Новые страницы истории телевидения Узбекистана | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №21 (155) май 2017 г.

Дата публикации: 30.05.2017

Статья просмотрена: 50 раз

Библиографическое описание:

Ганиева Э. Р. Новые страницы истории телевидения Узбекистана // Молодой ученый. — 2017. — №21. — С. 57-59. — URL https://moluch.ru/archive/155/43863/ (дата обращения: 15.11.2018).



Статья посвящена вопросу трансформации телевидения Узбекистана: его расширению и появлению в его структуре новых телеканалов, начиная с 2013 года. Также в статье раскрывается тема формирования и модификации частного сектора телевидения, представленного в лице нескольких негосударственных телеканалов узбекского ТВ. Помимо этого, автор уделяет особое внимание теме активного распространения интерактивного цифрового телевидения в некоторых регионах страны.

Ключевые слова: телевидение, государственные и частные телеканалы, интерактивное телевидение, IPTV, iTV

Появившись чуть менее столетия назад и начав вещание на регулярной основе, телевидение поначалу воспринималось как забава, аттракцион, «искусство, которое выглядит как действительность», «жизнь в формах самой жизни» [1, с. 52, с. 75], но со временем даже самым скептически настроенным исследователям нового явления стало ясно, что телевидение ждет великое будущее. Как пророчески отметил один из самых первых исследователей телевизионного искусства Владимир Саппак: «Пройдет совсем немного лет, телевидение войдет не только в наш быт, но и в наше сознание, в самую нашу жизнь» [1, с. 88].

Действительно, за весьма короткий срок телевидению удалось невозможное: естественно объединить в себе все лучшие качества средств массовой информации, гармонично сочетать в своей структуре элементы различных видов искусств, оперативно реагировать на изменения, происходящие в мире, и одновременно удовлетворять запросы многомиллионной публики. В скором времени телевидение стало не только любимым способом проведения досуга, но и объектом жарких споров и детальных научных исследований для теоретиков и практиков данного феномена.

Сегодня, пока ученые всего мира до сих пор продолжают искать ответы на главный вопрос «Что такое телевидение и какова его природа?», само телевидение, комфортно чувствуя себя на любых платформах репродукции, будь то телевизор, компьютер, планшет или смартфон, продолжает свое стремительное развитие, внедряясь во все сферы жизни человека, захватывая новые области для реализации своей деятельности.

В недолгой истории телевидения как СМИ можно выделить три периода. На начальной стадии аналоговые эфирные технологии распространения и доставки телесигнала могли обеспечить ограниченный набор универсальных по содержанию общенациональных или региональных по охвату телеканалов. Это позволило ТВ сформировать массовую аудиторию, стать самым влиятельным СМИ. Затем кабельные и спутниковые технологии многократно расширили выбор телеканалов, способствовали развитию нишевого телепотребления, запустили процесс фрагментации — дробления массовой аудитории на мелкие аудиторные сегменты по интересам. США и Западная Европа пережили эту стадию еще в 1980–1990-е годы. Для них этот этап уже в прошлом. В России развитие платного кабельно-спутникового телевидения, а вместе с ним и формирование многоканальной среды, фрагментация аудитории по-настоящему началась лишь с середины 2000-х и продолжается по сей день. Для нашего телевидения — пока еще «настоящее» время [2].

Третий этап характеризуется развитием и распространением интерактивного цифрового телевидения, обладающего такими отличительными чертами, как нелинейность (отложенный и заказной способ медиапотребления) и многоэкранность (в данном случае имеется в виду возможность смотреть телеконтент с различных устройств — компьютер, планшет, смартфон и так далее).

Современное телевидение стоит на пороге масштабных преобразований. Думаю, не ошибусь, если скажу, что и телевидение Узбекистана не отстает от мировых тенденций эволюции телевизионного искусства. В стране уже проведена масштабная работа по оцифровыванию государственных телеканалов. В последние годы в эфир запускаются телеканалы, уже отвечающие требования высококачественного вещания (например, телеканалы UzHD, Mahalla (Махалля) и PlayTV).

Процесс дифференциации телеканалов по тематике и появление специализированных каналов с определенной концепцией вещания в Узбекистане начался еще в 2013 году. В самом начале года было объявлено о запуске в тестовом режиме сразу двух новых телеканалов — «Madaniyat va marifat» («Культура и просвещение») и «Dunyo bo’ylab» («Вокруг света»), вещание которых идет на узбекском и русском языках. К июню того же года открылся первый специализированный канал для детей «Bolajon» («Дитя»).

Появление тематических телеканалов говорило о многом. Во-первых, что телевидение Узбекистана вступило в новую фазу своей эволюции. Во-вторых, что сама модель универсального вещания для уже имевшихся телеканалов устарела, и концепция вещания требовала модернизации и переосмысления с различных точек зрения. В-третьих, что телевидение Узбекистана, следуя требованиям быстро изменяющихся мировых условий, разработало долгосрочную программу дифференциации телеканалов по теме, жанру и нишевому месторасположению.

Как и предполагалось, новые телеканалы были лишь экспериментальной ступенью на пути к дальнейшему совершенствованию системы телевещания. В 2014 году в эфир запускается очередной блок новых тематически направленных телеканалов. В их число входят: «Kinoteatr» («Кинотеатр») — специализирующийся, как видно из названия, на произведениях киноискусства и телепередачах, посвященных анализу, критике и обзору новинок мирового и местного кинопроката; «Oilaviy» («Семейный») — «говорящее» название которого указывает нам на предполагаемую аудиторию телеканала и контента, предлагаемого им телезрителям; «Diyor» («Край») — телеканал, основным содержанием которого выступают проекты, рассказывающие зрителям о жизни современного Узбекистана; «Navo» («Мелодия») — музыкальные телеканалы уже давно и успешно вещали в эфире узбекского телевидения. Безусловно и этот телеканал нового формата не стал исключением из правил и в скором времени нашел свою целевую аудиторию.

На протяжении последующих трех лет, один за другим появляются частные телеканалы, по большей части развлекательного толка. В 2014 году стартует вещание телеканалов «UZreport TV» (новостной и футбольный) и «Mening yurtim 5» («Моя страна 5») — развлекательный телеканал, основной аудиторией которого является молодежь, что весьма актуально потому, что более 60 % населения страны составляют люди от 14 до 35 лет. В 2016 году зрителям предоставили возможность оценить еще один телеканал — «Milliy TV» («Национальный») — позиционирующий себя как частный музыкально-развлекательный и познавательный телеканал для всей семьи. «Ежедневно в эфире Milliy TV лучшие развлекательные шоу, культурно-просветительские программы, детские познавательные проекты, отечественные и зарубежные кино и телесериалы, а также популярная узбекская музыка. 70 % эфирного времени Milliy TV выходит на узбекском языке, 30 % — на русском. С 1 января 2017 года канал начал круглосуточное вещание. Задача Milliy TV — создание качественного телепродукта, используя новый подход к национальным традициям узбекского народа» [3].

Последними нововведениями на телевидении Узбекистана явились музыкально-развлекательный телеканал «Zo’r TV» и спортивный телеканал «Futbol TV». Такое разнообразие, на наш взгляд, является признаком здоровой конкуренции и основательных реформ, проводимых в сфере развития телевидения Узбекистана.

«Революция в телеиндустрии началась не столько с развития цифрового вещания, сколько с возможности смотреть телепрограммы с цифровых носителей, получать доступ к вещателям через Интернет. Для потребителя это означает, что медиа становятся вездесущими: телевизор, компьютер, мобильный телефон, беспроводные планшеты — все они превратились в носители, в том числе телевизионного контента» [4].

Именно поэтому в наибольшей степени интересным явлением для развивающегося телевидения нашего региона стало распространение цифрового интерактивного телевидения. Прогнозировать будущее этого способа потребления телеконтента весьма сложно. Все будет зависеть, в первую очередь, от качества и цен на предоставляемые услуги и, конечно же, от востребованности данной продукции. Но уже само появление такого телевидения может служить показателем увеличивающегося спроса на подобный товар, а также прямым доказательством того, что потенциальная аудитория готова к реформам в данной области, готова платить за лучшее качество и более увлекательный медиаконтент.

Поставщиком подобных услуг в Узбекистане можно считать недавно появившуюся на рынке телекоммуникационных услуг компанию «iTV», предоставляющую любой контент, начиная стандартным форматом и заканчивая HD качеством, практически на любом экране — от телевизора до дисплея мобильного телефона (в данном случае заранее необходимо установить соответствующее мобильное приложение).

Немного отклоняясь от темы телевидения, также необходимо упомянуть о быстро развивающейся в Узбекистане сфере видеохостинга. Напомним, что видеохостинг представляет собой способ просмотра видео в интернет-браузере с помощью специального проигрывателя видеофайлов. Подобными видеохостингами принято считать популярные во всем мире видео-порталы типа «YouTube» или «MySpase». Для нашего региона характерны различные сайты, занимающиеся пополнением своих архивов аналогичным медиа- и телеконтентом (например, Mover.uz).

В Узбекистане во многом еще популярна культура телепросмотра или же просмотра новинок кино в кинотеатре (большинство киноманов предпочитает заплатить за качественный кинопродукт, нежели ждать его появления на специальных медиа ресурсах, видеохостингах и т. д.).

И все же это не значит, что довольно значительная часть зрительской аудитории, особенно молодежь, постоянно развивающаяся и увлекающаяся последними информационно-техническими и технологическими новинками, не перешла на альтернативные источники просмотра интересующего ее медиаконтента. Наоборот, по нашему мнению, это именно та форма просмотра, которая будет распространяться в последующие годы, осваивая остальные области и регионы Узбекистана. Задаваясь вопросом «Какой из описанных способов просмотра телевизионных передач или киноконтента, транслируемого по телеканалам ТВ Узбекистана, окажется более популярным и устойчивым?», невольно понимаешь, что «в Узбекистане, вероятнее всего, наибольшую распространенность получит гибкая телекоммуникационная система, способная удовлетворить потребности современных зрителей» [5, с. 72].

В свое время такой системой стало само телевидение. Придет ли Интернет ему на смену? Вероятнее всего, что нет потому, что телевидение все еще удерживает свои позиции, оставаясь одним из самых доступных и простых способов получения необходимой информации и удовлетворения потребности в эстетической составляющей телевизионного искусства.

Литература:

  1. Саппак В. Телевидение и мы. Четыре беседы. М., 1988.
  2. Полуэхтова И. Телепросмотр еще жив [Электронный ресурс] Искусство кино. URL: http://kinoart.ru/archive/2014/04/teleprosmotr-eshche-zhiv
  3. О нас // Milliy TV. URL: http://www.milliy.tv/ru/o_nas.html (дата обращения: 5.05.2017).
  4. Вартанова Е. Телевидение: постсетевая модель [Электронный ресурс] Искусство кино. URL: http://kinoart.ru/archive/2015/04/televidenie-postsetevaya-model
  5. Ганиева Э. Р. Перспективы развития и модернизации каналов репродукции кино в Узбекистане // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. — Новосибирск: СибАК, 2014.
Основные термины (генерируются автоматически): Узбекистан, телевидение Узбекистана, телевидение, телеканал, телевизионное искусство, само телевидение, мобильный телефон, массовая аудитория, интерактивное цифровое телевидение, скорое время.


Похожие статьи

Из истории взаимосвязи кино и телевидения Узбекистана

телевидение, кино, Узбекистан, день, кинематограф, время, начало, вид искусств, телевизионный фильм Узбекистана, VOD.

Телевидение и современность в Азербайджане

Телевидение стало трибуной миллионов людей. Во время прямого эфира зрители, задавая вопросы находящимся в студии посредством телефона, могут решить нужную проблему. В последнее время одной из наиболее эффективных форм обмена мнением являются...

Становление и развитие отечественного телевидения

Осуществление самой идеи телевидения являлось главной задачей для ученых-изобретателей в начале 30-х годов. 30 апреля 1931 года в СССР была произведена первая попытка передачи изображения на расстоянии. Телевизионное вещание еще не имело...

Место маркетинга на современном телевидении

В нашей жизни телевидение занимает огромное место.

Исходя из этого для телеканалов самой важной функцией является увеличение смотрящей аудитории, создавая современные интересные телепередачи и проводя комплексные мероприятия по продвижению канала.

Кино и телевидение как одни из основных факторов...

визуальная культура, телевидение, искусство, визуальный язык, визуальный язык кино, зритель, визуальное восприятие, кинематограф, современное общество, зрительская аудитория.

Классификация основного контента телеканалов по...

Ключевые слова: жанры; форматы; телевидение; телевизионный продукт; контент; передача; программа.

Телевидение восприняло в основном функции, методы и формы своих предшественников по массовой коммуникации — печати и радио.

Развитие электронной коммерции в Узбекистане

Развитие электронной коммерции в Узбекистане. Автор: Менглиев Давлатёр Бахтиярович.

Параллельно с развлекающим контентом развивается и цифровая экономика

и вере, что в очень скором времени все изменится и руководство нашей страны расставит всё на круги своя.

Анализ и функционирование рынка информационных услуг...

В частности, система телекоммуникаций Узбекистана имеет прямые международные каналы

Следовательно, развитие сетей фиксированной и мобильной связи

Говоря о государственных интерактивных услугах можно отметить, например, то, что в настоящее время определенную...

Дизайн-проектирование в телевизионной среде

Исследована роль дизайна в современном телевидении, выявлены проблемы и особенности профессии телевизионного дизайнера, его задачи, а также влияние на рейтинг телеканала и аудиторию.

Из истории взаимосвязи кино и телевидения Узбекистана

телевидение, кино, Узбекистан, день, кинематограф, время, начало, вид искусств, телевизионный фильм Узбекистана, VOD.

Телевидение и современность в Азербайджане

Телевидение стало трибуной миллионов людей. Во время прямого эфира зрители, задавая вопросы находящимся в студии посредством телефона, могут решить нужную проблему. В последнее время одной из наиболее эффективных форм обмена мнением являются...

Становление и развитие отечественного телевидения

Осуществление самой идеи телевидения являлось главной задачей для ученых-изобретателей в начале 30-х годов. 30 апреля 1931 года в СССР была произведена первая попытка передачи изображения на расстоянии. Телевизионное вещание еще не имело...

Место маркетинга на современном телевидении

В нашей жизни телевидение занимает огромное место.

Исходя из этого для телеканалов самой важной функцией является увеличение смотрящей аудитории, создавая современные интересные телепередачи и проводя комплексные мероприятия по продвижению канала.

Кино и телевидение как одни из основных факторов...

визуальная культура, телевидение, искусство, визуальный язык, визуальный язык кино, зритель, визуальное восприятие, кинематограф, современное общество, зрительская аудитория.

Классификация основного контента телеканалов по...

Ключевые слова: жанры; форматы; телевидение; телевизионный продукт; контент; передача; программа.

Телевидение восприняло в основном функции, методы и формы своих предшественников по массовой коммуникации — печати и радио.

Развитие электронной коммерции в Узбекистане

Развитие электронной коммерции в Узбекистане. Автор: Менглиев Давлатёр Бахтиярович.

Параллельно с развлекающим контентом развивается и цифровая экономика

и вере, что в очень скором времени все изменится и руководство нашей страны расставит всё на круги своя.

Анализ и функционирование рынка информационных услуг...

В частности, система телекоммуникаций Узбекистана имеет прямые международные каналы

Следовательно, развитие сетей фиксированной и мобильной связи

Говоря о государственных интерактивных услугах можно отметить, например, то, что в настоящее время определенную...

Дизайн-проектирование в телевизионной среде

Исследована роль дизайна в современном телевидении, выявлены проблемы и особенности профессии телевизионного дизайнера, его задачи, а также влияние на рейтинг телеканала и аудиторию.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Из истории взаимосвязи кино и телевидения Узбекистана

телевидение, кино, Узбекистан, день, кинематограф, время, начало, вид искусств, телевизионный фильм Узбекистана, VOD.

Телевидение и современность в Азербайджане

Телевидение стало трибуной миллионов людей. Во время прямого эфира зрители, задавая вопросы находящимся в студии посредством телефона, могут решить нужную проблему. В последнее время одной из наиболее эффективных форм обмена мнением являются...

Становление и развитие отечественного телевидения

Осуществление самой идеи телевидения являлось главной задачей для ученых-изобретателей в начале 30-х годов. 30 апреля 1931 года в СССР была произведена первая попытка передачи изображения на расстоянии. Телевизионное вещание еще не имело...

Место маркетинга на современном телевидении

В нашей жизни телевидение занимает огромное место.

Исходя из этого для телеканалов самой важной функцией является увеличение смотрящей аудитории, создавая современные интересные телепередачи и проводя комплексные мероприятия по продвижению канала.

Кино и телевидение как одни из основных факторов...

визуальная культура, телевидение, искусство, визуальный язык, визуальный язык кино, зритель, визуальное восприятие, кинематограф, современное общество, зрительская аудитория.

Классификация основного контента телеканалов по...

Ключевые слова: жанры; форматы; телевидение; телевизионный продукт; контент; передача; программа.

Телевидение восприняло в основном функции, методы и формы своих предшественников по массовой коммуникации — печати и радио.

Развитие электронной коммерции в Узбекистане

Развитие электронной коммерции в Узбекистане. Автор: Менглиев Давлатёр Бахтиярович.

Параллельно с развлекающим контентом развивается и цифровая экономика

и вере, что в очень скором времени все изменится и руководство нашей страны расставит всё на круги своя.

Анализ и функционирование рынка информационных услуг...

В частности, система телекоммуникаций Узбекистана имеет прямые международные каналы

Следовательно, развитие сетей фиксированной и мобильной связи

Говоря о государственных интерактивных услугах можно отметить, например, то, что в настоящее время определенную...

Дизайн-проектирование в телевизионной среде

Исследована роль дизайна в современном телевидении, выявлены проблемы и особенности профессии телевизионного дизайнера, его задачи, а также влияние на рейтинг телеканала и аудиторию.

Из истории взаимосвязи кино и телевидения Узбекистана

телевидение, кино, Узбекистан, день, кинематограф, время, начало, вид искусств, телевизионный фильм Узбекистана, VOD.

Телевидение и современность в Азербайджане

Телевидение стало трибуной миллионов людей. Во время прямого эфира зрители, задавая вопросы находящимся в студии посредством телефона, могут решить нужную проблему. В последнее время одной из наиболее эффективных форм обмена мнением являются...

Становление и развитие отечественного телевидения

Осуществление самой идеи телевидения являлось главной задачей для ученых-изобретателей в начале 30-х годов. 30 апреля 1931 года в СССР была произведена первая попытка передачи изображения на расстоянии. Телевизионное вещание еще не имело...

Место маркетинга на современном телевидении

В нашей жизни телевидение занимает огромное место.

Исходя из этого для телеканалов самой важной функцией является увеличение смотрящей аудитории, создавая современные интересные телепередачи и проводя комплексные мероприятия по продвижению канала.

Кино и телевидение как одни из основных факторов...

визуальная культура, телевидение, искусство, визуальный язык, визуальный язык кино, зритель, визуальное восприятие, кинематограф, современное общество, зрительская аудитория.

Классификация основного контента телеканалов по...

Ключевые слова: жанры; форматы; телевидение; телевизионный продукт; контент; передача; программа.

Телевидение восприняло в основном функции, методы и формы своих предшественников по массовой коммуникации — печати и радио.

Развитие электронной коммерции в Узбекистане

Развитие электронной коммерции в Узбекистане. Автор: Менглиев Давлатёр Бахтиярович.

Параллельно с развлекающим контентом развивается и цифровая экономика

и вере, что в очень скором времени все изменится и руководство нашей страны расставит всё на круги своя.

Анализ и функционирование рынка информационных услуг...

В частности, система телекоммуникаций Узбекистана имеет прямые международные каналы

Следовательно, развитие сетей фиксированной и мобильной связи

Говоря о государственных интерактивных услугах можно отметить, например, то, что в настоящее время определенную...

Дизайн-проектирование в телевизионной среде

Исследована роль дизайна в современном телевидении, выявлены проблемы и особенности профессии телевизионного дизайнера, его задачи, а также влияние на рейтинг телеканала и аудиторию.

Задать вопрос