Зачем нужно слушать свое тело | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №20 (154) май 2017 г.

Дата публикации: 20.05.2017

Статья просмотрена: 709 раз

Библиографическое описание:

Эхте, Т. А. Зачем нужно слушать свое тело / Т. А. Эхте. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 20 (154). — С. 406-409. — URL: https://moluch.ru/archive/154/43580/ (дата обращения: 23.11.2024).



В отечественной психологии личность рассматривают как интегральную психологическую категорию. Личность — социальный индивид, субъект общественных отношений, деятельности и общения. Термин «индивид» подразумевает природные, врожденные особенности человека, это его биологическая сущность. Индивидом рождаются, а личностью становятся в процессе воспитания и обучения [1, с.58]. Таким образом, в процессе обучения, который продолжается всю нашу сознательную жизнь, однажды мы переходим на ступень самообучения, точнее, самоизучения. Мы приходим к тому, что нужно слушать свою «душу» (внутренние стремления, желания) и тело (физический дискомфорт, повреждения и т. д.). Это очень важно, потому как только ты сам точно знаешь, что именно для тебя действительно ценно! Чем старше мы становимся, тем больше забываем это важное умение. Мы пытаемся найти подтверждение правильности своих мыслей, действий, поступков не внутри себя, а снаружи — среди друзей, коллег, постановлений и указаний, и даже среди стереотипов, когда-то принятых в обществе, но не обязательно правильных для тебя. И сами не замечаем, что уже живем не своей, а чьей-то жизнью. Поэтому очень важно суметь вовремя остановиться и начать слышать себя. Здесь уже каждый находит для себя подходящий вариант. Для меня проблема понимания своей души решена была легко: это определение «положительности» либо «негативности» мысли, действия, поступка, которые в данный конкретный момент для меня в приоритете. Проще говоря, все то, что вызывает во мне положительные эмоции и, будет правильно для меня, и наоборот. Осталось только отрабатывать новые навыки — советоваться с собой в первую очередь, а не с окружением. А вот научиться слышать свое тело уже сложнее, хотя душа и тело тесно переплетены и работают всегда совместно. Об этом рассуждали еще древние ученые…

Известно, что чувства и переживания человека отражаются на физическом состоянии его организма и могут выражаться не только в телесных, но и душевных страданиях. Платон считал, что «всякое расстройство психики и сомы является следствием диспропорции и нарушения равновесия между тем и другим» [2, с.91]. И для того чтоб достичь состояния радости от каждого прожитого мгновения, нужно слушать не только душу, но и тело.

Приведу простой пример из собственного опыта. Месяцев пять назад я в очередной раз составила для себя план действий, без которого я буду снова просто плыть по течению. Он включал в себя определенный ежедневный список литературы для прочтения, изучения, прослушивания аудиокниг и физические нагрузки в выходные дни. Каждый вечер планировался распорядок следующего дня. И первые три месяца все шло отлично. Потом я стала замечать, что никакой радости от выполнения ежедневного графика работ я не испытываю. Я могла читать книгу, а потом вдруг поймать себя на том, что совершенно не вникаю в смысл читаемого. Я перестала успевать, сын требовал все больше отдельного внимания, но я со свойственным мне упрямством продолжала идти напролом, не внося никаких корректив. Тогда все чаще во время тренировок стали проявляться болевые ощущения. Тело пыталось мне донести то, что я не хотела замечать сама. Пока в один прекрасный, именно прекрасный день, не подвернула ногу. Так мне пришлось на неделю полностью отказаться от физических нагрузок и потом еще некоторое время работать по облегченному графику. Так я наконец вынуждена была обратить внимание на то, что действую, не прислушиваясь к самой себе. Ноги — это то, чем мы движемся вперед. И если я повредила ногу, значит мне нужно остановиться или замедлить ход, произвести анализ и переоценку настоящей действительности. Это самая простая, поверхностная расшифровка вывиха ноги как соматического сигнала. Если разбираться глубже, то очень много других причин способствовало данному событию в моей жизни. Но мы сейчас говорим не обо мне. Мы говорим о том, что наше тело тоже говорит с нами, и его нужно слушать!

Итак, мы переходим к основной теме статьи — психосоматике и ее роли в изучении своего тела и своей души. Психосоматика (от греч. «psyche» душа и «soma» тело) — область междисциплинарных исследований (психология, медицина, физиология, философия и др.), направленных на изучение проблем взаимосвязи психики и сомы, души и тела. Еще до выделения психосоматики в отдельную отрасль, люди в обычной жизни находили примеры взаимосвязи этих двух составляющих: дискомфорт телесный приводил к угнетению душевного состояния, и, наоборот, определенная психологическая проблема со временем выливалась в физическую боль. Многие философы на протяжении веков рассуждали о взаимоотношениях души и тела. Безусловно, одним из духовных отцов становления психосоматического подхода следует считать Фридриха Ницше. Он создал философию, которая «исходит из тела и нуждается в нем, как в путеводной нити», говорил о «разуме тела», его «множественности с единым смыслом» [3,с.8]. Впервые термин «психосоматика» озвучил в 1818 году немецкий врач-психиатр Иоганн Христиан Гейнрот, который рассматривал многие соматические болезни как психогенно обусловленные. Основу психосоматического подхода составляет исследование характера взаимосвязи между психическими и соматическими изменениями. Большой вклад в развитие психосоматики внес Фрейд и его психоанализ. Он ввел понятие конверсии, под которой подразумевал символическое выражение психологического конфликта через различные соматические симптомы [1, с.159]. Франц Александер утверждал, что каждая форма соматического нарушения зависит от характеристик эмоционального статуса человека, те эмоции имеют решающее влияние на функции органов.

В современной психосоматике принято различать психосоматические реакции и психосоматические нарушения. Психосоматические реакции — это своего рода защитная реакция на различные эмоциональные переживания. Они непродолжительны и исчезают после разрешения конфликтной ситуации. Возникают в случае направленности негативной эмоции вовнутрь себя, невозможности или неумения выплеснуть ее наружу. Это, например, головокружение или покраснение при волнении, потеря аппетита при стрессовой ситуации, и т. п. Психосоматические нарушения являются более стойкими отклонениями, и подразделяются на 3 группы:

  1. Конверсионные синдромы имеют символическое значение и являются попыткой разрешения конфликтной ситуации. К ним можно отнести слепоту, глухоту, истерические параличи.
  2. Функциональные синдромы сопровождают эмоциональное напряжение. Это работа органов дыхания, сердечно-сосудистой и пищеварительной системы, двигательного аппарата.
  3. Психосоматозы — это остро выраженные реакции организма на хронические конфликтные ситуации. К ним относят бронхиальную астму, язвенную болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, неспецифический язвенный колит, тиреотоксикоз, гипертоническую болезнь, ревматоидный артрит и нейродермит. Это семь основных заболеваний, которые достаточно изучены и имеют психосоматическую причину возникновения.

На характер протекания психосоматических расстройств влияет множество факторов: наследственность, закономерности течения заболевания, ход индивидуального развития (рост, созревание, индивидуализация, формирование, обучение), возраст и пол, системные влияния (психотерапия и другие виды помощи), «случайные события» (жизненные события, факторы окружающей среды), факторы риска, защитные факторы самого пациента и его окружения. Под защитными факторами понимают влияния, способные задержать, смягчить или предотвратить проявление заболевания, причем их действие не обязательно сопровождается положительными или радостными переживаниями. Они могут различным образом взаимодействовать: «суммироваться, взаимно усиливаться, взаимоисключаться или дополнять друг друга» [4, с.41].

Итак, мы можем говорить о значимости такого явления, как язык тела. Каждый из нас наблюдал и испытывал определенные сигналы тела, но не каждый задумывался о природе их появления и значимости для человеческого организма. Ведь сложные психологические ситуации приводят к тяжелым формам соматических расстройств, которые не всегда удается полностью излечить. Поэтому раннее распознавание сигналов, которые подает нам наше тело, поможет лучше разобраться в самом себе и предупредить появление тяжелых психосоматозов. Здесь важно внутреннее желание научиться, познать самого себя, научиться не только слушать, но и слышать, и понимать то, о чем старается тебе рассказать твое собственное тело. И здесь, как и во всей психотерапии, требуется индивидуальный подход. Потому как каждый человек, несмотря на наличие определенного темперамента, характера и общей направленности, имеет свою историю, свою неповторимость — индивидуальность! Поэтому каждый человек должен распознавать знаки своего тела либо обратиться к тому, кто сможет это сделать. Найти скрытую причину психосоматических реакций и простых психосоматических нарушений способен каждый, кто хочет узнать себя. Сейчас достаточно теоретических источников и интернет- ресурсов, связанных с проблемой любого соматического нарушения, нужно лишь правильно его интерпретировать с учетом индивидуальных особенностей. Ваше тело — словно сторонний наблюдатель, опершийся об изгородь, который решает, что так делать не годится. [5, с.117] Нужно только прислушаться к нему. Как же это сделать правильно?

При постановке психосоматического диагноза в распоряжении психотерапевта имеются две основные методики: диагностическая беседа и психологическое тестирование. Диагностическая беседа дает возможность собрать психосоматический анамнез, чтобы привести неосмысленные пациентом соматические симптомы в понятную смысловую связь с внешней и внутренней историей его жизни [3, с.25]. Тестирование направлено на определение психических свойств личности (темперамент, характер и т. п.). Таким образом, любой желающий разобраться в своих соматических нарушениях должен уметь вести честный диалог с самим собой. При фиксации любого физического дискомфорта необходимо отметить в первую очередь время проявления данного нарушения и собственные действия (мысли, либо поступки), которые в данный момент времени были в приоритете, и определить, есть ли между ними связь. Наличие связи говорит о том, что причина соматического дискомфорта найдена, нужно только ее проработать. Многие спросят: а зачем мне это нужно? Действительно, зачем? Дело в том, что любая соматическая реакция возникает в ответ на переживания, и в своем большинстве отрицательные, которые человек не может выплеснуть, либо сублимировать. Подавление эмоций приводит к появлению эмоционального напряжения, которое, в свою очередь, может блокировать моторные и вегетативные функции. Постоянное напряжение, неумение его снимать может привести к стрессу и хроническим нарушениям сердечно-сосудистой системы и внутренних органов. Сложные психосоматические нарушения и болезни с трудом поддаются самоизлечению и предполагают обращение к профессиональным психотерапевтам.

Жизнь — это постоянное движение, развитие, обретение мудрости. Особенности современной жизни часто предполагают появление таких негативных эмоций, как страх, беспокойство и тревога, злость и даже агрессия — все то, что может разрушительно воздействовать на наш организм. Поэтому очень важно следить за своим эмоциональным состоянием, бережно относиться к своей психике и прислушиваться к реакциям своего тела. «Болезнь учит человека любить себя в бесконечном течении жизни» [5, с. 399]. Мы редко задумываемся об этом сами, пока серьезное событие (а часто именно болезнь таковым и становится) не заставит нас остановиться, задуматься и наконец-то начать действительно жить.

Любите и слушайте сейчас свое тело и душу, только тогда вы сможете понять, что для вас действительно важно и необходимо.

Литература:

  1. Петрова Н. Н. Психология для медицинских специальностей. — М.: Издательский центр «Академия», 2008.
  2. Шустов Д. И., Шустова С. А. Классические концепции психосоматической медицины. — Рязанский медико-биологический вестник имена академика И. П. Павлова, № 3, 2006.
  3. Основы психосоматики/ сост. к.С. Карташова. — Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2012.
  4. Кулаков С. А. Основы психосоматики. — СПб.: Речь, 2003.
  5. Виилма Л. Справочник жизни. — Рига: Издательство АПЛИС, 2004.
Основные термины (генерируются автоматически): тело, диагностическая беседа, душ, конфликтная ситуация, нарушение, психосоматический подход, соматическое нарушение, том, физический дискомфорт, эмоциональное напряжение.


Задать вопрос