования привела к тому, что стало сокращаться число вузов, как государственных, так и частных. Многие вузы были признаны неэффективными и присоединены к вузам, которые отвечают всем требованиям качественного и эффективного образования. Наблюдается также тенденция снижения в численности студентов. Однако, стоит отметить, что все больше студентов выбирают очную форму обучения и предпочитают головные вузы филиалам.

Распределение вузов по федеральным округам свидетельствует о том, что наибольшее число высших учебных заведений располагается на территории Центрального Федерального округа, что огранивает доступ к образовательным услугам абитуриентам, проживающим в регионах.

Литература:

  1. Российский статистический ежегодник 2016 // Росстат. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1135087342078 (дата обращения: 23.05.2017).
  2. Оперативная информация «Образование в 2016 году» // Росстат. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/education/ (дата обращения: 23.05.2017).
  3. «Российская газета» — Министр Ольга Васильева — об учебниках, Шекспире, школьной нагрузке и объединении вузов // Российская Газета. URL: минобрнауки.рф/пресс-центр/9206 (дата обращения: 15.01.2017).
  4. Приказ Минобрнауки России от 10.03.2015 № 185 (с изм. от 19.08.2015) «О реорганизации федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова» и федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)» // Консультант-плюс.URL: ttp://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=615714#0 (дата обращения: 23.05.2017).
  5. Приказ Минобрнауки России от 25 декабря 2012 г. № 12–94/95 «О возложении исполнения обязанностей ректора федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный торгово-экономический университет».
Основные термины (генерируются автоматически): число студентов, высшее образование, высшее профессиональное образование, численность студентов, доктор наук, заведение, кандидат наук, студент, учреждение, профессорский-преподавательский состав.


Похожие статьи

Анализ современного состояния и тенденций развития медицинской промышленности в России

Пространственное развитие системы высшего образования в РФ

Актуальные аспекты образовательной политики в системе высшего юридического образования

Методические основы управления системой экономических показателей на промышленных предприятиях

Проблемы оптимизации системы высших учебных заведений Республики Казахстан

Методологические аспекты изучения и оценки уровня жизни населения

Анализ современного состояния и тенденции развития налогового контроля в Российской Федерации

Психолого-педагогическая характеристика процесса воспитания в системе профессионального образования МЧС России

Актуальные направления системы повышения квалификации в контексте современной модели образования

Современные методы и технологии преподавания иностранных языков в высшей школе

Похожие статьи

Анализ современного состояния и тенденций развития медицинской промышленности в России

Пространственное развитие системы высшего образования в РФ

Актуальные аспекты образовательной политики в системе высшего юридического образования

Методические основы управления системой экономических показателей на промышленных предприятиях

Проблемы оптимизации системы высших учебных заведений Республики Казахстан

Методологические аспекты изучения и оценки уровня жизни населения

Анализ современного состояния и тенденции развития налогового контроля в Российской Федерации

Психолого-педагогическая характеристика процесса воспитания в системе профессионального образования МЧС России

Актуальные направления системы повышения квалификации в контексте современной модели образования

Современные методы и технологии преподавания иностранных языков в высшей школе

Задать вопрос