Из опыта работы по совершенствованию методики чтения текстов на иностранном языке у студентов неязыковых специальностей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №17 (76) октябрь-2 2014 г.

Дата публикации: 19.10.2014

Статья просмотрена: 401 раз

Библиографическое описание:

Каленцова, Т. В. Из опыта работы по совершенствованию методики чтения текстов на иностранном языке у студентов неязыковых специальностей / Т. В. Каленцова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 17 (76). — С. 489-491. — URL: https://moluch.ru/archive/76/13111/ (дата обращения: 16.12.2024).

В связи с происходящими в современном мире социально-экономическими преобразованиями выдвигаются новые требования к уровню российского образования, в том числе к уровню владения иностранными языками.

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата по направлениям «педагогическое образование», «психолого-педагогическое образование», «специальное дефектологическое образование», в результате обучения дисциплине «иностранный язык» выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями: быть «готов использовать знания иностранного языка для общения и понимания специальных текстов» (ОК — 6) — психолого-педагогическое образование; «владеть одним из иностранных языков в рамках профессионального общения» (ОК — 5) — специальное дефектологическое образование; «владеть одним из иностранных языков на уровне, позволяющем получать и оценивать информацию в области профессиональной деятельности» (ОК — 10) — педагогическое образование [2]. В связи с этим существенно возрастает роль иностранного языка как средства подготовки обучающихся к будущей профессиональной деятельности.

Анализ учебных планов по выше перечисленным направлениям подготовки факультета педагогики и психологии дошкольного воспитания Елецкого государственного университета им. И. А. Бунина демонстрирует небольшое количество аудиторных часов, отводимых на освоение дисциплины «иностранный язык» (54 ч.; 90 ч.; 118 ч.). В этой связи одной из главных задач преподавателя является обеспечение максимальной активности студента не только на всех этапах занятия, но и в самостоятельной деятельности. Особое значение в данных условиях приобретает чтение.

Чтение — это мотивированный, рецептивный, опосредованный вид речевой деятельности, протекающий во внутреннем плане, нацеленный на извлечение информации из письменно фиксированного текста, протекающий на основе процессов зрительного восприятия произвольной кратковременной памяти и перекодировки информации [3; с.5]. Особенности данного вида речевой деятельности заключаются в следующем:

-          чтение выступает как самостоятельный вид речевой деятельности с целью извлечения необходимой информации из текста, при этом в зависимости от ситуации полнота и точность извлечения информации могут быть различными;

-          чтение может выступать как средство формирования и контроля речевых умений и языковых навыков, поскольку позволяет оптимизировать процесс усвоения языкового и речевого материала, поскольку коммуникативно — ориентированные задания на контроль лексики и грамматики, аудирования, письма и устной речи разрабатываются на основе содержания письменных текстов и инструкций; упражнения на формирование и отработку всех языковых и речевых навыков и умений строятся с опорой на информацию учебного текста [1;c.141].

Использование разнообразных возможностей данного вида речевой деятельности вызывает необходимость учета следующих требований к содержанию профессионально — ориентированных текстов:

1)                 научность (соответствие уровню достижений современной науки, точность и достоверность приведенных сведений);

2)                 систематичность и преемственность, логичность и последовательность излагаемого материала;

3)                 структурированность и порционность излагаемого материала;

4)                 доступность для восприятия за счет обеспечения четкости и ясности изложения;

5)                 соответствие языка изложения материала нормам литературной речи [1; с.149].

Обучение чтению осуществляется на основе следующих принципов (С. К. Фоломкина):

-       обучение коммуникации (не способу озвучивания текста);

-       извлечение информации;

-       включение репродуктивной деятельности обучающихся;

-       овладение структурой языка [4].

В отечественной методике выделяют следующие виды чтения: просмотровое, ознакомительное, изучающее, поисковое.

Просмотровое чтение предполагает получение общего представления о читаемом материале. Цель — получение общего представления о теме и круге вопросов, рассматриваемых в тексте. Данный вид чтения имеет место при первичном ознакомлении с содержанием текста с целью определения наличия интересующей читателя информации. Скорость просмотрового чтения не должна быть ниже 500 слов в минуту, а задания должны быть направлены на формирование навыков и умений ориентироваться в логико-смысловой структуре текста, умений извлекать и использовать материал текста источника в соответствии с конкретным коммуникативным заданием [3;с. 107]. Использование данного вида чтения требует от преподавателя предварительной подготовки. Нами предлагаются задания следующего содержания:

-       Определите тематику текста по заголовку;

-       Определите, освещаются ли в тексте следующие вопросы;

-       Найдите в тексте термины, соответствующие изучаемой специальности и определите их значение;

-       Составьте краткую рецензию (аннотацию) к прочитанному тексту;

-       Придумать новое название к тексту.

Ознакомительное чтение представляет собой познающее чтение, при котором предметом внимания читающего становится все речевое произведение без установки на получение определенной информации. Основная цель — извлечь содержащуюся в тексте информацию. Темп ознакомительного чтения — 180 слов в минуту. Для практики в данном виде чтения используются сравнительно объемные тексты, не сложные в языковом отношении, содержащие не менее 20–30 % второстепенной информации [3; с. 108]. Для проверки понимания основной линии содержания предлагаются упражнения следующего типа:

-       Ответьте на вопросы;

-       Отметьте предложения, соответствующие содержанию текста;

-       Докажите, что факты, приводимые преподавателем, верны;

-       Разделите текст на логические части и найдите предложение, наиболее точно отражающее смысловое содержание выделенной части;

-       Составьте план прочитанного текста.

Изучающее чтение предусматривает максимально полное и точное понимание всей содержащейся в тексте информации и критическое ее осмысление. Объектом изучения выступает информация, содержащаяся в тексте. Темп изучающего чтения составляет 50–60 слов в минуту [3;с.108]. Подбираются тексты, представляющие наибольшую трудность для данного этапа обучения как в содержательном, так и в языковом отношении. Наиболее распространенным способом проверки является перевод текста на родной язык. Предлагаются задания следующего содержания:

-       Проанализируйте содержание текста и выполните тестовое задание на определение правильности содержащейся в тексте информации;

-       Составьте таблицу, отражающую конкретную информацию текста;

-       Обозначьте проблему и укажите способы решения данной проблемы;

-       Сократите текст, выделив наиболее значимую информацию.

Поисковое чтение — выборочное понимание интересующей информации из текста. Цель — быстрое нахождение определенных данных (фактов, характеристик, цифровых показателей). От читающего не требуется составить представление о содержании текста в целом. Поисковое чтение обычно является сопутствующим компонентом при развитии других видов чтения. Могут предлагаться следующие виды заданий:

-       Найдите в тексте значение следующих терминов;

-       Найдите следующие статистические данные.

Итак, чтение как самостоятельный вид речевой деятельности и как средство формирования и контроля речевых умений и навыков приобретает наибольшее значение в условиях небольшого количества аудиторных часов. Просмотровое и поисковое виды чтения целесообразно использовать при работе над текстами узкопрофессиональной тематики.

Литература:

1.                  Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций: пособие для студентов пед. вузов и учителей /Е. Н. Соловова.- 4-е изд.- М. Просвещение.- 2006.- 339 с.

2.                  Федеральный государственный образовательный стандарт ВПО 3 поколения. http //fgosvo.ru

3.                  Фокина, Т. В. Методика преподавания иностранного языка: конспект лекций / К. В. Фокина, Л. Н. Тернова, Н. В. Костычева. — М.: Издательство Юрайт, Высшее образование, 2009. — 158 с.

4.                  Фоломкина, С. К. Обучение чтению на иностранном языке в неязыковом вузе / С. К. Фоломкина. — М.: Высшая школа, 2005.– 255 с.

Основные термины (генерируются автоматически): вид чтения, текст, речевая деятельность, содержание текста, чтение, общее представление, ознакомительное чтение, поисковое чтение, просмотровое чтение, самостоятельный вид.


Похожие статьи

Из опыта применения ролевых игр на занятиях по иностранному языку

Из опыта организации внеаудиторной самостоятельной работы по русскому языку в целях совершенствования языковой, речевой и коммуникативной компетентности у иностранных обучающихся

Технологические особенности построения метапоэтического пространства в практике преподавания русского языка как иностранного

К вопросу о методике использования тактильной книги на уроках английского языка в классе слепых и слабовидящих детей

Способы повышения эффективности преподавания второго иностранного языка в неязыковом вузе (на примере немецкого языка)

Инновационные педагогические технологии в преподавании предметов общественно-гуманитарного цикла

Вопросы развития логического мышления на уроках математики в условиях введения ФГОС ООО

Из опыта проведения заключительных занятий спецкурсов по литературе

К вопросу повышения развития навыков чтения на занятиях профессионально-ориентированного иностранного языка с использованием технологий критического мышления

Из опыта подготовки исследовательского проекта школьников по химии на тему «Альтернативные способы получения водорода»

Похожие статьи

Из опыта применения ролевых игр на занятиях по иностранному языку

Из опыта организации внеаудиторной самостоятельной работы по русскому языку в целях совершенствования языковой, речевой и коммуникативной компетентности у иностранных обучающихся

Технологические особенности построения метапоэтического пространства в практике преподавания русского языка как иностранного

К вопросу о методике использования тактильной книги на уроках английского языка в классе слепых и слабовидящих детей

Способы повышения эффективности преподавания второго иностранного языка в неязыковом вузе (на примере немецкого языка)

Инновационные педагогические технологии в преподавании предметов общественно-гуманитарного цикла

Вопросы развития логического мышления на уроках математики в условиях введения ФГОС ООО

Из опыта проведения заключительных занятий спецкурсов по литературе

К вопросу повышения развития навыков чтения на занятиях профессионально-ориентированного иностранного языка с использованием технологий критического мышления

Из опыта подготовки исследовательского проекта школьников по химии на тему «Альтернативные способы получения водорода»

Задать вопрос