Особенности обучения просмотровому чтению студентов нелингвистического вуза | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (112) апрель-2 2016 г.

Дата публикации: 14.04.2016

Статья просмотрена: 912 раз

Библиографическое описание:

Седова, Е. А. Особенности обучения просмотровому чтению студентов нелингвистического вуза / Е. А. Седова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 8 (112). — С. 1026-1028. — URL: https://moluch.ru/archive/112/28524/ (дата обращения: 17.12.2024).



Одним из наиболее важных аспектов обучения иностранному языку в нелингвистическом (в нашем случае техническом) вузе является обучение чтению текстов на иностранном языке. Студенты ВГУВТ (Волжского государственного университета водного транспорта) обучаются различным видам чтения, в частности детальному изучающему чтению, направленному на полное понимание содержания прочитанного. Данный вид чтения требует скрупулезной работы, подразделяется на несколько этапов (предтекстовый, текстовый и после текстовый). Студенты в процессе чтения текстов на детальное понимание прочитанного активно работают со словарем, выискивая незнакомые лексические единицы. Наряду с этим, они вспоминают различные грамматические правила, т. к. тексты содержат значительное количество сложных и малознакомых студентам синтаксических структур.

Не менее важным в процессе обучения иностранному языку студентов нелингвистического (технического) вуза является и обучение просмотровому чтению.

Успешное овладение навыками просмотрового чтения во многом зависит от сформированности навыков детального изучающего чтения.

Просмотровое чтение является беглым, быстрым, избирательным. Данный вид чтения предполагает высокий уровень сформированности умения читать, проникая вглубь содержания текста, развитую способность прогнозировать содержание текста, высокую скорость чтения, умение обходить трудности [2, 3, 4].

В современной методике обучения иностранным языкам выделяются различные виды просмотрового чтения в зависимости от цели и степени полноты извлечения информации:

– конспективное чтение

Данный вид чтения актуален для выделения основных мыслей текста. Такой вид чтения заключается в восприятии только наиболее значимых смысловых единиц текста.

– реферативное чтение

Данный вид чтения так же как и конспективное чтение ориентировано на выделение основных мыслей текста. В данной связи важно выделить только самое основное в содержании материала, при этом подробности опускаются как несущественные для понимания главного.

– обзорное чтение

Данная разновидность просмотрового чтения необходима для определения сущности сообщаемого. Такое чтение направлено на выделение главной мысли, все задачи сведены исключительно к обнаружению главной мысли на основе структурно-смысловой организации текста.

– ориентировочное чтение

В данной связи основная задача просмотрового чтения установить относится ли данный материал к интересующей студентов теме [3].

При работе со студентами ВГУВТ (Волжского государственного университета водного транспорта) просмотровое чтение может классифицироваться в зависимости от того, какой комплекс мыслительных операций, связанных со смысловой обработкой читаемого является объектом тренировки. На занятиях по иностранному языку тренируются такие варианты просмотрового чтения как синтетическое (как правило, на младшем этапе обучения) и аналитическое, либо с элементами анализа (на более старшем этапе обучения, начиная с третьего курса). Также практикуется переводное чтение (передача содержания отрывка на русском языке) и беспереводное (с непосредственным пониманием). Просмотровое чтение также возможно с предварительно снятыми и неснятыми трудностями. В процессе тренировки возможно частичное использование словаря. Так как просмотровое чтение является одним из аспектов экзамена на старшем этапе обучение, то пользование словарем в данной связи не предполагается [2,4].

Важно отметить, что при просмотровом чтении установка на восприятие лишь основной информации позволяет читать быстро, не обращая внимания на детали предлагаемого отрывка, а также не «зацикливаться» на незнакомых словах [3].

Основными требованиями к текстам на просмотровое чтения являются следующие:

– текст не должен быть слишком объемным (примерно половина листа формата А4)

– текст не должен быть слишком трудным для восприятия в отношении содержания

– текст не должен изобиловать новыми лексическими единицами, а также не встречавшимися студентам ранее синтаксическими конструкциями [3].

В современной методике обучения иностранным языкам формулируется алгоритм обучения просмотровому чтению:

1) Первоначально необходимо прочитать заголовок текста, постараться вникнуть в его смысл, при этом попытаться определить главную мысль текста

2) Прочитать первое предложение текста и сопоставить его содержание с заголовком

3) Прочитать первый абзац текста и сопоставить его содержание со своими представлениями о главной мысли текста

4) Просмотреть оставшиеся абзацы, сопоставить их содержание с представлением о главной мысли отрывка, при этом принимая во внимание содержание первых абзацев.

5) Мысленно задать себе вопрос: «О чем повествуется в данном отрывке?»

Наряду с этим выделяются основные этапы работы на текстом, предназначенным для просмотрового чтения:

предтекстовый этап

Данный этап предполагает работу с заголовком текста (отрывка). В процессе просмотрового чтения отрывка студент может мысленно задать себе следующие вопросы: по какому слову можно предположить, что речь в данном отрывке пойдет о …, какое словосочетание наводит на мысль о... Также, прочитав заглавие отрывка студенту можно подумать, с чем оно ассоциируется в его представлении. Если заглавие не наводит студента ни на какие мысли, то можно читать текст далее.

текстовый этап

На данном этапе осуществляется работа с основным содержанием отрывка. Первоначально, не читая текст необходимо определить структурный компонент, в котором выражена тема (это может быть вводная, основная, а также заключительная часть). Также на данном этапе возможно установить, какая проблема обсуждается в тексте.

послетекстовый этап

На данном этапе студент делает выводы о том, какие вопросы рассматриваются в отрывке, какая проблема вытекает из содержания.

Возможно внедрение ряда творческих упражнений с прочитанным отрывком, в частности: подтверждение точки зрения, изложенной в тексте, используя собственный пример, высказывание мнения о прочитанном, сообщение известных студентам сведений, обдумывание возможностей использование извлеченной текста информации для будущей профессиональной деятельности [3].

В процессе обучения просмотровому чтению важно обратить внимание студентов на подсказки в виде схем, рисунков, чертежей, содержащихся внутри текста. В связи с этим возможно выполнение следующих заданий: ознакомиться со схемами, чертежами, иллюстрациями и озаглавить текст, составление предложений, формулирование вопросов по схемам, чертежам, иллюстрациям, составление возможного плана текста

Этапы работы с отрывками, предназначенными для просмотрового чтения сходны с этапами работы над текстом, предназначенным для детального изучающего чтения. Однако, в связи с просмотровым чтением необходима быстрота выполнения действий.

Поэтому, в процессе обучения студентов просмотровому чтению на занятиях по иностранному языку необходимо довести до автоматизма следующие навыки и умения:

– прогнозировать тематику текста по заголовку, схеме, иллюстрации

– бегло просмотрев текст, сказать, о чем он, определить его тематику, основную цель

– выявить самые общие сведения, которые соотносят тематику предложенного отрывка с определенной областью знания

– обнаружить опорные смысловые пункты, и, ориентируясь в структурно-композиционной структуре текста, уметь выделить наиболее важную информацию, при этом опустить второстепенную

– определить соответствие текста интересам читающего, уметь оценить содержащуюся в тексте информацию с точки зрения ее актуальности и возможности дальнейшего использования в профессиональной деятельности [3].

Литература:

  1. Головкина Л. С. Синтетическое чтение на уроках английского языка в средней школе. Сб. Учителя о своей работе. М.,1962
  2. Коваль О. И. Самостоятельная работа при обучении чтению на иностранном языке // О. И. Коваль// Вестник Волжской государственной академии водного транспорта. Выпуск 39. — Нижний Новгород: Изд-во ФБОУ ВПО «ВГАВТ», 2014. — С. 79–82.
  3. Лингводидактические особенности обучения просмотровому чтению в условия реализации ФГОС второго поколения/ videouroki.net|filecome.php?fileid=98669117 / Электронный ресурс (дата обращения 10.04.2016)
  4. Соколова Е. Г., Соловьева О. Б. Проблемы обучения чтению студентов нелингвистического вуза/Е. Г. Соколова, О. Б. Соловьева// Вестник ВГАВТ.2015.-Выпуск 43, с.172–194.
Основные термины (генерируются автоматически): просмотровое чтение, вид чтения, текст, иностранный язык, студент, водный транспорт, Волжский государственный университет, какая проблема, конспективное чтение, основная мысль текста.


Похожие статьи

Особенности обучения детальному изучающему чтению студентов нелингвистического вуза

Использование проблемных заданий при обучении чтению учащихся среднего звена на уроках английского языка

Особенности эмпатии студентов, обучающихся на факультете психологии

Педагогическая ценность игр на уроках иностранного языка

Особенности организации практического обучения в колледже

Особенности подготовки учителей физики к инновационной оценочной деятельности

Из опыта обучения программированию на занятиях по информатике в экономическом вузе

Особенности развития эмпатических способностей у студентов разных специальностей педагогического вуза

Особенности обучения младших школьников решению текстовых задач для развития аналитической деятельности

Особенности использования игрового стретчинга со старшими дошкольниками в условиях дошкольной организации

Похожие статьи

Особенности обучения детальному изучающему чтению студентов нелингвистического вуза

Использование проблемных заданий при обучении чтению учащихся среднего звена на уроках английского языка

Особенности эмпатии студентов, обучающихся на факультете психологии

Педагогическая ценность игр на уроках иностранного языка

Особенности организации практического обучения в колледже

Особенности подготовки учителей физики к инновационной оценочной деятельности

Из опыта обучения программированию на занятиях по информатике в экономическом вузе

Особенности развития эмпатических способностей у студентов разных специальностей педагогического вуза

Особенности обучения младших школьников решению текстовых задач для развития аналитической деятельности

Особенности использования игрового стретчинга со старшими дошкольниками в условиях дошкольной организации

Задать вопрос