Ориентиры целостного восприятия феномена человеческого бытия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Пузикова, В. С. Ориентиры целостного восприятия феномена человеческого бытия / В. С. Пузикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 21.1 (155.1). — С. 26-28. — URL: https://moluch.ru/archive/155/43972/ (дата обращения: 16.11.2024).



В современной повседневной реальности человеческой жизни позитивные результативные изменения чаще всего коррелируется с понятием и категорией развития в области образования и воспитания человека. Реализация личности в основных аспектах ее бытия также обусловливает степень развитости, многомерности и гармоничности человека.

В философских и педагогических исследованиях проблема развития и формирования человека больше представлена в традиционных аспектах. Так категория «развитие» по отношению к человеку определяется как процесс и результат количественных и качественных изменений человека. Результат развития человека, как известно, определяется становлением биологического вида и вместе с тем социального существа. Биологическое характеризуется, прежде всего, физическим развитием, т.е. морфологическим, биохимическим и физиологическим изменениями. Социальное в человеке в значительной степени определяется комплексной работой сознания, то есть вхождением человека в духовную жизнь, сопряженной с процессами воспитания, что находит выражение в психическом и интеллектуальном проявлении. Такого рода процессы определяют степень развития человека на уровне понятия «личность», что в свою очередь определяется развитостью самосознания человека. По отношению к объективному миру, в частности человеку и социуму, личность способна на определенную преобразующую деятельность. Личность, по определению И.П. Подласого, определяется «мерой присвоения общественного опыта с одной стороны, и мерой отдачи обществу посильного вклада в сокровищницу материальных и духовных ценностей – с другой» [1,2].

Количественные и качественные изменения в формировании человека как единицы социума приводят к определенному развитию, но в каком случае мы можем говорить о формировании личности, какие критерии определяют ее становление и проявление? Очевиден факт органической связи внутренней духовной работы сознания человека, использования природных его качеств, жизненного опыта для решения всякого рода практико-ориентированных задач. С такой же очевидностью можем заявить о желаемых результатах взаимодействия человека и общества, которые обеспечивают определенное воспитание человека. В связи с этим ценности гуманистического воспитания выступают гарантом позитивно - ориентированной деятельности. В.Франкл вводит представление о ценностях как смысловых универсалиях общественной жизни на этапах ее исторического формирования. Соответственно этому членению выделяются три группы ценностей: ценности творчества, ценности переживания и ценности отношения [3]. Но развитие человека не сводится к проявлениям только количественно-качественных изменений в становлении некоего ступенчатого движения. Скорее это диалектический процесс во всей многогранной сложности соотношения физических, психических и духовных проявлений и характеристик личности. Ко всем этим сложностям привлечены изменения прохождения человека через череду внешних и внутренних противоречий, возникающих как диалектическое следствие ряда потребностей. Данные диалектические переходы связывают формирование сознания личности, по мнению некоторых исследователей, с восприятием действительности в соответствии с определенным набором ценностей [4].

Формирование новой информационной культуры личности и общества, адекватной условиям и требованиям информационного общества, является одной из актуальных и глобальных проблем современности. Эта культура предполагает не только более высокую степень компетентности человека в использовании новых средств информатики, но, главным образом, развитие его многих личных качеств, таких, как физиологическая культура, пространственное образное мышление, способность к самообразованию и творчеству. Все эти качества окажутся наиболее востребованными в обществе знаний и помогут человеку эффективно использовать возможности этого общества для достижения как своих личных, так и общественных целей [5]. Однако формирование новой информационной культуры личности и общества может быть достигнуто лишь объединенными усилиями культуры и образования на определенных стадиях развития общества.

Концепция информационного общества предлагает новый социально-философский взгляд на развитие общественного бытия. Он отражает определенную историческую стадию (этап) в экономическом, политическом, культурно-эстетическом и морально-этическом развитии человечества. И хотя любое разделение истории на стадии, этапы, периоды, эпохи весьма условно, в таком подходе есть определенный смысл, отражающий происходящие изменения в общественных отношениях и связях, в способе и образе мышления людей, а также в их поведении. В данном случае речь идет о наполнении общественного сознания новыми общечеловеческими ценностями – такими, как социальная справедливость, свобода личности, политический плюрализм и мировоззренческая толерантность. Это новое явление отражает объективную тенденцию в эволюционном развитии человечества, связанную с формированием новых потребностей, иного образа жизни людей. Информатизация общества направлена на создание оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, общественных организаций на основе формирования и использования информационных ресурсов. Но далеко не все члены информационного общества смогут практически использовать те новые возможности, которые оно может предоставить человеку.

Таким образом, с точки зрения педагогики развитию человека в значительной степени соответствует воспитание, формирующее целостную динамику реализации человека в условиях конкретной социальной среде. Философия, особенно на исторических этапах ее становления, коррелирует категории развития человека и определения смысла его существования. Современное осмысление понятий и предназначения человека, важности осмысления векторов его жизненного пути, духовных предначертаний занимают все меньше времени, уступая текущим и, казалось бы, безотложным проблемам повседневной жизни. Феномены же человека, как и окружающего мира, а сложности их проявлений рано или поздно заявляют о себе со всей полнотой их содержания, определяют именно духовное развитие личности, пусть в той или иной степени, как гарант, обеспечивающий результативное разрешение проблем, обеспечивающих сохранения баланса и физических, и психических, и интеллектуальных ресурсов.

Ценностные ориентиры философского, а значит, целостного восприятия феномена человеческого бытия указывают на необходимость именно духовного совершенствования человека, определяющего его рост в понимании определенной сформированности его собственно человеческой сущности.

Литература:

  1. Подласый, И.П. Педагогика. Том 1. Теоретическая педагогика. В 2-х кн. Кн. 1: учеб / И.П. Подласый. - М.: Юрайт, 2015. - 404 с. - (Бакалавр. Академический курс). - Библиогр.: с. 401-404. - ISBN 978-5-9916-4698-7.
  2. Подласый, И.П. Педагогика. Том 1. Теоретическая педагогика. В 2-х кн. Кн. 2: учеб / И.П. Подласый. - М.: Юрайт, 2015. - 383 с. - (Бакалавр. Академический курс). - Библиогр.: с. 380-383. - ISBN 978-5-9916-4698-4.
  3. Франкл, В. Человек в поисках смысла. В. Франкл. - М: Прогресс, 1990.- ISBN 5-01-001606-0.
  4. Омельяненко, Л.А. Мотивация учебной деятельности студентов в вузе: моногр. / Л.А. Омельяненко, Н.В. Горькова. - Оренбург; Бузулук; Бузулук: БГТИ (филиал) ГОУ ОГУ: БГТИ (филиал) ОГУ, 2008. - 110 с - ISBN 978-5-7410-0762-4.
  5. Колин К.К. Информационная культура в информационном обществе. //Открытое образование, № 6 (59), 2006. – С. 58-57
Основные термины (генерируются автоматически): информационное общество, развитие человека, воспитание человека, информационная культура личности, общество, формирование новой, формирование человека.


Задать вопрос