Особенности системы государственного управления Республики Армении | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №1 (60) январь 2014 г.

Дата публикации: 30.12.2013

Статья просмотрена: 1991 раз

Библиографическое описание:

Миннибаев, Б. И. Особенности системы государственного управления Республики Армении / Б. И. Миннибаев, Р. Ф. Шарифуллин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 1.1 (60.1). — С. 24-26. — URL: https://moluch.ru/archive/60/8783/ (дата обращения: 17.12.2024).

Ключевые слова: Республика Армения, Контрольная палата, Правительство, Президент, Национальное собрание, Премьер-министр, Конституция.

Государство на юге Закавказья.

Армения — унитарное государство. Административно-территориальными единицами Армении являются области, которые состоят из сельских и городских общин. В общинах осуществляется местное самоуправление. Город Ереван имеет статус области. В 1995 г. принят Закон о новом административном делении, в соответствии с которым созданы 11 областей (мазров), управляемых губернаторами. Действующая Конституция, принятая на общенародном референдуме 5 июля 1995 г., провозгласила Армению «суверенным, демократическим, социальным, правовым государством» [2, с. 45].

Форма правления — полупрезидентская республика, смоделированная по французскому образцу. Политический режим — демократия в процессе становления [2, с. 46].

Законодательную власть в Республике осуществляет Национальное собрание, состоящее из 131 депутата, которые избираются на 4 года. Оно может быть распущено в порядке, предусмотренном Конституцией. Вновь избранное Национальное собрание нельзя распустить в течение 1 года после выборов [2, с. 46].

Помимо принятия законов Национальное собрание утверждает государственный бюджет; по предложению Президента объявляет амнистию, в установленных законом случаях ратифицирует или денонсирует международные договоры, объявляет войну; осуществляет парламентский контроль за деятельностью Правительства, может выразить ему недоверие [2, с. 46].

Национальное собрание обладает также определенными полномочиями в кадровой сфере: оно назначает (по предложению Президента) председателя Центрального банка и его заместителя; назначает (по предложению Председателя Национального собрания) председателя Контрольной палаты Национального собрания, пятерых членов Конституционного суда. По заключению Конституционного суда может прекратить полномочия назначенного им члена Суда, дать согласие на его арест, привлечение к уголовной или административной ответственности в судебном порядке [2, с. 46].

Право законодательной инициативы в Национальном собрании принадлежит депутатам и Правительству. Правительство устанавливает последовательность обсуждения внесенных им проектов законов и может потребовать, чтобы они были поставлены на голосование с приемлемыми для него поправками [2, с. 46].

Глава государства — Президент, избираемый непосредственно гражданами на 5-летний срок. Одно и то же лицо не может быть избрано на должность Президента более чем 2 раза подряд [2, с. 46].

Согласно Конституции (ст.55) Президент Республики осуществляет следующие полномочия:

-          обращается с посланием к народу и Национальному Собранию;

-          после получения принятого Национальным Собранием закона в двадцатиоднодневный срок подписывает и обнародует его;

-          распускает Национальное Собрание в случаях и порядке, предусмотренных статьей 74.1. Конституции, и назначает внеочередные выборы;

-          на основании распределения депутатских мест в Национальном Собрании и консультаций с депутатскими фракциями назначает Премьер-министром лицо, пользующееся доверием большинства депутатов, а если это невозможно, лицо, пользующееся доверием у наибольшего числа депутатов. Президент Республики назначает Премьер-министра в десятидневный срок после принятия отставки Правительства. Правительство формируется в двадцатидневный срок после назначения Премьер-министра;

-          в предусмотренных законом случаях производит назначения на государственные должности;

-          формирует Совет национальной безопасности, председательствует в нем, может формировать другие консультативные органы;

-          представляет Республику Армения в международных отношениях, осуществляет общее руководство внешней политикой, заключает международные договоры, представляет международные договоры на ратификацию Национальному Собранию и подписывает их ратификационные грамоты, утверждает, приостанавливает действие или денонсирует международные договоры, не требующие ратификации;

-          назначает и отзывает дипломатических представителей Республики Армения в иностранных государствах и при международных организациях, принимает верительные и отзывные грамоты дипломатических представителей иностранных государств и международных организаций;

-          представляет Национальному Собранию кандидатуры Генерального прокурора, Председателя Центрального банка и Председателя Контрольной палаты. По предложению Генерального прокурора назначает и освобождает заместителей Генерального прокурора;

-          назначает четырех членов Конституционного Суда, а в случае не назначения Национальным Собранием Председателя Конституционного Суда в срок, установленный пунктом 2 статьи 83 Конституции, — Председателя Конституционного Суда из состава Конституционного Суда;

-          по предложению Совета правосудия назначает председателей и судей Кассационного Суда и его палат, председателей Апелляционного Суда, судов первой инстанции и специализированных судов, прекращает их полномочия, дает согласие на их привлечение в качестве обвиняемых, арест или возбуждение в их отношении вопроса о привлечении к административной ответственности в судебном порядке, по заключению Совета правосудия назначает судей Апелляционного Суда, судов первой инстанции и специализированных судов;

-          назначает двух юристов-ученых — членов Совета правосудия;

-          является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами, координирует деятельность государственных органов в области обороны, назначает и освобождает высший командный состав Вооруженных Сил и других войск;

-          объявляет военное положение в случае агрессии против Республики, наличия непосредственной ее угрозы или объявления войны, может объявить общую или частичную мобилизацию и принимает решение об использовании Вооруженных Сил;

-          в случае непосредственной опасности, угрожающей конституционному строю, после консультаций с Председателем Национального Собрания и Премьер-министром объявляет чрезвычайное положение, осуществляет продиктованные ситуацией мероприятия и обращается с посланием об этом к народу;

-          в установленном законом порядке разрешает вопросы, связанные с предоставлением гражданства Республики Армения и политического убежища;

-          награждает орденами и медалями Республики Армения, присваивает высшие воинские и почетные звания, высшие дипломатические и иные классные чины;

-          осуществляет помилование осужденных [1].

Исполнительную власть в Республике Армения осуществляет Правительство Республики Армения. Оно состоит из Премьер-министра и министров. Структура и порядок деятельности Правительства устанавливаются указом Президента по представлению Премьер-министра. Заседания Правительства созывает и ведет Президент Республики или, по его поручению, Премьер-министр. Постановления Правительства подписывает Премьер-министр, заверяет Президент Республики [2, с. 47].

Правительство в соответствии с Конституцией ст. 89 реализует следующие полномочия:

-          в предусмотренном статьей 74 Конституции порядке представляет на одобрение Национального Собрания свою программу;

-          представляет на утверждение Национального Собрания проект государственного бюджета, обеспечивает исполнение бюджета, в связи с чем представляет отчет Национальному Собранию;

-          управляет государственной собственностью;

-          осуществляет единую финансово-экономическую, кредитную и налоговую государственную политику;

-          осуществляет государственную политику территориального развития;

-          осуществляет государственную политику в области науки, образования, культуры, здравоохранения, социального обеспечения и охраны природы;

-          обеспечивает осуществление оборону, национальной безопасности и внешней политики Республики;

-          обеспечивает охрану общественного порядка, принимает меры по укреплению законности, обеспечению прав и свобод граждан;

-          осуществляет иные функции и полномочия, установленные Конституцией и законами [1].

Премьер-министр руководит текущей деятельностью Правительства и координирует работу министров; принимает постановления, которые в предусмотренных регламентом случаях подписывают также осуществляющие их министры. Член Правительства не может быть членом какого-либо представительного органа, занимать другую государственную должность или выполнять иную оплачиваемую работу [2, с. 47].

Правительство несет ответственность перед парламентом. После формирования вновь избранного Национального собрания (или своего формирования) Правительство в 20-дневный срок представляет на одобрение Национального собрания программу своей деятельности, одновременно ставя вопрос о вотуме доверия. Проект постановления о недоверии Правительству может быть представлен не менее чем 1/3 от общего числа депутатов в течение 24 часов после постановки вопроса о вотуме доверия. Проект ставится на голосование не ранее 48 часов и не позднее 72 часов после его внесения. Решение принимают большинством голосов от списочного состава депутатов. В случае невнесения такого проекта или непринятия решения о недоверии программа деятельности Правительства считается одобренной. Если решение о недоверии принято, Премьер-министр заявляет Президенту об отставке Правительства [2, с. 48].

Литература:

1.      Конституция Армении. [Электронный ресурс]. URL: http://worldconstitutions.ru/archives/132 (Дата обращения: 20.12.2013).

2.      Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник / Батлер У. Э., Бойцова В. В., Бойцова Л. В., Додонов В. Н., и др.; Отв. ред.: Сухарев А. Я. — М.: Инфра-М-НОРМА, 2001. — С.45–52.

Основные термины (генерируются автоматически): Национальное собрание, Армения, Конституционный Суд, Президент Республики, Генеральный прокурор, Конституция, Контрольная палата, Правительство, государственная политика, Центральный банк.


Задать вопрос