Система профессионального образования: проблемы и пути решения
Автор: Чернышова Наталья Алексеевна
Рубрика: 3. Система образования
Опубликовано в
Дата публикации: 22.09.2015
Статья просмотрена: 4336 раз
Библиографическое описание:
Чернышова, Н. А. Система профессионального образования: проблемы и пути решения / Н. А. Чернышова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань : Бук, 2015. — С. 35-44. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/183/8775/ (дата обращения: 21.12.2024).
Как известно, одним из главных и самых древних социальных институтов является образование. Процесс образования человека проистекает на всем жизненном пути, начиная с самого рождения и заканчивая последним его вздохом. В процессе обучения, взросления, становления как личности люди приобретают не только знания, но и жизненный опыт, навыки, умения, повышают уровень своего интеллекта и эрудицию. Древнейшая русская пословица гласит: «Ученье — свет, а неученье — тьма». И с этим не поспоришь, ведь, изучая науки, технику, ремесла, музыку, живопись, архитектуру, человек открывает для себя огромный мир, необъятную Вселенную, познает ее тайны, проникает вглубь того, что скрыто от глаз людских, изменяет природу, строит города, наблюдает звезды — словом, постигает все, что только возможно. Именно поэтому так важно, чтобы государство, являющееся в нашей стране источником всех реформ в сфере образования, пыталось как можно скорее устранить все проблемы, возникающие в ходе его модернизации.
Проведенный анализ, изложенный в статьях «Проблемы управления системой высшего образования в условиях ее модернизации» [1] и «Strategy of Development of the Primary and Secondary Vocational Education in the Russian Federation» [2], показал необходимость радикальных изменений в системе профессионального образования. Многие выявленные проблемы требуют незамедлительного решения, для чего необходимо разработать комплекс мер, направленных на совершенствование системы и повышение эффективности ее управления.
STEP-анализ на основе метода включенного наблюдения наглядно демонстрирует проблемные ситуации, существующие на сегодняшний день в системе профессионального образования. Поскольку данный анализ сосредоточен исключительно на проблемных сторонах, все факторы будут оказывать отрицательное воздействие.
Таблица 1
STEP-анализ проблем современной системы профессионального образования
Сферы и показатели |
Оценка вероятности наступления события |
Важность фактора (по 10-балльной шкале) |
Результативное влияние |
Социальная сфера |
|
|
|
- смена рода деятельности выпускников (краткосрочная переквалификация) |
0,7 |
10 |
-7 |
- слаборазвитая система целевого обучения |
0,6 |
8 |
-4,8 |
- трудовые и образовательные миграции (отток ценных кадров) |
0,7 |
8 |
-5,6 |
- падение престижа учреждений СПО в глазах абитуриентов и их родителей |
0,9 |
8 |
-7,2 |
- низкое качество работы отделов по содействию в трудоустройстве выпускников в ОУ |
0,9 |
7 |
-6,3 |
- старение педагогических кадров |
0,5 |
5 |
-2,5 |
Технологическая сфера |
|
|
|
- отсутствие доступа к сети Интернет учреждений сельских местностей |
0,4 |
10 |
-4 |
- неполный охват образовательных учреждений инновационными технологиями |
0,5 |
9 |
-4,5 |
- отсутствие навыков работы с ПК у педагогов зрелого возраста
|
0,6 |
8 |
-4,8 |
- недостаточная материально-техническая база ОУ |
0,5 |
5 |
2,5 |
Экономическая сфера |
|
|
|
- невостребованность специалистов на рынке труда |
0,8 |
10 |
-8 |
- структурная безработица |
0,8 |
10 |
-8 |
- отраслевой разрыв в заработных платах специалистов |
1,0 |
10 |
-10 |
- региональный разрыв в заработных платах педагогов |
1,0 |
8 |
-8 |
- недостаточное финансирование системы образования |
0,9 |
6 |
-5,4 |
- увеличение стоимости образовательных услуг |
0,9 |
6 |
-5,4 |
- инвестиционная непривлекательность образовательных учреждений |
0,8 |
6 |
-4,8 |
Политическая сфера |
|
|
|
- пробелы и противоречия в законодательстве |
0,7 |
10 |
-7 |
- отсутствие регламентированной единой системы оценки и контроля качества образования (субъективный и неравнозначный характер гос. экзаменов)
|
1,0 |
9 |
-9 |
- отсутствие качественной системы отбора и приема абитуриентов |
1,0 |
9 |
-9 |
- отсутствие четкого разграничения полномочий между государственной, региональной и муниципальной властями в области образования
|
0,8 |
7 |
-5,6 |
- отставание преобразований в образовательных процессах от соответствия стремительно меняющемуся законодательству |
0,7 |
7 |
-4,9 |
Как уже было отмечено, единые критерии оценивания качества полученных студентами знаний до сих пор не установлены, и то, какими специалистами выходят сегодняшние выпускники учреждений СПО и ВПО, остается загадкой. Однако, по мнению общественности, их уровень знаний год от года становится ниже и ниже, что в скором времени может оказаться глобальной катастрофой для всей страны. Субъективность и неравнозначность государственных экзаменов приводит к снижению численности высококвалифицированных специалистов. Необходимость создания единой системы оценки и контроля качества образования выпускников становится очевидной.
Год от года у населения падает уровень доверия к предоставляемым образовательным услугам, о чем свидетельствуют многочисленные статьи, заметки, комментарии, все чаще появляющиеся на просторах Интернета. По данным выборочного обследования, проведенного в марте 2014 г. среди студентов и преподавателей ФГБОУ ВО «Российский государственный аграрный университет — МСХА имени К. А. Тимирязева» в возрасте от 17 до 61 года, в котором приняли участие 55 человек, 41,8 % опрошенных не считают высшее образование залогом успеха, причем 65,5 % анкетируемых высказали свое недовольство качеством современного образования. Лишь 70,9 % опрошенных планируют после окончания обучения работать или уже работают по специальности, в то время как почти 30 % из них уже изначально уверены, что сменят род деятельности. Если из этих 70 % еще вычесть тех, кому не удастся найти работу в данной области, то окончательный процент выпускников, занятых в отрасли экономики с учетом полученной квалификации, окажется неутешительно мал.
Рис. 1. Данные выборочного обследования «Управление системой образования в условиях ее модернизации»
Несмотря на то, что свыше 40 % опрошенных не считают высшее образование залогом успеха, большинство работодателей хотят видеть у себя именно таких специалистов.
Рис. 2. Распределение запросов работодателей по уровню требуемого образования в сфере «Начало карьеры, студенты» в 2013 г. [3]
Первоочередной задачей в области образования, стоящей перед государством, является получение достоверной и качественной информации. Достигнуть этого возможно путем устранения диспропорций в данных. Так, к примеру, СПО, являясь теперь единым уровнем образования, не отражает реальных показателей. Это связано с тем, что Росстатом показатели СПО по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих представлены по календарным годам, а по подготовке специалистов среднего звена — по учебным.
Кроме того, предоставление ложной информации в области образования также является существенной проблемой. Невозможность контроля за достоверностью данных, предоставляемых образовательными организациями, их многоступенчатость (т. е. длительный путь от локальных, муниципальных органов образования к региональным и федеральным) увеличивают риск их неточности и вызывают необходимость создания единой электронной информационной базы. Данная база позволит сэкономить огромное количество времени, которое тратится на заполнение многочисленных форм, и сократит процент неточности информации за счет прямого внесения данных, т. е. пропадет необходимость в обработке материалов на нескольких уровнях власти.
Также одним из немаловажных показателей образования является численность и доля трудоустроенных выпускников. Неточность и недостоверность такой информация, предоставляемой образовательными организациями, необычайно высоки, так как опять же отсутствует система контроля в данной области. Поскольку именно этот показатель является наиболее значимым для экономики страны, очень важно минимизировать ошибки в расчетах. Для этого необходимо передать обязанность предоставления информации о трудоустройстве выпускников предприятиям и организациями, принимающим их на работу. Причем, чтобы стимулировать работодателей, принимающих выпускников без опыта работы, что опять же увеличит долю занятости населения и его трудоустройства по специальности и сократит продолжительность поиска работы выпускниками, в первые пять лет их трудовой деятельности можно ввести и использовать систему дополнительных налоговых вычетов.
Одними из важнейших условий повышения качества образования выступают его контроль и оценка. Начиная с 90-х годов XX века, в России наращивает свою популярность рейтинговая система оценки. Однако, в отличие от зарубежных стран, в РФ основной упор делается на количественные показатели, в то время как за границей большее внимание уделяется качественным характеристикам, т. е. идет ориентация на конечный результат.
Так, к примеру, при оценке деятельности ВУЗов рейтинг The Times THE (Times Higher Education) использует следующие критерии отбора:
- репутация в академических кругах, 15 %;
- отношение дохода вуза к размеру преподавательского состава, 2,25 %;
- отношение числа первокурсников к числу преподавателей, 4,5 %;
- отношение числа докторантов к количеству бакалавров, 2,25 %;
- отношение числа докторантов к числу преподавателей, 6 %;
- значимость исследовательской работы, 19,5 %;
- соотношение дохода от научной деятельности к числу научных сотрудников, 5,25 %;
- отношение числа научных публикаций в Thomson Reuters к количеству персонала, 4,5 %;
- соотношение доходов от научной деятельности к общему доходу учебного заведения, 0,75 %;
- число цитат из опубликованных научных работ в базе данных Thomson Reuters' Web, 32,5 %;
- отношение дохода, полученного от инновационных разработок, к числу преподавателей, 2,5 %;
- отношение числа иностранных студентов к студентам из страны нахождения учебного заведения, 2 %;
- соотношение числа иностранных преподавателей к числу местных преподавателей, 3 % [4].
Если сравнивать эти показатели с теми, которыми измеряется эффективность образовательных организаций высшего образования при мониторинге в России, то отличия видны налицо. Так, к примеру, в нашей стране не берутся во внимания такие важные показатели, как значимость исследовательской работы, наличие иностранных преподавателей, число студентов, приходящихся на одного преподавателя и др. Возможно, ориентация на международные рейтинги позволит российскому образованию подняться на новую ступень и занять свою значимую нишу среди развитых стран мира.
Что касается СПО, то здесь уже предпринимаются определенные шаги к переходу от количественных показателей к качественным. Так, Межрегиональной Ассоциацией Мониторинга и Статистики Образования (МАМСО) была разработана методика рейтингования региональных систем СПО, где в качестве основных показателей выступили востребованность выпускников СПО на региональном рынке труда и привлекательность программ СПО для учащихся и их семей.
По данным рейтинга, в 2013 г. наиболее привлекательными оказались учреждения СПО Республик Алтай и Саха, Астраханской и Амурской областей, в то время как Питерская и Московская агломерации заняли лишь 67 и 71 позиции соответственно.
Таблица 2
Рейтинг региональных систем СПО с позиции востребованности их услуг семьями и работодателями [5]
№ п/п |
Субъекты РФ |
Индекс востребованности рынком труда |
Индекс востребованности населением |
Сводный индекс |
1 |
Республика Алтай |
0,91 |
0,83 |
0,87 |
2 |
Республика Саха (Якутия) |
0,59 |
1,00 |
0,79 |
3 |
Астраханская область |
1,00 |
0,51 |
0,75 |
4 |
Амурская область |
0,94 |
0,51 |
0,73 |
5 |
Республика Тыва |
0,60 |
0,79 |
0,69 |
6 |
Омская область |
0,70 |
0,63 |
0,67 |
7 |
Республика Башкортостан |
0,80 |
0,51 |
0,66 |
8 |
Оренбургская область |
0,85 |
0,44 |
0,65 |
9 |
Республика Бурятия |
0,87 |
0,36 |
0,62 |
10 |
Республика Марий Эл |
0,75 |
0,42 |
0,59 |
Однако данный рейтинг опять же не отражает качество предоставляемых услуг. К примеру, сколько выпускников учреждений СПО остались работать в регионе относительно мигрировавших в другие города, какой доход региону и государству они приносят относительно общего объема получаемых средств, какова продолжительность поиска работы выпускниками СПО и т. д. Т. е. для того чтобы оценить именно тот вклад, который вносят человеческие ресурсы в экономику страны, на что, собственно, и должно быть направлено образование, необходимо разработать такие рейтинговые системы, которые позволили бы отразить все эти показатели и на их основании принять меры, способствующие росту качества предоставляемых услуг.
Важнейшей задачей образования также является выпуск требуемого количества специалистов в определенных отраслях экономики. «Атлас новых профессий», разработанный Московской школой управления «СКОЛКОВО» и Агентством стратегических инициатив на основе исследования «Форсайт Компетенций 2030» и отражающий 2 важнейших звена экономики — новые профессии и «профессии-пенсионеры», позволят образовательным учреждениям вовремя перестроиться на потребности будущего рынка труда. А для этого необходимо, чтобы в ОУ работали люди, которые будут непосредственно заниматься разработкой учебных планов в соответствие с появляющимися профессиями. Т. е. уже сегодня нужно привлекать научных работников, в обязанности которых будет выходить структуризация, менеджмент и совершенствование образовательных программ.
По данным Интернет-портала Career.ru, чаще всего в профессиональной сфере «Начало карьеры, студенты» в 2013 г. московские работодатели размещали вакансии для продавцов-консультантов — каждая 12-я вакансия. На втором месте вакансия стажера (6,1 %) в ИТ-отдел, в сферу мультимедиа, финансовый отдел, HR-отдел или отдел маркетинга. На третьем месте — менеджер по продажам (5,9 % вакансий). В остальных регионах передовые позиции в структуре спроса практически идентичны. Вариативной частью являются лишь отрасли, связанные со специфическими особенностями производства в регионе.
Больше всего вакансий в Москве в 2013 году в сфере «Начало карьеры/Студенты» было размещено в специализациях «Продажи», «Административный персонал» и «Финансы, Банки, Инвестиции» — порядка 55 % от общего количества вакансий, размещенных в этой сфере. Причем лидером были «Продажи» — 26 % вакансий от совокупного спроса [6].
Рис. 3. Структура спроса по специализациям в сфере «Начало карьеры, студенты» в Москве в 2013 г.
Несоответствие структуры спроса и предложения (выпуска студентов) на рынке труда налицо.
Рис. 4. Структура выпуска студентов высших учебных заведений в 2013 г. по специальностям и направлениям подготовки, %
Прогноз распределения занятого населения по видам экономической деятельности на 2016–2017 гг. позволит сформировать соответствующую структуру выпуска студентов по группам специальностей и направлениям подготовки. Метод экстраполяции — один из наиболее часто используемых методов в прогнозировании, который заключается в изучении сложившихся в прошлом устойчивых тенденций и перенесении их на ближайшее будущее.
Для того чтобы сделать прогноз занятого населения в России на 2016–2017 гг., необходимо построить графики и подобрать тип линии тренда с наиболее высоким значением коэффициента детерминированности. При данном прогнозе наиболее точные значения дает полиноминальная функция, где R2 достигает максимально возможных значений. Поскольку коэффициенты корреляции достаточно высоки — R≥0,7 (за исключением отрасли «Государственное управление и обеспечение военной безопасности, социальное обеспечение», где R составляет 0,4963), тенденция хорошо выражена, следовательно, прогноз является статистически значимым.
Рис. 5. Прогноз занятого населения по видам экономической деятельности на 2014–2017 гг., %
Полученные уравнения дают следующие прогнозные данные на 2016–2017 гг.
Таблица 3
Прогноз структуры занятого населения по видам экономической деятельности на 2016–2017 гг.
Показатели |
2016г., % |
2017г., % |
Сельское и лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство |
6,8 |
6,82 |
Добыча полезных ископаемых |
2,28 |
2,34 |
Обрабатывающие производства |
15,14 |
15,49 |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
3,23 |
3,21 |
Строительство |
7,44 |
7,39 |
Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, гостиницы и рестораны |
19,73 |
20,25 |
Транспорт и связь |
9,51 |
9,52 |
Финансовая деятельность, операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг |
9,13 |
9,16 |
Государственное управление и обеспечение военной безопасности, социальное обеспечение |
6,48 |
6,02 |
Образование |
9,04 |
8,96 |
Здравоохранение и предоставление социальных услуг |
7,63 |
7,45 |
Другие виды экономической деятельности |
4,03 |
3,99 |
Таким образом, структура занятого населения варьируется несильно: максимальное абсолютное изменение в 2016–2017 гг. составляет 0,52 процентных пункта. Т. е. студенты, поступившие в 2013 г., к 2017 г. ожидаются именно в таком соотношении.
Данные выборочного обследования, проведенного в июне 2015 г. среди выпускников российских школ, в котором приняли участие 83 человека, в очередной раз демонстрируют уже устойчиво закрепившуюся тенденцию роста предпочтений, отданных направлениям подготовки, менее всего востребованных на рынке труда, к числу которых относятся гуманитарные науки (30,1 % опрошенных) и экономика и управление (10,8 %). Целый перечень направлений, отнесенных к разделу «другое», сопоставим с вышеобозначенными наиболее популярными среди молодежи сферами деятельности.
Рис. 6. Результаты опроса выпускников 9-х, 11-х классов
Таким образом, колоссальные диспропорции в структуре спроса и предложения на рынке рабочей силы будут неизбежны до тех пор, пока государство не установит исключительный регламент приема абитуриентов на все направления подготовки.
Наиболее значимой проблемой системы профессионального образования является нерациональное использование бюджетных средств, затрачиваемых на обучение тех студентов, которые в будущем меняют род деятельности или же вовсе даже не пытаются устроиться работать по своей специальности. Во избежание потери огромных денежных сумм нужно на базе СПО и ВПО расширить целевое обучение. Кроме того, частичное возвращение к целевому трудоустройству будет также способствовать экономическому росту. Для этого необходимо к каждому учреждению профессионального образования прикрепить предприятия, с которыми оно будет взаимодействовать. Также при открытии каждой новой фирмы учредитель будет обязан присоединиться к какому-либо из учреждений СПО или ВПО. Т. е. студенты будут поступать в образовательные учреждения с целью работы в конкретной фирме. Это решит сразу несколько задач:
- во-первых, образовательные учреждения будут готовить рабочие кадры непосредственно для определенных организаций;
- во-вторых, это упростит поиск студентами и образовательными учреждениями мест практик и стажировок, поскольку организации сами будут заинтересованы в качественной практике будущих сотрудников;
- в-третьих, это колоссальная экономия бюджетных средств;
- в-четвертых, это снизит уровень безработицы в стране и сократит время поиска работы студентами;
- в-пятых, образовательные учреждения будут осуществлять прием студентов, исходя из контрольных цифр прогнозируемого спроса на рабочую силу предприятиями;
- и, наконец, это решит проблему недостоверности информации о трудоустройстве выпускников.
Система профессионального образования будет работать следующим образом:
1. Организации составляют прогноз потребности в рабочей силе, направляя полученные данные в образовательные учреждения, с которыми они взаимодействуют.
2. На основании полученных от организаций данных образовательные учреждения спускают контрольные цифры приема.
3. Абитуриенты выбирают образовательное учреждение в соответствие с желаемым местом работы.
4. По истечении срока обучения организации получают от образовательных учреждений уже готовую рабочую силу.
5. Контроль функционирования системы осуществляется на основе данных единой электронной информационной базы, полученных от организаций и образовательных учреждений.
Рис. 7. Схема функционирования системы профессионального образования
Сам процесс получения образования будет строиться следующим образом.
1 курс — процесс адаптации. Пока новоиспеченные студенты будут осваиваться, классическую школу преподавания стоит оставить прежней.
Со 2 курса до конца обучения — работа на предприятиях. Т. е. процесс обучения, предполагающий лекционные и семинарские занятия, будет дополнен непосредственной работой студентов на предприятиях. Это компенсирует расходы, связанные с отменой платного образования на очных отделениях государственных учебных заведений, а также повысит его качество. Кроме того, у студентов не будет необходимости искать подработки в период обучения, а также места практик. Еще одним достоинством такого обучения является получение опыта работы по специальности в студенческие годы и гарантия трудоустройства. Колоссальная экономия бюджета за счет снижения затрат на выплату пособий по безработице и целевого назначения средств (т. е. бюджетные средства, выделенные на образование, не будут потрачены впустую, т. к. у выпускников отпадет необходимость переквалификации и смены рода деятельности) позволит не только выплачивать стипендии за отличную учебу, но и денежный оклад за работу на предприятиях по рейтинговой системе, за счет чего у каждого студента появится огромнейший стимул к труду.
Данная система обучения предполагает увеличение нагрузки на студентов и, соответственно, продолжительности рабочего дня, что, помимо всего прочего, снижает вероятность проявления девиантного поведения среди молодежи.
Таким образом, предлагаемый комплекс мер способен не только решить множество проблем российской системы профессионального образования, но и вывести государство на передовые позиции в международных рейтингах.
Литература:
1. С. И. Морозова, Н. А. Чернышова / Перспективы развития науки и образования Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 8 частях. ООО «АР-Консалт». Москва, 2015. — С. 103–109.
2. Sofia Morozova and Natalya Chernyshova. Strategy of Development of the Primary and Secondary Vocational. Young Scientist USA. Book 2. Social Science. — Lulu, 2014. — P. 34–42.
3. Интернет-портал Career.ru «Работа для студентов». Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://career.ru/article/14578, свободный. — Загл. с экрана.
4. Международные рейтинги. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.education-medelle.com/education/higher_education/international_ratings/, свободный. — Загл. с экрана.
5. Учительская газета. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.ug.ru/, свободный. — Загл. с экрана.
6. Интернет-портал Career.ru «Работа для студентов». Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://career.ru/article/14578, свободный. — Загл. с экрана.
7. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.
8. Министерство образования и науки Российской Федерации. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/.
9. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gks.ru/.