Статья 63 Конституции Ирака 2005 г. устанавливает, что федеральная исполнительная власть состоит из Президента Республики и Совета министров, которые осуществляют свои полномочия в соответствии с Конституцией и законом.
В современных государствах исполнительную власть осуществляют государственные органы, на которые возлагается исполнение конституции, законов, международных договоров, иных нормативных правовых актов. В большинстве государств система исполнительной власти возглавляется двумя высшими органами — главой государства и главой правительства. Это так называемая бицефальная (двуглавая) структура [1, с. 687]. Подобную модель мы видим и в Ираке.
Президент Республики Ирак. Президент Республики Ирак — это глава государства. Глава государства — это «конституционный орган и одновременно, как правило, высшее должностное лицо, осуществляющее верховное представительство государства в международных отношениях и внутриполитической жизни страны» [2, с. 362].
Глава государства возглавляет государство, юридически занимает первое место в механизме государства, возглавляет весь государственный аппарат, представляет государство в сфере международных отношений.
А. И. Черкасов отмечает, что «будучи верховным представителем нации, глава государства председательствует на торжественных церемониях, выступает с официальными обращениями, посланиями к нации, действует от имени страны на международной арене. Подобные представительские функции чаще всего реализуются главой государства самостоятельно, поскольку они имеют в значительной степени личностный характер» [3, с. 95].
Президент Ирака является символом национального единства; он олицетворяет суверенитет страны, гарантирует приверженность Конституции, защиту независимости Ирака, единства и безопасности его территории в соответствии с законом.
Президент Ирака занимает свою должность в течение четырех лет и может быть переизбран не более чем еще на один срок.
Кандидат на пост Президента должен отвечать следующим требованиям: быть иракцем но рождению, родители которого иракцы; отвечать условиям избираемости и быть не моложе 40 лет; обладать хорошей репутацией, политическим опытом, отличаться добросовестностью, честностью, справедливостью и преданностью родине; не быть обвиненным в преступлении, затрагивающем вопросы морали.
А. А. Мишин отмечал, что «глава государства в парламентской республике, как правило, избирается парламентским путем, то есть либо парламентом, либо особой коллегией, создаваемой на основе парламента» [4, с. 94]. Такой же принцип действует и в современном Ираке.
Президент Республики Ирак избирается Советом представителей (нижней палатой парламента) из числа кандидатов на этот пост большинством в две трети голосов.
Согласно Конституции Ирака 2005 г. Президент Ирака осуществляет следующие полномочия: 1) предоставляет специальное помилование по рекомендации Премьер-министра, за исключением лиц, обвиненных по частным искам, а также лиц, обвиняемых в международных преступлениях, терроризме, финансовой или административной коррупции или преступлении против прав личности; 2) подписывает международные договоры и соглашения после одобрения их Советом представителей не позднее 15 дней со дня их поступления; 3) подписывает и издает законы, принятые Советом представителей; законы должны быть подписаны не позднее 15 дней со дня их получения; 4) созывает вновь избранный Совет представителей на сессию в период не позднее 15 дней со дня утверждения результатов выборов или в других случаях, определяемых Конституцией; 5) награждает орденами или знаками отличия по рекомендации Премьер-министра и в соответствии с законом; 6) осуществляет аккредитацию послов; 7) издает президентские декреты; 8) утверждает смертные приговоры, вынесенные соответствующими судами; 9) осуществляет верховное командование Вооруженными силами при проведении церемониальных и торжественных мероприятий; 10) с согласия Совета представителей назначает Премьер-министра и министров.
Что касается формирования Совета министров, то здесь справедливо утверждение А. И. Черкасова о том, что «в парламентарных странах глава государства чаще всего может назначить лишь такое правительство, которое располагает поддержкой парламентского большинства» [3, с. 98–99].
Исполнение Президентом Республики своих полномочий заканчивается одновременно с окончанием срока полномочий Совета представителей.
Президент Ирака продолжает осуществлять свои полномочия до завершения выборов нового состава Совета представителей и проведения его первого заседания. Избрание нового Президента проводится в течение 30 дней со дня первого заседания Совета.
Президент Республики имеет право представить письменное заявление об отставке Председателю Совета представителей, которое вступает в силу через семь дней после его передачи в Совет представителей.
Если по какой-либо причине пост Президента оказывается вакантным, проводятся выборы нового Президента, который осуществляет свои полномочия до завершения срока полномочий действовавшего Президента.
Когда по какой-либо причине пост Президента Ирака оказывается вакантным, в том числе в период его отсутствия, его замещает один из трех Вице-президентов. В случае, когда пост Президента Республики является вакантным и когда отсутствует Вице-президент, пост Президента замещает Председатель Совета представителей.
Совет представителей должен избрать нового Президента Ирака в период, не превышающий 30 дней с момента появления вакансии.
Подчеркнем, что в парламентской республике, которой является в настоящее время Ирак, роль Президента вторична по сравнению с ролью Премьер-министра (главы Правительства).
С. Ю. Кашкин, определяя место президента в парламентской республике, пишет: «вместо слабого монарха мы наблюдаем при этой форме слабого президента…» [1, с. 394].
В настоящее время Президентом Ирака является Мухаммед Фуад Масум Хаврами (с 24 июля 2014 г.) — иракский и курдский политический деятель, первый Премьер-министр Иракского Курдистана (с 4.07.1992 г. по 26.04.1996 г.).
Совет министров Республики Ирак. Центральным органом федеральной исполнительной власти в Ираке является Совет министров (Правительство), состоящий из Премьер-министра и министров. Совет министров (Правительство Ирака) является коллегиальным органом исполнительной власти общей компетенции, отвечающим за реализацию конституции и законов, и осуществляющим руководство всей исполнительной деятельностью в государстве.
Процедура формирования Совета министров характерна для парламентских республик. В парламентской республике правительство формируется парламентским путем из членов партии, располагающей большинством в нижней палате парламента. Участие главы государства — президента — в формировании правительства носит чисто номинальный характер [4, с. 93–94].
В Ираке Президент Республики предлагает кандидату, выдвинутому парламентским большинством, сформировать Совет министров в течение 15 дней с даты избрания Президента Республики.
Премьер-министр должен отвечать тем же требованиям, что и Президент Республики. Он должен иметь диплом об окончании колледжа или его эквивалент и быть не моложе 35 лет.
Назначенный Премьер-министр предъявляет кандидатуры членов Совета министров (кандидатуры министров) и свою правительственную программу Совету представителей. Считается, что он получил вотум доверия Совета представителей, если кандидатура каждого из представленных им министров одобрена поименно, а его правительственная программа утверждена абсолютным большинством голосов.
Премьер-министр несет ответственность за общую политику государства, является Главнокомандующим Вооруженными силами, руководит работой Совета министров и председательствует на его заседаниях. Премьер-министр имеет право отстранять от должности министров с согласия Совета представителей. Поскольку по форме правления Ирак является парламентской республикой, Премьер-министр фактически является первым лицом в государстве.
В соответствии со ст. 77 и некоторыми другими статья Конституции Совет министров осуществляет следующие полномочия: 1) планирует и осуществляет общую политику государства и общие государственные планы; контролирует работу министерств и ведомств, не входящих в состав министерств; 2) вносит законопроекты; 3) издает правила, инструкции и принимает решения по исполнению законов; 4) осуществляет подготовку проекта государственного бюджета, заключительного финансового отчета и планов развития; 5) представляет проект государственного бюджета и заключительный финансовый отчет в Совет представителей для одобрения; 6) представляет для одобрения в Совет представителей кандидатуры на должности заместителей министров, послов и других должностных лиц со специальным рангом; начальника Генерального штаба армии, его заместителей, военнослужащих в должности командующего дивизией и выше; директора национальной разведывательной службы и руководителей учреждений безопасности; 7) проводит переговоры по международным договорам и соглашениям, подписывает их или поручает подписание этих документов уполномоченным лицам.
Президент Республики занимает пост действующего Премьер-министра в случае вакантности этого поста по какой-либо причине. Президент Республики в этом случае обязан назвать кандидатуру другого Премьер-министра не позднее 15 дней со дня появления вакансии.
Конституция Ирака устанавливает, что Премьер-министр и министры несут коллективную и персональную ответственность перед Советом представителей. В этом проявляется главный признак парламентской республики — правительство несет политическую ответственность перед парламентом или его нижней палатой [1, с. 395].
В настоящее время Премьер-министром Ирака является Хайдер Джавад Аль-Абади (с 10 августа 2014 г.) — иракский государственный и общественный деятель. Член правящей Партии исламского призыва.
Министерства Республики Ирак. Согласно ст. 83 Конституции Ирака 2005 г. структура министерств, их функции, обязанности и полномочия министров регулируются законом.
Министерство — это орган специализированного управления; практически во всех странах в основании публичной администрации находится министерская система, которая строится, как правило, с учетом отраслевого и программно-целевого принципов, с тем, чтобы охватить важнейшие сферы государственного управления и основные направления общественного развития [5, с. 11].
Министерства планируют и организуют работу соответствующей отрасли управления, руководят подчиненными им предприятиями, учреждениями и организациями. Во главе министерства стоит министр, который руководит работой вверенного ему центрального органа исполнительной власти.
В настоящее время в системе федеральной исполнительной власти Ирака функционируют Министерство иностранных дел, Министерство обороны, Министерство нефти, Министерство внутренних дел, Министерство юстиции, Министерство финансов, Министерство торговли, Министерство туризма и археологии, Министерство по делам миграции, Министерство труда, Министерство сельского хозяйства, Министерство по делам женщин, Министерство здравоохранения, Министерство транспорта, Министерство высшего образования и науки, Министерство по делам молодежи и спорта, Министерство по правам человека, Министерство строительства, Министерство связи, Министерство культуры, Министерство электроэнергетики, Министерство водных ресурсов и др.
В компетенцию Министерства юстиции, в частности, входит управление пенитенциарными учреждениями, в которых содержатся осужденные лица, Министерство внутренних дел отвечает за содержание лиц, заключенных под стражу, на этапе предварительного расследования и суда [6].
Литература:
- Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть: Учебник для вузов / Рук. авт. колл, и отв. ред. Б. А. Страшун. 4-е изд., обновл. и дораб. М.: Норма, 2007.
- Комкова Г. Н., Колесников Е. В., Афанасьева О. В. Конституционное право зарубежных стран: учебник. М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011.
- Черкасов А. И. Глава государства и правительство в странах современного мира. Конституционно-правовое регулирование и практика. М.: Издательство «Экзамен», 2006.
- Мишин А. А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник для вузов. 17-е изд., испр. и доп. М.: Статут, 2013.
- Министерства и ведомства: учебное пособие / под ред. А. Н. Козырина и Е. К. Глушко. М.: Норма, 2012.
- Багреева Е. Г. Об организации пенитенциарных систем в международной практике // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2012. № 5.