В информационном обществе, где получение, обработка и хранение информации превалируют над созданием материальных благ, чтение играет особую роль. Оно является одним из ведущих видов речевой деятельности, дает возможность получения, анализа, синтеза и систематизации информации и новых данных разного типа.
Чтение всегда направлено на восприятие входящего речевого сообщения и переработку содержащейся в нем информации, что еще раз подтверждает его принадлежность к рецептивным умениям. Процесс восприятия и понимания входящего сообщения требует значительной психической активности читающего [2], что обусловливает принципиальную важность использования активных форм обучения. Читающему требуется правильно воспринять, зафиксировать в памяти основные черты и дифференциальные (отличительные) признаки нового контента [5], выявить отношение автора сообщения к его содержанию.
В настоящее время учащиеся часто подходят к любой деятельности с точки зрения ее полезности, рассматривая функциональную составляющую. Алгоритмизация, т.е. выявление или построение в содержании и в процессе обучения алгоритмов и представление их в какой-либо форме пошаговой программы деятельности учения или преподавания [3], воспринимается как необходимость. Опрос абитуриентов и студентов первого курса различных учебных заведений, проведенный нами в январе-апреле 2017 г. (количество опрошенных – более 600 человек), свидетельствует о том, что алгоритмизация увеличивает самостоятельность обучающихся в процессе осуществления учебных действий, придает уверенности в собственных силах и повышает результативность обучения. Алгоритмизацию можно воспринимать как преимущество при выполнении экзаменационных заданий по чтению, которые имеют целью проверку пониманию структурно-смысловых связей текста.
В разделе «Чтение» Единого государственного экзамена по английскому зыку представлены задания трех уровней сложности (базового (elementary), повышенного (intermediate) и высокого (upper-intermediate)), а экзаменуемые должны продемонстрировать развитые навыки и умения, характерные для каждого уровня. Жанрово-стилистическая принадлежность текстов, которые используются в ЕГЭ, варьируется от информационно-публицистических до научно-популярных и художественных. Отрывки, представленные в качестве экзаменационных текстов, характеризуются смысловой законченностью, внешней связностью и внутренней осмысленностью. При отборе текстов принимаются во внимание возрастные особенности экзаменуемых, их наиболее вероятный коммуникативный, читательский и жизненный опыт. Особенно важными при выполнении заданий по чтению являются, во-первых, целеполагание, а во-вторых, сконцентрированность на цели при выполнении задания. Главенствующими, на наш взгляд, являются принцип мотивированности учащегося и его заинтересованность в получении информации для последующей ее оценки и анализа.
На выполнение заданий раздела «Чтение» отводится 30 минут. Текст состоит из трех заданий, на каждое, соответственно, отводится 10 минут. Одним из необходимых условий успешности выполнения задания является управление временем. Наряду с этим, контроль должен быть разумным: необходимо вырабатывать чувство времени, не бросая каждые 10 секунд взгляд на часы, поскольку так расходуются драгоценные секунды.
Абитуриентам стоит отрабатывать контроль расхода времени с использованием таймера, вырабатывая привычку к быстрому и достоверному выполнению задания. Под достоверностью выполнения задания понимается отслеживание правильности его выполнения, осуществляемое с помощью: 1) проверки по ключевым словам; 2) отслеживания наличия морфем или слов, имеющих негативное значение и способных преобразовывать содержание высказывания с утвердительного на отрицательное.
В задании 10 раздела 2 «Чтение» следует установить соответствие между текстами A – G и заголовками 1-8. Один из заголовков является лишним. Существует возможность выполнения первого задания технически, соотнося смысл первого предложения, в котором содержится основная мысль абзаца, с заголовками. При возникновении сомнений нужно пробежать глазами абзац дор конца. Для удобства абитуриентов по мере выполнения задания стоит вычеркивать использованные заголовки, а рядом с абзацами ставить цифры, соответствующие номеру заголовка. Использовать лучше арабские цифры, чтобы не запутаться при чтении и/или написании римских (IV – VI, IX – XI и др.).
Выполняя задания раздела, используются следующие виды чтения: 1) просмотровое чтение, 2) поисковое чтение, 3) чтение для выяснения деталей.
Просмотровое чтение / Skimming направлено на просмотр текста для выявления основных идей, понимания общего смысла. Внимание следует обращать на:
- Заголовки;
- Подзаголовки;
- Графическую информацию;
- Структуру абзацев;
- Выводы, представленные в заключении;
- Детали, дополняющие основные идеи.
Рассмотрим алгоритм просмотрового чтения. При осуществлении такой разновидности чтения следует выполнить следующую последовательность действий:1) охватить взглядом весь текст; 2) выделить заголовки, подзаголовки; 3) прочесть первое предложение каждого абзаца, в котором заключается его основная мысль (эти предложения в английском языке называются topic sentences); 4) далее взгляд должен двигаться по остальному содержанию абзаца, останавливаясь на важных деталях: именах, датах, событиях. Так следует просмотреть основное содержание текста.
Стоит обратить внимание на последние два абзаца: в них может содержаться вывод или краткое изложение фактов всего текста. При наличии последних в заключительных абзацах следует перейти от просмотрового чтения к подробному чтению (reading in detail).
Верификация эффективности просмотрового чтения осуществляется при помощи самостоятельного ответа обучающихся на вопрос о кратком содержании прочитанного. Если после просмотра текста читающий может резюмировать содержание текста и кратко его пересказать, значит просмотровое чтение дало результат.
Поисковое чтение / Scanning
При поисковом чтении следует сконцентрироваться на ключевой и специфической информации – даты, числа, определения, примеры. Целью поискового чтения является выявление важных деталей и дополнительных сведений.
При выполнении поискового чтения необходимо сконцентрироваться на:
- ключевых словах и повторяющихся корневых морфемах;
- определениях;
- выделенных кавычками и / или заглавными буквами словах в тексте;
- числовой информации (даты, статистические данные и т.п.);
- примерах, диаграммах и подобных элементах.
Подробное чтение или чтение для выявления деталей /Detailed reading / Reading for detail
После просмотрового и поискового чтения можно приступать к подробному чтению. Помощь в данном виде чтения окажет умение выделять и кратко записывать основную информацию: ключевые слова и предложения. По каждому абзацу текста должно быть одно или два ключевых слова. Целесообразным будет подбор синонимов и формулирование вопросов по содержанию предложения. Краткие записи в ходе выполнения задания повысят концентрацию внимания и понимание текстов.
Следует развивать и использовать вероятностное прогнозирование, а в ходе выполнения задания отмечать с удивлением несбывшиеся прогнозы и с удовольствием – предсказанные верно события. Эмоциональность реакции способствует запоминанию и усвоению прочитанного. Она повышает сосредоточенность и придаст большую мотивацию при выполнении заданий. Алгоритм выполнения задания 10 таков: 1) читается первое предложение абзаца;2) формулируется его содержание кратко, 1 или 2 словами; 3) подбираются синонимы к слову, резюмирующему содержание абзаца; 4) просматриваются заголовки, данные в секции вопросов, и выбирается один, подходящий к ключевому слову, отражающему смысл абзаца.
В задании 11 раздела Чтение необходимо прочесть текст и заполнить пропуски A-F частями предложений, обозначенными цифрами 1-7. Одна из частей списка – лишняя.
Это задание проверяет знание структуры сложного предложения и уровень развития следующих умений: 1) соотносить ключевое слово главного предложения с относительными местоимениями (which, that, who) или союзами (where, who и др.), а также 2) логически выстраивать высказывание при помощи сочинительных и противительных союзов, а также подчинительных союзов времени, места, причины и т.д. (напр., while, whereas и др.).
При подготовке к такому типу заданий необходимо развивать навык выделения ключевых слов и соотнесения их с подходящими словами-заместителями. В случае успешного развития данного навыка задание также можно выполнить без детального чтения всего текста.
Алгоритм выполнения задания 11 заключается в следующем: 1) выделяется ключевое слово, к которому относится предложение; 2) при отсутствии ключевого слова делается вывод о сочинительном, а не подчинительном характере предложения; 3) подбирается второе, отсутствующее предложение.
В заданиях 12-18 раздела Чтение экзаменационных материалов по иностранному языку (английскому) ЕГЭ необходимо прочесть текст и выбрать ответ из четырех предложенных вариантов. Этот раздел предполагает детальное чтение. Необходимо развитие умения выделения основы предложений для понимания логической структуры текста, а также развитие внимания к деталям, четкое прослеживание аргументации.
Следует развивать умение выявлять позицию автора и его отношение к описываемым событиям и персонажам. Необходимо помнить о том, что вопросы располагаются в том порядке, в котором даются ответы в тексте, т.е. ответ на первый вопрос – в начале текста, а не в середине или конце.
Особое внимание следует уделять вводным и вставным конструкциям, а также словам, в том числе и служебным (предлоги, союзы), которые способны придать предложению противоположный смысл, напр. The motion passed, our objection notwithstanding (Предложение прошло, несмотря на наш протест). Ещё одним примером, иллюстрирующим приведенное утверждение, является также следующий контекст: «Although every English-speaking person in the world knows about Harry Potter books and films, few have thought of using them as a guide to … modern life» [4].
Стоит также обратить внимание на ускорение темпа чтения. Это достигается приобретением и совершенствование навыка чтения по вертикали с расширением поля зрительного охвата. Для этого следует разделить страницу на 2 или 3 части и читать с фокусировкой на середине каждого сегмента. Главное при таком чтении — строго вертикальное движение глаз по центру страницы или по вертикальным осям (в случае деления станицы на 3 части) с полным охватом всего поля текста. Фиксации глаз — их остановка и частично горизонтальные движения — допустимы только в местах с наибольшей информативной плотностью.
Фиксация взгляда для ускорения чтения:
1) читаем по вертикали, а не по горизонтали;
2) расширяем поле зрения от слова до группы слов.
На рисунке 1 представлена графическая иллюстрация фиксации взгляда при пословном чтении.
Рисунок 1- Графическая иллюстрация фиксации взгляда при пословном чтении. [8]
Рисунок 2 является иллюстрацией фиксации взгляда читающего при вертикальном чтении с разделением страницы на три части двумя вертикальными осями.
Рисунок 2 - Иллюстрация фиксации взгляда читающего при вертикальном чтении с разделением страницы на три части двумя вертикальными осями [8]
Для подготовки абитуриентов к ЕГЭ по иностранному языку (английскому) целесообразным будет обращение к демонстрационным версиям экзаменационных материалов [1], вариантам тестов по английскому языку для подготовки к ЕГЭ-2017 по английскому языку онлайн [6]. В целях совершенствования навыков аудирования и постепенного усложнения уровня текстов полезно обратиться к материалам уровней B1-B2 с аудиосопровождением [7]. Для достижения лучших результатов в области увеличения скорости чтения абитуриенты могут использовать источник, посвященный техникам просмотрового и ознакомительного чтения [9].
Таким образом, при подготовке к выполнению заданий раздела «Чтение» ЕГЭ необходимо:
1) читать тексты разной жанровой принадлежности;
2) развивать механизмы чтения различных видов, ассоциативное мышление, долговременную и кратковременную память;
3) логически выстраивать события и прогнозировать развитие хода повествования;
4) развивать механизм языковой догадки, позволяющий определить значение лексем без обращения к словарю, используя фоновые и междисциплинарные знания о предмете,
5) использовать ключевые слова для фиксации основных мыслей текста, а также использовать запись с помощью символов, что позволяет экономить время;
6) читать первые фразы абзацев, дающие общее представление об их содержании;
7) выявлять и самостоятельно формулировать главенствующую идею каждого абзаца;
8) читать последнее предложение каждого абзаца, что позволяет прогнозировать развитие событий, описываемых далее;
9) составить план текста, основываясь на ключевых словах;
10) обращать внимание на кажущиеся незначительными детали: грамматические формы и слова-заменители (местоимения).
11) контролировать время выполнения заданий.
Литература:
- Демонстрационные варианты КИМ ЕГЭ [Электронный ресурс]: официальный информационный портал Единого государственного экзамена, 2017. – Режим доступа : http://www.ege.edu.ru/ru/classes-11/preparation/demovers/. – 15.04.2017
- Пассов Е.И. Учебное пособие по методике обучения иностранным языкам. Воронеж, 1975. - 283 с.
- Психологический словарь. [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://azps.ru/handbook/a/algo71.html] – 15.04.2017.
- Федеральный институт педагогических измерений / Открытый банк заданий ЕГЭ / Английский язык / Чтение //Harry Potter course for university students [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://85.142.162.119/os11/xmodules/qprint/index.php?theme_guid=3c65a66e9641e3118a07001fc68344c9&proj_guid=4B53A6CB75B0B5E1427E596EB4931A2A. – 15.04.2017.
- Энциклопедический словарь. 2009 [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://dic.academic.ru/dic.nsf/es/79357/%D0%9A%D0%9E%D0%9D%D0%A2%D0%95%D0%9D%D0%A2. 15.04.2017.
- Яндекс ЕГЭ [Электронный ресурс], 2017. Режим доступа: https://ege.yandex.ru/english/. – 15.04.2017
- British Council > Listen and watch > Stories and poems [Электронный ресурс], 2017. – Режим доступа : http://learnenglish.britishcouncil.org/en/stories-poems. – 15.04.2017.
- Improving your reading skills. Student Learning Development, University of Leicester 2009 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www2.le.ac.uk/offices/ld/resources/study-guides-pdfs/study-skills-pdfs/improving-reading-v0.1.pdf. - 15.04.2017.
- Skimming And Scanning: Two Important Strategies For Speeding Up Your Reading [Электронный ресурс], 2017. – Режим доступа: http://www.howtolearn.com/2013/02/skimming-and-scanning-two-important-strategies-for-speeding-up-your-reading. – 15.04.2017.
- Демонстрационные варианты КИМ ЕГЭ [Электронный ресурс]: официальный информационный портал Единого государственного экзамена, 2017. – Режим доступа : http://www.ege.edu.ru/ru/classes-11/preparation/demovers/. – 15.04.2017
- Пассов Е.И. Учебное пособие по методике обучения иностранным языкам. Воронеж, 1975. - 283 с., с. 207.
- Психологический словарь. [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://azps.ru/handbook/a/algo71.html] – 15.04.2017.
- Федеральный институт педагогических измерений / Открытый банк заданий ЕГЭ / Английский язык / Чтение //Harry Potter course for university students [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://85.142.162.119/os11/xmodules/qprint/index.php?theme_guid=3c65a66e9641e3118a07001fc68344c9&proj_guid=4B53A6CB75B0B5E1427E596EB4931A2A. – 15.04.2017.
- Энциклопедический словарь. 2009 [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://dic.academic.ru/dic.nsf/es/79357/%D0%9A%D0%9E%D0%9D%D0%A2%D0%95%D0%9D%D0%A2. 15.04.2017.
- Яндекс ЕГЭ [Электронный ресурс], 2017. Режим доступа: https://ege.yandex.ru/english/. – 15.04.2017
- British Council > Listen and watch > Stories and poems [Электронный ресурс], 2017. – Режим доступа : http://learnenglish.britishcouncil.org/en/stories-poems. – 15.04.2017.
- Improving your reading skills. Student Learning Development, University of Leicester 2009 [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www2.le.ac.uk/offices/ld/resources/study-guides-pdfs/study-skills-pdfs/improving-reading-v0.1.pdf. – 15.04.2017.
- Skimming And Scanning: Two Important Strategies For Speeding Up Your Reading [Электронный ресурс], 2017. – Режим доступа: http://www.howtolearn.com/2013/02/skimming-and-scanning-two-important-strategies-for-speeding-up-your-reading. – 15.04.2017.